ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Заявление митрополита Тадеуша Кондрусевича 1. Исходя из того, что: § религиозные общины имеют право на самоорганизацию в соответствии с их иерархической и институциональной структурой; § долг Предстоятеля и епископов Католической Церкви — создать нормальные условия для пастырского попечения о верующих; § нормальной структурой для Католической Церкви согласно каноническому праву является епархия и митрополия (церковная провинция); § возведение российских временных Апостольских администратур в ранг постоянных епархий, имевшее место 11 февраля 2002 года, не нарушает действующее российское законодательство; § этот шаг, необходимый для католиков России, произведен с уведомлением властей и священноначалия Русской Православной Церкви в соответствии с общепринятой международной практикой — мы выражаем свое недоумение и серьезную озабоченность в связи с вмешательством во внутренние дела Католической Церкви в России, которое в последние дни становится все более очевидным. Мы убеждены, что католики Российской Федерации имеют равные права с гражданами, исповедующими другие религии, а законное пользование этими правами ни при каких обстоятельствах не должно публично ставиться под сомнение и становиться предметом политических спекуляций. 2. Кроме того, мы считаем своим долгом публично опровергнуть не соответствующие действительности утверждения, содержащиеся в публичном Заявлением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 февраля 2002 г. 3. В Заявлении утверждается, что установленная в России форма <>. Это утверждение неверно. Кодекс Канонического Права Католической Церкви определяет, что для содействия совместной пастырской деятельности различных соседних епархий и для благоприятствования надлежащим отношениям между епархиальными епископами отдельные соседствующие друг с другом епархии высшей церковной властью учреждаются в церковные провинции — митрополии (ср. Кан. 431). Во главе митрополии стоит митрополит, которым является архиепископ управляемой им архиепархии. Эта должность связана с епископской кафедрой, определенной Римским Первосвященником (ср. Кан. 435). Митрополии есть и в дальнем зарубежье — Парижская, Вашингтонская, Пражская, Миланская, Варшавская (в одной только Польше — 13 митрополий), есть они в настоящее время и в странах бывшего СССР — Рижская, Минско-Могилевская, Вильнюсская, Каунасская, Львовская. Другие епархии, входящие в церковную провинцию, называются «епархиями-суффраганами». Полномочия митрополита в них определяются Каноническим правом: § следить в них за соблюдением веры и церковной дисциплины и о злоупотреблениях ставить в известность Римского Первосвященника (ср. Кан 436 § 1); § с одобрения Апостольского Престола совершать каноническую визитацию в случае, если епископ суффраганной епархии ею пренебрег (ср. Кан 436 § 1); § назначать администратора вакантной епископской кафедры, в случае его неизбрания в течение 8 дней (ср. Кан 436 § 1); Никакой иной властью в епархиях-суффраганах митрополит не обладает (ср. Кан 436 § 3). 4. В Заявлении Священноначалия РПЦ также утверждается, что «не существовало деления территории России на католические епархии». Хотелось бы напомнить, что: § епархиальные структуры Католической Церкви существовали на юге России уже в XIV—XV вв., а в XVII—XVIII вв. действовала Смоленская епархия; § центром Могилевской митрополии была столица Российской империи — Петербург, а Тираспольской епархии — Саратов. Кроме того, в 1923 г. была учреждена Владивостокская епархия. Архиепископ Могилевский именовался митрополитом всех католических церквей Российской империи; § от создания Могилевской митрополии до приговоренного к смертной казни в 1923 г. с последующей высылкой из страны последнего митрополита Яна Цепляка кафедру в Петербурге занимало 27 иерархов; § на территории нынешней Калининградской области также существовали структуры Католической Церкви; Таким образом, в современных границах Российской Федерации существовали католические епархии, митрополия со своими митрополитами и суффраганными епархиями. 5. Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что изменение статуса структур Католической Церкви в России и установление церковной провинции не может рассматриваться как создание новой католической структуры, параллельной Русской Православной Церкви. Во-первых, епархии не берут своих названий от городов, где находятся их центры. Нет митрополита Московского или Российского, а есть митрополит в Москве. Во-вторых, в Русской Православной Церкви есть, например, митрополит Вильнюсский и Литовский или Архиепископ Брюссельский и Бельгийский, Берлинский и Германский, и никто в Католической Церкви против этого не возражает, поскольку титулы митрополитов — внутреннее дело Православной Церкви, которая в соответствии со своими потребностями назначает архипастырей. В-третьих — митрополит не имеет никакой реальной власти в других епархиях, ибо они автономны и управляются своими епископами. 6. В вышеупомянутом Заявлении в очередной раз содержится упрек в многочисленных фактах миссионерской деятельности католического духовенства среди российского населения. «Именно эту деятельность мы называем прозелитической и постоянно указываем на нее как на одно из основных препятствий улучшения отношений между нашими Церквами», — говорится в документе. Мы, со своей стороны, на протяжении последних 11 лет призываем иерархов РПЦ перевести разговор в конкретную плоскость и начать, наконец, приводить конкретные факты прозелитизма католиков в России. Мы хотели бы знать, кто, где, когда, при каких обстоятельствах занимался или занимается прозелитизмом. К сожалению, об этом мы так до сих пор и не узнали, как не было ответа на наш призыв сесть за «круглый стол» для уточнения собственно термина «прозелитизм». 7. Несмотря на сложившуюся ныне достаточно напряженную ситуацию в отношения между Католической и Русской Православной Церквами, я надеюсь и молю Бога о том, чтобы диалог продолжался и был плодотворным. Уверен, что Католическая и Православная Церкви смогут вместе ответить на вызовы нашего времени для блага человеческой цивилизации. Митрополит Тадеуш Кондрусевич, Москва, 13 февраля 2002 г. Информационный центр Конференции католических епископов РФ