Русская линия
Сводка новостей от 16 сентября 2004

Болезни православной журналистики
Заметки к Конгрессу православной прессы…

Навстречу Конгрессу православной прессы, к которому готовятся сейчас в Москве, дерзаю поднять вопрос, который, несомненно будет обсуждаться православными журналистами из разных городов России, которые съедутся в столицу в начале ноября. Это вопрос о том, когда же мы осознаем, что период неофитства для большинства наших читателей уже закончился. И они ждут от нас — пишущих для православных СМИ — авторского возрастания, ждут не только просвещения, но и общения. О том, что это так, я недавно услышала из уст одного питерского священника, который много лет ведет воскресную школу и пишет просветительские статьи: «Я понял, что люди в большинстве случаев очень быстро забывают то, что им рассказываешь. Самые спасительные сведения не задерживаются, если это только информация. Людям нужно общение. И когда они что-либо узнают, общаясь личностно, то это знание становится их внутренним достоянием».

Для того, чтобы общение с читателями состоялось, необходимо осознать те недостатки, от которых надо освобождаться православным СМИ, признаться в тех болезнях, которыми мы до сих пор больны. Говорить буду в основном о том, что знаю по собственному опыту.

«Врачу, исцелися сам», — это жесткое присловье применимо в первую очередь к нам — «работникам пера». Потому что первой болезнью, от которой, пожалуй труднее всего исцелиться («горбатого могила исправит?») является страсть к наставлениям, поучениям, вразумлениям и пр. У большинства читателей в наше время назидательный тон вызывает стойкое отторжение. Потому что учительное слово ложится на душу, не отторгается ею только в том случае, если говорящий его, сам живет по сказанному или по писанному. А мы все — далеки от праведности. И наши читатели в большинстве случаев могут сказать нам: «Горе вам, книжники и фарисеи!».

Написала «мы» и вспомнила историю, которая выявила то, что можно назвать второй «писательской православной болезнью». Два года назад, живя на экскурсоводческом послушании в Александро-Свирском монастыре, дерзнула я написать книжку «Письма к прп. Александру Свирскому», — в ней собраны письма, которые приходят в обитель со всех концов света. Но, как мне показалось, просто так читать письма людям будет неинтересно, надо их чем-то разбавить. И, как теперь вижу, перечитывая эту книжку, разбавила я их исключительно собою. Недаром, когда отец настоятель читал рукопись, он мягко заметил: «У вас тут все время путаются „я“ и „мы“. Выберите что-то одно». Как мне казалось, после этого замечания все «я» и «мы» = «я» были подчищены, но, перечитав ее недавно, обнаружила, что не все удалось убрать.

Итак, вторая болезнь — это наша любовь к «яканью». В некоторых случаях любовь эта достигает катастрофических размеров, когда человек страницами подробно описывает свои переживания и чувства. Хорошо еще, если эти описания касаются действительно сугубо личных вещей, а вот если читателю навязывают свое субъективное мнение как истину в последней инстанции? Пример из недавнего времени: отклик одного из журналистов на возвращение Тихвинской иконы, в котором проводятся параллели между этим образом и Владимирской иконой Божией Матери. При этом утверждается, что перед одной иконой хорошо молиться «в минуту жизни трудные, когда на сердце грусть», а перед другой, наоборот — когда радостно и душа открыта. И это пишет православный человек?!

Но, боюсь, что пересказывая, изумившую статью, впадаю в третью «детскую болезнь православных СМИ» — агрессивное обличительство. Беда наша в том, что научиться отличать осуждение от обсуждения очень трудно. Казалось бы критерий прост: несет материал «дух мирен» (как говорил прп. Серафим), значит и осуждения в нем нет, не несет — значит при всей правоте обличителей, мы имеем дело «с плохой игрой при хорошей мине». Примеров таких статей в наших православных СМИ в последнее время стало более чем достаточно. Тем более что в последние годы среди пишущей православной братии у нас появились разные лагеря.

Есть еще две крайности в тональности православных статей, одна из которых — наследие прошлого, вторая — порождение нового, «демократического времени». От «дореволюционного прошлого» к нам пришла слащавость и елейность, которая и в то время вызывала неприятие у читателей. А новое время принесло нам «легкость необычайную», когда человек, того не замечая, «ради красного словца не пожалеет отца». В этом стиле Тихвинскую икону можно назвать самой «своенравной», о смерти писать в легком жанре, например: некоторые узнают о перенесенном ими инфаркте только на том свете и пр.

