Русская линия
<< Полная сводка новостей от 2 января 2025 >>

В ООН выступили в защиту Украинской Православной Церкви
Законодательный запрет УПЦ является необоснованным и грубым нарушением религиозных прав верующих на Украине, заявили в Управлении верховного комиссара ООН по правам человека

Генассамблея ООНУкраина не доказала необходимость и соразмерность своих действий, направленных на роспуск религиозных организаций, в том числе Украинской Православной Церкви, говорится в докладе Управления верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) о ситуации на Украине в период с сентября по ноябрь 2024 года, сообщает Патриархия.Ru со ссылкой на РИА Новости.

С 23 сентября на Украине вступил в силу принятый Верховной Радой и подписанный Владимиром Зеленским закон, позволяющий запретить УПЦ.

«Роспуск религиозной организации является серьёзным ограничением, которое влияет на способность отдельных лиц исповедовать свою религию или убеждения вместе с другими и угрожает жизнеспособности сообщества в целом, что требует очень серьёзных обоснований. Украина не продемонстрировала необходимость и соразмерность этой меры, например, не продемонстрировала, почему менее ограничительные меры, такие как меры, ограниченные конкретно лицами, ответственными за правонарушения, не были бы достаточными», — сказано в документе.

«Кроме того, в поправках говорится, что религиозная организация должна быть распущена, если ее „уполномоченные лица“ признаны виновными в различных преступлениях, в том числе против национальной безопасности, или если организация причастна к „неоднократным фактам“ распространения „пропаганды идеологии русского мира“, расплывчатые термины, которые не дают правильного представления о том, что требует закон. Эти положения могут повлечь за собой ответственность целых религиозных общин за поведение конкретных людей. Кроме того, слишком широкая и двусмысленная формулировка может поставить под угрозу право на свободу выражения мнений», — считают в ООН.

В документе также уточняется, что УВКПЧ продолжает отслеживать реакцию Киева на «инциденты», произошедшие 17 октября 2024 года в соборе Украинской Православной Церкви в Черкассах.

17 октября сторонники ПЦУ со второй попытки захватили Архангело-Михайловский кафедральный собор в Черкассах. Среди прихожан и священнослужителей были пострадавшие, у многих ожоги роговицы из-за слезоточивого газа. Настоятеля собора митрополита Черкасского и Каневского Феодосия ударили по голове, он был госпитализирован. Также был госпитализирован пожилой инок Нектарий, которому пробили голову. Полиция возбудила уголовное дело по статье о хулиганстве.

Украинские власти организовали самую масштабную в новейшей истории страны волну гонений на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата — крупнейшую общину верующих в стране. Ссылаясь на ее связь с Россией, местные власти в разных регионах Украины приняли решения о запрете деятельности УПЦ. СБУ стала заводить уголовные дела против духовенства УПЦ, проводить «контрразведывательные мероприятия» — обыски у епископов и священников, в храмах и монастырях в поисках доказательств «антиукраинской деятельности». В отношении некоторых представителей духовенства украинскими судами вынесены обвинительные приговоры, многие находятся под арестом. Сотни православных храмов УПЦ силой были захвачены украинскими раскольниками из ПЦУ при поддержке властей.

Русская линия


Иерусалимский Патриархат соберёт в Иерусалиме представителей Поместных Православных Церквей
Иерусалимский Патриарх Феофил решил организовать в 2025 году на Святой Земле богословскую конференцию по случаю 1700-летия Первого Вселенского Собора

Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил IIIГлава Иерусалимского Патриархата Иерусалимский Патриарх Феофил намерен провести в 2025 году богословскую конференцию по случаю 1700-летия Первого Вселенского Собора, на которую будут приглашены представители Поместных Православных Церквей. Это решение стало главным в ходе заседания Священного Синода Иерусалимского Патриархата 26 декабря 2024 года, сообщает портал «OrthodoxTimes».

Для проведения конференции Синод организовал Комитет во главе с Блаженнейшим Патриархом Феофилом III. В указанный орган также вошли архиепископ Константинский Аристарх, секретарь Священного Синода иеродиакон Симеон, архимандрит Христодул, профессора богословской школы в Салониках Теодор Гиагос и Федон Кидониатис. В качестве технического персонала этого Комитета были назначены диакон Досифей и Хеба Хримат.

Планируется, что конференция пройдёт в Иерусалиме в древнейшем монастыре Святого Креста, основанном в VI веке. Сроки форума не называются, однако многие уже обратили внимание, что пока на Фанаре будут обмечать юбилей Никейского Собора вместе с католиками, в Иерусалиме соберутся представителей Поместных Православных Церквей. И это весьма примечательно, ведь Собор в Аммане планировал следующее заседание православных именно на Святой Земле.

При этом нет никаких сомнений, что в «иерусалимской конференции» смогут принять участие и представители других христианских церквей, но в отличие от Константинопольского Патриархата Иерусалимский Патриарх избрал формат празднования Первого Вселенского Собора в виде научного форума, а не экуменических молений с католиками и протестантами, как планирует Патриарх Варфоломей. А это значит, что православные делегации с большим желанием поедут в Иерусалим, а не в Стамбул.

Русская линия


Архиепископ Албанский Анастасий экстренно госпитализирован
95-летний Предстоятель Албанской Православной Церкви почувствовал себя плохо в связи с заражением сезонной вирусной инфекцией

Архиепископ Албанский Анастасий30 декабря 2024 года пресс-служба Албанской Православной Церкви опубликовала заявление о госпитализации Предстоятеля Албанской Церкви Блаженнейшего Архиепископа Албанского Анастасия в больницу HYGEIA в столице Албании городе Тирана, сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на официальный сайт АПЦ.

«Его Блаженство архиепископ Албанский Анастасий был помещен в Тиранскую больницу для наблюдения в связи с началом сезонной вирусной инфекции. Состояние его здоровья абсолютно стабильно, лечащие врачи выражают свой оптимизм», — говорится в заявлении.

Ранее Албанская Православная Церковь неоднократно публиковала заявления в поддержку Украинской Православной Церкви. В АПЦ также критиковали законодательные инициативы украинских властей по запрету УПЦ и заявляли о поддержке Украинской Православной Церкви в период сложных испытаний. Это личная заслуга Архиепископа Анастасия, который не раз указывал Константинопольскому Патриарху Варфоломею на ошибочность его действий на Украине.

Если Албанская Православная Церковь осиротеет, то вместе с ней осиротеют и верующие Украинской Православной Церкви, которые имеют в лице владыки Анастасия смелого и принципиального защитника канонического Православия.

Русская линия


Учебный комитета Русской Православной Церкви опубликовал рейтинг духовных школ 2024 года
В списке лидируют Санкт-Петербургская и Московская духовные академии, а также Казанская духовная семинария

Рейтинг духовных школ 2024 года26 декабря 2024 года на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета был представлен и утверждён рейтинг духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.

Рейтинг высших духовных учебных заведений 2024 года учитывает результаты выездных инспекционных проверок 40 учебных заведений: в 2022 году — Тамбовской, Пермской, Пензенской, Оренбургской, Саратовской, Калужской, Барнаульской, Екатеринодарской, Хабаровской, Донской, Кузбасской, Томской духовных семинарий; в 2023 году — Новосибирской, Омской, Воронежской, Екатеринбургской, Псково-Печерской, Нижегородской и Казанской духовных семинарий; в 2024 году — Самарской, Белгородской, Тульской, Тобольской, Смоленской, Саранской, Николо-Угрешской, Ярославской, Коломенской, Перервинской, Ставропольской, Вологодской и Таврической духовных семинарий и Московской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий. Кроме того, учитываются данные из ежегодных статистических отчетов высших духовных учебных заведений за три последних календарных года.

В рейтинге лидируют Санкт-Петербургская духовная академия (90,17 балла), Московская духовная академия (90,13), Казанская духовная семинария (85,92), Воронежская духовная семинария (84,56), Саратовская духовная семинария (83,58), Нижегородская духовная семинария (83,35), Коломенская духовная семинария (81,89), Екатеринбургская духовная семинария (82,67), Таврическая духовная семинария (82,28), Сретенская духовная академия (82,18), Псково-Печерская духовная семинария (82,10) и т. д. Замыкают рейтинг Тобольская духовная семинария (67,34), Ярославская духовная семинария (65,72) и Пермская духовная семинария (65,23).

Рейтинг духовных школ Русской Православной Церкви составляется с 2012 года, когда он был впервые сформирован и представлен на утверждение Священного Синода. Он формируется на основании обновленной методики, соотносящейся с аккредитационными показателями, предъявляемыми Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором), а также учитывающей результаты инспекционных проверок и статистической информации.

Основными группами параметров, подлежащими оценке, являются нормативное обеспечение; материальное обеспечение; учебный процесс; спектр реализуемых образовательных программ; воспитательно-дисциплинарные показатели; информационно-библиотечное обеспечение; профессорско-преподавательский состав; учебно-методическое обеспечение; научно-исследовательская работа.

Максимальная планка рейтинга достигает 100 баллов.

В связи с прохождением трехлетнего цикла инспекционных проверок к 2024 году были накоплены все данные, которые закладывались в обновленную методику оценки семинарий, а потому общий балл всех духовных школ было решено повысить. Среднее значение этого роста оценивается примерно в 10 баллов, в связи с чем были изменены границы рейтинговых групп.

I группа — от 75 и выше баллов

II группа — от 70 до 75 баллов

III группа — от 65 до 70 баллов

IV группа — ниже 65 баллов

В первую группу включены лучшие на сегодняшний день высшие духовные учебные заведения, которые достигли высокого уровня образовательных результатов у студентов и не имеют значимых нареканий по остальным параметрам. Во вторую группу вошли духовные семинарии, стабильно функционирующие, но имеющие те или иные недостатки. К третьей группе относятся духовные школы, удовлетворительно функционирующие на ступени бакалавриата, и при этом имеющие значимые недостатки в обеспечении образовательного процесса. В четвертую группу включаются те духовные школы, которые по многим параметрам не соответствуют современным церковным и государственным требованиям, предъявляемым к высшим духовным учебным заведениям.

В 2024 году, как и в 2023, в данную группу рейтинга не вошла ни одна из семинарий.

Русская линия


СБУ заочно сообщила о подозрении бывшему митрополиту Изюмскому Елисею
В настоящее время владыка находится в России, однако его жизни может угрожать опасность, так как украинские власти не брезгуют террористическими методами для устранения неугодных

Митрополит Изюмский и Купянский ЕлисейСлужба Безопасности Украины заочно объявила о подозрении бывшему митрополиту Изюмскому и Купянскому Елисею, который был почислен священноначалием УПЦ на покой и в настоящее время находится на территории России, передаёт СПЖ.

30 декабря 2024 года пресс-служба СБУ у себя в Телеграм-канале заявила, что собрала «доказательства подрывной деятельности» владыки.

Согласно материалам дела, бывший митрополит Елисей якобы «навязывал прихожанам личные прокремлевские взгляды на своих проповедях и убеждал их поддержать рашистов». В СБУ заявляют, что «судебно-лингвистическая экспертиза подтвердила факты информационно-подрывной деятельности Иванова в интересах кремля».

Экс-митрополиту УПЦ СБУ заочно сообщила о подозрении по ч. 1 ст. 436−2 Уголовного кодекса Украины (оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии РФ против Украины, глорификация ее участников).

«Поскольку злоумышленник скрывается на территории России, продолжаются комплексные меры по привлечению его к ответственности», — говорится в сообщении.

В настоящее время владыка, действительно, находится в России, однако его жизни может угрожать опасность, так как украинские власти не брезгуют террористическими методами для устранения неугодных.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы празднуем память св. прав. Иоанна Кронштадтского

Св. прав. Иоанн КронштадтскийСв. Иоанн Кронштадтский (в миру Иван Ильич Сергиев) родился 19 октября 1829 года в семье псаломщика с. Суры Пинежского у. Архангельской губ. Приход был бедный, так что в детстве о. Иоанна даже священные сосуды в храме были оловянные. С детства Иоанн полюбил молитву, Божий храм и постоянно ходил с отцом к богослужениям. Уже в те ранние годы о. Иоанн ощущал живо потусторонний духовный мир и в шестилетнем возрасте сподобился увидеть своего ангела-хранителя. Тогда же его начали учить грамоте, но она долго ему не давалась, так что, когда в 1841 его отдали в Архангельское Духовное училище, то он с трудом читал по складам. В школе также учение шло туго, и Ваня долго был в числе самых плохих учеников. В этой беде обратился он с горячей молитвой к Господу и был услышан — вскоре он стал одним из лучших учеников.

В 1845 Иоанн перешёл в Духовную семинарию, которую кончил первым учеником и был отправлен в С.-Петербургскую Духовную академию, куда был принят на казенный счет. Во время пребывания его в Академии умер его отец, а мать с двумя дочерьми осталась в очень тяжелом положении. Очень печалился молодой студент, что не может им помочь, и молил Бога дать ему эту возможность. Молитва его была услышана; в правлении Академии освободилось место письмоводителя, которое было ему предложено. Студент Сергиев с радостью взял на себя эту должность, а получаемое вознаграждение отсылал матери.

После академии Иоанн решил найти подругу жизни, которая согласилась бы на сохранение целомудренной жизни и после вступления в брак, что и было осуществлено: вступив в брак, он всю жизнь в согласии с супругою провел как безбрачный. 12 декабря 1855 Иван Ильич был рукоположен во иереи и получил назначение на место третьего священника в Андреевский собор Кронштадта.

О. Иоанн ясно сознавал значение православных приходов и монастырей и поэтому отдал много сил на сооружение в Кронштадте очень полезных приходских учреждений, а именно Дома трудолюбия и Странноприимного дома. Он устроил также два женских монастыря — один в Петербурге, другой у себя на родине в Сурском Погосте. Щедрой рукой он раздавал средства на сооружение и украшение храмов в разных местах России.

Кроме своей церковной деятельности, отец Иоанн принимал активное участие в политической и общественной жизни России, выступая против революции и в защиту самодержавной монархии. «Держись же, Россия, твердо веры твоей, и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколеблемой людьми неверия, безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя Православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. И если не будет покаяния у русского народа, — конец міра близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами», — пророчествовал о. Иоанн.

В годы так называемой «первой революции» отец Иоанн стал для нее могучей духовной преградой. Он чётко видел в стане революционеров и наиболее активное ядро из представителей самого антихристианского народа, не раз называя его своим именем. Но и о русских либералах высказывался откровенно: «Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым все равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, — те не христиане, они только званые, и погибнут, если не раскаются» (1908). («Моя жизнь во Христе»).

Всероссийский батюшка активно поддержал простых русских людей, стихийно выступивших в смутные годы «первой революции» на защиту православной государственности. Он благословил создание Союза Русского Народа и вступил в него рядовым членом (членский билет № 200 787). При вступлении в СРН он собственноручно подписал такое заявление: «Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности, — прошу зачислить меня как единомышленника».

26 ноября 1906 г. в Юрьев день памяти св. Георгия Победоносца, небесного покровителя Союза, о. Иоанн лично присутствовал на обряде торжественного освящения хоругви и знамени СРН в Михайловском Манеже. Отец Иоанн с благоговением поцеловал знамя и вручил его преклонившему колена главе Союза А.И. Дубровину. В адрес участников III Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве в октябре 1906 г. он прислал приветственную телеграмму: «Восторженно слежу за речами и деяниями съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества». В октябре 1907 г. решением Главного Совета Союза о. Иоанн был избран пожизненным почётным членом. «Алкая и жаждая духовной близости к тебе и единения с тобою, Добрый Пастырь, Главный Совет Союза Русского Народа избрал тебя единогласно в свои почетные члены», — говорилось в решении Главного Совета. Отец Иоанн Кронштадтский и материально поддерживал Союз, он передал в виде взноса большую по тем временам сумму в 10 тысяч рублей.

Именно отца Иоанна Государь Александр III пригласил в Ливадию в октябре 1894 г., предчувствуя свою кончину. Отец Иоанн писал позже, что он «оставался в Высочайшем присутствии до самой блаженной кончины Государя. Государь Император выразил желание, чтобы я возложил мои руки на главу его, и когда я держал, Его Величество сказал мне: „Вас любит народ“. — „Да, — сказал я, — Ваше Величество, Ваш народ любит меня“. Тогда он изволил сказать: „Да, потому что он знает, кто вы и что вы“ (точные его слова)».

Масштаб боговдохновенной личности о. Иоанна Кронштадтского явственно прорисовывается по его пророческим проповедям и составленным им молитвам, из которых ясно видятся грядущие события в России вплоть до наших дней. Очевидцы подтверждают, что в 1903 святой говорил с амвона: «Уже близко время, что разделится народ на партии, восстанет брат на брата, сын на отца, отец на сына и прольется много крови на Русской земле. Часть русского народа будет изгнана из пределов России; изгнанники вернутся в свои родные края, но не так скоро, своих мест не узнают и не будут знать, где их родные похоронены».

Император Николай II скорбел, что «угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник», и через 3 недели после кончины о. Иоанна издал Высочайший Рескрипт, в котором выразил пожелание ежегодно ознаменовывать день кончины отца Иоанна молитвенным поминовением, положив этим основу для его причисления к лику святых.

Будучи изранен врагами Христовыми в 1905 и лежа на ложе болезни и смерти своей, о. Иоанн Кронштадтский составил и записал в своих последних книгах немало молитв о России, которые не мешает употреблять и современным православным христианам. Из слов Государя видно, что эти молитвы находились в непрестанном употреблении до самой его смерти:

1) Господи, спаси народ Русский, Церковь Православную, в России погибающую: всюду разврат, всюду неверие, богохульство, безначалие! Господи, спаси Самодержца и умудри его! Господи, все в Твоих руках, Ты — Вседержитель.

2) Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да будет воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную! Да будет она царствующей и господствующей в России, а не уравненной с иноверными исповеданиями и неверными. Да не будет сего уравнения с неравными, истинного исповедания не имеющими! Истина не может быть сравнена с ложью и правда веры с неправыми исповеданиями: «Истина Господня пребывает во век» (Пс. 116:2).

3) Господи всемогущий, всеблагий, премудрый Царь царств земных. Устрой и утверди Русское Царство с Русскою Православною Церковью на Непоколебимом Камне, Каковой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Покори, Господи, все народы, составляющие Россию, Тебе — верховному и единственному Главе Церкви Своей. Да не поколеблют Державы Российской инородцы и иноверные и инославные! Сохрани целостность Державы и Церкви всемогущею Твоею Державою и правдою Твоею! Господи, умиротвори Россию ради Церкви Твоей, ради нищих людей Твоих, прекрати мятеж и революцию! Святое воинство Небесной Церкви, ополчись, ополчись за Церковь Божию, на земле сущую: бедствует Она, возлюбленная Невеста, нападения лютыя терпит. Ей, Господи, даруй восторжествовать всячески Церкви Твоей над всеми безчисленными Ея врагами. Аминь («Созерцательное подвижничество»).

Ещё до опубликования пророчества прп. Серафима Саровского об убийстве Царской Семьи в 1890 св. Иоанн Кронштадтский предрек это событие. Когда к нему под благословение подошли кунгурские паломники Пермской губ., он прорек им, что над Пермью висит черный крест. Совершенное через 28 лет злодеяние действительно имело место в их губернии.

Отец Иоанн скончался 20 декабря 1908 г. и был погребен в основанном им Ивановском монастыре, близ реки Карповки в Санкт-Петербурге. Прославление его состоялось в Русской Православной Церкви за границей в 1964 г., в Московской Патриархии — в 1990 году.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 2 января 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика