Недавно Минфин России дал «наш ответ» Юлии Тимошенко, опубликовав на своем сайте сообщение об объеме компенсационных выплат по обесценившимся в начале 1990-х гг. вкладам населения. В 2008 г. на эти цели запланировано выделить 56 млрд. рублей, в 2009 г. — 70 млрд. рублей, в 2010 г. — 85 млрд. рублей.
Публикацию сведений по компенсациям, без сомнения, спровоцировал сильный PR-ход Юлии Тимошенко, увеличившей в 25 раз в бюджете Украины на 2008 год выплаты по обесценившимся вкладам Сбербанка: с $ 153,4 млн., выделенных на эти цели правительством Януковича, до $ 3,96 млрд. (напрямую — $ 1,2 млрд., остальное — зачетом коммунальных платежей).
В России за три следующих года будет выделено на те же цели 211 млрд. рублей ($ 8,63 млрд.) — и это больше, чем за последние 12 лет (200,3 млрд. рублей). Прямое финансирование в 2008 г. в России выше украинского — $ 2,3 млрд. К 2010 г. компенсации по вкладам и взносам, как сообщается, получат все пострадавшие.
Юлия Тимошенко обещала вернуть обесцененные сбережения во время своей предвыборной кампании и, вернувшись в правительство, взялась выполнять обещанное, заявив, что расплатится со всеми вкладчиками. Однако каждый вкладчик получит только 1000 гривен (около $ 200).
В России вклады советского Сбербанка без лишнего PR-а компенсируются с 1996 г. — ежегодно в бюджет закладывается отдельная статья. Правда, поводов для PR-а у российских политиков меньше, чем у украинских, потому что условия возврата вкладов несопоставимы с их размерами. Например, в 2007 г. максимальная сумма возмещения составляла 1000 руб. и компенсируются они в пропорции 1 к 2, т. е. гражданин, имевший на сберкнижке тысячу рублей получит две тысячи. К тому же, получают их пока не все, а только: граждане по 1954 год рождения, инвалиды 1-й и 2-й групп, инвалиды, имеющие 3-ю степень ограничения способности к трудовой деятельности, а так же наследники, относящихся к указанным категориям граждан.
Надо сказать, что по большому счету и российские и украинские власти занимаются грабежом своего населения, только в разных размерах.
Да же если не считать набежавших процентов по вкладам, советские рубль 1991 года по покупательной способности равен 90−100 рублям российским 2008 г., т. е. это примерно 4 доллара США по нынешнему курсу (не путать с номиналом доллара 1991 года).
В России дают за 1 рубль сбережений 1991 года (т.е. за 4 $) 2 российских рубля (примерно 8 центов), на Украине за 1 советский рубль дают 1.05 гривны (примерно 20 центов). То есть, в России в 50 раз меньше того, что должны были бы получить граждане, а на Украине в 20. Да и выдают не всё (на Украине) и не всё и не всем (в России).
В оправдание такого подхода экономисты убеждают нас, что выплаты по реальному соотношению невозможны и потому, что такие деньги неоткуда взять, и потому, что выплаты в таких размерах приведут к гиперинфляции и краху экономики.
Действительно, всего были обесценены и заморожены накопления граждан России на сумму 345 млрд. рублей (в ценах 1991 года). В том числе на вкладах в Сбербанке России — около 315 млрд. рублей, на вкладах в организациях госстрахования — около 29 млрд. рублей, в государственных ценных бумагах — порядка 0,8 млрд. рублей.
И даже если компенсировать их в пропорции 1 рубль 1991 года к 50 рублям 2008-го (а реально соотношение покупательной способности, как я уже сказал, приближается к 1: 100) для выплаты потребуется около 700 млрд. долларов США (а по справедливости, в два раза больше, т. е. 1.4 триллиона долларов США). Ясно, что таких денег у правительства нет, а если бы и были, финансовая система страны может не выдержать такого «вливания».
Что же делать? Ведь вопрос этот не только экономический, но и нравственный — вернуть обворованным людям их имущество. Вернуть гражданам России веру в свое государство, в элементарную справедливость. Но для экономистов ключевые вопросы здесь — где взять деньги, в каком соотношении индексировать вклады, а так же, кому и в какие сроки эти деньги выдавать. Давайте попытаемся разобраться.
В начале 90-х нашу страну обанкротили. Во-первых, обанкротили население, потерявшее свои накопления, во-вторых, промышленные предприятия, поставленные западниками-реформаторами в невыносимые условия, разоренные вследствие этого и скупленные в дальнейшем олигархами и нуворишами за бесценок. Логично и справедливо эти два вопроса между собой увязать.
Выгодоприобретателей, скупивших за бесценок предприятия, надо заставить вернуть рыночную разницу, всю или ее часть, пусть даже меньшую (так делалось и не раз в странах с весьма рыночной экономикой, например, в Великобритании), а полученные деньги аккумулировать в Фонде компенсации вкладов с тем, что бы постепенно возвратить их населению. Денег, полученных таким образом, может быть меньше, чем необходимо, но их будет достаточно, чтобы процесс справедливой компенсации отобранных у наших граждан накоплений начать. Это один из возможных ответов на вопрос: «Где взять?».
Теперь о том: «Как раздать?», чтобы не обрушить, в очередной раз, экономику страны.
Во-первых, проиндексировать утерянные накопления можно и нужно уже сейчас, но компенсацию растянуть на 10 — 15 лет, с выплатой пусть небольших, но процентов. Это серьезно снизит инфляционную нагрузку.
Во-вторых, деньги можно выдавать не «наличкой», а товарами отечественных производителей, например, автомобилями, комбайнами тем, кто предпочтет их автомобилям и прочим «полезным в хозяйстве» имуществом, в том числе, землей под индивидуальною застройку, стройматериалами и кредитами на жилищное строительство, стипендиями и выплатами на получение платного образования, оплатой дорогостоящего лечения и пр. В конце концов, дать возможность конвертировать выплаты в гособлигации и акции госмонополий. Все это позволит не только растянуть, но и «связать» компенсационные выплаты, и, тем самым, избежать гиперинфляции, более того, подстегнет развитие отечественной промышленности, поможет решить жилищную проблему.
В любом случае, даже если оставить в стороне вопросы нравственности и морали, отмахнуться от проблемы теперь, когда Тимошенко взорвала эту PR- бомбу, будет очень трудно. Тем паче, что бомба эта замедленного действия. Впереди — президентские выборы на Украине. И начавшиеся выплаты замороженных вкладов населению правительством Тимошенко — только начало. Тема эта станет коньком избирательной компании Тимошенко на предстоящих президентских выборах, будет, чем дальше, тем сильнее звучать на Украине и неизбежно вызывать отклик у населения России.
Надеяться российские чиновники могут, конечно, на то, что «у хохлов ничего не получится». А если получится? Константин Новиков, специально для Русской линии