Русская линия
Русская линия29.06.2006 

Казахский Парламент пошёл по следам Дика Чейни
Открытое письмо Президиума Казахстанского Республиканского Славянского движения «Лад»

Литератором-депутатом Мухтаром Шахановым в СМИ было распространено заявление антироссийского характера. В нём он, фактически, обвиняет руководство Российской Федерации в политике «языкового геноцида». Можно было бы оставить этот пассаж «советского национал-диссидента» без внимания, если бы не одно немаловажное обстоятельство: под заявлением поставили подписи ещё 40 парламентариев, что составляет более половины депутатского корпуса Мажилиса Республики Казахстан. Таким образом, на основании этого документа можно судить о настоящем отношении депутатов Парламента РК к России и, собственно, — к внешнеполитическому курсу страны, последовательно проводимому президентом Нурсултаном Назарбаевым.

По форме это заявление представляет собой полемику с небезызвестным депутатом Госдумы Владимиром Жириновским, а по содержанию является бесцеремонным вмешательством во внутренние дела Российской Федерации. Г-н Шаханов в своём антироссийском запале — при этом, вполне отдавая себе отчёт, что это «вопрос внутренней политики России» — берёт на себя смелость давать рекомендации руководству РФ и возлагает ответственность за их исполнение на «соответствующие государственные органы России» и министра иностранных дел РК Касымжомарта Токаева.

В заявлении, в частности, говорится о «подавлении российскими властями интересов национальных меньшинств» и процессе «искоренении языков малых народов» на территории РФ. При этом г-ном Шахановым даются ссылки на некие неназванные «международные правоохранительные органы» и (siс!) «Эстонский институт защиты прав человека». В заключение объёмного текста — предварительно процитировав русских классиков и в цифрах рассказав о том, как хорошо в Казахстане живётся нацменьшинствам (прежде всего — русским) — автор пишет о том, как сильно его волнует судьба «малых народов и наших соотечественников, оторванных от родного языка».

Без тени смущения Мухтар Шаханов заявляет (этот фрагмент надо обязательно привести полностью): «В Российской Федерации проживает более 800 тысяч казахов. Может возникнуть такой закономерный вопрос: „А сколько в России существует школ для казахов?“. Раньше они были. Сейчас их нет. Даже не сочли нужным оставить хотя бы одну школу ради уважения к дружественному Казахстану, с которым Россия подписала соглашение о вечной дружбе».

Вообще, г-н Шаханов, опрометчиво вступил на скользкую тропу статистики и темы реализации прав и свобод нацменьшинств. У нас есть что возразить ему по этому поводу, — хотя бы о евангельских «соринке» в глазу ближнего и «бревне» в своем. Но в данном случае речь идёт об инсинуациях в адрес властей Российской Федерации. Поэтому мы ограничимся только российской тематикой и тем, как в России на законодательном уровне соблюдаются права нацменьшинств, в том числе и казахов, чья численность в РФ составляет менее 1%.

Всё нижесказанное будет говориться не для Шаханова, — человека с устойчивой репутацией, а для казахстанцев, у которых он хотел вызвать неприязнь к нашему «большому соседу» — России, а вместе с тем и к русским. И в отличие от него, ссылающегося на непоименованные «международные правоохранительные органы», мы готовы привести конкретные официальные источники нашей информации, с которыми любой казахстанский гражданин может свободно ознакомиться и проверить их.

Общеизвестно, что с точки зрения всестороннего соблюдения прав и свобод нацменьшинств федеративное устройство государства предпочтительнее устройству национального унитарного государства. В Российской Федерации, чего нет ни в одной другой стране СНГ, создана мощная законодательная база, позволяющая всем малым народам иметь национально-культурные автономии.

Вот перечень некоторых законодательных документов, дающих гражданам РФ реализовывать национальные интересы: Федеральный закон «Об общественных объединениях»; Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» (позволяющий иметь национальные районы); «Концепция государственной национальной политики РФ»; Федеральный закон «О национально-культурной автономии».

Национально-культурные автономии (НКА) дают самые широкие права нацменьшинствам, проживающим на территории России, в частности: право самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и культуры; получения поддержки со стороны органов государственной власти, необходимую для сохранения самобытности, национального языка и национальной культуры; право получения льгот по налогам, сборам и кредитам; право создавать региональные и федеральные НКА, создавать Консультативные Советы (КС) при органах исполнительной власти всех уровней, имеющие право участвовать в подготовке программ, проектов нормативных актов, затрагивающих интересы этнических общностей; право приглашать представителей органов государственной власти по вопросам, входящим в компетенцию КС.

