Митрополит Бориспольский Антоний: «Мы видели подобное 100 лет назад, и все помнят, к чему это привело и чем завершилось»
Управляющий делами Украинской Православной Церкви назвал кулинарные шоу и танцевальные выступления в Трапезной палате Лавры кощунством
Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский Антоний выступил со специальным заявлением в связи с непрекращающимися кощунственными акциями в Трапезной палате Киево-Печерской Лавры, указав, что такие вещи в храмах творили ранее большевики-богоборцы, и украинские власти, к сожалению, вновь идут по этому гибельному пути, сообщает портал «Православная жизнь».
«Нам больно, когда отбирают наши храмы. Но ещё больнее, когда церкви и соборы используют не по назначению, — говорится в заявлении владыки Антония.
Что же мы видим сейчас во многих захваченных церквях и соборах? Театральные выступления, перформансы, кинопоказы, политические акции, народные песни и пляски или кулинарные шоу.
Наиболее наглядно это проявилось в последнее время в Трапезной палате Киево-Печерской Лавры. Палата превращается в актовый зал, киоты со святыми образами закрываются экранами, расставлены столы, будто в ресторане. Кроме того, в окружении святых ликов происходит готовка, — не на кухне, а именно в благословенной монастырской трапезной.
Нынче данное действо пытаются оправдать: мол, эти мероприятия соответствуют предназначению места, ведь трапезная палата на то и создана, чтобы там принимать пищу. Потому и «молитвенный завтрак», и готовка традиционных святочных блюд вполне уместны. Но так может говорить лишь поверхностный нецерковный человек, не понимающий сути церковных правил и обычаев.
Да, трапезные палаты при монастырях созданы для вкушения пищи. Но как это происходит? В монастырях, а Киево-Печерская Лавра — это именно монастырь, пища принимается с молитвой, а во время трапезы обычно вслух читаются жития святых и святоотеческие творения, чтобы телесная пища сочеталась с пищей духовной.
Трапезная палата расписана ликами святых, в ней присутствуют иконы и киоты со святыми образами. Всё это создано для молитвы, для благоговейной духовной атмосферы.
Это особенно важно, когда мы говорим о Трапезной палате Лавры, ведь она соединена с храмом в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских и является его частью, поскольку сам храм зачастую не мог вмещать большого количества верующих. В палате происходило Таинство Исповеди, там люди готовились к Причастию.
Зачем же проводить светские мероприятия именно в Трапезной палате, соединённой с храмом? Неужели в Киеве мало помещений для таких целей? И «молитвенные завтраки» с участием инославных, и приготовление народных блюд, названных почему-то «сакральными», и различные политические и околокультурные акции можно было бы устроить в другом, более соответствующем месте.
Если называть вещи своими именами, то это кощунство. И оно бывает как целенаправленным, так и неосознанным, ведь злые силы пытаются посредством людей осквернить святое место, когда из него изгоняют молитву.
Мы видели подобное сто лет назад, и все помнят, к чему это привело и чем завершилось. И сейчас можем лишь со смирением и скорбью вслед за Христом произнести: «..Прости им, ибо они не ведают, что творят» (Лк. 23:34)".
Русская линия
В Албанской Православной Церкви назвали отвратительным запрет Украинской Православной Церкви
Албанские архиереи вновь высказались в поддержку Блаженнейшего Митрополита Киевского Онуфрия и призвали остановить антицерковные гонения на Украине
Священноначалие Албанской Православной Церкви, ранее неоднократно выступавшее в поддержку Украинской Православной Церкви, вновь обратило внимание на нарушение прав верующих на Украине и раскритиковало законодательные инициативы украинских властей по запрету УПЦ. Заявление опубликовано на официальном сайте Албанской Церкви, сообщает портал Raskolam.net.
«В преддверии Рождества усиливается мольба о прекращении гражданского противостояния на Украине. Православная Церковь Албании настойчиво повторяет (28.8.2024): Преследования, тюремное заключение, осквернение мест поклонения, конфискация имущества святых храмов и монастырей — это жестокие действия. Они становятся ещё более отвратительными, когда их вводят законодательные органы демократических стран. Недавний закон 8371/24.8.2024 Верховной Рады Украины явно направлен на упразднение канонической Украинской Православной Церкви. Таким образом, миллионы украинских православных верующих, многочисленные епископы, священники, монахи и монахини под руководством митрополита Онуфрия, все члены «Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви», подвергаются гонениям.
По слову апостола Павла, «страдает ли кто в каком члене, он всегда сострадает членам» (1 Кор. 12:26), мы также сочувствуем нашим братьям и сестрам в гонениях и усиленно молимся о прекращении кровавых военных действий, от которых страдает весь украинский народ без исключения, об отмене этого абсурдного закона, о воцарении мира и единстве Православия, чтобы оно могло отвечать своим свидетельством во всем мире", — сказано в заявлении.
12 сентября 2024 года Священный Синод Македонской Православной Церкви также выразил поддержку Украинской Православной Церкви — Её Предстоятелю, духовенству и верующим. Синод МПЦ раскритиковал антицерковный закон, принятый в Верховной Раде Украины и призвал молиться за скорейшее разрешение украинского церковного кризиса.
Русская линия
Антиохийский Патриарх Иоанн: Христиане не гости на Сирийской земле, мы происходим из древних корней Сирии и так же стары, как дамасские жасмины
Глава Антиохийского Патриархата призвал принять новую Конституцию Сирии, которая бы защищала права и свободы всех граждан страны, в том числе сирийских христиан
15 декабря 2024 года после Божественной литургии в храме Святого Креста в Дамаске Предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарха Иоанн обратился с проповедью к своей пастве, в которой призвал нынешние власти Сирии принять новую Конституцию страны, которая бы защищала права и свободы всех народов, населяющих Сирию и признавала все религиозные меньшинства, сообщает официальный сайт Антиохийского Патриархата.
«Мы стоим на пороге новой эпохи, ощущая рассвет родины, которую мы все любим и лелеем. Мы на пороге обновления, которое должно быть наполнено надеждой и озарено светом. Здесь, в Дамаске, на Прямой улице, в Аль-Мариамии, рядом с мечетью Омейядов, мы заявляем всему миру: как христиане, мы родом с сирийской земли и из кедров Ливана, с величественной горы Касьюн, просторов Хомса, наследия Алеппо, водяных мельниц Хамы и бьющих ключом источников Идлиба, с моря Латакии и Евфрата Дейр-эз-Зора. Мы не гости на этой земле, и мы пришли на эту землю не сегодня и не вчера. Мы происходим из древних корней Сирии и так же стары, как дамасские жасмины. Мы из апостольской Антиохии, из этой земли, которая украсила мир именем Иисуса Христа. Мы провозглашаем это и запечатлеваем в качестве завета, говоря это нашим детям, нашим братьям, нашим партнёрам на родине и перед нашим Создателем, Который пожелал, чтобы мы существовали на этой земле вместе с другими», — сказал Патриарх Иоанн.
В связи с этим Предстоятель Антиохийской Церкви озвучил своё видение будущего Сирийского государства:
• Сирия — это гражданское государство, в котором все его граждане равны в правах и обязанностях, включая сохранение законов о личном статусе для каждого.
• Сирия — это государство граждан. Мы не просим ни у кого гражданства в качестве одолжения. Мы являемся неотъемлемой частью этой национальной ткани, которая выходит за рамки логики большинства и меньшинства, принимая вместо этого логику роли и миссии. Всего в нескольких метрах от нас находится церковь или дом Иоанна Дамаскина, который когда-то служил при дворе Омейядов. Мы пришли из церкви Патриарха Милосердия Григория Хаддада, на похоронах которого присутствовали все жители Дамаска — как мусульмане, так и христиане.
