Помимо тезисов выступлений участников конференции, он включает в себя резолюцию этого научного форума, обращение к президенту Татарстана М.Ш.Шаймиеву, а также достаточно любопытные «вопросник» и анкету. В качестве основных положительных характеристик нового издания следует отметить широкий спектр поднимаемых в нём проблем и очевидную научную состоятельность большинства таковых. Также обращают на себя внимание значительная «география» публикаций и отсутствие в них многих свойственных для столь «скользкой» темы недоговорённостей.
В сборник включены тезисы выступлений: настоятеля Кряшенского прихода города Казани — благочинного кряшенских приходов Казанской епархии протоиерея о. П.П.Павлова — «Христианские миссии в просвещении кряшен Волжско-Камского края», А.В.Фокина (Казань) — «Кряшенский вопрос в Татарстане», Е.Е.Бухарова (Москва) — «Православные татары», Т.Г.Дунаевой (Казань) — «Этнокультурная идентичность кряшен в современном информационно-коммуникативном пространстве», А.Н.Иванова (Москва) — «Танзания и российский регион Поволжья и Приуралья — зоны исламско-христианских контактов близкородственных народов», А.М.Ахунова (Казань) — «Распространение христианства в Поволжье: Хазарский каганат и Золотая Орда», Е.В.Баркаря (Санкт-Петербург) — «Кипчакско-несторианское происхождение кряшен», И.Е.Алексеева (Казань) — «К вопросу о взаимоотношениях крещёных татар и мусульман в период массовых отпадений в ислам (по материалам Национального архива РТ)», Л.Д.Белоусовой (Казань) — «Газета „Кряшен сюзе“ о проблеме происхождения кряшен», Н.Ю.Альмеевой (Санкт-Петербург) — «Традиционное пение кряшен как фактор их этнокультурной самоидентификации», Р.Н.Мухаметдиновой (Альметьевск) — «Культурно-исторические характеристики кряшен», А.Т.Ильясовой (Казань) — «О церковно-певческих переводах для татар-кряшен» и П.В.Ефимова (Казань) — «Первый кряшенский священник отец Василий (Тимофеев) и начало богослужения для кряшен на родном языке».
Как видно из вышеозначенных тем, сборник получился довольно «многослойным», с преобладанием исторической и этнорелигиозной тематики. Вместе с тем, многие из помещённых в нём публикаций не только позволяют по-новому взглянуть на проблему происхождения кряшен и их обращения в христианство, разрушают устоявшиеся националистические мифы об историческом «религиозном единстве» татарского народа, «зверствах» русского правительства и «злокозненных» православных миссионеров, но и дают реальное представление о том, почему «кряшенский вопрос» до сих пор является столь болезненным «раздражителем» для идеологов местного «суверенитета». При этом большинство из авторов вполне свободны в своих выводах и нередко пользуются отличной от других терминологией, что, впрочем, только подчёркивает необходимость дальнейшего развития научного кряшеноведения.
Помимо тезисов выступлений, значительный практический интерес представляет приложение к сборнику, составленное «в помощь кряшеноведам и всем интересующимся проблемами кряшен», в которое входят «вопросник» и анкета. В первый из них включены такие разделы, как «Этническая и конфессиональная самоидентификация кряшен: каналы реализации», «Национальный характер: миф или реальность?», «Родная земля» как этническая ценность", «Родной» язык как этнический символ", «Христианство и кряшенская идентичность» и «Традиционная» культура в ментальности кряшенской интеллигенции". Справедливости ради следует признать, что некоторые из содержащихся в нём вопросов носят явно «наводящий» характер, но их актуальность в связи с этим отнюдь не снижается.
Взять, хотя бы, такие «каверзные» вопросы, как: «Равноправно ли сейчас православие с исламом, например, в Татарстане и Башкортостане? Если да, то почему в Татарстане один храм приходится на 50 с лишним тысяч прихожан, а одна мечеть — на 1200 прихожан? Почему в том же Татарстане имеется всего четыре православных храма, в которых служба ведётся на кряшенском языке, а число мечетей превышает тысячу с лишним?» Или — следующие за ними: «Поддерживаете ли Вы инициативы время от времени выдвигаемые региональными властями Татарстана, имеющие целью организовать отдельную от РПЦ автокефальную православную или автономную кряшенскую церковь? Какие цели эта инициатива преследует?»
Несмотря на предсказуемость многих ответов, организаторы конференции и составители сборника вовсе не преследуют никаких политических целей, способных вызвать рост межконфессионального и межнационального напряжения в обществе. Напротив, призывая на помощь науку и богословие, они пытаются предложить конкретные меры по выходу из состояния, характеризуемого тезисом «нет народа — нет проблемы», справедливо полагая, что, игнорирование «кряшенского вопроса» лишь препятствует его решению. Очевидно, что сегодня кряшены Татарстана готовы к обоснованному, взвешенному — что называется, «без дураков» — диалогу с властями республики. Вот только готовы ли к нему сами власти? Русская линия