А теперь, собственно, к вопросу об уважении в России языковых, культурных и иных прав малых народов.

В Российской Федерации (по данным за 2002 г.) зарегистрированы 11 федеральных, более 100 региональных и около 200 местных национально-культурных автономий. Только в одной Оренбургской области казахскую диаспору представляют: Оренбургская региональная казахская национально-культурная казахская автономия, Казахская национально-культурная автономия Акбулакского района, Казахская национально-культурная автономия Домбаровского района, Оренбургская городская казахская национально-культурная автономия, Оренбургская областная общественная культурно-просветительская организация казахов «Казах тили» и её отделения (городское, Адамовское, Амбулакское, Домбаровское), Областное национальное общественное объединение казахов Оренбуржья и пр.

В Оренбургской области (по устаревшим данным за 2001 г.) функционировали более 200 учреждений с этнокультурным аспектом образования, в том числе: 144 общеобразовательные школы, где родной язык изучается как предмет (татарский — 78 школ, башкирский — 42, мордовский — 4, казахский — 1, чувашский — 2 школы), 36 дошкольных учреждений; 172 факультатива (татарских, казахских, башкирских, польских, немецких, чувашских, мордовских), 176 кружков (татарских, башкирских, казахских, мордовских, чувашских).

В Астраханской области работают 114 школ, в которых изучается родной язык (казахский — 72 школы, татарский — 25, ногайский — 9, калмыцкий — 5, немецкий — 3), 24 дошкольных учреждения.

В Самарской области действуют 224 национальные (нерусские) школы, из них: башкирских — 6, казахских — 7, мордовских — 51, немецких — 3, татарских — 26, украинских — 4, чувашских — 87, школ со смешанным национальным составом — 40.

В Омской области, где проживает 95 тыс. казахов, открыты и действуют 17 казахских школ. Если ли смысл продолжать дальше?

Странными в этом антироссийском, а по духу — русофобском заявлении выглядят подписи 4-х депутатов с русскими фамилиями. Понятен их личностный генезис в нынешнем Парламенте РК, когда хочется выглядеть более казахом, чем русским. Уровень сегодняшнего представительства казахстанцев русского происхождения (более 4 млн.) в органах государственной власти таков, что выбор у них небольшой: либо вжимать голову в плечи и давить в себе «русскость», либо уходить с работы.

Но, тем не менее, позволять себе клеветать на страну, где покоятся кости поколений твоих предков, — означает пройти точку духовного и нравственного «невозврата». Политическая лояльность не требует национального самоуничижения, если это, конечно, не продиктовано внеморальными категориями.

Думается, сегодня «пятая колонна» в Казахстане — не столько «оранжевые», сколько кланово-олигархические группы, работающие на политическую дестабилизацию в республике. Они внедрены во власть и единственное, чего им сегодня не хватает — электоральной поддержки. Поэтому идёт активный поиск «фетишей», способных подорвать у титульного населения доверие к президенту. И в этом смысле, тема «путинского режима» и «русского фашизма», раскручиваемая Западом, актуализируется в Казахстане.

Такие, как Мухтар Шаханов, деятели с «националистической харизмой», сегодня востребованы и могут принести вреда больше, чем разношёрстная оппозиция, — ибо их риторика обращена к национальному сознанию, а конкретно — к социально неблагополучной массе казахского населения. Потому не случайно, что в последнее время на всех уровнях государственной власти активизировалась полемика о немедленном введении в делопроизводство казахского языка, а национал-радикалы возглавили протестное «движение самозастройщиков Шанырака».

Точно такие же процессы развиваются и в соседней Киргизии. Там «зависшую» проблему захватчиков земель держат как «мобилизационный резерв», а внезапно развернувшаяся кампания за введение в делопроизводство киргизского языка имеет отчётливо политический характер, с явным привкусом антироссийских настроений.

И в этом отношении «русский вопрос» в Казахстане, во всех его аспектах, становится эффективным политическим инструментом для казахских элит, готовящихся к смене власти. С его помощью (исподволь) можно сломать систему прогрессирующих казахстанско-российских отношений, позволяющую Казахстану иметь все геополитические, экономические и военные выгоды от такого сотрудничества. А поскольку во главе интеграционных процессов стоит сам президент Назарбаев, — несущий персональную ответственность за выбранную стратегию — то любое осложнение в двусторонних отношениях, будет использовано его оппонентами против него лично. Такие попытки уже предпринимаются.

