В последние месяцы Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви стал объектом настойчивых и жестоких нападок со стороны тех, кто именуют себя ревнителями и защитниками Высокопреосвященного Митрополита Виталия от так называемых? синодальных притязаний". Они неустанно повторяют, будто бы Архиерейский Синод? стремится завладеть личным имуществом и деньгами Митрополита Виталия, которые он отложил себе на старость". Прискорбная недобросовестность таковых обвинений должна быть, по видимости, ясна всем воцерковленным рабам Божиим. Ведь если допустить, что пребывающий на покое Митрополит Виталий? отложил" для себя записанное на его имя достояние Церковное, пожертвованное в свое время благочестивыми людьми, то, стало быть, его лжезащитники обвиняют старца-архиерея в тяжелейшем преступлении. Более того, согласно Святым Канонам, в случае, если Епископ, пребывая на месте своего служения, стяжал какое-либо денежное достояние или имение, он непременно должен отдать его Церкви. В противном случае он будет причислен к похитителям Церковного имущества. Можно допустить, что глаголемые ревнители не тверды в Святых Канонах, но немыслимо и представить, чтобы их не знал Митрополит Виталий. Когда на имя его, по обстоятельствам тогдашнего времени, записывались пожертвования и наследства, предназначенные щедрыми боголюбцами, приснопамятными чадами церковными единственно на нужды Русской Православной Церкви Заграницей, Владыка Виталий, разумеется, и помыслить не мог, что это, переданное ему на хранение достояние церковное, он? отложит себе на старость". Правда, старательно скрываемая от неосведомленных и недоумевающих людей состоит в том, что тяжкие немощи, которыми страждет старец-Митрополит, к несчастью лишают его возможности действовать вполне самостоятельно. Этим и воспользовались одержимые гордыней, утратившие способность правомыслия, прельщенные честолюбцы. Мы, впрочем, уповаем, что они не ведают, что творят, ибо их безумными деяниями, в свою очередь, незримо для них управляют подлинные враги Господни, хладнокровно ввергающие нашу Церковь в бездну раскола, надеясь окончательно поразить пастырей и рассеять овец стада Христова. Архиерейский Синод уже дважды высказывал свое отношение к прискорбным событиям, имевшим место 9/22 ноября в Мансонвилле, признав всякое насилие в отношении Митрополита Виталия недопустимым. Синод также постановил временно разделить Канадскую Епархию на две части: Восточную и Западную. О Западной имеет попечение Преосвященный Епископ Кирилл Западно-Американский и Сан-Францисский, а опека Восточной части поручается Преосвященному Епископу Гавриилу Манхэттенскому. Но станем следовать древнему правилу: ?Да будет выслушана и другая сторона". Надо учитывать, что происходившее в тот день во многом могло оказаться и результатом провокации злонамеренных лиц. Вот что говорилось об этом в тогдашнем извещении из Канцелярии Канадской Епархии (приводим в извлечениях): ?Уже у самого входа [в монастырь] всячески мешали Владыке Михаилу подойти к Митрополиту. Ему все же удалось это сделать, и Митрополит согласился на высказанное пожелание о беседе наедине. Они намеревались отправиться в покои Митрополита. Но этому воспрепятствовали о. Владимир (Целищев), просивший Митрополита благословить его пойти с ним вместе, Сергей Агу с видеокамерой и о. Сергий (Киндяков). Поэтому часть беседы в покоях Митрополита проходила в присутствии этих лиц. Лишь около пятнадцати минут с ним оставались [наедине] Владыка Михаил и о. Павел Ивашевич. В ходе беседы с Владыкой Митрополитом, отвечая на поставленный им вопрос что происходит, Еп. Михаил сообщил, что вопреки собственным заявлениям Митрополита о пребывании его на покое, окружение Владыки Виталия поставило его во главе некоей параллельной структуры церкви в изгнании. Все это создало раскол и смуту. Епископ Михаил также предложил Владыке Митрополиту поехать с ним в Синод, куда они сейчас и могли бы отправиться. Митрополит дал на это свое согласие. Он надел скуфью и, с помощью присутствующих, куртку о. Павла Ивашевича. Но как только Владыка Митрополит, Владыка Михаил и о. Павел Ивашевич вышли из комнат, на них буквально набросилась толпа. Толкали и Митрополита, который, споткнувшись, упал. У автомобиля страсти достигли своего апогея, и Владыке Михаилу был нанесен сильный удар в лицо, в результате чего был поврежден глаз. Тем не менее, им удалось сесть в машину вместе с Митрополитом. В этот момент прибыла полиция и не позволила прибывшим выехать. Переговоры заняли около часа. Затем было получено извещение, что в суд была подана апелляция противной стороны, которая принята к рассмотрению". Публикуя нынешнее свое заявление, Архиерейский Синод ни в коей мере не желает длить распри, но вновь и вновь зовет всех опомниться и обратиться ко Господу словами Псалмопевца: ?Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду". Дабы предотвратить расхищение вверенного ему Святыми Канонами Церковного имущества, Архиерейский Синод был вынужден, против своего желания, обратиться к гражданским властям. Это не означает, что мы вмешиваем их во внутрицерковные тяжбы, поскольку упомянутые лжеревнители сами, во всеуслышание объявили об своем отходе от нашей Церкви. Мы также со всей решительностью отвергаем обвинения в том, что, якобы, ?Синод судит Митрополита Виталия". Не так, братия и сестры. Пытаясь защитить достояние церковное, всей нашей Церкви равно принадлежащее, предназначенное только на устроение церковной жизни, мы тем самым надеемся и уберечь возлюбленного нашего старца-Митрополита от сопричтения к расхитителям этого достояния. Как уж множество раз повторялось, мы были бы счастливы принять Владыку Виталия в Соединенных Штатах. Все, что в человеческих силах, будет нами сделано, дабы обеспечить ему уход и заботу, приличные его сану, летам и понесенным на пользу Церкви трудам. Если Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит того пожелает, он, конечно, может оставаться и в Мансонвилле. Но тогда пусть названные лица не отгораживают его от прочих архиереев, давних его духовных друзей и соработников. К великому сожалению, люди, фактически пленившие Митрополита Виталия, одержимые гневом неправедным, сделавшиеся чуждыми Церкви, готовы буквально на все, чтобы добиться своего. Но? просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак. 4,3). К тем же, кто по смущению или недоумению оказался среди них, мы обращаем иные слова Апостольские: ?Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей" (1 Петр. 3, 10). +Епископ ГАВРИИЛ, Секретарь Архиерейского Синода. 9/22 февраля 2002 г. Пресс-служба РПЦЗ