Кроме радости Пресвятая Богородица ждет от нас труда
К пребыванию Тихвинской иконы Божией Матери в Петербурге…
За последние годы немало было издано статей и книг с слегка варьирующимся, но повторяющимся названием «Под благодатным покровом Божией Матери». Прочитать доказательства о том, что на протяжении всей истории России она была под покровом Царицы Небесной — это одно, а пережить это на собственном опыте — совсем другое. Именно это переживание объединило всех верующих (а может быть бессознательно и неверующих питерцев) в эти дни, когда в нашем городе пребывает Тихвинская икона. Это чувство трудно передать словами, — но, как только икона была доставлена «на брега Невы», над нами простерся незримый духовный покров. Когда тысячи людей встречали икону на Московском вокзале, было ощущение, что к нам прибыла Высокая Гостья, и в ее присутствии надо быть особо собранными и благоговейными. Сегодня главные вопросы, которые задают друг другу прихожане: «А вы уже у иконы побывали? А когда? А сколько часов стояли?» И все с удивлением отмечают: «Народу было больше, чем когда привозили мощи св. целителя Пантелеимона и св. ап. Андрея Первозванного». А еще признаются, что сейчас, как никогда переживают ощущение грандиозности происходящего: «Мы участники великого исторического и духовного события. Даже сейчас это понятно, а со временем еще больше прояснится». Вспоминают и постоянное, повторяющееся откровение подвижников прошлых веков о том, что Божия Матерь в последние времена будет умолять Сына своего отодвинуть сроки Последнего Суда, дать время людям на покаяние. Как писал Святитель Дмитрий Ростовский: «Усыновив всех нас при Кресте Сына Своего, только Она одна может связать Своими молитвами праведный гнев Господа Иисуса Христа, которого некогда на земле связывала пеленами, ибо когда Он, прогневанный нашими грехами, хочет нас казнить, Она простирает к Нему умоляющие руки Свои». Недаром монастырь, построенный на месте пребывания Тихвинской иконы, был освящен как Успенский. Таинственно связан с предзнаменованием о конце мира праздник Успения Божией Матери. Церковное Предание гласит, что так же, как восхищены были на облаках апостолы в день Успения Пречистой, так будут восхищены и все верные в последние дни мира — «в сретение Господне на воздусех». ХХ век называют «временем отодвинутых сроков». В известном издании «Россия пред вторым пришествием» обращает на себя внимание, что самые разные старцы, святители, блаженные, — независимо друг от друга на протяжении столетия, говорили о том, что конец наступит в 20-х годах ХХ столетия. Потом таким сроком считали, начавшуюся Вторую Мировую войну. В 1940 году инок Валаамского монастыря сподобился видения — Господь назначил время Суда Своего, а Божия Матерь трижды молила Его помиловать Россию. И сроки были отодвинуты. В наше время появилось множество мироточащих, плачущих икон Божией Матери, а теперь совершилось великое чудо — к нам вернулась Тихвинская чудотворная святыня — так посылается нам уверение, что плачет, болезнует, заботится Приснодева о всех нас, о России, о всем мире. Но и от нас требуется усилие. Лик Божией Матери на иконе Тихвинской строг и скорбен, когда мы стояли в очереди к иконе, было ощущение, что Высокая Гостья всматривается в нас, «испытует сердца и утробы». И вспомнился рассказ из Святогорского (Афонского) Отечника: «Был некий монах, который был нерадив. Божия Матерь разбудила его, когда он спал. И он имел видение: поле, а на нем пасется много-много овец. И они почти всю траву съели. И он увидел, что над этой равниной — полянка. Там было мало овец. И трава была и вода была. И он сам себя спросил: «Почему эти овцы не поднимутся на ту полянку?» И тут он взглянул на вершину — там были деревья, очень много травы и очень чистый воздух, источники. И там было еще меньше овец. И он говорит себе: «Почему же туда не взбираются овцы?» После этого он очнулся. И стал думать: «Что бы это значило? Может быть, Пресвятая Богородица показала это для меня? Потому что я подобен тем овцам, которые пасутся внизу, я не заставляю себя подниматься выше. Значит, я должен подвизаться, чтобы исправиться». Какие овцы все мы, каждый из нас? Да и овцы ли мы вообще, не рыскаем ли мы в «стране далече»? Такие вопросы невольно приходилось задавать себе перед ликом Пречистой. И ЕЕ строгие глаза напоминали, что, кроме радости от возвращения на родную землю, Она ждет от нас и труда. Труда внутреннего над собой, над своей душой, и внешнего — на общее благо. Людмила Ильюнина, Русская линия