Единственное место на земле, где религии не сорятся
Новая концепция бывшего музея религии и атеизма…
Плюрализм, толерантность, терпимость, равноценные пути к Богу — так определяют концепцию, переехавшего из Казанского собора в новое здание, музея религии и атеизма. Официально из названия музея убрано слово атеизм, но, как можно убедиться, пройдя по экспозиции: дух атеизма витает внутри нового комфортабельного здания. И хотя теперь религию не преподносят как «опиум для народа», однако новая концепция — равнозначной культурной ценности всех религий — по сути еще более атеистична, чем прежняя. В старом музее с Богом боролись, а значит признавали его силу. Вся новая экспозиция призвана доказать: не надо думать о том, «есть ли Бог?», а тем более о том, что он Един в Троице и принес на землю богооткровенное учение. Надо все перевести в плоскость культуры и тогда равноценными становятся шаманский бубен и крест (прости меня, Господи). Именно так и построена экспозиция (случайно?): рядом с православными залами расположен зал с предметами культа шаманов. Наверное, это менее кощунственное совмещение, чем в когда-то в Казанском соборе, — там на горнем месте в алтаре были размещены масонские атрибуты, а на солее раздел, посвященный сатанизму, но для верующего человека степень кощунства не важна, даже малая его доза тошнотворна. Недаром директор музея С. Кучинский на вопрос: «Консультировались они со священниками, готовя раздел православие?» — ответил: «Нет, они предлагают слишком тенденциозный взгляд». Хотя и признался, что православные более «толерантны», чем мусульмане, «представители мечети» вообще отказались от каких-либо контактов с плюралистическим музеем. Кроме того, с Русской Православной Церковью музей связывает история по передаче мощей святых (но всех ли?) и личные добрые отношения директора со Святейшим Патриархом. В прошлом году музей организовал выставку «Дары и подношения» из коллекции подарков Святейшего Патриарха. В конце апреля откроется выставка «Афон глазами иноков Валаама», составленная из фотографий монашествующих современного Валаама. Таким образом, по словам С. Кучинского, музей «старается смывать с себя клеймо атеизма». Однако, повторимся: атеизм может быть разным, может быть воинственным, как в советские времена, а может быть плюралистическим, как сейчас. А что касается культуры, то хотелось бы напомнить уважаемым сотрудникам музея, — культура должна служить нравственному здоровью народа. Именно так нужно работать в культуре в наше время, и, к сожалению почти никто так не работает. Потому многие наши музеи теряют посетителей. Простой показ экспонатов, не воодушевленный желанием через них рассказать о нравственных ценностях, никого уже не привлекает. А нравственные ценности у разных вероисповедований все-таки не совпадают. Это показывают политические события последнего времени. Особенно, разразившийся вчера военный конфликт, именно на религиозной почве, в Косово. Закрывать глаза на происходящее в реальной жизнь, на то противостояние, которое веками существует между разными религиями, значит работать в культуре не на созидание, а на застой. Людмила Ильюнина, Русская линия