Русская линия
<< Полная сводка новостей от 31 марта 2025 >>

Митрополит Черкасский Феодосий: «Сегодня Преподобные отцы Печерские не нуждаются в нашей с вами помощи или защите. Они сами нас защитят. Очень скоро защитят»
Правящий архиерей Черкасской епархии УПЦ прокомментировал кощунственное «вскрытие мощей» преподобных Киево-Печерской Лавры

Митрополит Черкасский Феодосий29 марта 2025 года Телеграм-канал «Политправ» опубликовал на своих страницах комментарий митрополита Черкасского Феодосия по поводу захвата Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской Ларвы чиновниками Минкульта Украины и подготовку чиновников к вскрытию мощей преподобных Печерских отцов.

Ниже мы публикуем обращение владыки целиком:

«Братья и сестры, давайте не будем впадать в панику, а будем соблюдать разумное спокойствие. Всё происходит так, как и должно было произойти. К чему идёт дело для многих очевидным стало не сегодня, и не вчера, и даже не три года назад.

Сегодня Преподобные отцы Печерские не нуждаются в нашей с вами помощи или защите. Они сами нас защитят. Очень скоро защитят.

Просто их СИЛУ и их ПРАВО на нашей земле не понимают те, кто сейчас полез к их мощам.

Также, кстати, как этого не понимали и их духовные предшественники в 1922 и в 1941 годах. Пусть лезут.

Несколько лет назад, когда в нашей стране только начинались полномасштабные гонения на Украинскую Православную Церковь, а насельники Лавры ещё скептически посмеивались на вопрос, допускают ли они, что власти могут поделить верхнюю Лавру между Церковью и ПЦУ, от одного светского, но рассудительного человека я услышал такие слова. «Только бы они не трогали Пещеры и мощи Преподобных. Это закончится трагически». Трагически для богохульников.

Мы уже все исстрадались от их беззаконий и безнаказанности. Но мы ничего не можем с этим поделать. А преподобные, в отличие от нас, могут.

Незадолго до того, как митрополита Арсения, наместника Святогорской Лавры, бросили за решетку, в ответ на плач и жалобы верующих на происходящие события, Владыка сказал: «Последнее слово будет за Преподобными Киево-Печерскими».

А теперь гонители вынуждают Преподобных сказать это слово скорее.

Давайте с надеждой положимся на Преподобных. А беззаконники пусть делают своё дело скорее".

Русская линия


В Тиране состоялась интронизация новоизбранного Предстоятеля Албанской Православной Церкви
От Русской Православной Церкви на торжествах присутствовал Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор

Новоизбранный Предстоятель Албанской Церкви и митрополит Корсунский Нестор29 марта 2025 года в столице Албании Тиране состоялась интронизация новоизбранного Предстоятеля Албанской Православной Церкви митрополита Корчинского Иоанна, который был единогласно избран на Архиепископский престол 16 марта в ходе заседания Священного Синода Албанской Православной Церкви, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.

Интронизация началась с торжественного входа новоизбранного Предстоятеля Албанской Православной Церкви в кафедральный собор Воскресения Христова в Тиране. Затем епископ Круйский Анастасий зачитал послание Священного Синода Албанской Церкви об избрании нового Архиепископа Тиранского и всей Албании, а митрополит Аполлонийский и Фиерийский Николай вручил новоизбранному главе Церкви жезл Предстоятеля.

На интронизации присутствовали президент Республики Албания Байрам Бегай, председательница парламента Албании Элиса Спиропали, министр обороны Греции Никос Дендияс, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Албании А. Зайцев.

От Поместных Православных Церквей в интронизации приняли участие: митрополит Халкидонский Эммануил (Константинопольская Православная Церковь); митрополит Зимбабвийский и Ангольский Серафим (Александрийская Православная Церковь); митрополит Франции, Западной и Средней Европы Игнатий (Антиохийская Православная Церковь); архиепископ Анфидонский Нектарий (Иерусалимская Православная Церковь); митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Грузинская Православная Церковь); митрополит Рашко-Призренский Феодосий и митрополит Нишский Арсений (Сербская Православная Церковь); митрополит Тырговиштский Нифон (Румынская Православная Церковь); митрополит Неврокопский Серафим и митрополит Врачанский Григорий (Болгарская Православная Церковь); епископ Карпассийский Христофор (Кипрская Православная Церковь); митрополит Неакринийский и Каламарийский Иустин, митрополит Сисанийский и Сиатистийский Афанасий, митрополит Керкирский Нектарий и митрополит Касторийский Каллиник (Элладская Православная Церковь); епископ Гайновский Павел (Польская Православная Церковь); архиепископ Михаловский и Кошицкий Георгий (Православная Церковь Чешских земель и Словакии); митрополит Тетовский и Гостиварский Иосиф и епископ Штипский Иаков (Македонская Православная Церковь) и епископ Бостонский Никодим (Православная Церковь в Америке).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русскую Православную Церковь на интронизации в Тиране представил Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор. По завершении интронизации Патриарший экзарх Западной Европы лично поздравил нового Предстоятеля Албанской Церкви, а также передал Архиепископу Иоанну в дар наперсные панагии и крест.

