В районе затопленного большевиками Леушинского монастыря прошло традиционное девятое по счету Леушинское стояние…
С 6 по 7 июля в районе затопленного большевиками Леушинского монастыря прошло традиционное, уже девятое по счету, Леушинское стояние. В отличие от предыдущих стояний, которые происходили в селение Мякса близ Череповца, в этом году оно приобрело широкий размах и происходило также в Ярославской епархии в селении Брейтово, сообщил нам настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов. В Мяксе стояние возглавил архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Стояние в Брейтово, на берегу Рыбинского водохранилища, состоялось по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла.
В рамках Леушинского стояния в праздник Рождества Иоанна Предтечи в Мяксе прошло Всенощное бдение, а также была отслужена панихида в память о затопленном Леушинском монастыре и всех затопленных святынях, покоящихся под водами Рыбинского водохранилища. Затем архиепископ Максимилиан с многочисленным духовенством совершил Крестный ход от строящегося храма в сторону мыса, на котором возвышается Поклонный крест, установленный в 1999 году. «У этого креста в свое время и начинались Леушинские стояния», — отметил отец Геннадий. Здесь с 23 часов до 3 часов ночи шел чин неусыпающего акафиста по подобию того, который когда-то существовал в самом Леушинском монастыре. Его возглавил священник Владимир Беляев.
В Брейтово, где построена часовня Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» на берегу водохранилища, служение Всенощного бдения в праздник Рождества Иоанна Предтечи совершалось прямо под открытым небом в сослужении пяти священников Вологодской, Санкт-Петербургской и Тверской епархий. Возглавлял богослужение настоятель храма в Брейтово протоирей Анатолий Денисов. В 23 часа в Брейтово также начался чин неусыпающего акафиста. Перед этим был освящен большой крест в ознаменование начала традиций Леушинских стояний в селении Брейтово. Крест был изготовлен в Санкт-Петербурге. На нем укреплен образ Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» — Леушинскй иконы Божией Матери, которая стала символом затопленной Руси, образом, явившимся из русского фольклора, образом града Китежа.
Чтение акафистов проходило синхронно и в Мяксе и в Брейтово. Перед началом службы батюшки созвонились и одновременно дали возглас; таким образом, акафисты читались параллельно. «Так что два берега Рыбинского водохранилища стали как бы двумя клиросами. Разделенные расстоянием около 70 километров по воде, они были едины в молитве. Это единство чувствовали все богомольцы», — отметил отец Геннадий.
На другой день, 7 июля, торжества, посвященные памяти затопленных святынь огромного региона, продолжились в Весьегонске. Это город тверской епархии, также стоящий на берегу Рыбинского водохранилища, от которого осталось почти одно название, потому что вся историческая часть ушла под воду, и только две окраинные улицы остались от исторического Весьегонска. В этом городе 7 июля по благословению архиепископа Тверского и Кашинского был также установлен Поклонный крест и освящена икона Леушинской Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Таким образом, Весьегонск стал еще одним местом памяти затопленной Руси. Впервые по городу прошел Крестный ход в сторону Поклонного креста. Его освящение возглавил протоиерей Анатолий Симора — настоятель Иоанно-Предтеченского храма в Весьегонске. На мероприятии присутствовали официальные лица, почетные гости, богомольцы из Петербурга и Москвы.
Отец Геннадий сообщил, что в настоящее время на берегах Рыбинского водохранилища установлены четыре креста: в Мяксе, в Брейтово, в Весьегонске и близ затопленной Югской пустыни недалеко от Рыбинска. «В плане они сами образуют крест, и, таким образом, как бы четырьмя крестами удалось перекрестить Рыбинское водохранилище», — отметил священник. Он подчеркнул, что смысл стояния — напомнить о затопленных святынях. Хотя они уничтожены физически, но духовно для русских православных людей они продолжают существовать. «Смысл стояния в свидетельстве нашей православной веры, верности Святой Руси, а также в надежде на исполнение видений игуменьи Таисии, согласно которым, воды в водохранилище все-таки должны быть спущены, хотя бы частично. И тогда явятся эти святыни — Леушинский монастырь, Югская пустынь, Афанасьевский Мологский монастырь», — отметил батюшка.
В Брейтово перед началом акафиста был дан небольшой концерт — вечер памяти. На нем выступили протоирей Геннадий Ульянич, певица Фотина Никольская, а также состоялась презентация альбома «Молога. Земля и люди». Его представил один из авторов — Виктор Ерохин — заместитель директора музея-заповедника в городе Углич. Также выступили протоиерей Геннадий Беловолов, протоиерей Анатолий Денисов, глава администрации селения Брейтово. На мероприятии присутствовали переселенцы с затопленных территорий, в частности, женщина, которая родилась в Мологе; это был фактически «живой голос Мологи». Был на этом стоянии и Николай Алексеев — директор музея Мологи (музея затопленных территорий) в Рыбинске, который спустя два дня, 9 июля, преставился о Господе. Сегодня близ Рыбинска проходят его похороны. Он известен как создатель первого музея в России, посвященного затопленным территориям. «Н.Алексеев прожил подвижническую жизнь и был настоящим праведником, печальником затопленной земли», — отметил отец Геннадий.
«В настоящее время Леушинские стояния стали масштабным духовным событием, новой необычной традицией современной православной России. Это память, боль об утраченных святынях. Люди, приходящие на берег водохранилища, очами веры, очами своего сердца видят эти святыни и свидетельствуют о них», — отметил священник. В следующем году должно состояться юбилейное десятое Леушинское стояние. «Сейчас уже назрела необходимость создать межепархиальный комитет или межепархиальный совет по проведению ежегодных Леушинских стояний», — заключил отец Геннадий. Русская линия
«Это память, боль об утраченных святынях» В районе затопленного большевиками Леушинского монастыря прошло традиционное девятое по счету Леушинское стояние...