Русская линия
Русская линияСвященник Андрей Горбунов11.01.2006 

Еще раз о русской национальной идее

Каждый человек призван к восстановлению единства с Богом и с ближними. Истинный человек — это человек всемирный. Но, движимый себялюбием, в котором заключена отчужденность от других личностей, он боязливо ограждает себя в своей обособленности и не в силах даже увидеть единство человеческого рода. Он не может принять и вместить в себе все человечество.

Весь уклад жизни сегодня, в эпоху глобализации, располагает человека к отчужденности. Во всем наблюдается действие духа разложения, разрушения, разъединения, не остается никаких внутренних связей между людьми. Полное погружение человека в мрачную стихию отчужденности, т. е. окончательное озверение людей, — вот главная мистическая цель всей этой антихристовой системы.

Глобализация подталкивает все народы к движению только в одном, отрицающем их самобытность либерально-капиталистическом (американизированном) русле. Такая химерическая всемирность ведет к уничтожению суверенных государств, нивелировке национальных культур, смешению религий, разрушению семьи.

А ведь именно через привязанность человека к своей семье и к большой семье — Отечеству формируется в человеке личность. Этой любовью (к своей семье, к своему народу) человек внутренне подготавливается к вхождению во всечеловеческую семью Адама (которую он тоже должен увидеть, принять как свою, родную, единую), т. е. подготавливается к переходу ко всемирной любви.

Каждому человеку присуща потребность принадлежности к группе, потребность восприятия себя членом «семьи» — маленькой или большой (семейная и этническая принадлежность). Отсюда — национальное самосознание, потребность консолидации этнической общности, стремление к выработке объединяющего национального идеала, «охранение» и обособление своей национальной культуры, истории от других. Все это говорит о том, что каждому человеку Богом дано стремление ощущать себя частью целого, частью семьи Божией.

Настоящий человек добровольно берет на себя всечеловеческую ответственность за зло, которое существует в мире. Чувство всечеловеческой ответственности не позволяет ему оставаться безразличным к тому, что происходит в мире. Но он и не осуждает, и не перекладывает ответственность на других людей, а тем более на безличную социальную систему. Он видит себя в первую очередь ответственным за то, что происходит вокруг него.

Один из высших выразителей духовных ценностей русской цивилизации писатель-пророк Ф.М.Достоевский учил: «Каждый из нас, несомненно, в ответе за всех и за вся на земле. Это сознание есть венец жизни каждого человека на земле… Путь спасения один — возьми и сделай себя ответственным за все человеческие грехи. Это и в самом деле так, ибо как только ты себя искренне сделаешь ответственным за всех и вся, тотчас же увидишь, что так и есть в самом деле и что ты и являешься ответственным за всех и вся».

Выдающийся сербский богослов и философ преподобный Иустин (Попович; +1979) в своей книге «Достоевский как пророк и апостол православного реализма» пишет: «В своем пророческом видении Достоевский видит всех людей всех времен судьбами связанных между собой. Таинственным, но очень реальным образом все люди — в каждом человеке и каждый человек — во всех людях. Отсюда ответственность каждого человека за всех и все на земле».

Чувство всемирной ответственности подвигает человека ко всемирному же покаянию. «Человек является настоящим человеком тогда, когда чужие грехи воспринимает как свои и кается в них» (преп. Иустин /Попович/). Покаяние есть отречение от отчужденности.

Отчужденность не является нормальным состоянием людей, она противоречит богозданной природе человека. Человек призван возлюбить как самого себя тех, от кого он оторван, и принять как своего брата всякого своего ближнего, друга или врага. Иначе говоря, каждый человек призван стать всемирным.

