Единство с общерусским корнем для украинского Православия является поистине жизненным условием…
Украинские информационные агентства Данкор-online и «Завтра» распространили информацию, согласно которой в Рождество значительно большее число украинцев пришло на богослужения в храмы, принадлежащие юрисдикции так называемого «Киевского Патриархата» и подчиняющиеся самопровозглашенному «Патриарху Киевскому и всея Украины» Филарету (Денисенко). Соответственно, меньшее число прихожан молились за рождественской службой в храмах Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП).
Приводятся, в частности, данные брифинга, прошедшего в г. Сумы 18 января. Начальник областного отдела по делам религий Анатолий Ярош на нем заявил, что «такого количества верующих в Воскресенском (раскольничьем — А.Р.) соборе еще никогда не было». Обращает на себя внимание явное воодушевление властей данным фактом. Никогда ранее отделы по делам религий областей Украины не устраивали подобные брифинги и не оглашали сведений о посещаемости приходов двух противостоящих друг другу украинских православных церквей. Конкретных данных статистики не прозвучало и на сей раз, т.к. в Сумской области, как и на большинстве территорий Украины перевес в числе верующих и количестве приходов явно не на стороне раскольников-филаретовцев (по всей Украине чуть более 3 тыс. против 10,5 тыс. у УПЦ МП). И даже в родном селе Ющенко (он родом с Сумщины) единственный храм принадлежит УПЦ МП. По-видимому, данное положение новые власти считают «историческим недоразумением», которое быстро поправится вместе с передачей президентского кресла от Л. Кучмы к В.Ющенко.
Переход на волне националистической риторики православных верующих и целых приходов к раскольникам-филаретовцам новые власти, несомненно, сочли бы для себя самым удобным вариантом развития событий. Неоднократно, как в ходе кампании по выборам президента Украины, так и в период после выборов звучали утверждения о том, что «москальские попы» запятнали свой авторитет поддержкой «промосковского» кандидата В.Януковича. Теперь «оранжевыми» всячески раздувается тему, как выразился А. Ярош, «негативной реакции верующих на агитацию священников Московского патриархата против Виктора Ющенко».
В действительности, самозванный «Киевский Патриархат» сообща с униатами, автокефалами и католиками развернули беспрецедентную политическую кампанию. Они неоднократно появлялись вместе с В. Ющенко и Ю. Тимошенко на сцене, установленной на Майдане, и произносили зажигательные речи вместе с молитвословиями и картинными благословениями. Теперь победившая оппозиция готовится раздать «всем сестрам по серьгам» — предоставить максимальные преференции на Украине своим союзникам, разумеется, за счет УПЦ МП. В очередной раз возобновятся попытки «создания на Украине единой Православной Церкви», а по существу насильственного прекращения деятельности УПЦ МП. Константинопольский Патриарх Варфоломей, поспешивший еще до официального объявления итогов выборов поздравить В. Ющенко, уже предложил к этому свои посреднические услуги.
Тем не менее, конфликтом с властью проблемы канонического Православия на Украине далеко не исчерпываются. У значительного числа украинцев лозунги о создании «незалежной, самостийной, автокефальной церкви» находят сочувствие и поддержку. Какими бы натянутыми и политически ангажированными ни были данные о религиозной ситуации после выборов, вполне верится в то, что «самостийники» теперь привлекут большее число верующих на свои приходы. Ибо смена «религиозной ориентации» для многих на Украине наверняка не представит особенной драмы и вопроса, обращенного к совести.
Мало кого по-настоящему возмущает то, как Церковь в политтехнологической истерии, поднятой накануне выборов, записали в «защитники прогнившего режима Кучмы». Массовая аудитория не выразила своего несогласия с самыми изощренными и циничными нападками на Православие и иерархов, о которых в СМИ рассуждали в тех же тонах, что и о бюрократах и олигархах, обвиняя всех в одинаковых политических и материальных амбициях. Позиция УПЦ МП не интересовала в духовном своем содержании, но только в аспекте фракционной борьбы: за кого выскажется Митрополия — за Ющенко или за Януковича? Естественным завершением этого становится выбор в пользу раскольников, не знаменующий собой никакого духовного решения, но лишь политическую манифестацию избирателем своей солидарности с «победившей революцией». На той же Сумщине, выдвигаемой теперь на роль некоего «модельного региона», призванного подтвердить якобы существующую прозападную и националистическую ориентацию Украины, большинство населения составляют православные по крещению. Географически Сумская область примыкает к России, гранича с Белгородской и Курской областями. В ее состав ныне входит часть исторических курских земель, как та территория, на которой расположена знаменитая Глинская пустынь, один из главных духовных центров дореволюционной России, известный своими традициями старчества. Казалось бы, имеются все данные, чтобы «российский вектор» и православные ценности стали для сумчан определяющими. Однако, во время «третьего тура» выборов число проголосовавших за кандидата от оппозиции Виктора Ющенко составило 79,5% (т.е. почти как в Галиции) и дело здесь не только в массовом голосовании «за земляка».
Тип жизни, вообще распространенный на Украине, здесь тяготеет к еще большей приземленности и эмоциональной стихийности. Весьма распространены суеверия, ворожба, меркантильный подход к религии. В 1990-х в Сумах зародилось учение «Школы духовного подвижничества», руководимой Ольгой Асауляк. Секта быстро расползлась по Украине, и потребовалось официальное ее осуждение священноначалием Украинской Церкви, энергичная просветительская работа, чтобы данное околоцерковное движение, увлекшее за собой немалое число православных, постепенно пошло на убыль. Однако, среди сумчан по-прежнему остается весьма популярным «бесоизгнание» или «вычитка», ставшие аналогом лечения у экстрасенсов против порчи и сглаза. Сумская область, в отличие от соседней Харьковщины, имеющей более развитую индустриальную и культурно-образовательную базу, остается регионом аграрным и отстающим. Кстати, победная статистика Ющенко складывается из этих трех, несколько парадоксально выглядящих на фоне друг друга составляющих: разжиревший и ультрамодный Киев, консервативная, униатская, ориентированная на Польшу Галичина плюс депрессивные и малоразвитые области-иждивенцы.
Так вот, на Сумщине уже многие годы по сельским клубам с успехом «гастролируют» лжесвященники, которые собирают народ обещанием изгнать бесов и в своих объявлениях требуют для совершения ритуала принести с собой «к¦лограм сол¦, хл¦бину ¦ п¦втора л¦три води». На многих епархиальных приходах, где также полным ходом идут «вычитки», не прекращаются странные вещи: кликушествуют или взаправду беснуются прихожане, церковные служки и клирики. Обилие таких случаев побудило епископа Сумского и Ахтырского Иова обратить внимание на беспорядки и особым письмом напомнить о том, «что бесноватые не могут быть клириками (в том числе пономарями и певчими), и молиться должны отдельно от всех — в притворе или даже дома». Притворяющихся бесноватыми Владыка полагает необходимым наказывать суровыми трудами, а крестить одержимых повелевает только в случае опасности смерти. Также и «лечение» бесноватых Святыми Дарами не является канонически допустимым. «Неблагоговение перед Святыми Дарами, — говорится в письме, — является поводом для запрета подходить к причастию».
Ко всему этому, постоянные препирательства и козни от «филаретовцев». Раскольничьего «епископа» в Сумы назначили почти тотчас же после создания «Киевского Патриархата». Им стал спешно постриженный в монахи и невесть как хиротонисанный протоиерей городского собора. В Глухове лидер националистической партии «Молодь Украины» Ярослав Фурс зарегистрировал «филаретовскую» общину в своей квартире, по месту прописки и проживания. По данному поводу он открыто хвалился тем, что «выполнил поручения своей партии и своего руководства». Подобное же произошло и в г. Конотопе, где по указанию «сверху» присланный с Западной Украины поп открыл раскольнический приход. Политика властей (того самого «промосковского Кучмы») была вполне очевидна: держать «филаретовцев» про запас, поддерживая через Советы по делам религий (тот самый орган, который теперь со щенячьей радостью приветствует победу Ющенко) функционирование в каждом районе по крайней мере одного «альтернативного» прихода, не важно какого, а в крупных городах оставлять за раскольниками для солидности один из больших храмов.
По существу, во все предыдущие 15 лет на Украине целенаправленно моделировалась та ситуация, при которой две соперничающие православные юрисдикции измотали и дискредитировали бы друг друга, попутно сформировав в обществе суеверно-профанный и политический взгляд на религию и церковность. Православных намеренно отвлекли, ввязали в противостояние, обезволили и в довершение всего оболгали, так что к моменту решения на Украине вопроса о направлении будущего движения — в сторону Запада или с Россией — большинство уже не испытывало нужды как в таковом в духовном лидерстве и голосе Церкви, не придавало значения глубинному, культурно-ценностному содержанию своего выбора, а мыслило все сугубо политически и утилитарно: как борьбу за свободу от Москвы и против засилья коррупции и олигархов.
Случился полнейший нонсенс: людей, большинство из которых разговаривает на русском языке и практически каждый имеет родных и друзей в России, буквальным образом перепрограммировали на то, чтобы мыслить абстрактными, внушенными извне категориями. И несомненно, что главнейшей причиной торжества «оранжевой» идеологии на Украине явилось глубокое и давнее духовное нездоровье. Ведь борьба против лжепатриарха Филарета является далеко не единственным условием существования Православия на Украине. Наибольшую сложность представляет та специфика местной культуры и религиозности, которая составляет не только колорит национальной украинской жизни, но и проблему для трезвого духовного самосознания. Нигде, как в церковной жизни, идеи «самостийности» не выглядят более искусственными. Для украинского Православия единство с общерусским корнем — отнюдь не политическое или административное условие. Это поистине жизненное условие, поскольку отделение от него неминуемо несет за собой невосполнимые искажения и упадок.
По этой причине поражение на выборах должно было возвратить и возвратило православным на Украине необходимую энергию и ясность взгляда. Ибо теперь совершенно понятно, что за опасность грозила Украине и ее жителям все предыдущее время и какому идеологическому прессингу неизбежно подвергнутся традиционные православные области. Проводя брифинг в крещенский сочельник (опять-таки, преднамеренно избранная дата, скорее всего, призванная привлечь людей за крещенской водой в «филаретовские» приходы), Сумский Совет по делам религий вперед остальных обозначил свою позицию по проблеме противостояния двух юрисдикций. И это далеко не случайно. Именно здесь, в Сумах, под занавес выборной кампании противодействие православных верующих государственному перевороту проявило себя, пожалуй, острее всего. Хотя бы и запоздало, из среды Церкви прозвучало предупреждение об опасности окончательно потеряться, угасить в себе здравый смысл и стремление к правде на путях обещанных на Майдане малопонятных и призрачных «демократии» и «евроатлантической интеграции». Андрей Рогозянский, специально для Русской линии