Золотое правило следования «царским срединным путем» соблюдать труднее всего. Как говорил один старый профессор: мы склонны к пережиманию педалей в наших рассуждениях, на полях, рецензируемых рукописей, он писал одну только приставку «пере». Эти «пере» бывают разного свойства: слишком слащаво, или слишком агрессивно, слишком сухо и скучно, или слишком субъективно, порой даже с некоторым ерничаньем.

Перечислять наши болезни невеселое дело, но, если уж как-то попытаться стать тем, кто к себе относит слова: «Врачу, исцелися сам», нужно хотя бы осознать и назвать болезни. Для того чтобы с ними бороться.

Итак, следующая болезнь, впрочем, характерная для всех СМИ, — использование непроверенной информации, доверие к слухам, к рассказам случайных людей, да и просто доверие к своей памяти, к своему образованию, знаниям и житейскому опыту. Разновидность этой болезни: популяризирование того, что не подлежит популяризации. Журналисты, — от них же первая есмь аз, — стараются пересказать, полученные ими данные, в облегченном стиле. «Охота за жаренным», характерная для всех корреспондентов мировой журналистики, свойственна теперь и православным авторам. При этом фактические нюансы в таких материалах вычищаются, и правда жизни огрубляется. Это особенно бросается в глаза, когда православные начинают писать о творческих людях: о поэтах, художниках, музыкантах.

Но, как всегда, в противовес этой крайности, существует и другая: тут в ход идут достижения психоанализа и различных западных и восточных философских систем, противоречащие православному учению новейшие научные данные (которые завтра уже будут признаны устаревшими). Намеренно не привожу примеры, хотя, конечно же, в каждом описываемом случае болезни, имею в виду конкретных авторов и конкретные статьи. В первую очередь свои. Когда они были написаны, все это не замечалось, а теперь большинство статей иногда стыдно перечитывать.

В заключение хочу сказать о той проблеме, которая появилась в среде православных журналистов недавно: разные состоятельные люди решили «соделовать свое спасение» тем, что вознамерились вкладывать деньги в православные СМИ. Несомненно, этот порыв можно назвать благородным, но, увы, чаще всего, люди, которым благородные благотворители поручают вести это дело и дают право распределять средства, оказываются настоящими «работниками ГорЛита» прежних времен. Их цензурирование материалов при величайшей некомпетентности напоминает парткомовские разборки недавних времен. «Работники ГорЛита» — это еще комплимент. Пальцем указывать не будем. Хотя в данном случае так хочется назвать имена этих новых цензоров, радеющих за православную культуру. Хотя, есть конечно и положительные примеры. Для меня самый жизненный и самый положительный — издание журнала в память о покойных родителях, редактором которого являюсь уже пять лет.

Закончу пожеланием: всем нам потихоньку переходить от периода детских болезней к взрослой ответственности, о которой сказано в Евангелии: «по словам своим осудишься и оправдаешься». Журналистика — не просто профессия, — каждый пишущий отвечает за души тех людей, которых он смутил, привел раздражение или ввел в заблуждение своими словами.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии

Татарские националисты готовят свой «ответ Путину»
В Казани недовольны инициативами Президента России по реформе государственной власти...

Алексий II приветствовал участников XII Международной конференции, посвященной традициям Иисусовой молитвы

Крестный ход с чудотворной Мироносицкой иконой Божией Матери прошествовал по марийской столице

Болезни православной журналистики
Заметки к Конгрессу православной прессы...

Вести с Чеченской войны

В Киеве состоится 2-й международный фестиваль «Покров»

«Русский блок» и Русская община провели пикет в Симферополе

Мусульманский и православный лидеры Башкирии призывают паству к сохранению религиозного согласия

Лидеры СНГ приняли заявление о борьбе с международным терроризмом

Список иконы Божьей Матери «Державная» посетит все обители Украинской Православной Церкви

Верующие Николаевской и Одесской епархий с почестями встретили Федоровскую икону Божией Матери

17 сентября по улицам Одессы пройдет Царский крестный ход

Католический прелат выразил соболезнования православной общине в связи с гибелью епископа-австралийца

Судебный процесс над Милошевичем прерван до 12 октября

Одну из улиц Архангельска назовут в честь святого Иоанна Кронштадского

Владыка Тихон отметил активную работу общины Троицкого храма в деревне Пянда

Фрески с библейскими сюжетами обнаружены на больничной стене под слоем известки

Памятный крест на месте гибели экипажа бомбардировщика ТУ-22М3 установят в Новгородской области

