Госстандарт образования изменяют, а кто будет воспитывать детей?
Минобразования решило отказаться от воспитательных целей образования…
Для внесения в Государственную Думу подготовлен правительственный законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта). Его рассмотрение предполагается осенью, но с учетом готовности документа, он может быть рассмотрен и в ближайшее время. Законопроектом предлагается изменить понятие «государственный образовательный стандарт» и изменить его структуру. Согласно проекту, федеральные государственные образовательные стандарты будут представлять собой совокупность требований к 1) структуре основных образовательных программ; 2) условиям реализации основных образовательных программ; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Однако в данном законопроекте нет места вопросу воспитания — одной из задач образования, сообщает сайт некоммерческого партнерства «Родительский комитет».
«По смыслу предлагаемых законопроектом изменений требования стандартов нацелены на процесс обучения, — отмечает в своем комментарии председатель Правления Некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет», адвокат Лариса Павлова. — Как известно, образование это не только процесс обучения, но и воспитания. Непосредственные цели воспитания конкретного ребёнка ставят родители, а не школа или государство. Государство может установить что-то в самом общем виде. Ценности воспитания государство и школа определять не могут с учетом идеологического многообразия, установленного Конституцией России. В настоящее время эти ценности (теоретически) могут быть определены в школе в рамках национально-регионального компонента или компонента образовательного учреждения. То есть на месте, в каждой конкретной школе, исходя из контингента учащихся и убеждений их родителей. Предлагаемый законопроект существующий ныне механизм воспитания, реализуемый через региональный компонент (патриотическое воспитание, краеведение, Основы православной культуры), хотя и очень несовершенный, но не плохо работающий сегодня, отменяет. Но взамен не предлагается иного механизма, регулирующего вопросы воспитания, вопросы учета в процессе обучения и воспитания религиозных и философских убеждений родителей и учащихся».
«То есть, — отмечает эксперт, — согласно законопроекту, ребёнок на выходе из школы должен определённым образом читать, считать, бегать (ещё что-то уметь), но его нравственное и духовное развитие (на которое он имеет право), которое определяют его родители, остаются вне требований стандарта и вне системы образования». При этом, замечает Л. Павлова, «ходят разговоры, что законопроект был задуман прицельно против предмета Основы православной культуры». Русская линия