Несмотря на упорное стремление влиться в общеевропейский культурный поток и при каждом удобном случае подчеркнуть свою «европейскость», жители Северной Пальмиры все же ощущают экзотический и таинственный привкус некоторых явлений этой самой европейской культуры. К подобным явлениям относится исполнение органной музыки в католических и реформатских церквях. Появившись в нашем городе почти триста лет назад как инструмент церковный и более полутораста лет просуществовав исключительно в этом статусе, орган в конце 19-го века начал звучать в концертных залах, а за годы правления советской власти и вовсе приобрел статус инструмента светского. Теперь же, когда, нуждаясь в реставрации, почти одновременно умолкли органы во всех главных концертных залах Петербурга и органная жизнь города оказалась под угрозой, вновь началось возвращение к истокам органной музыки, в церковь. И как оказалось, оттенок мистического и непривычного, который приобретает музыка в священных местах, не отпугивает публику от подобных концертов, но напротив, делает их притягательнее. Настоящим событием в культурной жизни Петербурга стал проходивший в предновогодние дни первый общедоступный Рождественский органный фестиваль в кафедральном соборе Успения Пресвятой Девы Марии. Организатор и художественный директор фестиваля Владимир Шляпников и раньше проводил органные концерты в соборе в сотрудничестве с его настоятелем отцом Стефаном Катинелем. Но нынешней фестиваль отличался тем, что, будучи посвящен католическому Рождеству, он и внутренне, в своем содержании, отражал тему Рождества. В программу вошли крупные музыкальные полотна трех эпох органной культуры, созданные специально по случаю этого праздника. Эпоха барокко была представлена Рождественскими хоралами Баха, романтический век — посвященными Рождеству произведениями Ф. Листа, и наконец, органный цикл «Рождество Господне» крупнейшего органиста и композитора 20-го века Оливье Мессиана познакомил слушателей с современными исканиями в области органной музыки. Особо была составлена программа третьего, центрального дня фестиваля. Состоящий из произведений «Ave Maria» Баха, Шуберта, Баха-Гуно, Луцци, Каччини, этот концерт, в котором солировал В. Шляпников, стал своеобразной молитвой-поклонением пречистой Деве, давшей миру Спасителя, и храму, носящему ее имя. Благодаря отцу Стефану, который еще на открытии фестиваля сказал, что споры и разногласия между православной и католической церквями не должны разделять верующих в Иисуса Христа и выстраивать между ними непреодолимые преграды, все концерты проходили в очень доброжелательной, теплой, гармоничной атмосфере, что и позволило реализовать заложенную в фестиваль идею синтеза двух начал, светского и церковного, взяв то ценное, что несет каждое из них. В результате фестиваль стал, с одной стороны, возрождением традиций церковного органного музицирования 18-го века, с другой же стороны, обогатил эти традиции, привнеся в них чисто эстетические художественные начала. Все исполнители были приглашены из числа преподавателей и студентов Санкт-Петербургской Консерватории — учебного заведения, в котором открылся первый в России органный класс, давший начало национальной органной школе. Перед слушателями выступили педагоги кафедры органа и клавесина (зав. каф. проф. докт. искусствоведения И. Розанов): ученики класса засл. арт. России проф. Н. Оксентян, засл. артистка России доцент Т. Чаусова, старший преподаватель Д. Марков и их студенты, руководитель органного совета Санкт-Петербургской Консерватории, член Британского института органных исследований В. Шляпников, а также лауреат международных конкурсов молодежный камерный хор «Кантилена» (художественный руководитель дирижер Елена Петрова), певица Наталья Петрова, лауреат международных конкурсов солистка Академии молодых певцов Мариинского оперного театра Катерина Варфоломеева, солист ЗКР Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской Филармонии заслуженный артист России трубач Игорь Шарапов. Особенную торжественность и величие действию придавало чтение старинных рождественских стихов европейских авторов в исполнении актера театра «Родом из блокады» Ильи Ивахнова. Пришедшие на органный фестиваль стали свидетелями некоей мистерии, наподобие средневековых: в приглушенном освещении храма звук и голос приобретали почти мистическое звучание и настраивали слушателей на серьезный, возвышенный лад и в суетливые предновогодние дни напоминали о непреходящих, вечных ценностях. Необходимо сказать и о Голосе, который звучал в эти дни в соборе Успения Пресвятой Девы Марии. Он принадлежит небольшому английскому органу, построенному в начале прошлого века, и попавшему в наш город только в 1996 году, когда католическая община из английского местечка Митлмройд преподнесла его в дар петербургскому костелу. До сих пор этот Голос оставался почти незнаком широкой публике, но нынешний фестиваль познакомил горожан с его мягким, приятным звучанием. Благодаря бережной заботе и внимательному отношению органного мастера Анатолия Погодина инструмент, несмотря на солидный возраст, находится в хорошем состоянии. О том, насколько успешно прошел фестиваль, лучше всего говорит то, что, придя на один концерт, люди возвращались на другой день и приводили с собой друзей и родных, и потом горячо благодарили отца Стефана и музыкантов за доставленную радость. По словам Владимира Шляпникова, фестиваль стал «новым родником духовности в нашем городе и показал, сколь важна многоликому человеческому духу органная нота».