Сегодня с новой силой должен прозвучать в России знаменитый призыв великого русского святого — преподобного Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение (т.е. отчужденность — авт.) мира сего». Эта идея наилучшим образом воплощена в иконе преподобного Андрея Рублева «Живоначальная Троица», которая отобразила неизреченную взаимную любовь Трех Божественных Лиц (Личностей) — Отца, Сына и Святого Духа, Их безконечное единение Друг с Другом. Эту икону справедливо считают самым лучшим наглядным изображением русской национальной идеи; и именно эта чудотворная икона в свое время фактически спасла истерзанную Русь, помогла собрать ее воедино.

Для всего мира Россия должна стать центром духовного Возрождения и просветить все народы светом Истины. Тогда-то и прозвучит, в последний раз перед концом мира, всемирная проповедь Евангелия — благой вести о всемирном духовном единстве, Царстве Божием, в которое призывает всех нас Господь. Откроется тогда на Руси Святой проповедь всемирного покаяния (вспомним пророчество преподобного Серафима Саровского), с которой выступит Церковь Христова, предлагая современному человеку истинное единство, в противоположность ложному единству — глобализации. И эта проповедь всемирного покаяния уже началась в России — с призыва к соборному, всенародному покаянию в грехах русского народа: в грехах вероотступничества, попущения цареубийства и предательства нашей Православной Державы.

Со всего мира придут к свету России те, кто не желает во тьме антихристовой глобализации терять свой человеческий облик, кто осознает себя личностью, созданной по образу Божию. Тогда же исполнится и известное пророчество преподобного Серафима Саровского о том, что славянские народы в предконечные времена объединятся, сольются в единый народный океан, перед которым будут в страхе все прочие племена земные. О новом союзе братских славянских народов предсказывал и старец Серафим Ракитянский (Тяпочкин; +1982).

О грядущем возрождении России предсказывали не только святые угодники Божии и подвижники благочестия, но говорит об этом и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Выдающийся духовный писатель современности иеромонах Серафим (Роуз; + 1982) в статье «Будущее России и конец мира» писал: «В Новом Завете, в книге Откровения Иоанна Богослова подробно описываются события перед концом мира: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8: 1). Некоторые объясняют это место Священного Писания как короткий период мира, предшествующий последним событиям мировой истории, а именно краткий период восстановления России, когда всемирное слово о покаянии начнется с России, и это есть то «последнее и окончательное слово», которое, согласно Достоевскому, «Россия принесет миру».

Только воскресшая Святая Русь может явить всему миру подлинную всемирность и единство, о чем Ф.М.Достоевский говорил так: «Назначение русского человека есть безспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским… может быть и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». И это не есть русская национальная гордыня, а возложение русским народом на себя бремени всечеловеческой, всемирной ответственности, бремени «всемирного боления за всех», по выражению Достоевского.

Идея высокого исторического предназначения России, ее призвания сказать миру свое, истинно «новое Слово», Слово, которое духовно возродит мир, была краеугольным камнем, лежащим в основании всех творческих устремлений Достоевского. Этот великий русский мыслитель и пророк верил в мессианское назначение России. Он говорил о том, что именно России суждено сказать «слово живой жизни в грядущем человечестве».

Достоевский пророчествовал о всечеловеческой, объединяющей в братство «все души народов» способности русского народа. Он видел, что и русский народ духовно болен: не смертельно, но болен; «хотя главная, мощная сердцевина его души здорова, но все-таки болезнь жестока… Как она называется? Жажда правды, но — неутоленная. Ищет народ правды и выхода к ней безпрерывно и все не находит… Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нем присущую, великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения…»

Достоевский не считал русский народ идеалом, но полагал, что в нем, в отличие от духовно мертвого мира Запада (где ценности духовные заменены ценностями «царства мира сего» — деньгами, где новая религия золотопоклонничества полностью овладела разрушенным сознанием «живых мертвецов»), жив еще идеал правды, добра и красоты. «В народе, — говорил Достоевский, — целое почти идеально хорошо (конечно, в нравственном смысле), хотя несомненно, довольно есть и зверских единиц… зато, повторяю, целое всего народа… и все то, что хранит в себе народ как святыню, как всех связующее, так прекрасно, как ни у кого…».

Достоевский выдвинул идею спасения мира силой русского братства, которое есть не что иное, как, по его определению, «духовное единение… взамен матерьяльного единения». Эта идея всемирного «братского единения», по Достоевскому, — не есть исключительно русское достояние, но «великая дорога», путь к «золотому веку» для всех без исключения народов, для всего человечества.

Развивая интуиции Достоевского, преподобный Иустин (Попович) говорил об историософской миссии славянства: «Только освященное и просвещенное Христом славянство обретает свое непреходящее значение в мировой истории и через всеславянство ведет к всечеловечеству».

Единство людей может быть реальным только во Христе. Единение в гуманистической идее привело к обратному — страшной дегуманизации. А если произойдет единение в глобалистской идее — исчезнет человек вовсе. Миссия славянства — предложить человечеству вместо безликого «глобального человечества» — живое братское всечеловечество, основанное на многообразии национальных культур. Всеславянский идеал — это попросту христианская проповедь, обращенная ко всем народам во все времена и эпохи. «Проблематика славянского человека, в сущности, исчерпывается Православием… Служить каждому человеку и всем людям ради Христа — радость над радостями для славянского всечеловека-труженика», — говорит преподобный Иустин (Попович).

В мире, преклонившемся перед «зверем» Апокалипсиса, в мире муравейника, выгоды, «отъединения личности от целого», духовного «химического распада» (по выражениям Достоевского), в мире, отвергнувшем идеалы истинного, духовного братства, — в этом расколотом мире, по словам Достоевского, «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено».

«На Западе… царство антихриста, — считал Достоевский. — Не в промышленности, а в нравственном перерождении — сила». Призвание России — «сразиться с антихристом, то есть с духом Запада» (т. е. с духом отчужденности) — со «всемирным пауком» (по выражению Достоевского), т. е. с апокалиптическим зверем. «Паук» — один из центральных образов-символов художественного мира Достоевского, это символ темного в душе человека. Как и «зверь» в Откровении Иоанна Богослова, образ «всемирного паука» у Достоевского указывает на духовное озверение (отчужденность).

Противоположностью паука в символике Достоевского является образ ребенка. Достоевский верил в победу духовных начал в человеке над бесовством бездуховности, под какими бы привлекательными личинами оно ни скрывалось. Восстановить, т. е. воскресить, в человеке человека — вот к чему призывал Достоевский. В глубинном идейно-стилевом плане мира Достоевского это и значит прежде всего — восстановить в человеке ребенка. Последний роман, который Достоевский хотел, но не успел написать после «Братьев Карамазовых», он так и собирался назвать — «Дети"…


+ + +


Итак, последним, окончательным словом, «словом живой жизни», которое скажет (и говорит уже) Россия всему миру, должно стать слово о всечеловеческом единстве и о всемирной ответственности. Иначе говоря, новое слово России — это ее ПРОПОВЕДЬ ВСЕМИРНОГО ПОКАЯНИЯ.

