Казаки Татарстана сравнили отношение к ним местных властей с большевистской политикой «расказачивания»
В недавнем номере казанской газеты «Звезда Поволжья» была опубликована статья за подписями товарища атамана Татарстанского республиканского отделения общероссийской организации «Союз казаков» полковника Г. К.Бердникова и наказного атамана городской организации «Казанский союз-землячество казаков» войскового старшины В.А.Беляева, в которой они прокомментировали отказ Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан (ГУ ФРС по РТ) зарегистрировать казачью национально-культурную автономию, сообщает наш собственный корреспондент из Казани.
Ещё в августе 2003 года Г. К.Бердников обратился к просьбой к президенту «Ассоциации национально-культурных организаций» Татарстана С.К.Джаксыбаеву с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении в неё «Казанского союза-землячества казаков», однако принимать в ассоциацию «сословную» организацию «военизированного» характера так никто и не решился. В республике всегда были сильны традиционные татарские предубеждения в отношении казачества, которое рассматривается здесь, прежде всего, как «боевой отряд» русских «шовинистов». Будучи трансформированными в политику негласных запретов, они в значительной мере предопределили подвешено-заторможенное состояние современного казачьего движения в Татарстане. При этом, не помогают ни ссылки на Указ Президента России «О мерах по реализации Закона Российской Федерации „О реабилитации репрессированных народов“ в отношении казачества», ни письма в самые высокие инстанции, ни даже отчаянное «верноподданническое» стремление местных казаков доказать своё этническое родство с татарами. Закончилась провалом и попытка государственной регистрации в Татарстане «Национально-культурной автономии линейных казаков Республики Татарстан».
«..Казачество, — цитируют Г. К.Бердников и В.А.Беляев в своей статье отказные аргументы ГУ ФРС по РТ, — не относится к определённой нации или этнической группе и исторически определяется как военно-земледельческая община вольных поселенцев на окраине государства, потомков таких поселенцев, крестьян, бойцов кавалерийских воинских частей, состоящих из этих крестьян. Поскольку в представленном общественном объединении отсутствуют признаки этнической общности, принято решение в отказе от регистрации НКА». Однако, по их мнению, этот отказ противоречит прописанному в Законе РФ «О национально-культурной автономии» определению НКА, а также букве и духу других федеральных законов. «Закон о репрессированных народах, указ президента РФ о применении закона о репрессированных народах по отношению к казачеству, — пишут авторы статьи, — дают однозначное определение казачества как исторически сложившейся культурно-этнической общности». Поэтому, считают Г. К.Бердников и В.А.Беляев, «с точки зрения закона, причина отказа в регистрации национально-культурной автономии казаков не обоснована».
«Остаётся один аргумент регистрационной службы, — добавляют они, — историческое определение казачества как вольных крестьянских общин и не более того, селившихся на окраине государства. Но если заглянуть в историю, то и этот довод не выдерживает никакой критики.
Обратимся к наиболее беспристрастным свидетельствам истории — летописям. Выдержки из журнала „Станица“, наиболее авторитетного и весомого из зарубежных изданий: „Литовским летописям известен казак Мамай, спасший великого князя Витовта после разгрома на Ворксле в 1399 — 1400 гг., родоначальник князей Глинских. В русских летописях, как до сих пор считалось, первое упоминание о казаках — рязанских — относится к 1443 — 1444 гг. (наиболее полное — в Ермолинской, а из позднейших — в Никоновской летописи)..
В 1445 году первый казанский хан Улу-Мухаммед, понеся потери от московских войск под Муромом и Гороховцем, послал „в Черкассы по люди и приде две тысячи казаков“ (Ермолинская летопись)“.
Согласитесь, достаточно даже этих коротких летописных упоминаний, чтобы понять, как не похож навязываемый нам образ казака на тот, что запечатлён в летописях, и что казаки, пришедшие из Черкасс, и уж тем более Мамай, никак не могут быть причислены к крестьянскому сословию или к каким-либо приграничным общинам».
Вместе с тем, по мнению лидеров местных казаков, «историческое» обоснование в отказе от регистрации казачьей национально-культурной автономии, действительно, «есть, и оно одно — это следование заветам письма-директивы об истреблении казачества, подписанного Я. Свердловым с одобрения Льва Троцкого: «Казачий народ должен быть уничтожен как народ, способный к самоорганизации». Коротко и ясно. Русская линия