Алексей Осипов: «Эти „британские“ сомнения уже давно поразили западный ум»
Православный богослов прокомментировал данные опроса, согласно которым 70% англичан подвергают сомнению правдоподобность истории рождения Иисуса Христа…
Согласно исследованию, проведенному специалистами Британского бюро маркетинговых исследований по заказу лондонской церкви Святой Елены, 70% жителей Великобритании подвергают сомнению правдоподобность истории рождения Господа Иисуса Христа, сообщает РИА «Новости». Всего была опрошена одна тысяча взрослых британцев. Доля скептиков заметно меньше среди тех, кто назвал себя верующим христианином, но даже среди них число сомневающихся в правдоподобности истории рождения Иисуса Христа в Вифлееме более двух тысяч лет назад достигает 25%. Более чем 20% опрошенных христиан также не верит в то, что Иисус Христос одновременно воплощал в себе божественное и человеческое начало. Результаты опроса также показывают, что наиболее скептичными в отношении событий библейской истории являются молодые британцы.
Прокомментировать данные опроса мы попросили известного богослова, профессора Московской Духовной академии Алексея Ильича Осипова.
«Этот вопрос решается просто при условии признании бытия Бога и, естественно, Его всемогущества. Если Бог есть, если Он создал весь этот мир во всем его многообразии, потрясающей целесообразности, сложности и красоте, следовательно, возможно и то, что нам кажется невероятным — Рождество от Девы, именно от Девы, а не от женщины, и Рождество не обычного человека, но Богочеловека. Признаюсь, меня удивляет мышление людей, кажется, верящих в существование Бога, но отрицающих чудо, то есть возможность таких явлений и действий Бога, которые выходят за границы известных и привычных человеку закономерностей нашего мира. Поэтому вопрос должен ставиться не о возможности того или иного чуда, а о бытии Бога. Элементарная логика говорит, что по воле Бога не только кит проглотит пророка Иону, как написано в Ветхом Завете, но и сам Иона сможет проглотить кита. Мне понравились слова одного ученого: „Если проследить внимательно историю науки, то становится ясно, что вся она история борьбы с преклонением перед очевидностью, которая всегда выступала от имени житейского здравого смысла. А ведь так называемый здравый смысл есть не что иное, как накопленный и обобщенный веками повседневный опыт людей. Казалось бы, идти против него бессмысленно, ведь он и только он единственный критерий истины. Лишь с большим трудом люди начинают понимать, что их повседневный опыт вовсе не абсолютен, что он охватывает только некоторые поверхностные стороны событий и явлений, что житейский здравый смысл ограничен, что есть очень много неопровержимых фактов, не укладывающихся в незыблемые, казалось бы, самоочевидные истины“. Так вот, до тех пор, пока человек, признающий Бога, продолжает абсолютизировать свой повседневный опыт и по нему оценивать действия Бога, он не только демонстрирует свою псевдорелигиозность, но, по-существу, и свою неспособность к новаторским идеям в области науки. Ибо наука, особенно последнего столетия, должна бы научить человека тому, о чем писал еще Шекспир: „Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам“. Однако человеку со „здравым смыслом“ это, видимо, не под силу. Поэтому я смотрю на сомнения британцев, как на „замечательную“, в своем роде, иллюстрацию примитивизма этого смысла, не способного выйти за рамки нашего ограниченного мира и его повседневности. Разве не ясно, что повседневный опыт нам вообще почти ничего не дает из того, о чем говорит современная наука, но мы верим ученым, даже не зная их и не имея, как правило, ни малейшей возможности проверить их утверждения и выводы. Какие же основания не поверить тому, что является утверждением Самого Бога. Это касается как Рождества Христова, так и Богочеловечества Христа, в Котором произошло особое и существенное соединение», — отмечает Алексей Осипов.
«Относительно соединения во Христе Божественной и человеческой природ. Это соединение возможно, поскольку весь тварный мир, и сам человек, являющийся центром этого мира, микрокосмосом, как говорили еще древние греческие философы и отцы Церкви, является осуществлением творческих Божественных энергий, в силу чего человек оказывается свойственен Богу. Поэтому, когда мы говорим, что мир сотворен из „ничего“, то добавляем, что „из ничего“ не означает из пустого места. Человек и весь мир — это не что-то чуждое Богу, отстраненное от Него, но осуществление (греч.: „усиосис“, от „усиа“ — сущность) Божественного слова и в этом смысле причастное Ему. Прп. Максим Исповедник († 662 г.) писал об этом: „От века существовавшему в Нем знанию вещей Создатель, когда Ему было угодно, сообщил существенность (греч.: усиосин, субстанциальность, бытийность) и произвел его на свет“. Поэтому соединение Божественной природы с человеческой во Христе не представляет собой ничего принципиально противоестественного ни для Бога, ни для человека, хотя и является событием уникальным», — подчеркнул профессор Осипов. «Вообще эти „британские“ сомнения уже давно поразили западный ум — плоский, прагматичный, потребительский. Такой ум, к сожалению, не может понять, что кроме двухмерности есть еще третье, вертикальное измерение бытия, обращенное к Богу. Поэтому на Западе религия из средства общения с Богом превратилась в какой-то придаток культурно-бытовой жизни. Отсюда фактическое отрицание Его и, естественно, неприятие всего, что может быть связано с Его действием в нашем мире. Православное сознание пока ещё, слава Богу, остается верным Ему», — заключил Алексей Ильич Осипов. Русская линия
Алексей Осипов: «Эти „британские“ сомнения уже давно поразили западный ум» Православный богослов прокомментировал данные опроса, согласно которым 70% англичан подвергают сомнению правдоподобность истории рождения Иисуса Христа...