Сегодня мы вспоминаем воцарение Императора Константина Великого, преподобных Макария Унженского и Христофора Сольвычегодского, поэта А.А.Блока, а также генерала А.И.Деникина…
25 июля 306 года в городе Эборакум (ныне Йорк, Англия) римские легионы, сражавшиеся в Британии, провозгласили Флавия Валерия Константина своим Императором. Однако в глазах официальных правителей Римской Империи Галерия и Максимина Дазы, которым только что передал власть палач и гонитель Церкви Диоклетиан, Константин был мятежником и «революционером». Воцарившись в Эборакуме, Константин бросил вызов языческим тиранам, обрушившим кровавое гонение на христиан и ввергнувшим Империи в жесточайший духовный, политический и экономический кризис. За первые три года своего правления Константин сумел показать своим недоброжелателям, что они имеют дело с выдающимся полководцем. Быстро утвердив свою властью над Галлией, он одержал несколько блестящих побед на германскими племенами, после был назван римлянами «Германикусом». Еще через три года, в 312 году, он совершит молниеносный поход на Рим и сокрушит узурпатора Максенция. После чего другой языческий правитель, Лициний, будет вынужден подписать вместе с Константином Миланский эдикт, защищавший христиан от преследований, а Диоклетиан, опасаясь казни, покончит с собой. Затем и Лициний дважды будет начинать войну против Константина, и оба раза будет разгромлен. К 323 году Константин Великий станет единственным правителем Рима, и гонения на христиан прекратятся на всей территории Римской Державы. Таким образом, путь Константина к власти займет семнадцать лет (по удивительному совпадению, именно таким был срок службы легионера в римской армии). Сегодня мы можем лишь предполагать, каким был внутренний мир Императора в тот момент, когда этот путь только начинался. Ученые спорят о том, сколько ему тогда было лет (по, традиционной версии — тридцать три или тридцать четыре года, по новой, общепринятой среди современных историков — всего лишь двадцать один), каким было его отношение к христианству и язычеству (одни считают, что подобно своему отцу Констанцию Хлору Константин был в ту пору монотеистом «философского» склада, рассматривавшим библейское учение как один из возможных вариантов единобожия, другие стремятся доказать, что уже к этому моменту Император был убежденным приверженцем христианства и само видение Креста посетило его не в 312 году перед битвой за Рим, а гораздо раньше, во время пребывания в Британии), какие цели он ставил перед собой. Однако сейчас, по прошествии семнадцати веков, несомненно ясно одно: процесс возникновения новой, Христианской Империи начался именно тогда, когда в 306-м году Константин облачился в порфиру и принял цесарскую власть.
Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители. Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями. Вскоре смиренный Макарий удалился на берег реки Волги и подвизался здесь в пещере близ озера Желтые воды. Здесь он твердым воздержанием и терпением преодолевал брань врага спасения. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил для них обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать Православие окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере, получившем название святого. В 1439 г. казанские татары разорили обитель, а преподобного Макария взяли в плен. Но из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан, взяв с него, однако, слово не селиться при Желтом озере. Преподобный Макарий отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и основал новую обитель. На пятом году своей жизни в Унже преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет. После кончины преподобного многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие. В 1522 г. татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в Унже. В 1532 г. молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это установила комиссия, посланная Патриархом Филаретом 24 июня 1619 г.
О преподобном Христофоре, память которого мы сегодня совершаем, известно немного. Не дошло до нас никаких сведений о том, откуда он был родом, какого звания и в каком возрасте пришел в монастырь. Известно лишь, что несмотря на то, что в Сольвычегодске в это время существовал мужской монастырь в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобный Христофор, ища в монашестве не покоя и довольства, а лишений, трудов и подвигов, предпочел жизни в этой благоустроенной городской обители полное скорбей пустынное житие. Постриг над ним совершил преподобный Лонгин, которому пришлись по душе пламенная вера и мужество Христофора. Он сделал Христофора своим учеником, стараясь передать ему все опыты и наблюдения своей долголетней подвижнической жизни. Со временем, приобретя значительный опыт монашеского делания преподобный Христофор решил покинуть стены Коряжемского монастыря, начав отшельническую жизнь. Обосновавшись в пустыни в 20 верстах южнее монастыря среди лесной чащи, он сам выстроил себе келью и часовню, куда поместил данный ему в благословение образ Божией Матери «Одигитрии» («Путеводительницы»). Перед этой иконой он проводил в молитве дни и ночи. Этот образ Царицы Небесной впоследствии прославился чудотворениями. Молясь перед ним, выздоравливали даже неизлечимо больные люди. Но через некоторое время «пустынное уединение» преподобного Христофора было нарушено. Узнав о подвижнике, одиноко живущем среди леса, к нему стали приходить люди, которые, как и он сам когда-то, желали посвятить свою жизнь служению Богу. Вскоре из них образовалась монашеская братия, а затем и настоящий монастырь. Множество чудес, совершавшихся в этой обители от чудотворной иконы Богородицы, сделали монастырь, основанный преподобным Христофором, известным в Москве. В связи с этим преподобному Христофору пришлось побывать при дворе Царя Иоанна Грозного, вызвавшего монаха с просьбой привести для больной Царицы Анастасии воды из монастырского источника. Выпив привезенную воду, Царица «получила облегчение от своей болезни», а Царь на радостях пожертвовал преподобному Христофору большую сумму денег на монастырское строительство. Завершив строительство монастыря, в 1572 г. преподобный Христофор тайно покинул основанную им обитель и уединился в неизвестное место. Предполагают, что преставился он около 1572−1582 гг.
В этот же день 1921 года скончался великий русский поэт Александр Александрович Блок.
Он родился 16 ноября 1880 г. Его отец — профессор Варшавского университета Александр Львович Блок (1852−1910) — принимал участие в патриотическом движении и был действительным членом Русского окраинного общества. С трех лет из-за развода родителей, жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции. Сочинять Блок начал уже в пять лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стала нормой его жизни.
В 1903 г. Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского ученого Д.И.Менделеева и в том же году вышел первый сборник поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые ми новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.
Первый сборник поэм Блока «Стихи о прекрасной даме» (1904), представляли собой платонический идеализм поэта, а в следующих поэтических сборниках Блока, «Город» (1908), и «Снежная маска» (1907), автор сконцентрировался на религиозной теме. Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном «Возмездии», 1910 — 1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 г., возлагая большие надежды на новую власть, но довольно быстро наступило и разочарование в большевиках. Известна идейная характеристика Блока, которую дала близко знавшая поэта З. Гиппиус: «Ведь если на Блока наклеивать ярлык (а все ярлыки от него отставали), то все же ни с каким другим, кроме „черносотенного“, к нему и подойти было нельзя». Блок продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы «Родина» и «Скифы». Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма «Двенадцать» (1920), названная митрополитом Питиримом (Нечаевым) «русским Апокалипсисом».
Скончался Александр Блок 7 августа 1921 г. в Петрограде, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти. Известно также, что поэт принес посмертную исповедь, а оптинский прозорливый старец Нектарий по кончине поэта сказал: «Передайте его матери, пусть она будет благонадежна. Александр в раю».
Сегодня также день памяти одного из лидеров Белого движения генерала Антона Ивановича Деникина, скончавшегося в 1947 году.
Он родился в 1872 г. в бедной семье отставного майора, в прошлом крепостного крестьянина. Окончив Киевское пехотное юнкерское училище и Академию Генштаба, Деникин был произведен в капитаны. Во время Русско-японской войны Деникин проявил отличные качества боевого офицера, дослужившись до звания полковника, и был награжден двумя орденами. Первую мировую войну он встретил в звании генерал-майора. В годы войны с немцами Деникин командовал бригадой, затем дивизией. Доблесть Деникина, проявленная в боях, высшие награды (два Георгиевских креста, Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами) вскоре сделали его известным и популярным генералом.
По своим политическим взглядам, Деникин был умеренным либералом и сторонником конституционной монархии. Но в отличие от генералов Рузского, Алексеева и Корнилова, он не принимал участие в антимонархическом заговоре генералов.
После Февральской революции 1917 г. Деникин был назначен помощником начальника штаба при Верховном главнокомандующем, командовал Западным, потом Юго-Западным фронтом. Стремясь сдержать развал Империи, он требовал введения смертной казни не только на фронте, но и в тылу, поддержал Корниловский мятеж (за что был арестован). После бегства из Быховской тюрьмы Деникин, как и другие генералы, бежал на Дон, где принял активное участие в формировании Добровольческой армии.
После гибели Л.Г.Корнилова в 1918 г. Деникин занял пост Главнокомандующего вооруженными силами Юга России, фактически возглавив Белое движение в этом регионе. Имея 85-тысячную армию весной 1919 г. двинул Добровольческую армию в наступление, имея конечной целью взятие Москвы. Ему удалось занять Донбасс, выйти на стратегически важный рубеж: Царицын, Харьков, Полтава, взять Орел и практически подойти к Туле. Но оставшиеся до Москвы 200 верст Деникин преодолеть не смог. Армия Деникина, неся большие потери, вынуждена была отступать. Сдав командование армией барону П.Н.Врангелю, в 1920 г. Деникин на английском миноносце покинул Россию.
После эмиграции генерал проживал в Англии, Бельгии, Франции и США. Отказавшись от вооруженной борьбы с большевиками, Деникин написал 5-томное воспоминание-исследование «Очерки русской смуты», крупное военно-историческое исследование «Старая армия», работал над книгами «Путь русского офицера» и «Вторая мировая война. Россия и зарубежье», которые не успел завершить.
После нападения гитлеровской Германии на СССР, Деникин призвал эмиграцию к поддержке Красной армии (называя Гитлера «злейшим врагом России»), которую, как он полагал, после разгрома внешнего врага можно будет использовать для свержения коммунистической власти.
7 августа 1947 г., на 75-м году жизни, Деникин скончался от повторного сердечного приступа в госпитале Мичиганского университета (г. Анн Арбор). Последние его слова, обращенные к супруге Ксении Васильевне, были: «Вот, не увижу, как Россия спасется». Прах белого генерала 3 октября 2005 г. был перезахоронен в некрополе Донского монастыря.
Русская линия
Этот день в Русской истории Сегодня мы вспоминаем воцарение Императора Константина Великого, преподобных Макария Унженского и Христофора Сольвычегодского, поэта А.А.Блока, а также генерала А.И.Деникина...