Можно не соглашаться с нашими выводами, но факт внутрипарламентской оппозиции внешнеполитическому курсу страны имеет место быть. Пока антироссийские и антирусские настроения, в большей степени, остаются в кулуарах Парламента. Но где гарантия, что «молчаливое большинство» в какой-то кризисный момент не проявит себя и не потребует отставки самого президента?
29 мая 2006 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=104407

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Р.Н. Юрьев    02.06.2009 22:38
Кто такой Жириновский и к чему его цитировать? Он ещё что-то про Ирак и американцев говорил, что-де, Саддам его друг и он их обязательно победит. Победил, нет, – я не в курсе?
  Максим Саидкаримов    02.06.2009 15:56
Каждый человек, который затрагивает национальный вопрос – должен прежде всего ясно себя позиционировать, а сеять смуту в народах, всеравно-что не щурить глаза против ветра! Я главный казах в Калининградской области и у меня сердце болит не от морщин, а от тресщин.
  Асылбек    05.07.2006 16:08
Астана, Дом Парламента
«28» июня 2006 г № 37

Мухтар ШАХАНОВ,
Депутат Мажилиса Парламента РК

Депутатское заявление

ЕЩЕ РАЗ О БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ ЖИРИНОВЩИНЫ

Господа депутаты!
Полагаю, Вы помните заявление, прочитанное мною в Парламенте о шовинистических взглядах Владимира Жириновского, сказавшего , что «казахов, как народа в природе не существует вовсе и такого государства как Казахстан не было и быть не должно, ибо все это есть Российские губернии…». В данном заявлении также процитированы строки из публикации еженедельной газеты « Аргументы и факты » «Идея упразднения национальных республик давно овладело умами отдельных политиков. «Пионером» считается В.Жириновский…», следует заметить, что Российская Федерация через референдумы начала упразднять автономии, включая их в области. Такие «узаконенные» меры ставят на грань исчезновения язык и культуру «малых» народов, на алтаре истории их будущее, идет активный процесс «манкуртизации» людей, за подобные осовремененные идеи Российское руководство и наградило В. Жириновского орденом «За заслуги перед Отечеством».
В свое время генеральный прокурор Республики Казахстан Р. Тусупбеков отправил специальное письмо своему коллеге в Москве Генеральному Прокурору Российской Федерации В. Устинову, в котором уведомил о том, что за допущенное высказывание, направленное на разжигание межнациональной вражды, вице- спикеру Государственной Думы Российской Федерации В.Жириновскому запрещен въезд в Казахстан.
А в ответ на мое заявление от 17 мая 2006 года министр иностранных дел Республики Казахстан К.Токаев 12 июня этого года дал официальный ответ. Привожу отрывок из письма: « Некорректные высказывания таких политиков, как В.Жириновский в адрес суверенного Казахстана, других государств СНГ и национальных субъектов Российской Федерации противоречат Конвенции ООН о ликвидации всех форм рассовой дискриминации, Европейской Конвенции о защите основных прав и свобод человека, Международным пактам о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, участницей которых является Россия».
29 мая славянское движение «Лад» в Казахстане, опубликовало открытое письмо относительно моего заявление, от начала и до конца не соответствующее действительности. Конечно, шовинистическим выпадкам движения «Лад», известным как в Казахстане, так и во всем СНГ, можно было абсолютно не придавать значения и не обращать на них внимания.
Однако, дело совершенно в другом. Более десяти русскоязычных интернет-газет, как бы соревнуясь друг с другом, словно отыскав запрятанный клад, скопировали открытое письмо этого движения. Они даже не сочли нужным, хотя бы ради справедливости, привести хоть не большие отрывки из моего заявления.
Я сообщил в своем выступлении, цитируя отрывки из доклада Президента Республики Казахстан в Государственной Думе России, о том, что 59 % населения Республики составляют казахи, 26 % – русские, в республике количество школ с русским языком обучения –4077, тогда как для 900 тысяч казахов, проживающих в России, не осталось ни одной отдельной школы для обучения на родном языке. Если вспомнить историю, в нынешней Омской области до 1917 года школ с казахским языком обучения было 135, а в Астраханском крае – 9, одной из которых руководил великий поэт казахского народа Магжан Жумабаев. Сопоставьте, сколько было в царской России, и сколько сейчас? Если верить информации движения «Лад» на сегодняшний день в Самарской области действует – 7 , а в Омской области – 17 казахских школ. Мы связались с президентом казахской национально – культурной общественной организации «Ак жол» Токтарбаем Дуйсенбаевым в Самаре и президентом центра национально-культурной автономии Омской области Ануаром Дуйсеновым, они с горечью и сожалением доложили, что в их областях не осталось ни одной казахской школы.
