После слияния «Родины» и ПЖ тема «строительства двухпартийной» системы приобрела актуальность после встречи лидера Партии Пенсионеров Игоря Зотова с Владимиром Путиным и последовавшей за ней информации о возможном присоединении этого политпроекта к альянсу «Партии Жизни» и «Родины».
Ажиотажу прибавило и появление на сайте Партии Жизни информации о состоявшейся почти полгода назад встречи с Сурковым, где главный кремлевский политархитектор рассуждал о необходимости создания «Единой России-2», которую он образно назвал «второй ногой» российской политической системы.
Анализируя эти события, большинство комментаторов сосредоточились на электоральных перспективах «второй ноги» и ее будущем идеологическом лице.
Нас же больше интересует вопрос о том, кому принадлежит авторство идеи «двухпартийной системы». Судя по всему, автор концепции «второй ноги» — точно не В. Сурков, для которого появление такого проекта чревато некоторым снижением политического влияния. Еще совсем недавно В. Сурков предрекал, что «Единая Россия» должна взять на себя ответственность за будущее страны, как минимум, на полвека вперед. Сравнения «ЕР» с японской ЛДП и индийской ИНК (правили с перерывами с конца 40-х до начала 90-х годов) были весьма красноречивы.
Похоже, что при этом сам политтехнолог видел себя в этом проекте в очень необычном качестве, чем-то напоминающем статус Суслова в КПСС времен «развитого социализма». Затем Сурков был вынужден сбавить обороты и в качестве примера приводить уже западногерманскую ХДС, которая единолично правила не пятьдесят, а всего лишь двадцать лет.
Однако события развертывались столь стремительно, что даже этот срок «новому Суслову» вскоре показался слишком большим. Сейчас в окружении Суркова говорят о том, что уже «лет через пять-шесть» некая гипотетическая «массовая левая партия социал-демократического толка, разделяющая ценности здорового патриотизма» сможет конкурировать с «Единой Россией».
Но пять-шесть лет, на наш взгляд, тоже очень много. Произойти это может гораздо раньше — уже на выборах 2007. И тому есть несколько причин, главная из которых заключается в том, что истинным настоящим отцом двухпартийной системы выступил на сей раз не Сурков, а лично В.Путин. Сурков же, крайне неохотно и медленно, был вынужден лишь выполнять поставленную задачу.
И цель создания такой системы — вовсе не в том, чтобы получить простое или конституционное большинство для лояльных Кремлю партий. Смысл в другом — в создании эффективной системы сдержек и противовесов, где В. Путин мог бы играть роль эффективного арбитра. Известно, что в его окружении есть две группировки — «юристы» и «силовики», борьба между которыми до сих пор носила подковерный характер.
Напомним, что балансировавшая на грани нулевого рейтинга Партия Жизни была (и есть) ни что иное, как политический спецпроект «силовиков». Последние пять лет держали его «про запас», ожидая нужного момента. Теперь этот момент настал.
Похоже, идея президента заключается в том, чтобы придать кулуарному противостоянию «юристов» и «силовиков» публичный характер. Естественно, это противостояние должно проходить в рамках приличий и носить «цивилизованный характер», с перспективой создания двухпартийной коалиции. Однако распределение властного ресурса будет пропорционально тому, какая из «партий власти» сможет больше понравиться российскому избирателю.
Такое решение — идеальный выход из тупика «войны юристов и силовиков», начало которой предрекали после ухода В. Путина с поста президента Кроме того, «зеленый свет» на создание «партии власти -2» может также служить компенсаций за отставку Устинова и ослабление позиций группы «силовиков» в госаппарате.
Не исключено, что среди лидеров новой силы мы увидим в будущем не только Миронова, но и того же Устинова, а также других героев «эпохи хозяйственных споров», участвовавших в разгроме олигархических структур. Возможно также участие кого-то из топ-менеджеров крупных госкомпаний.
Если смотреть на вещи оптимистично, то для патриотических кругов проект «партии власти — 2» дает новые шансы для политического действия. Конечно, карьера многих известных нам профессиональных политиков-патриотов окажется под вопросом, однако общественные (именно общественные, не связанные с политбизнесом) силы получат новый канал для диалога с Кремлем — и, видимо, уже не с тем Кремлем, который персонифицирует сегодня В.Сурков. Александр Сергеев (Москва), специально для «Русской линии»