В Казани вышло четвёртое издание «Словаря Международной независимой ассоциации трезвости»…
В Казани увидело свет очередное — исправленное и дополненное — издание трезвеннического «Словаря», выпущенное «Международной независимой ассоциацией трезвости» (МНАТ) при поддержке «Всеобщей нидерландской организации борцов за трезвость», передаёт наш собственный корреспондент из столицы Татарстана.
Цель данной книги, как сообщает в предисловии к ней редактор «Словаря» — председатель МНАТ казанский историк В.М.Ловчев, заключается в том, чтобы «поведать о социально ценном опыте активистам трезвеннического движения, социальным работникам, психологам, врачам». При этом поражает оперативность, с которой местные трезвенники умудряются обновлять своё хоть и малотиражное (всего 250 экземпляров), но весьма интересное и, что особенно важно, дающее доступные практические рекомендации по борьбе с «зелёным змием», детище. Казалось бы, совсем недавно вышло второе издание «Словаря», затем — третье, распространявшееся в качестве учебного пособия в Казанском государственном технологическом университете, и вот — читатель держит в руках уже его четвёртую «версию», дополненную сорока двумя новыми статьями.
Несомненным достоинством четвёртого издания стало усиление патриотической и религиозно-нравственной составляющей «Словаря», что выразилось, в частности, в размещении на его страницах статей о бескомпромиссном библейском обличителе пьянства и других человеческих пороков Иоанне Крестителе и известном дореволюционном деятеле трезвеннического и право-монархического движения А.Т.Соловьёве. Достаточно смелым следует признать также размещение в «Словаре» статьи о великом русском поэте С.А.Есенине, который, благодаря стараниям некоторых «продвинутых» представителей творческой интеллигенции, предстаёт перед большинством наших соотечественников исключительно в образе юродствующего и распутничающего пьяницы и скандалиста. Заявляя, что «подобный проалкогольный перекос может сработать на порочную, но — увы! — широко распространённую идею о тесной взаимосвязи алкоголепотребления и художественного творчества», казанские трезвенники призывают более тщательно подходить к изучению есенинских произведений, содержащих в себе глубокое осмысление причин алкогольного распада личности и серьёзное предостережение от него. «Активисты МНАТ, — говорится, в частности, в „Словаре“, — используют в профилактике более тщательный текстуальный анализ наследия С.Есенина. Например, поэма „Чёрный человек“ начинается словами:
Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь (..).
С.Есенин подчёркивает разрушительное влияние на мозг алкоголя, а не только пьянства, что почти дословно совпадает с выводами современной науки о вреде для мозга даже малых доз алкоголя. Подобное яркое наблюдение, вышедшее из-под пера нетрезвенника, придаёт антиалкогольным утверждениям особую доказательность».
В статье о выдающемся русском писателе-патриоте В.М.Шукшине, в последние годы своей жизни сделавшемся решительным пропагандистом трезвого образа жизни (за что, по свидетельству В.И.Белова, многие на «Мосфильме» даже перестали с ним здороваться), помимо прочего, отмечается, что он «отказывался сводить алкогольную проблему к вине отдельных деградировавших личностей». В подтверждение этому приводится один из вариантов финала к пьесе «А поутру они проснулись..», выглядевший следующим образом: «Идёт суд, женщина-судья стыдит пьяниц, и в этот момент в зал входит пожилая женщина. Судья спрашивает: — Вы кто? — Я — совесть. — Чья совесть? Их совесть? — судья показывает на пьяниц. — Почему их? И ваша тоже».
В тесной связи с данными наблюдениями находится и горький вывод, сделанный в статье о Д.Оруэлле. Отвечая на вопрос о том, почему многие наши современники недооценивают трезвенническое движение, составители «Словаря» подчёркивают, что: «Огромные силы правящая элита направляет на фальсификацию прошлого. Её позиция сформулирована с циничной откровенностью: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым» (..). До слёз знакомый образ! Именно это и делают постоянно в нашем Отечестве. Людям стремятся доказать, что от века на Руси пили много. Если народ убедят в извечном пьянстве, вывод о будущем станет однозначным: «Пьянство — это судьба России».
Чтобы этого не произошло, казанские трезвенники предлагают использовать все возможные приёмы просветительной работы, апеллируя к, казалось бы, самым неожиданным личностям, литературным произведениям и методам антиалкогольной, противонаркотической и антитабачной пропаганды. Так, в четвёртом издании, помимо прочих, появились статьи: «Контрприбаутки», «Поэтические задачники», «Синие рейсы», «Словесные пазлы», «Международный конкурс рисунка», «Карты географические» и даже «Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации». Весьма символично, что в качестве одной из контрприбауток приводится такая: «Кто не курит и не пьёт, тот России патриот!».
В «Словарь» включены также статьи о Велисарии, И.В.Гёте, Х. Колстаде, Кратете Фиванском, В.В.Маяковском, Д. Финче, Омаре Хайяме, Эзопе и Эпикуре. Любопытно при этом, как оценивается в «Словаре» фигура последнего: «Эпикур, — говорится, в частности, в статье о нём, — выдающийся философ античности, вёл высокодостойный образ жизни. По злой иронии истории в Средневековье и в последующие эпохи Эпикур был превращён в знаковую фигуру алкоголизации. Усердием фальсификаторов теоретик наслаждения обратился в идеолога алкогольных наслаждений. Сегодня человек, ведущий образ жизни Эпикура, на бытовом уровне однозначно считался бы трезвенником». Помимо этого, в «Словарь» вошли статьи о романе-мистификации Н. Мейера «Вам вреден кокаин, мистер Холмс (записки доктора Ватсона)», рассказе М.А.Булгакова «Морфий», поэме в прозе В. Ерофеева «Москва — Петушки» и византийской повести «Плодослов», трезвеннических изданиях, организациях и их деятелях.
Безусловно, объять необъятное в издании такого формата не представляется возможным, но тот темп, в котором оно пополняется, тот живой язык, на котором оно написано, и радующее глаз обилие полезных иллюстраций дают возможность надеяться на то, что «Словарь» и всё казанское трезвенническое движение ждёт большое будущее. В связи с этим хочется пожелать его составителям включить в «Словарь» статьи о трезвеннической деятельности известных православных деятелей (и в первую очередь — о. Иоанна Кронштадтского, священников Александра Васильева, Александра Рождественского, К.П.Победоносцева), а также — об интернет-сайтах, освещающих такие злободневные для России и всего человечества проблемы, как борьба с алкогольным, наркотическим и табачным пороками. С предложениями по поводу будущего содержания «Словаря» можно обращаться к его редактору Владимиру Михайловичу Ловчеву по электронному адресу: step@mi.ru. Русская линия