В Казани на месте разоренного некрополя древнего Кизического Введенского мужского монастыря воздвигнут памятный знак…
Сегодня в столице Татарстана — на территории располагающегося в черте города Кизического монастыря — был открыт памятный знак, напоминающий о том, что на этом месте некогда находилось знаменитое православное кладбище, сообщает наш собственный корреспондент из Казани.
Памятный знак представляет собой белый мраморный могильный крест со стоящим перед ним символическим аналоем, на котором лежит раскрытая черная книга с высеченными на ней именами двадцати двух наиболее известных граждан Казани, в разное время упокоившихся на монастырском кладбище. Надпись на аналое указывает на то, что на этом самом месте находился некрополь Кизического Введенского мужского монастыря, на котором было похоронено более трех тысяч человек. Сейчас же на некогда известном кладбище нет ни одной не разоренной могилы.
Поминальную службу у памятного знака, начавшуюся в одиннадцать часов дня, совершил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин), после чего владыка обратился к собравшимся верующим с прочувственной речью. В ней епархиальный архиерей подчеркнул большое значение происходящего события, заметив при этом, что «пока мы не примиримся с теми людьми, что ушли из жизни, нам не видать хорошего будущего».
Вслед за архиепископом Анастасием к микрофону подходили представители республиканских, городских и районных властей, мусульманского духовенства и ОАО «Казаньоргсинтез», на средства коллектива которого и был сооружен памятный знак. Каждый из них подчеркивал, что в мероприятиях, посвященных празднованию 1000-летия Казани, это событие занимает важное место. Несколько смущало лишь то, что некоторые из выступавших чиновников пытались приписать инициативу обустройства монастырского некрополя и возрождения самой обители органам государственной власти (хотя изначально она исходила от православной общественности, поддержанной Казанской епархией РПЦ) и вспоминали лишь о знатных покойниках. Однако общего торжественного настроя эти себялюбивые словеса не портили. По окончании церемонии собравшиеся возложили цветы к предположительному месту захоронения бывшего Казанского гражданского губернатора графа И.А.Толстого, огороженному у монастырской стены.
Сам некрополь Кизического Введенского мужского монастыря имеет древнюю и трагическую историю. Некоторые исследователи считают, что православный погост возник здесь почти на сорок лет раньше основания самого монастыря — во время свирепствовавшей с 1654 по 1656 годы в Казани моровой язвы. В 1687 году на Казанский край снова обрушилась страшная эпидемия — «трясавичная болезнь» (лихорадка), продолжавшаяся около года. «Видя страдания своей паствы, — пишет современный казанский историк А.М.Елдашев, — митрополит Казанский Адриан вспомнил о девяти святых мучениках, в городе Кизике пострадавших и имеющих дар исцелять от этой злокозненной болезни, и обратился к общему городскому совету с предложением поставить церковь в честь девяти святых мучеников на месте встречи чудотворной иконы, что и было поддержано всеми с величайшей радостью».
В 1667 году здесь началось строительство деревянного храма, вокруг которого в конце 1680-х — начале 1690-х годов — на месте встречи крестного хода с чудотворной Седмиезерной (Смоленской) иконой Божией Матери — и был основан Кизический Введенский мужской монастырь. В 1693 году бывший уже к тому времени Патриархом Московским и всея Руси Адриан передал обители частицы мощей девяти святых Кизических мучеников, привезенных еще царю Михаилу Феоровичу в дар от Кизического митрополита Анемподиста.
За время своего почти 230-летнего существования Кизический монастырь стал местом исцеления огромного множества людей. Здесь же — на значительно разросшемся за это время погосте — обрели покой многие известные не только в Казанской губернии, но и по всей России люди, в том числе: один из основоположников русского предромантизма в литературе — поэт Г. П.Каменев, дед великого русского писателя Л.Н.Толстого Казанский гражданский губернатор граф И.А.Толстой, ректор Императорского Казанского университета, один из первооткрывателей Антарктиды И.М.Симонов и многие другие.
Однако в 1920 — 1930-е годы богоборческая большевистская власть закрыла монастырь и постепенно запретила в его храмах церковные службы, после чего на протяжении десятилетий он подвергался постепенному разорению и разрушению. За прошедшее время были разрушены: главный — Введенский — храм монастыря с приделом Кизических мучеников, 56-метровая монастырская колокольня, зимняя Успенская церковь и часовня в память о чудесном избавлении Императора Николая II от покушения в городе Осока, были утрачены все основные монастырские святыни. В чудом уцелевших главном корпусе монастыря, соединенном с надвратной Владимирской церковью, и братском корпусе разместили красноармейцев, а позднее — военный комиссариат Московского района Казани, часть помещений приспособили под складские помещения и гаражи.
Дольше всех держалось монастырское кладбище, уставленное по большей части массивными, великолепно выполненными могильными плитами. Несмотря на старания вандалов, некрополь просуществовал до 1964 года, а точнее — до посещения Казани Н.С.Хрущевым. Рассказывают, что в плане пребывания здесь высокого московского гостя значилось посещение местного авиационного объединения и нового завода «Оргсинтез», путь к которым пролегал мимо заброшенного Кизической кладбища. Опасаясь, что его вид может «расстроить» Никиту Сергеевича, местные власти распорядились в срочном порядке — за одну ночь — сравнять Кизический некрополь с землей, что и было выполнено с помощью бульдозеров. Кладбище уничтожили, однако Н.С.Хрущев мимо того места так и не проехал.
Обломки монастырских зданий и надгробия пошли на стройматериалы (говорят, например, что могильные плиты широко использовались при возведении стоящего чуть поодаль Дворца культуры химиков, принадлежащего заводу «Оргсинтез»), а территорию кладбища частично превратили в «парк отдыха», а частично — закатали асфальтом под проезжую часть. Известно также, что местная шантрапа еще долгие годы играла в футбол черепами казанских губернаторов, профессоров и священников.
В конце 1980-х годов на волне духовного обновления общества местная православная общественность начала поднимать вопрос о возрождении Кизической обители, но из-за отсутствия финансирования и имущественных споров он долгое время не решался. Наконец, после изнурительных бумажных мытарств, в 2001 году администрация города Казани передала подвергшуюся пожару часть монастырского комплекса Казанской епархии РПЦ, и в обитель медленно, но верно начала возвращаться духовная жизнь. Однако в плане ее материального возрождения ситуация начала меняться в лучшую сторону лишь после встречи президента Татарстана М.Ш.Шаймиева с представителями Казанской епархии РПЦ 9 января 2003 года, проходившей на рождественском морозе прямо у стен Кизического монастыря. По ее результатам был дан ряд поручений, способствующих возрождения древней православной обители: в частности, было решено освободить территорию Кизического монастыря от «прописанных» в нем учреждений, облагородить территорию его некрополя и установить на ней памятный знак с именами похороненных там известных граждан.
Учреждения постепенно отселили, гаражи убрали, надвратная Владимирская церковь начала обретать божеский вид, и вот теперь, наконец, дошли руки и до некрополя. Символично, что возрождается он, как и сам монастырь, в основном на средства ОАО «Казаньоргсинтез», который в свое время оказался косвенно причастен к разорению Кизической обители. Воистину, запоздалое, но крайне необходимое покаяние. Русская линия