«Цветные» революции в СНГ дискредитируют себя прежде, чем сумеют показать хоть какие-нибудь результаты.…
Прогнозы о бесславном будущем режимов, наскоро сколоченных на просторах СНГ в противовес влиянию России, получают новые практические подтверждения.
У Ющенко — все меньше иллюзий по поводу вступление в ЕС и НАТО и все больше проблем с правительством. Пресловутые «дело об отравлении» и «дело Гонгадзе», первоначально задуманные как блестящий пропагандистский блицкриг, катастрофически запутываются и вместо всеобщего внимания вызывают в свой адрес уже глухое недоверие и раздражение: вот и эта власть принялась за подковерные игры!
В качестве возможных соучастников убийства Гонгадзе неожиданно всплывают фамилии лиц из нынешнего руководства. В зависимости от политической заинтересованности упоминается, в частности, госсекретарь Украины А. Зинченко, председатель Верховной рады В. Литвин, нынешний глава Совета безопасности П.Порошенко. Возникают вопросы и к самому В. Ющенко, который во время исчезновения журналиста состоял премьер-министром.
Нездоровый ажиотаж усиливает появление в деле Б. Березовского, который якобы заполучил в свое распоряжение копии пленок и теперь шантажирует власти Украины знанием разных неудобных для них подробностей. Глава созданного Борисом Абрамовичем Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб уже заявил, что не намерен скрывать улики только из-за того, что они касаются деятелей из окружения Ющенко.
В правительстве же тем временем на почве проталкивания на ключевые позиции нужных себе людей конфликтуют секретарь Совбеза Петр Порошенко и премьер-министр Юлия Тимошенко. Говорят, что первый заручился карт-бланшем от самого Президента на создание в правительственных структурах мощного лобби, которое ограничивало бы влияние Юлии Владимировны и не давало той узурпировать реальную власть в стране. На одном из важнейших постов первого заместителя главы Службы безопасности Украины Порошенко хочет утвердить собственного выдвиженца; уволенный же без объяснения причин Александр Скибинецкий намерен решать вопрос в Генпрокуратуре.
Роман Бессмертный, один из главных в предвыборном штабе Ющенко, будучи ответственным за административную реформу доступными ему средствами также интригует против Тимошенко. С сенсационными разоблачениями выступает министр юстиции Роман Зварыч. Отдельные члены правительства, сообщает он, лоббируют интересы «абсолютно коррумпированных бизнес-структур». Начато также разбирательство против мэра Киева Александра Омельченко, которого обвиняют в фальсификациях и использовании админресурса на довыборах в Киевский горсовет. От непрерывного же столкновения интересов, новых волн разоблачений и взаимопрепирательств «оранжевая» власть, разумеется, нисколько не выигрывает, а только усиливает в рядовом гражданине ощущение того, что на Майдане его в очередной раз объегорили.
При таких обстоятельствах важнейшей задачей становится недопущение кризиса экономики и разочарования населения ухудшающимися условиями жизни. Президенту с Правительством наверняка придется работать в более жестких условиях, чем предшественникам. Россия сократит импорт из Украины проката и стали, Туркмения уже подняла для Украины цены на газ, и визит в эту среднеазиатскую республику Ющенко с целью достижения компромиссов оказался безрезультатным. С 2006 г. тарифы на газовые поставки поднимает «Газпром». Если до сих пор Киев за 1000 кубометров платил 50 долл., то через год ему придется раскошелиться на 80 и даже 100 долл. — по европейским ценам. При этом, правда, в 2 раза вырастут цены и на транзит российского газа, но это является чисто символическим утешением, поскольку едва ли покроет хотя бы десятую часть убытков от удорожания энергоносителей.
Мало-помалу затухает первоначальный пыл реприватизации, переориентации транспортных потоков на кавказско-европейское направление и пр. В Польше украинских олигархов-металлистов оставили с носом, сперва пообещав, а затем передав в западные руки контрольный пакет акций крупнейшего сталеплавильного предприятия Гута Ченстохова. Польша требует для себя слишком многого и в предположительной достройке и эксплуатации нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк; у самой же Варшавы существуют большие проблемы с лидерами Евросоюза и, особенно, с Германией.
В силу всего этого уже не выглядят неожиданными новые торгово-экономические инициативы Виктора Ющенко в рамках ЕЭП и по созданию нового межгосударственного газотранспортного консорциума Туркмении, Казахстана, России и Украины. Одной революционной риторикой сыт не будешь — необходимо, по крайней мере, перестать подтачивать под собой сук хрупкого экономического равновесия, на котором основывается существование 50-миллионной страны с развитым хозяйством и инфраструктурой.
То же самое, кстати, относится и Молдове, где Воронина при помощи различных политтехнологических ухищрений, похоже, опять сделают президентом, однако поддержка его Западом в силу коммунистического происхождения остается не безусловной, а со стороны России в 2006 г., синхронно с Украиной, ожидается переход на европейские тарифы на газ и нефть.
В ином положении находится Президент Михаил Саакашвили, которому терять уже нечего и который, похоже, решил сделать профессиональную политпроституцию постоянным международным амплуа Грузии. И без того маленькая страна со скудными ресурсами переживает настоящий коллапс из-за оттока населения за рубеж, прежде всего, в Россию и стремительного разрушения старой, еще советского времени инфраструктуры. На одного работающего грузина в настоящий момент приходится более 40 официальных безработных (понятно, впрочем, что большинство из них «самозаняты» в разного рода мелком бизнесе, в основном, за пределами Грузии). Электричество подается с перебоями, тепла в домах нет уже более 10 лет. В этой ситуации, как замечают комментаторы, Саакашвили и его единомышленникам уже не приходится бояться дальнейшего ухудшения отношений с Кремлем, зато можно всерьез рассчитывать на многомиллионные гранты и программы поддержки из США. Последний пример достижений Тбилиси подобного рода — получение очередных $ 65 млн. на военные нужды в рамках программы «Операция по сохранению стабильности» — уже освещался на «Русской линии». Добавим лишь, что 65 миллионов для Грузии — это громадные средства, на которые, не будь они разворованы, могут безбедно существовать не только микроскопическая армия, но и весь государственный аппарат.
Оправдывать же оказанное «высокое доверие» приходится громогласной риторикой о «бескомпромиссной борьбе за демократизацию на постсоветском пространстве». Восторженный тон, с которым Саакашвили выступил на брифинге во вторник, накануне своего визита в Казахстан, заставил многих заподозрить неладное: отголоски серьезных проблем и противоречий, касающихся продолжения антироссийского курса. Во-первых, с какой стати «розовый президент» рассуждает о революциях, направляясь на переговоры к Нурсултану Назарбаеву? Тот вряд ли разделит эйфорию грузинского коллеги по поводу насильственной смены власти. И потом, каким именно образом Саакашвили намерен дружить с Астаной без участия в этом России и Азербайджана, отношения с которыми изрядно подпорчены? Скорее можно предположить — и такое предположение нередко звучит в комментариях, — что Саакашвили ищет путей «присоседиться» к набирающим обороты ЕЭП и ЕврАзЭС, но не открыто, а на правах «инфант террибль» — несносного ребенка, которому идут на уступки, чтобы тот не устроил какую-нибудь очередную показательную истерику.
Спекуляции на возможностях экспорта революции в другие республики СНГ составляют значительную долю внешней популярности грузинского главы и предмет его оправданий в глазах собственных граждан. Если бы не «оранжевая революция» в Киеве, трудно было бы себе представить, на какие задворки мировых процессов удалился бы официальный Тбилиси, неспособный решить ни одной из острейших общественно-экономических проблем у себя дома и после неудачных попыток спровоцировать осложнение ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии вставший в тупик в разрешении конфликта со своими мятежными автономиями.
Тем временем, на примере Киргизии мы наблюдаем явное затухание революционного пафоса из-за опасения ведущих игроков, США, России и Европы, в конце концов утерять контроль над разрушительной стихией «народного негодования». За свержением Акаева следуют весьма осторожные и далекие от популизма, в прежнем стиле Тбилиси и Киева, переговоры основных политических сил в попытке определить новую конфигурацию власти, в той или иной степени смыкающуюся с существующим конституционным строем. Буйство же толпы пока удается усмирять предпринимаемыми общими усилиями, как силового, так и переговорного характера, на которые у переходной киргизской власти наверняка имеется международный мандат.
Происходящее же в значительной степени лишает почвы «коалицию заговорщиков», в которой Ющенко все более сживается с ролью хозяйственника и примирителя нации, занятого почти исключительно внутренними проблемами и избегающего лишней конфронтации с Россией. Со своей стороны, молдавский лидер Воронин, примерившись к геополитике, по итогам выборов, на которых ему не удалось одержать ожидаемой яркой победы, глубоко разочарован происходящим и уж точно не полезет вслед за Саакашвили в его рискованные авантюры.
Воцарившаяся на время в стане революционеров неопределенность, по-видимому, в ближайшее время найдет свое выражение в том, что Саакашвили пересмотрит ранее высказанное им намерение ехать в Москву на празднование 60-летия Победы. Но, хотя отказ некоторых лидеров участвовать в победном мероприятии Путина в пропагандистском плане обставляется как «удар по Кремлю» и выражение категорического неприятия его политики, на деле 9 мая в Москве не окажется тех, кто в максимальной степени зависим от России. Власти Эстонии, Литвы, Грузим, Японии и, возможно, Молдовы — каждые по-своему связали свою политическую судьбу с антироссийской риторикой, участие же в торжествах, согласно позиции МИД России, предполагает принятие документов и заявлений, легитимирующих послевоенное мироустройство и подчеркивающих роль России как правопреемницы освобождения народов Европы и Азии от фашизма.
Каковы окажутся дальнейшие перспективы демократизаторской кампании в СНГ — на этот вопрос дать однозначный ответ сложно. В наибольшей степени все будет зависеть от готовности Запада и, в особенности, США идти на резкое обострение с властями России, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и Белоруссии. Пока же все более очевидным становится надуманный, кликушеский характер заявлений о руководящей и вдохновляющей роли примера Тбилиси и Киева на общественные процессы в соседних странах. «Цветные» революции в СНГ, по-видимому, сами дискредитируют себя прежде, нежели сумеют продемонстрировать хоть какие-нибудь положительные результаты. Андрей Рогозянский, Санкт-Петербург, специально для Русской линии