Тогда откуда такая информация у движения «Лад»? В названных областях в школах с русским языком обучения по просьбе учащихся – казахов преподают казахский язык как предмет. Это в педагогике практикуется издавна. К примеру, в школах Казахстана 16 национальных языков преподаются как отдельные дисциплины. Сторонники «Лада», к своему стыду, перепутали преподавание отдельного предмета в школе с самим понятием школа. Теперь запускается другая «утка», якобы Шаханов предъявляет ложные обвинения в адрес России, он не видит всего того, что Россия сделала для казахов. Даже раскритиковали четырех русских по национальности избранников народа, подписавшихся в числе 40 депутатов Мажилиса Парламента Казахстана в поддержку моего заявления.
В 2004 году по инициативе газеты «Ана тілі», при поддержке партии «Отан» и Всемирной Ассоциации казахов была организована автопоездка под названием «Культурное наследие – гарантия дружбы». В этом мероприятии приняли участие журналисты, ученые, представители общественных объединений, которые побывали в 8 регионах Российской Федерации, где проживают представители казахской национальности, встречались с соотечественниками. «Самым печальным обстоятельством является то, что в России нет ни одной казахской школы», пишет после состоявшейся поездки известный журналист Ертай Айгалиулы («Ана тілі», от 20 января 2005 года).
Движение «Лад» входит в Ассамблею народов Казахстана. Уже давно для этого движения характерными стали необоснованные выпады против государственного языка, утверждения его статуса. Известные общественные деятели нашей страны, ученые, писатели неоднократно пресекали такие необузданные выпады «Лада», публично обращаясь через средства массовой информации как к самому движению, так и к широкой общественности. Но и это не останавливает их перед общественным мнением, отрицательно относящимся к попыткам любой дестабилизации в обществе. Теперь они пользуются «советами» таких деятелей как Жириновский, направляя свои усилия против укрепления статуса государственного языка, делают попытки объединить негативно настроенные группы или общественные организации. Мало того, именно «Ладом» ведется подготовка к созданию республиканской организации военнозированного казачества. Если Ассамблея народов Казахстана действительно принимает все меры к пропаганде и развитию государственного языка, как об этом неоднократно было заявлено с высоких трибун, почему же тогда она проявляет непонятную инертность, разве невозможно привлечь к ответственности «распоясавшееся» движение «Лад»? Не являются ли эти действия, направленные против государственного языка, неприятием государственной политики Республики Казахстан? Почему об этом отмалчивается руководство Ассамблеи?
Вместе с тем, есть основания полагать, что за этим стоят также и те казахи-космополиты, которые скрытно выступают против государственного языка.
В настоящее время в мире пока функционируют 6809 языков. Из них 8-ю языками (каждым из них) пользуются более 100 миллионов человек. В ряд великих языков (которые можно назвать «вечными») входит и русский язык. На 3400 языках (на каждом) говорят по 10 тысяч человек, на 500 языках – всего по 100 человек, а на 46 языках – говорят единицы. Россия тоже входит в ряд полиязычных стран. Во времена Советского Союза исчезло 93 языка. Диктатор-космополит И. Сталин писал: «Должен быть единый советский народ и единый государственный язык, каковым должен быть русский». Это стало лозунгом и ориентирующим факелом «идеологических достижений». Но Россия является родиной великих гуманистов. Шовинистические движения различного толка, переходящие пределы разумного, периодически получали достойный отпор. По проблемам «малых народов» в России, несмотря на разные допущенные ошибки Борис Ельцин также придерживался в определенной степени гуманистических принципов. Ни для кого не является секретом то, что в последнее время в Российской Федерации наблюдается некий альянс таких личностей, как Жириновский и Дугин, и в обществе обращают внимание на их негативное влияние.
«Это – мирный переход, – так пишет в книге «Основы геополитики» директор Российского Геополитического центра анализа, руководитель международного движения «Евразия» Александр Дугин, – под прямую юрисдикцию Москвы всей территории Средней Азии (особенно Казахстана), компактно заселенной русскими. Никакого казахского национального государства. Факт принадлежности к русской нации должен переживаться как избранничество, как невероятная бытийная роскошь, как высшее антропологическое достоинство. Пропаганда этой национальной исключительности должна стать осью политического воспитания народа. Для выживания русского народа в нынешних, трудных условиях необходимо обращение к самым радикальным формам русского национализма».
Как может Российское руководство доверять такую значимую должность в масштабе всего государства человеку с таким узким шовинистическим ракурсом мышления.
Открытое давление на языки малых наций, которые веками находятся в составе России, начало разрушение национальных автономных структур, рождает беспокойство в мировом сообществе. Такая политика говорит о непризнании статей 1, 19 и 26 Международной декларации защиты прав человека, Венской декларации, принятой в 1993 году на Всемирной конференции о Защите прав человека и Решения о защите и сохранении всех языков, принятого Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (52/266 (2-часть). Поэтому мы хотим обратить внимание на эту проблему ООН и ЮНЕСКО.
Еще раз повторю, мы в Казахстане уважаем и должны уважать язык, культуру, обычаи и традиции представителей всех больших и малых народов, прилагать все усилия для их развития и защиты. Это наша святая обязанность. И с такого гуманного пути никто нас не должен сбивать.
В настоящее время значительная часть казахской молодежи не может писать и читать на своем родном языке. Давайте подумаем, это наше достижение или недостаток? Некоторые могут сказать « а что здесь такого?». Однако, «Отвернуться от родного языка – все равно, что отказаться от собственной матери». Наша задача – не допустить на этой почве раскола между поколениями. Поэтому забота о родном языке и языке других народов – это не национализм, а гражданский долг.
Вместе с тем, необходимо всегда своевременно давать обоснованный отпор всякого рода бескультурным выпадам со стороны движения «Лад». Это также веление времени.
По официальным данным на 10 июня 2006 года в Казахстане действуют представительства 2392 иностранных средств массовых информаций. Из них 2309 – газеты и журналы, 83 – телеканалы и радио. 90 процентов данных СМИ издаются или ведут вещание на русском языке, 5 процентов – на английском, остальные 5 процентов – на других языках. Самое удивительное, что большинство этих СМИ финансируется из бюджета Республики Казахстан. Несмотря на это, они всячески уклоняются от более полного, объективного освещения вопросов культуры, литературы, искусства казахского народа. Не проявляют желания объективно освещать проблемы государственного языка. Если имеются материалы негативного характера, всегда проявляют готовность опубликовать или выпустить в эфир, но поддержки как таковой не ощущается. Как-будто по сговору, на службу принимают тех казахов-космополитов, которые не уважают и игнорируют свой родной язык. Характерно, что в публикуемых материалах чаще всего пропагандируются скандальные, скабрезные истории, «животные» интересы, связанные с интимными сторонами жизни людей, сексом и другие разрушительного характера информации. Все это «воспитывает» в людях низменные чувства.
Предыдущее мое заявление «Идея Жириновского о ликвидации малых наций», основанное на реальных фактах, было направлено во многие русскоязычные СМИ. Но ни одно из них не опубликовало его, наверняка не хватило духу посмотреть правде в глаза. А один из алматинских телеканалов как-будто умышленно показал телепередачу о Жириновском, еще раз пропагандируя народу республики его «исключительно передовые взгляды».
В Казахстане из зарегистрированных 2571 отечественных средств массовой информаций только 472 на государственном языке, да и то с недостаточном тиражом. Это также говорит о плачевном состоянии государственного языка. Сейчас республику полностью охватила волна бездуховных средств массовой информации. Какой пример, какое воспитание мы можем дать духовно неокрепшему поколению? Или так и будем считать идеологией бездуховность, безыдейность и отсутствие идеологии?
Поэтому для всестороннего обсуждения данной проблемы считаю необходимым пригласить в сентябре на предстоящий в Парламенте Правительственный час министра культуры и информации Республики Казахстан Ермухамета Ертысбаева.

28 июня 2006 года
Астана, Мажилис Парламента РК

Перевод с казахского

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика