Как сообщала вчера РЛ, 28 июня, в 5 утра, после продолжительной болезни на 83-м году жизни отошел ко Господу известный духовник и подвижник веры священник Димитрий Дудко. Многим русским людям хорошо известны его многочисленные книги, беседы и труды на благо Православной Церкви и России. Обращают на себя внимание следующие приведенные в официальном некрологе слова почившего пастыря по поводу его ареста в 1980 году: «Я с властью никогда не боролся. Я воевал с безбожием, которое и для людей, да и для власти было злом. Но власть в ту пору исповедовала атеизм. И мне говорили следователи: раз ты против атеизма, значит, ты против власти. Не только следователи, но и многие прихожане смешивали мои религиозные убеждения с политикой. Им не Христос был важен в моих проповедях, а, как они считали, антисоветскость. Но я никогда не был антисоветчиком. Я всегда считал, что, борясь за христианскую нравственность, я спасаю и государство».
Но из него активно делали «антисоветчика», политическую фигуру. Ему льстили, его проповеди, проза и стихи были изданы миллионными тиражами на Западе, издания НТС были на треть своего объема заполнены воззваниями в его поддержку, писанными Г. П.Якуниным со товарищи. Западное радио интересовалось личностью о. Димитрия лишь постольку, поскольку его считали оппозицией прежнему режиму. А он был человек, в общем, по-детски безхитростный и противоречивый. Считал своим долгом проповедовать слово Божие. Читал в своем храме публичные проповеди, занимался с молодежью. А ведь публичные проповеди были запрещены. Обратите внимание, как долго говорят с кающимися на исповеди старые священники, поставленные при советской власти. Они так привыкли, это для них в свое время был единственный способ нести слово Божие пасомым. Никаким «антисоветчиком» он не был, хотя в проповедях ругал «безбожников» и даже проговаривался о «лагерях» и «стукачах». И как-то раз призвал президента Картера «высвечивать преступников» (?). Выражался, то есть, не всегда удачно, но ничего особенно предосудительного, с точки зрения властей, не говорил. Но зато вокруг него говорили, кому что угодно. И чувствовал он, что неспроста ажиотаж.
Вот сцена из жизни покойного. Молодой человек «с интеллигентным лицом» увивается вокруг. Спрашивает: «Ну, как же насчет интервью? У меня скоро встреча с иностранным представителем. Отец Дмитрий, согласитесь ли Вы дать такое интервью, на основании которого Вас будет защищать Сам президент Картер?» Отец Дмитрий задумывается и вдруг отвечает ясно и раздельно: «Я готов встретиться с кем угодно. Но если Бог меня не защитит, — никто не защитит».
Когда в 1980 году перед самой Олимпиадой «случилось страшное», отец Дмитрий выступил по ТВ в программе «Время» и осудил свою, как он выразился, «антисоветскую деятельность», а свои поступки объяснил гордыней, любовь к нему религиозно-интеллигентской «молодежи» сменилась ненавистью. Обезумевшие дамочки с истеричными рыданиями рвали газету «Правда» с помещенным на видном месте текстом его телевыступления, жгли изданные НТС и «привезенные» книги с его проповедями, магнитофонные пленки с записями его выступлений на «семинарах». В лучшем случае говорили, что в тюрьме ему «пересадили мозги», и добавляли: «Он скоро умрет». А он прожил весь срок, отмеренный ему Господом, на который может рассчитывать человек его судьбы и преклонного возраста. Отца Дмитрия морально уничтожали. Наслушавшись упреков, он пытался потом оправдаться, взять свое заявление назад, но понял: эти не простят. С горечью сказал о. Дмитрий: «Им нужно было, чтобы меня убили». Из него мученика готовили, а он не оправдал доверия, возложенных надежд. И не в свободе Церкви тут дело. Прав был о. Дмитрий, что отказался страдать на потребу толпе и зарубежных «благодетелей», которые, поистине, «крови жаждали». Да упокоит Господь новопреставленного отца Димитрия. Андрей Рюмин, Русская линия