Владыку Нестора сопровождал ректор духовно-образовательного центра имени преподобной Женевьевы Парижской иеромонах Ириней (Грибов), сообщает сайт Корсунской епархии.

В тот же день в Тиране был дан торжественный обед от имени Блаженнейшего Архиепископа Тиранского Иоанна, за которым новоизбранный Предстоятель Албанской Православной Церкви принял поздравления от представителей Православных Поместных Церквей. Митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор огласил поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Русская линия


В России растёт число регионов, в которых введён запрет на склонение к абортам
Парламентарии Хакасии, вслед за своими коллегами из других российских регионов, приняли закон о наказании за побуждение женщин к абортам

Женская консультация26 марта 2025 года депутаты Верховного совета Хакасии приняли законопроект, запрещающий склонять женщин к абортам, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу республиканского парламента.

«В Хакасии принят закон о запрете склонения к искусственному прерыванию беременности. На февральской сессии он был принят в первом чтении и доработан с учётом поступивших поправок», — говорится в сообщении.

Законом устанавливается, что под склонением к аборту понимается попытка заставить беременную женщину сделать аборт. Это может происходить через уговоры, просьбы, предложения, подкуп, обман, убеждение или требования. При этом документ не запрещает добровольное согласие женщины на аборт по медицинским показаниям.

«Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой демографическая политика Российской Федерации направлена в том числе на увеличение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране, — говорится в пояснительной записке к новому закону.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 40, повышение рождаемости становится обязательным условием для увеличения численности населения России.

Выполнение этих задач невозможно без обеспечения охраны репродуктивного здоровья женщин. При этом общеизвестно, что аборт наносит часто непоправимый вред женскому здоровью.

За последние двадцать лет количество абортов в Российской Федерации снизилось в четыре раза. Это явилось результатом работы по оказанию медико-социальной помощи женщинам, доабортному консультированию беременных женщин, повышению уровня репродуктивной культуры населения. Однако число абортов в стране по-прежнему остается высоким.

Основной причиной абортов являются материальные трудности и неустойчивое финансовой положение. Среди остальных причин прерывания беременности стоит отметить в том числе давление со стороны родителей, супругов, близких, работодателей и других лиц.

В таких условиях установление ответственности за подстрекательство (понуждение) к аборту может стать действенным механизмом охраны здоровья женщин, а запрет на склонение беременных женщин к абортам — одной из мер для повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в стране".

В парламенте Хакасии отметили, что «законодательство Российской Федерации не содержит запрета на склонение или принуждение к прерыванию беременности, но на региональном уровне уже есть примеры установления такого запрета и административной ответственности за данное деяние». Речь, в частности, идёт об Омской области и Красноярском крае в Сибирском Федеральном округе.

Русская линия


В полиции Киева назвали захват пещер Киево-Печерской Лавры «обеспечением общественного правопорядка»
Спиливание замков, закрытие доступа к мощам преподобных и вскрытие их гробниц в полиции объяснили «плановой инспекцией» Минкульта Украины

Захват Киево-Печерской ЛаврыНациональная полиция Киева, участвовавшая в фактическом захвате Ближних и дальних пещер Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, опубликовала заявление, в котором опровергла факт произошедшего. Свою деятельность на территории монастыря в полиции назвали «обеспечением общественного правопорядка», а вмешательство Национального заповедника — «плановой проверкой», «упустив при этом тот факт, что монахи Киево-Печерской Лавры. Комментарий опубликован на официальном Телеграм-канале ведомства, сообщает портал Raskolam.net.

«28 марта, специалисты музейного комплекса начали плановую инспекцию состояния Ближних пещер, расположенных на территории заповедника. Для обеспечения охраны общественного порядка привлечены сотрудники полиции. Представители духовенства, проживающие на территории Лавры, препятствий в проведении проверки не оказывают. Вместе с тем отметим, что провокационная информация, которая распространяется некоторыми Телеграм-каналами о якобы силовом захвате территории заповедника, не соответствует действительности!», — отметили в полиции Киева.

Утром 28 марта 2025 года представители Министерства культуры Украины в сопровождении полиции совершили захват Ближних и Дальних пещер Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, в которых почивают нетленные мощи преподобных Киево-Печерских. Захватчики взломали двери на входах в Пещеры и установили свои замки. Доступ братии монастыря к пещерам оказался полностью закрыт. Тем временем, в пещерах при участии музейных работников и раскольников ведётся подготовка к вскрытию мощей преподобных.

Русская линия


В Москве пройдёт вечер памяти Патриарха Тихона
Форум организует Православный Свято-Тихоновский государственный университет

Вечер памяти Святителя Тихона7 апреля 2025 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Православный Свято-Тихоновский университет организует в главном здании ПСТГУ, в Соборной палате — месте, где в 1917—1918 годы проходил Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество в Русской Церкви, вечер памяти Патриарха Тихона, приуроченный к 100-летию его исповеднической кончины, сообщает официальный сайт ПСТГУ.

Вечер памяти задуман как возможность поделиться живым опытом встречи со Святителем Тихоном. «Несмотря на то, что с момента его исповеднической кончины прошло 100 лет, встреча со святым Патриархом Тихоном возможна и сегодня через изучение его жизни и подвига, через свидетельства современников», — уверены в православном вузе.

В программе:

— Презентация портала «Крестный путь Патриарха Тихона»

Портал — большой проект ПСТГУ, работа над которым была начата еще в 2021 году. Портал открывает возможность увидеть историю патриаршего служения день за днем — с момента избрания в 1917 году до момента упокоения 7 апреля 1925 года — по богослужебным дневникам, рассекреченным документам, собранным свидетельствам современников. Проект представит Дмитрий Владимирович Павлов, председатель правления «Научно-просветительского фонда имени святого Патриарха Тихона».

— Выступление студенческого сообщества ПСТГУ с композицией на тему «Наш Патриарх Тихон»

Используя воспоминания современников и фрагменты личных дневниковых записей святителя Тихона, студенты богословского факультета ПСТГУ расскажут о времени его служении до избрания на Патриарший престол, когда каждый этап, каждая кафедра становились частью общего пути, ведущего к кульминационному событию — Поместному Собору и восстановлению Патриаршества.

— История освящения святителем Тихоном Казанского собора в городе Данилове в 1918 году

Самым величественным собором, освященным после революции, стал Казанский собор в Казанском монастыре города Данилова Ярославской губернии. О том, как история монастыря связана со святителем Тихоном и святым праведным Иоанном Кронштадтским, расскажет насельница монастыря монахиня Ангелина (Петрова).

— Концертная программа Камерного хора ПСТГУ под руководством иерея Алексея Зайцева

В программе концерта:

Семён Сегаль. Тропарь святителю Тихону

Диакон Сергий Трубачев. «Кто ны разлучит от любве Божия»

Валерий Кикта. «Христос Спаситель»

Сергей Иванович Танеев. «Но вечным сном..»

— Премьера документального фильма «Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский» из цикла «Лики Руси»

Автор — главный редактор студии «Лики Руси» православной телекомпании «Союз» Николай Васильев. Фильм раскрывает этапы формирования характера, убеждений и личности Патриарха. В поисках ответа на вопрос, почему именно ему было суждено стать первым Патриархом в новейшей истории Русской Церкви, съемочная группа побывала в местах служения святителя Тихона: Псковской, Тверской, Ярославской областях, Иванове, Калуге, Санкт-Петербурге, Москве, Беларуси, Литве, Польше и США.

Фильм снят при поддержке Фонда президентских грантов.

Участники вечера также смогут посетить выставку «Кто ны разлучит от любве Божия», специально подготовленную университетом к 100-летию исповеднической кончины святителя Тихона.

Мероприятие пройдет в рамках фестиваля «Весна духовная. На пути к Пасхе». Начало в 19:00.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти первого русского Царя Иоанна IV Васильевича Грозного

Царь Иоанн IV Грозный Царь Иоанн Грозный родился 25 августа 1530 г. и был старшим сыном Великого Князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.

«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.

В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины. Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения.

Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы — иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе «Избранной Рады» — узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» — то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России.

Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские — Сильвестр и Адашев — из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития.

Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. «Избранная Рада» воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на этот раз проявил характер. Он порвал с «Избранной Радой», отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской.

С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна — кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам — Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о «терроре» и «жестокости царя»..

В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Иоанна в «мучительстве»..

Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю — под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей «выбором изо всех городов» с женами и детьми. Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы.

Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: «Государь нас оставил, — вопил народ. — Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася. Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие «сослужить» с царем в деле Божием — для созидания России как «Дома Пресвятой Богородицы», как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.

Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.

Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды»..

Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью «жидовствующих», которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем «верных», а остальным «земским» еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича.

Был в этом «разделении полномочий» и особый мистический смысл. Даруя Семену титул «великого князя всея Руси», а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: «Как кого ни назови — великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь — все же я, и никто не в силах это изменить».

Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579—1584 годах. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.

Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа»

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 31 марта 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика