Дискуссия о необходимости введения «Основ православной культуры» продолжается
В Москве прошел круглый стол «Школа в условиях свободы вероисповедания»…
31 мая в Российском государственном гуманитарном университете в Москве прошел круглый стол «Школа в условиях свободы вероисповедания». Дискуссия представителей традиционных религий России, ученых, политиков и юристов о том, насколько правомерно и необходимо вводить в российских школах предмет «Основы православной культуры» (ОПК), уже в самом начале достигла своего апогея, сообщает Благовест-инфо.
Большой интерес у участников мероприятия вызвал доклад заместителя председателя ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина, который подчеркнул необходимость преподавания предмета «Основ православной культуры» в российских школах. Ссылаясь на опыт западных стран, в которых подобные предметы преподаются достаточно успешно, отец Всеволод отметил, что международный закон закрепляет за каждым человеком право получать то образование, которое он хочет. Однако, как подчеркнул священник, в России нормы международного закона не очень уважают, а потому можно с уверенностью констатировать ущемление прав тех, кто хочет знать все о своей Родине.
«Странно слышать, — отметил заместитель главы ОВЦС, — что учителя-новаторы утверждают, будто бы они лучше родителей знают, какое образование должны получать дети в школе, и определяют мировоззрение ребенка. Подобный подход преступен и имеет в своей основе убеждения политических и идеологических пенсионеров, которые в 80-е — 90-е годы прошлого века пытались взять под контроль школу и проводить через нее свою идеологию утопической реформации общества, влияния на личность, контроль индивида». «Сегодня в школе наблюдается диктат материализма, и для верующих семей это настоящее испытание», — подчеркнул священнослужитель.
Во многих регионах, где уже внедрены факультативы по православной культуре, никаких массовых межрелигиозных конфликтов не последовало. «Я знаю, что духовно-нравственный уровень тех детей, которые посещают этот предмет, стал намного лучше и выше, чем тех, кто отказался от изучения основ православия», — сказал отец Всеволод, предложив в обязательном порядке внедрить в школьное образование изучение тех религий, которые больше всего распространенны в том или ином регионе — не только основы православной культуры, но и исламской и даже буддийской. При этом, подчеркнул представитель РПЦ, должен твердо соблюдаться принцип добровольности, а также необходима альтернатива не только для верующих разных религий, но даже для неверующих вовсе.
Вслед за этим слово взял ответственный секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений Андрей Себенцов, который заявил, что в России образование светское, а потому «сосредотачиваться на какой-то одной из религий представляется неверным, ибо сосредоточение на одной религии может отторгнуть интерес к другим». «Как только в школе прозвучит слово «грех», можно распрощаться со светским образованием. Грех — это понятие религиозно-оценочное, которое недопустимо в светских заведениях, — уверен чиновник. «Возможно, государство и не против внедрения в сознание граждан понятия греховности, но сам этот термин, на мой взгляд, необходимо выверить с позиций различных религиозных систем и унифицировать, соотнеся его также с нормами государства», — заявил Себенцов, не уточнив при этом, о каких нормах все же идет речь — об атеистических, сугубо «безрелигиозных», как это было в СССР, или каких-либо еще.
С еще более жесткой позицией в отношении введения ОПК выступил руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в России Михаил Одинцов. «Мы не должны ссылаться на опыт европейских стран. Тот идеал образования, который был представлен священнослужителем, уже существовал в России и не получил широкой поддержки в обществе», — заявил чиновник. В ответ на это высказывание о. Всеволод резонно заметил, что выступление Одинцова — это откровенная проповедь квазирелигии, частного мировоззрения, в котором нет никакой заботы о воспитании подрастающего поколения. В свою очередь, Игорь Метлик, главный научный сотрудник государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования, заявил, что как отец очень хотел бы, чтобы его дети изучали подобный предмет и познавали историю и духовные традиции России. Этого, по мнению ученого, как раз сегодня не хватает современной молодежи.
С докладами «за» и «против» введения в школьный курс ОПК также выступили генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, приведший в пример опыт западных стран в преподавании подобных дисциплин; профессор, доктор философских наук Анатолий Красиков, задавшийся вопросом о том, кто должен преподавать в школе этот предмет; директор Института государственно-конфессиональных отношений и права Игорь Понкин, попытавшийся на юридическом уровне обосновать необходимость введения ОПК в школьную сетку часов и другие. Выступавшие не приняли какого-либо общего решения и сошлись во мнении, что вопрос еще предстоит тщательно изучать как на законодательном, так и на общественно-социальном уровнях. Русская линия
Дискуссия о необходимости введения «Основ православной культуры» продолжается В Москве прошел круглый стол «Школа в условиях свободы вероисповедания»...