http://rusk.ru/st.php?idar=104041

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Любитель астрономии.    11.09.2007 16:01
" Единство людей может быть реальным только во Христе." Я полностью с этим согласен. Но всё дело в том, что такие формулировки далеко не все понимают и принимают. Как известно, христианские проповеди идут уже более тысячи лет, а мир к сожалению не меняется к лучшему. И единство людей, одними благими желаниями не образовать. Нужна достоверная картина мира (устройство мира) которую признают атеисты. Она должна быть построена строго научными методами, на основе обобщения современных теорий физики. Такая – которая отвечает всем требованиям науки и не оставляет вопросов. Которая, например, не только отвечает на вопрос – "есть ли Бог," но даёт возможность (при опредилённых условиях) созерцать Дух и понимать его работу. И такая картина мира есть. Она обладает способностью вывести религию из мистического русла, тем самым, поставить человечество на более высокую ступень развития. И вместе с тем, ни один догмат православной веры не будет нарушен. Вера может только усилится. Только с научнорелигиозной картиной мира, единство людей может стать реальным. Жду вопросы от единомышленников.
  Cat    13.07.2007 00:56
Простите за слово "бредятина". Просто в чем это "духовное братство"? Почему Вы считаете что можете его предложить всему миру, а те же США не могут? Россия как и США боролась за господство на рынке и проиграла. Я не злорадствую, это просто факт. И теперь, когда Россия не смогла продать свои технологии вместо американских и европейских (или хотя б вместе с американскими и европейскими), появился такой вот выверт – мол они американцы с европейцами бездуховные, а мы зато духовные и не продаемся за материальные ценности. При этом Москва самый дорогой город мира. Забавно. При этом в Америке меньше бюрократии (на своей шкуре испытано), американские церкви разных мастей помогают людям, не только словом но и делом. Ненужные вещи люди не выбрасывают, а находят время отнести в Армию Спасения или в ближайшию церковь. Американцы не оставляют после своих пикников в парках помойку, как в России. Они заботятся об окружающей среде. Зато русские заняты обсуждением того как они благодаря своей культуре, литературе и православию спасут человечество. А где дело?

Давайте не будем считать чужие ошибки. Косово… Не буду пытаться оправдывать запад здесь. Хотя холодным душем для меня был разговор с одним верующим православным сербом из Белграда. На мой вопрос о бомбардитовках западом Сербии, он сказал мне, что зато это помогло сербам избавиться от Милошевича, чья политика не была на пользу ни сербам ни кому другому живущему в Сербии. Все делают ошибки, и Россия и запад, так может стоит попытаться сотрудничать конструктивно?

Да, меня статья возмутила именно своей неконструктивностью. Любые попытки как-то обустроить свою жизнь на Земле, найти понимание с другими людьми, начать сотрудничать и в том числе обогатить друг друга духовно, воспринимаются как сатанизм. При этом статья полна неумеренной гордыни и безапиллационных заявлений что русская культура это мессия для всех наций. На основе чего простите? Никто не хочет принижать культурное значение Пушкина или Серафима Соровского. Но это лишь малая часть мировой культуры. И если земная жизнь этой культуре пофиг, то об чем речь? Как правильнее перейти в мир иной? Или как поскорее, загадив Землю своими отходами?

У меня есть друг, американец из семьи баптистского проповедника, но он сам не очень религиозен. Вернее не привязывает свои религиозные чувства к конкретной конфессии. Почитал он в моем переводе. Сказал: да, немного оксиморон, но не более чем заявления его отца о том что Америка преуспела благодаря вере в Бога и что если б Америка делала что-то неправильно, то Бог бы ее остановил, как остановил японских камикадзе во вторую мировую :).

Да я космополит. И люди есть всекие везде и хорошие и плохие.
  Провинциал    11.07.2007 10:15
Коту:
космополиту-безбожнику трудно понять, чем Россия лучше Запада. И даже простого русского человека, которому даже нищая Россия – единственная и желаемая Родина. Чем лучше Православие – сатанизма, а единение в Православии, во Христе – глобализации, как части сатанизма.
Трудно понять материалисту тех, для кого главная цель – вечно блаженство в Царствии Божием, а не ублажение своих похотей.

Важновой С.В. – непонятно, почему Вы нас противопоставили идее статьи. Обеими руками – "за"! Не путайте только объединение во Христе с глобалистским смешением и уничтожением государств и народов.
"духовное единение… взамен матерьяльного единения. А если произойдет единение в глобалистской идее – исчезнет человек вовсе. Миссия славянства – предложить человечеству вместо безликого "глобального человечества" – живое братское всечеловечество, основанное на многообразии национальных культур". – Чего ж тут не ясно? Это не значит превращать Россию в проходной двор и глобалистский котел для смешения.
И ближний для нас – прежде всего православный человек. Не могут сатанисты быть для нас ближними. Не кажется ли Вам, что говоря о "ближних", предполагается наличие и "дальних"?
"Только воскресшая Святая Русь может явить всему миру подлинную всемирность и единство" – Увы, мы еще не воскресли! Нам самим сейчас нужна миссия и проповедь. Россия в нынешнем ее состоянии не может быть примером для Запада.
  Владимiръ    11.07.2007 09:45
Россия, быть может, ничем не лучше Запада. Впрочем, это всегда будет зависеть от угла зрения, от того, что с чем сравнивать. Россия – это Россия, страна не только со своей географией, но и с своей историей (лучше Пушкина об этом никто ещё не сказал), страна со своей самобытностью и – уж безусловно – со своим особым "заданием" от Бога (как, впрочем, и всякая другая страна в мире). "Запад есть Запад, Восток есть Восток, / И вместе им не сойтись" – это пришло в голову не какому-нибудь православному обскуранту, а самому что ни на есть западнику – Редьярду Киплингу. Но в отличие от английского мудреца, нынешние западные идеологи, презрительно отряхивающие с себя последние признаки былой принадлежности к христианству, смотрят на Европу да и на весь мир глазами гордого своей значительностью лавочника, который задумал построить один огромный магазин, рядом с которым не должно быть место никаким другим купцам. А если кто из них против, то лавочник с готовностью вынимает из чулана безотказную дубину, с помощью которой глобализация и демократия уж непременно проложат себе дорогу. Безбожное единство людей, решивших построить гордую башню до небес, давным давно описано в Библии, и имя Вавилона навеки стало нарицательным. Тут человеком-котом сказано о местных предрассудках различных народов. Любопытно, а чем лучше и предпочтительнее, например, общеевропейские предрассудки или предрассудки made in USA ? Чем более Европа становится глобальным общежитием, тем менее она считается с попытками сохранить свою самобытность, и о какой "любви к ближнему и всему роду человеческому" говорит нам то, что Европа учинила в Сербии и всё ещё продолжает чинить в Косово? Может быть, такой любовью расцвечены дела Америки (этого гендиректора глобализации) в Ираке ? Может быть, нам как идеал любви Запад спешит предложить "любовь" содомитов, которые становятся аморальным большинством во всё ещё пытающейся притворяться моральной старушке Европе ? Кстати, в этом вопросе глобализация проявляет себя наиболее агрессивным после политики и экономики образом (и уж одно это вызывает у православной России инстинктивное омерзение).
Так что не стоит называть бредом попытки русских людей отстоять свою душу и свой коренной мир – эта борьба за самосохранение всегда была признаком живой души в народе. И не дай нам Бог потерять эту волю к жизни.
  Cat    11.07.2007 01:08
Очередная православная бредятина.
Чем собственно Россия лучше запада? Почему не глобализация призвана объединить людей и помочь им увидеть их единство? Как, наоборот, разделение людей на страны со своими местными предрассудками способствует проявлению любви к ближнему и всему роду человеческому? Ну и много других вопросов, на которые авторы данного бреда никогда не дадут внятного ответа, кроме очередных заклинаний.
  Важнова С.В.    30.06.2007 17:37
Прекрасная статья.
Кстати, о ближнем – вот мы спорим кто он.
Может быть для "провинциала" и Игоря Савина Федор Михайлович является большим авторитетом в этом вопросе, чем ныне живущие православные?
  Илья Н.Б.    16.05.2006 16:37
Для того чтобы покаяться в грехах, надо знать о них и видеть их: в своей истории, в видении страны, мира. Сформировать, создать собственное видение мира, мировоззрение. С много знающего, многое спросится. Если таковое мировоззрение появится в России, то вполне возможно оно будет принято, позаимствовано где-то еще в мире.

Полностью, и в целом и, в общем, со статьей согласен.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика