Финляндия и Эстония обвиняют ВВС России в нарушении воздушного пространства
Накануне визита премьер-министра Финляндии Матти Ванханена в Россию, который запланирован на начало июня, в Хельсинки разразился скандал, способный осложнить отношения двух стран, сообщают сегодняшние «Новые Известия». В конце минувшей недели М. Ванханен потребовал от Москвы объяснений по поводу регулярных нарушений российскими военными самолетами воздушного пространства его страны. Финские СМИ насчитали по крайней мере 15 подобных эпизодов за полгода. Последнее вторжение произошло всего неделю назад. Правительство поначалу пыталось разрешить кризис дипломатическими методами. С требованием объясниться в МИД был вызван российский посол Владимир Гринин. Однако финская сторона отказалась признать предложенную ей версию об «ошибках». По ее мнению, российские самолеты могли «заблудиться» лишь 1−2 раза, но 15 нарушений границы за полгода говорят о сознательных действиях. Страсти попытался утихомирить глава пресс-службы российских ВВС Александр Дробышевский. Он заявил, что российские военные самолеты не вторгались в воздушное пространство над Аландскими островами. В доказательство Москва готова предоставить финнам по их требованию все полетные данные за необходимый период. Но заявление Дробышевского лишь подлило масла в огонь. «Это недопонимание. Речь идет о вторжениях не над Аландскими островами, а совсем в другом районе», — не скрывая раздражения, подчеркнул финский премьер М.Ванханен. При этом он не захотел чрезмерно драматизировать ситуацию, выразив надежду на получение приемлемого объяснения российской стороны еще до своего визита в Москву. Финны утверждают, что в их воздушное пространство вторгались транспортные самолеты Ту-134 ВВС России и разведывательные «антоновы», шедшие из Петербурга в Калининград, которые в 15 случаях они пересекли территорию Финляндии в районе между Ханко и Порвоо, удлиняя свой маршрут. Этот факт, по мнению финских военных, опровергает версию о желании российских летчиков сэкономить горючее, срезав дистанцию за счет нарушения границы. «Использование российскими ВВС невооруженных „туполевых“ и „антоновых“ составляет часть тактики, — убежден старший преподаватель стратегии высшего военного училища в Хельсинки подполковник Мика Керттунен, — это избавляет русских от излишне сильной реакции финской стороны». Напомним, что подобные обвинения в сторону России звучали и со стороны Эстонии в конце апреля текущего года. Тогда в главном штабе Сил обороны Эстонии утверждали, что 23 апреля самолет ВВС России Ан-26, направлявшийся в сторону Калининграда без разрешения вошел в воздушное пространство Эстонии близ острова Вайндлоо, углубился в него более чем на одну морскую милю и вышел из него менее чем через минуту. В главном штабе Сил обороны Эстонии также утверждают, что это не первое подобное нарушение. Но начальник пресс-службы ВВС России полковник А. Дробышевский заявил о том, что российские самолеты выполняли полет строго по намеченному коридору под объективным постоянным контролем и не нарушал воздушного пространства Эстонии. Между тем российские военные также заявляют об активизации иностранных самолетов-разведчиков. Особенно это происходит на южных рубежах России, заявил в начале мая командующий Ростовском объединением ВВС и ПВО генерал-лейтенант Владимир Горбась. Такие «поползновения» есть и со стороны Турции, отметил он, рассказав о появлении в нейтральных водах без уведомления самолета-разведчика ВВС НАТО типа «Орион». Приблизившись к российской границе на 10 километров, этот самолет резко изменил курс и ушел только после взлета перехватчика, сообщил командующий. РБК / Русская линия