Настоятель мезенского храма проводит образовательные встречи с учащимися

В Покровском храме поселка Мервино освятят крест на колокольне

Аллея памяти детей, погибших от теракта в Беслане, появится в Новоуральске

Православную часовню построят в находкинской воспитательной колонии

В Санкт-Петербурге вышла в свет первая книга, подготовленная Епархиальным отделом по противодействию наркомании и алкоголизму

Над апшеронским хутором засиял золотой купол храма

Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил многодневную поездку по Котласскому району

Комиссия по церковной социальной деятельности помогает жертвам теракта в Беслане, находящимся в московских больницах

Иоасафовские торжества пройдут в Белгородской и Старооскольской епархии

Православно-духовный центр"Возрождение" в Липецке возобновил работу

При геронтологическом центре Красноярска будет открыта церковь 12 апостолов

В Анадыре освящены колокола строящегося кафедрального собора

На трассе Екатеринбург-Тюмень будет установлен Поклонный крест

Храм-на-Крови посетила делегация Управления безопасности военной службы ВВС России

В Великом Новгороде проходят мероприятия, посвященные истории России

В Кызыле продолжается строительство православного приходского комплекса

В Москве состоится общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность»

Администрация Туринска выделила старинное здание для создающейся школы иконописи

В Старицком Свято-Успенском монастыре появилась своя звонница

Прокуратура Нальчика инспектирует джамааты, созданные в местах лишения свободы

Католический костел и мечеть будут соседствовать в Усолье-Сибирском

В Пензенском селе мусульманки решили исповедовать ислам без мужчин

Нижегородское исламское медресе «Махинур» приняло в свои стены 20 новых студентов

На вещевом рынке в Самаре открылась мечеть

В ходе операции «Подросток» в Москве задержаны 4089 детей

Сокуров снял фильм о японском императоре

Отток капитала из России в 2004 году превысит $ 12 млрд

МИД России потребовал пресечь деятельность Закаева и Березовского

Население России через полвека может сократиться на треть

В Казахстане открыт памятный знак репрессированным россиянам

Учащиеся начальных классов одной из муниципальных школ Рима начали изучение русского языка

Петербургский фрегат «Штандарт» вернулся на родину

Коммунисты Греции требуют расследования гибели Патриарха Александрийского

МВД ФРГ намерен воспрепятствовать проведению в Германии международного конгресса исламистов

Будущие призывники города Суммы получили благословение Церкви

Шестеро заключенных в Донецкой области решили одновременно принять Крещение

Состоялась встреча сотрудников пресс-службы УПЦ со студентами Киевских духовных школ

Литовские католические епископы включились в парламентскую избирательную кампанию

День работника гражданской защиты совпал с праздником в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Литовский кардинал недоволен языческими торжествами у вильнюсского кафедрального собора

Депутат Европарламента от Греции обвинил Эстонию в возрождении нацизма

Около 80% граждан Украины поддерживают инициативу придать русскому языку статус государственного

Парламент Украины обсудит проблемы правдивого освещения новейшей истории и событий Великой Отечественной войны

40-й ежегодный съезд русской православной молодежи в этом году впервые пройдёт в столице Австралии Канберре

Исход христиан из Ирака вызван исламским фундаментализмом, считает иезуит-исламовед

Израиль намерен сотрудничать с Ватиканом в вопросах доступа к христианским святыням

Сотрудница парижской полиции уволена за отказ снять хиджаб

Контрацептивы лишь увеличат число абортов, убежден глава Епископского комитета по вопросам брака

В связи с приходом урагана «Иван» на территорию США Буш призвал жителей страны «молиться за свою безопасность»

Китай призвал США прекратить указывать другим странам, как себя вести и что делать

Европарламент: Ситуация в Дарфуре «эквивалентна геноциду»

В Саудовской Аравии свобода религии отсутствует вообще, считает Колин Пауэлл

Мусульмане Индии разошлись во мнениях относительно «планирования семьи»

Израильский раввин готов совершить ритуал проклятия в адрес премьер-министра Ариэля Шарона, желая ему смерти

В Косово пять человек обвинены в насилии в отношении сербов

В Барселоне задержаны десять исламских экстремистов

Популярность Буша падает

Две студентки-смертницы сдались израильским солдатам


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru