Русская линия
Сводка новостей от 16 сентября 2004

Болезни православной журналистики
Заметки к Конгрессу православной прессы…

Навстречу Конгрессу православной прессы, к которому готовятся сейчас в Москве, дерзаю поднять вопрос, который, несомненно будет обсуждаться православными журналистами из разных городов России, которые съедутся в столицу в начале ноября. Это вопрос о том, когда же мы осознаем, что период неофитства для большинства наших читателей уже закончился. И они ждут от нас — пишущих для православных СМИ — авторского возрастания, ждут не только просвещения, но и общения. О том, что это так, я недавно услышала из уст одного питерского священника, который много лет ведет воскресную школу и пишет просветительские статьи: «Я понял, что люди в большинстве случаев очень быстро забывают то, что им рассказываешь. Самые спасительные сведения не задерживаются, если это только информация. Людям нужно общение. И когда они что-либо узнают, общаясь личностно, то это знание становится их внутренним достоянием».

Для того, чтобы общение с читателями состоялось, необходимо осознать те недостатки, от которых надо освобождаться православным СМИ, признаться в тех болезнях, которыми мы до сих пор больны. Говорить буду в основном о том, что знаю по собственному опыту.

«Врачу, исцелися сам», — это жесткое присловье применимо в первую очередь к нам — «работникам пера». Потому что первой болезнью, от которой, пожалуй труднее всего исцелиться («горбатого могила исправит?») является страсть к наставлениям, поучениям, вразумлениям и пр. У большинства читателей в наше время назидательный тон вызывает стойкое отторжение. Потому что учительное слово ложится на душу, не отторгается ею только в том случае, если говорящий его, сам живет по сказанному или по писанному. А мы все — далеки от праведности. И наши читатели в большинстве случаев могут сказать нам: «Горе вам, книжники и фарисеи!».

Написала «мы» и вспомнила историю, которая выявила то, что можно назвать второй «писательской православной болезнью». Два года назад, живя на экскурсоводческом послушании в Александро-Свирском монастыре, дерзнула я написать книжку «Письма к прп. Александру Свирскому», — в ней собраны письма, которые приходят в обитель со всех концов света. Но, как мне показалось, просто так читать письма людям будет неинтересно, надо их чем-то разбавить. И, как теперь вижу, перечитывая эту книжку, разбавила я их исключительно собою. Недаром, когда отец настоятель читал рукопись, он мягко заметил: «У вас тут все время путаются „я“ и „мы“. Выберите что-то одно». Как мне казалось, после этого замечания все «я» и «мы» = «я» были подчищены, но, перечитав ее недавно, обнаружила, что не все удалось убрать.

Итак, вторая болезнь — это наша любовь к «яканью». В некоторых случаях любовь эта достигает катастрофических размеров, когда человек страницами подробно описывает свои переживания и чувства. Хорошо еще, если эти описания касаются действительно сугубо личных вещей, а вот если читателю навязывают свое субъективное мнение как истину в последней инстанции? Пример из недавнего времени: отклик одного из журналистов на возвращение Тихвинской иконы, в котором проводятся параллели между этим образом и Владимирской иконой Божией Матери. При этом утверждается, что перед одной иконой хорошо молиться «в минуту жизни трудные, когда на сердце грусть», а перед другой, наоборот — когда радостно и душа открыта. И это пишет православный человек?!

Но, боюсь, что пересказывая, изумившую статью, впадаю в третью «детскую болезнь православных СМИ» — агрессивное обличительство. Беда наша в том, что научиться отличать осуждение от обсуждения очень трудно. Казалось бы критерий прост: несет материал «дух мирен» (как говорил прп. Серафим), значит и осуждения в нем нет, не несет — значит при всей правоте обличителей, мы имеем дело «с плохой игрой при хорошей мине». Примеров таких статей в наших православных СМИ в последнее время стало более чем достаточно. Тем более что в последние годы среди пишущей православной братии у нас появились разные лагеря.

Есть еще две крайности в тональности православных статей, одна из которых — наследие прошлого, вторая — порождение нового, «демократического времени». От «дореволюционного прошлого» к нам пришла слащавость и елейность, которая и в то время вызывала неприятие у читателей. А новое время принесло нам «легкость необычайную», когда человек, того не замечая, «ради красного словца не пожалеет отца». В этом стиле Тихвинскую икону можно назвать самой «своенравной», о смерти писать в легком жанре, например: некоторые узнают о перенесенном ими инфаркте только на том свете и пр.

Золотое правило следования «царским срединным путем» соблюдать труднее всего. Как говорил один старый профессор: мы склонны к пережиманию педалей в наших рассуждениях, на полях, рецензируемых рукописей, он писал одну только приставку «пере». Эти «пере» бывают разного свойства: слишком слащаво, или слишком агрессивно, слишком сухо и скучно, или слишком субъективно, порой даже с некоторым ерничаньем.

Перечислять наши болезни невеселое дело, но, если уж как-то попытаться стать тем, кто к себе относит слова: «Врачу, исцелися сам», нужно хотя бы осознать и назвать болезни. Для того чтобы с ними бороться.

Итак, следующая болезнь, впрочем, характерная для всех СМИ, — использование непроверенной информации, доверие к слухам, к рассказам случайных людей, да и просто доверие к своей памяти, к своему образованию, знаниям и житейскому опыту. Разновидность этой болезни: популяризирование того, что не подлежит популяризации. Журналисты, — от них же первая есмь аз, — стараются пересказать, полученные ими данные, в облегченном стиле. «Охота за жаренным», характерная для всех корреспондентов мировой журналистики, свойственна теперь и православным авторам. При этом фактические нюансы в таких материалах вычищаются, и правда жизни огрубляется. Это особенно бросается в глаза, когда православные начинают писать о творческих людях: о поэтах, художниках, музыкантах.

Но, как всегда, в противовес этой крайности, существует и другая: тут в ход идут достижения психоанализа и различных западных и восточных философских систем, противоречащие православному учению новейшие научные данные (которые завтра уже будут признаны устаревшими). Намеренно не привожу примеры, хотя, конечно же, в каждом описываемом случае болезни, имею в виду конкретных авторов и конкретные статьи. В первую очередь свои. Когда они были написаны, все это не замечалось, а теперь большинство статей иногда стыдно перечитывать.

В заключение хочу сказать о той проблеме, которая появилась в среде православных журналистов недавно: разные состоятельные люди решили «соделовать свое спасение» тем, что вознамерились вкладывать деньги в православные СМИ. Несомненно, этот порыв можно назвать благородным, но, увы, чаще всего, люди, которым благородные благотворители поручают вести это дело и дают право распределять средства, оказываются настоящими «работниками ГорЛита» прежних времен. Их цензурирование материалов при величайшей некомпетентности напоминает парткомовские разборки недавних времен. «Работники ГорЛита» — это еще комплимент. Пальцем указывать не будем. Хотя в данном случае так хочется назвать имена этих новых цензоров, радеющих за православную культуру. Хотя, есть конечно и положительные примеры. Для меня самый жизненный и самый положительный — издание журнала в память о покойных родителях, редактором которого являюсь уже пять лет.

Закончу пожеланием: всем нам потихоньку переходить от периода детских болезней к взрослой ответственности, о которой сказано в Евангелии: «по словам своим осудишься и оправдаешься». Журналистика — не просто профессия, — каждый пишущий отвечает за души тех людей, которых он смутил, привел раздражение или ввел в заблуждение своими словами.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии

  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

Татарские националисты готовят свой «ответ Путину»
В Казани недовольны инициативами Президента России по реформе государственной власти...

Алексий II приветствовал участников XII Международной конференции, посвященной традициям Иисусовой молитвы

Болезни православной журналистики
Заметки к Конгрессу православной прессы...

Крестный ход с чудотворной Мироносицкой иконой Божией Матери прошествовал по марийской столице

Вести с Чеченской войны

В Киеве состоится 2-й международный фестиваль «Покров»

«Русский блок» и Русская община провели пикет в Симферополе

Мусульманский и православный лидеры Башкирии призывают паству к сохранению религиозного согласия

Лидеры СНГ приняли заявление о борьбе с международным терроризмом

Список иконы Божьей Матери «Державная» посетит все обители Украинской Православной Церкви

Верующие Николаевской и Одесской епархий с почестями встретили Федоровскую икону Божией Матери

17 сентября по улицам Одессы пройдет Царский крестный ход

Католический прелат выразил соболезнования православной общине в связи с гибелью епископа-австралийца

Судебный процесс над Милошевичем прерван до 12 октября

В Покровском храме поселка Мервино освятят крест на колокольне

Настоятель мезенского храма проводит образовательные встречи с учащимися

Владыка Тихон отметил активную работу общины Троицкого храма в деревне Пянда

Фрески с библейскими сюжетами обнаружены на больничной стене под слоем известки

Администрация Туринска выделила старинное здание для создающейся школы иконописи

В Москве состоится общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность»

В Старицком Свято-Успенском монастыре появилась своя звонница

Храм-на-Крови посетила делегация Управления безопасности военной службы ВВС России

На трассе Екатеринбург-Тюмень будет установлен Поклонный крест

Комиссия по церковной социальной деятельности помогает жертвам теракта в Беслане, находящимся в московских больницах

Иоасафовские торжества пройдут в Белгородской и Старооскольской епархии

Памятный крест на месте гибели экипажа бомбардировщика ТУ-22М3 установят в Новгородской области

Одну из улиц Архангельска назовут в честь святого Иоанна Кронштадского

В Кызыле продолжается строительство православного приходского комплекса

В Великом Новгороде проходят мероприятия, посвященные истории России

При геронтологическом центре Красноярска будет открыта церковь 12 апостолов

Православно-духовный центр"Возрождение" в Липецке возобновил работу

Православную часовню построят в находкинской воспитательной колонии

Аллея памяти детей, погибших от теракта в Беслане, появится в Новоуральске

В Анадыре освящены колокола строящегося кафедрального собора

Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил многодневную поездку по Котласскому району

Над апшеронским хутором засиял золотой купол храма

В Санкт-Петербурге вышла в свет первая книга, подготовленная Епархиальным отделом по противодействию наркомании и алкоголизму

Прокуратура Нальчика инспектирует джамааты, созданные в местах лишения свободы

Католический костел и мечеть будут соседствовать в Усолье-Сибирском

На вещевом рынке в Самаре открылась мечеть

В Пензенском селе мусульманки решили исповедовать ислам без мужчин

Нижегородское исламское медресе «Махинур» приняло в свои стены 20 новых студентов

МИД России потребовал пресечь деятельность Закаева и Березовского

Население России через полвека может сократиться на треть

В ходе операции «Подросток» в Москве задержаны 4089 детей

В Казахстане открыт памятный знак репрессированным россиянам

Петербургский фрегат «Штандарт» вернулся на родину

Учащиеся начальных классов одной из муниципальных школ Рима начали изучение русского языка

Отток капитала из России в 2004 году превысит $ 12 млрд

Сокуров снял фильм о японском императоре

Коммунисты Греции требуют расследования гибели Патриарха Александрийского

МВД ФРГ намерен воспрепятствовать проведению в Германии международного конгресса исламистов

Шестеро заключенных в Донецкой области решили одновременно принять Крещение

День работника гражданской защиты совпал с праздником в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Состоялась встреча сотрудников пресс-службы УПЦ со студентами Киевских духовных школ

Будущие призывники города Суммы получили благословение Церкви

Литовские католические епископы включились в парламентскую избирательную кампанию

Литовский кардинал недоволен языческими торжествами у вильнюсского кафедрального собора

Около 80% граждан Украины поддерживают инициативу придать русскому языку статус государственного

Депутат Европарламента от Греции обвинил Эстонию в возрождении нацизма

Парламент Украины обсудит проблемы правдивого освещения новейшей истории и событий Великой Отечественной войны

40-й ежегодный съезд русской православной молодежи в этом году впервые пройдёт в столице Австралии Канберре

Контрацептивы лишь увеличат число абортов, убежден глава Епископского комитета по вопросам брака

Сотрудница парижской полиции уволена за отказ снять хиджаб

Израиль намерен сотрудничать с Ватиканом в вопросах доступа к христианским святыням

Исход христиан из Ирака вызван исламским фундаментализмом, считает иезуит-исламовед

В связи с приходом урагана «Иван» на территорию США Буш призвал жителей страны «молиться за свою безопасность»

В Саудовской Аравии свобода религии отсутствует вообще, считает Колин Пауэлл

Европарламент: Ситуация в Дарфуре «эквивалентна геноциду»

Китай призвал США прекратить указывать другим странам, как себя вести и что делать

Мусульмане Индии разошлись во мнениях относительно «планирования семьи»

Израильский раввин готов совершить ритуал проклятия в адрес премьер-министра Ариэля Шарона, желая ему смерти

В Косово пять человек обвинены в насилии в отношении сербов

В Барселоне задержаны десять исламских экстремистов

Популярность Буша падает

Две студентки-смертницы сдались израильским солдатам


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика