Новая киевская власть перешла в наступление на Православную Церковь…
28 января 2005 г. глава Комитета Верховной рады Украины по вопросам свободы слова и информации Николай Томенко обратился к митрополиту Киевскому и всей Украины Владимиру Сабодану с открытым обращением. Процитируем его полностью:
«Глубокоуважаемый владыка! В свое время советская власть приложила огромные усилия для разрушения веры и дискредитации религии как таковой. Уничтожены церкви, тысячи убитых священников и миллионы верующих — наследие той эпохи. Не менее страшный результат — лишенный моральных ориентиров народ. Как вы, наверное, знаете, на этих выборах часть православной церкви прилагала значительные усилия, чтобы дискредитировать православие. Много священников Вашей церкви агитировали паству за одного из кандидатов, который представлял власть, хорошо известную нашим соотечественникам своими многочисленными и тяжкими грехами. В церквях Вашей конфессии вместо слов веры и любви можно было услышать и прочитать преисполненные ненависти агитки против людей, которые отстаивали правдивые христианские цели, и против другой православной конфессии. В храмах перепрятывалась и распространялась грязная агитационная литература. Таким образом, наносился огромный вред уже не только церкви и мирянам, но и православному христианству в целом. И сейчас, вопреки Вашему благословению Виктора Ющенко как Президента Украины на труды ради украинского народа, отдельные священники Вашей церкви продолжают свою деятельность, направленную на поддержание огня вражды в украинском обществе. Это, в частности, касается хода, организованного священниками Киево-Печерской Лавры. Кроме разжигания вражды между регионами и конфессиями Украины, такие мероприятия распространяют шовинистические расположения духа, которые не только направлены против жизненных интересов украинского народа, но и полностью противоречат утверждению Библии о том, что для христианства все нации равны: для Бога „нет ни юдея (так в оригинале — А. Р.), ни эллина“. Вопреки тому, что Бог наделил все народы своей благодатью, некоторые газеты УПЦ (МП) не признают права украинского народа на существование на своей земле, права на существование его языка и культуры. И потому я прошу Вас однозначно и ясно высказаться по поводу мероприятий, которые разжигают вражду в обществе при участии представителей Вашей церкви. Призываю Вас объяснить всем верующим христианам, поддерживает ли Ваша церковь право украинского народа отстаивать с Божьей помощью христианские идеи морали, свободы, свободного выбора и противостоять тем, кто считает, что насилие, вранье, мошенничество, взяточничество и аморальность всегда должны быть нормами жизни украинского народа. А также призываю Вас однозначно и ясно высказаться: поддерживает ли УПЦ (МП) право украинского народа жить свободно на своей, Богом данной земле, или, наоборот, считает, что таким правом должны пользоваться только отдельные народы».
Такая вот ангельская наивность и чистота г-на Томенко с переживанием за моральное достоинство Церкви. Письмо, на которое едва ли возможен серьезный ответ Митрополии, — уж слишком нарочито, по-хамски выставлена проблема. С одной стороны, старая власть, «хорошо известная своими многочисленными и тяжкими грехами» — насилием, враньем, мошенничеством, взяточничеством и аморальностью. С другой — высоконравственные оранжевые, защищающие «правдивые христианские цели» и «право украинского народа отстаивать идеи морали, свободы, свободного выбора». Типичная политическая манипуляция, призванная даже не столько поставить вопрос о дальнейших взаимоотношениях государства и наиболее влиятельного религиозного объединения Украины (приблизительно 10,5 тыс. приходов), сколько вообще «застолбить» за собой проблематику совести, принизив значение Церкви и подорвав внимание в обществе к церковному видению происходящего.
Общий тон обращения прямо-таки карикатурен: г-н Томенко старается вести свои рассуждения как бы от имени духовного лица, более искушенного и авторитетного в вопросах народной нравственности, нежели сам предстоятель Украинского Православия. То вкрадчиво, то строго внушает он митрополиту Владимиру и священноначалию УПЦ идею о необходимости принести покаяние перед ним, революционным кардиналом Майдана и новоявленным владыкой украинского информационного пространства. Кажется, еще немного, и послание получит вид исповедальной беседы, какой она принята в католичестве: «Сын мой, скажи без утайки, не перепрятывалась ли с твоего ведома в храмах грязная агитационная литература? Не с твоего ли ведома священники (вообще-то сказать будет правильней: „монахи“ — А. Р.) посмели по-прежнему, как во времена грехопадшего Кучмы, высовываться за ворота Лавры и ходить по улицам Киева крестным ходом, невзирая на то, что оппозиция уже победила?»
В лексиконе Томенко особенное внимание обращают на себя такие слова, как «перепрятывалась» и «грязная литература». Как заправила в вопросах свободы слова на Украине и один из главных идеологов «оранжевого» движения, Николай Томенко этим выдает некоторые секреты своей последующей деятельности. Во-первых, что наверняка состоится очередное переписывание истории, в стиле: весь украинский народ как один изнывал под игом продажной власти, ожидая избрания своим Президентом Виктора Ющенко, и только коррумпированные чиновники да попы-москали под покровом ночи печатали и «перепрятывали» провокационную литературу. Во-вторых, что грядет охота на ведьм, повсеместная и беспощадная, не испытывающая нужды в дополнительных обоснованиях и правовых оценках, а целиком сводящаяся к огульному обвинению всех, кто против «оранжевых», в «многочисленных и тяжких грехах» и участии в «грязном деле».
Для этого-то — чтобы утвердить себя в качестве нового прокурора Вышинского, порепетировать, так сказать, высокий нравственный пафос и гневное слово — Томенко и взялся за составление своей изящно-словесной депеши. Различного рода спекуляции и передергивания, наподобие того, что УПЦ (МП) «не признает права украинского народа на существование на своей земле, права на существование его языка и культуры» и считает, «что таким правом должны пользоваться только отдельные народы (подразумевается, русский)» вкупе с категорическим требованием отречься от шовинизма и признать «право украинского народа жить свободно на своей, Богом данной земле» по-видимому составят в ближайшее время идейный багаж «оранжевых комиссаров» в Киеве и на местах, при помощи которого епархии, приходы, отдельных священнослужителей и верующих на официальном и неофициальном уровнях, мытьем и катаньем станут склонять к предательству и отходу от УПЦ (МП).
В связи с этим Союз Православных Граждан Украины 31 января выступил с заявлением, в котором расценил публичные обвинения Николая Томенко в адрес УПЦ в «шовинизме и разжигания вражды между регионами и конфессиями» как начало репрессий. «Оранжевый революционер и депутат Николай Томенко, — говорится в документе, — решил снискать лавры большевистского уполномоченного по делам религий Тучкова, который выкручивал руки Святому Патриарху Тихону, требуя от него „сдать контрреволюционеров и шовинистов“, засевших в Церкви. Лексика обращения Томенко к блаженнейшему Владимиру стилистически и лексически повторяет тучковские опусы 1920-х годов, которые стали поводом к расстрелам духовенства».
Авторы документа утверждают, что в «черный список» сторонников Виктора Ющенко уже занесены митрополиты Одесский Агафангел и Донецкий Иларион, протоиерей Виталий Косовский (секретарь Киевской митрополии), известный публицист киевский священник Дмитрий Познанский, православные общественные организации «Единое Отечество», «Путь православных», а также Союз Православных Братств.
Члены СПГУ уверены, что только политическая нечистоплотность и ненависть к России и Православию заставляет представителей новой власти заявлять о «шовинизме» и «непризнании украинской нации» верующими, принадлежащими к УПЦ (МП). Своеобразие политической и религиозной позиции православных состоит только в том, что они «не желают отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата и превращения Украины в антироссийское государство..»
Тем не менее, можно быть твердо уверенными в том, что «победившая революция» не станет долго терпеть у себя под боком существенную разницу в мнениях, тем более со стороны такой крупной и хорошо организованной структуры, как Киевская Митрополия. Хотя предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир благословил В. Ющенко как Президента, на церковных приходах в целом критически относятся к эйфории, захватившей средства массовой информации, по поводу «победы демократии», «европейской модели развития», «свободных и честных выборов».
Привилегии, передаваемые отныне раскольничьему Киевскому Патриархату под руководством Филарета (Денисенко), в такой ситуации могут стать только временной мерой борьбы с УПЦ (МП). Как легко понять по демаршу Н. Томенко, среди сподвижников Ющенко существует куда более радикальный проект, в котором над разными религиозными юрисдикциями со временем окажется установлен жесткий протекторат, а идейное влияние их в обществе окажется сведено к минимуму. Смотреть на самих себя и на события прошлого, настоящего и будущего станет возможным лишь сквозь оранжевые очки. Андрей Рогозянский, Санкт-Петербург, специально для Русской линии