В деле о подрыве поезда «Невский экспресс» появились подозреваемые
Следствие рассматривает несколько версий теракта…
К вечеру вторника, 14 августа, правоохранительные органы заявили о том, что в деле о подрыве поезда N 166 «Невский экспресс» на Октябрьской железной дороге, возбужденном по ст. 205 УК РФ (терроризм), появились подозреваемые. Сначала об одном подозреваемом заявил руководитель Следственного комитета при Генпрокуратуре, замгенпрокурора Александр Бастрыкин. Впрочем, сообщить подробности он отказался. О мотивах преступления он говорить также не стал, сославшись на то, что делать это пока рано, передает «Газета.Ru».
Чуть позже в пресс-службе Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте заявили, что уже составлены фотороботы двоих подозреваемых по этому делу — и они «уже распространяются по всем заинтересованным службам», сообщает РИА Новости. Впрочем, в самой Северо-Западной транспортной прокуратуре (СЗТП), которая ведет следствие, журналистам сообщили, что в настоящее время не располагают фотороботом подозреваемых.
Скорость экспресса в момент аварии составляла примерно 180 км/ч, и тяжелый локомотив, миновав развороченные взрывом пути, по инерции протащил за собой 13 вагонов через 6-метровый мостик над речкой. «Расчет преступников был не на энергию взрыва, а на огромную кинетическую энергию мчащегося состава», — заявил руководитель Московского научно-технического центра по взрывоопасности академик Адольф Мишуев.
По его словам, «не исключено, что нажатие кнопки, приводящей устройство в действие, произошло с запозданием». Как пояснил Мишуев, по всем расчетам, если бы взрывное устройство сработало перед локомотивом, последствия крушения были бы куда более серьезными.
«Подрыв произошел не перед локомотивом, как рассчитывалось, а в его середине», — сказал Мишуев. В результате тяжелый локомотив вытянул хвост состава через развороченные пути и успел проскочить мост. А если бы первым сошел с рельсов локомотив, как рассчитывали преступники, он бы утащил за собой весь состав в овраг.
Что касается причин теракта, то версий, как было объявлено еще в первой половине дня, рассматривается сразу несколько, включая индивидуальный террор. Следствие не исключает, что теракт мог быть направлен против конкретных пассажиров поезда, также рассматривается версия о том, что к теракту причастны радикальные организации, сообщает «Интерфакс». Разрабатывается и возможный «кавказский след», однако, по словам оперативников, эта версия не стоит в числе лидирующих.
В течение дня некоторые государственные деятели высказали мысль, что теракт может быть связан с проходящей в Ингушетии специальной комплексной профилактической операцией (СКПО). Однако последнюю версию тут же опровергли в «Чеченском комитете национального спасения». «Когда в России что-то происходило, в этом всегда видели чеченский след — а сейчас начали приплетать и Ингушетию, — заявил журналистам руководитель регионального общественного движения Руслан Бадалов — Я боюсь, что все эти заявления об ингушском следе в подрыве поезда могут послужить мотивом для начала выполнения каких-либо „спецзадач“ на территории Ингушетии».
К настоящему моменту движение по разрушенному пути остановлено. В РЖД пообещали, что поезда начнут ходить в обычном режиме не более чем через сутки. Русская линия