• Сирия — это государство сосуществования и гражданского мира. Мы протягиваем руку помощи всем, как делали это всегда, и призываем как ближних, так и дальних, сохранять гражданский мир и национальное партнёрство. Мы призываем всех смотреть в светлое будущее, которое мы строим вместе с устремлённостью, вниманием и надеждой. Мы говорим это не для того, чтобы восхвалять прошлое, а в надежде на многообещающее будущее. Мы говорим это, наслаждаясь свободой от звона наших церковных колоколов, которые всегда звучали и будут звучать вместе с минаретами, призывая Всевышнего, стремясь к единению сердец.
• Сирия — это правовое государство, где царит уважение к религиям. Как может быть иначе, если все её составляющие находятся в одной лодке, которая отвергает логику протекционизма и подчинения. Мы говорим это, глядя на родину, которая обеспечивает верховенство закона, уважает религии и поддерживает человеческое достоинство — основу, на которой строится её честь.
• Сирия — это государство, уважающее коллективные и индивидуальные свободы. Ответственная свобода, основанная на государстве с гражданскими институтами, обеспечивающими равенство для всех и призывающими к участию женщин и молодёжи в восстановлении Сирии. Кроме того, это гарантирует, что все сирийцы равны перед законом, и что все они имеют право участвовать в политической жизни и занимать государственные должности на основе компетентности без какой-либо дискриминации.
• Сирия — это демократическое государство, в котором суверенитет принадлежит народу, закон является арбитром, а власть передаётся мирным путём.
• Сирия — это государство, уважающее права человека, обеспечивающее независимость судебной системы и равные возможности для всех граждан, уделяющее особое внимание соблюдению международного права в области прав человека и отвергающее все формы насилия, разжигания ненависти и дискриминации.
«Главным гарантом достижения всех этих целей является Конституция. Поэтому процесс разработки Конституции должен быть комплексным и всеобъемлющим национальным проектом», — заявил Патриарх Иоанн.
Русская линия
Митрополит Курский Герман: Почти все священники Курской епархии смогли покинуть зону боевых действий в Курской области
В настоящее время порядка 40 храмов оказались закрыты из-за продолжающегося противостояния
Порядка 40 храмов Курской епархии находятся в зоне военных действий, в них не совершаются богослужения. Об этом сообщил митрополит Курский и Рыльский Герман в программе «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», передаёт ТАСС.
«В нашей епархии оказались в зоне военных действий до 40 храмов, в 40 храмах сейчас не совершаются богослужения. Священникам почти всем, за исключением одного, удалось выехать. Выезжали буквально под огнем, за машинами охотились беспилотники», — сказал владыка Герман, добавив, что один священник остался в Суджанском районе.
По словам архипастыря, 12 храмов получили повреждения в результате атак со стороны Вооруженных сил Украины.
Владыка отметил, Русская Православная церковь Оказывает гуманитарную помощь жителям приграничья. «Свыше 60 тысяч человек только от Церкви получили помощь. Наш пункт продолжает работать. Каждый приход помогает. Мы организовали быстро курсы сестер милосердия, [чтобы] помогать больным, раненым. Свыше 60 человек прошли обучение», — рассказал митрополит Герман.
Русская линия
Протоиерей Николай Балашов: Отрадно, что Венгрия, несмотря на жесточайшее давление, сохраняет верность своему христианскому наследию
В Русской Православной Церкви вновь поблагодарили власти Венгрию за принципиальную позицию по недопущению включения имени Святейшего Патриарха Кирилл в санкционный список ЕС
Позиция властей Венгрии, которые выступили против введения санкций ЕС против Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, не может вызывать у Русской Православной Церкви ничего, кроме уважения и благодарности. Об этом заявил советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов, сообщает РИА Новости.
Ранее венгерский министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Петер Сийярто заявил по итогам заседания совета глав МИД стран ЕС, что Венгрии удалось добиться исключения из 15-го пакета санкций ЕС Патриарха Кирилла, постпреда РФ при ООН, Олимпийского комитета России и двух российских футбольных клубов. Министр подчеркнул, что в случае введения санкций против церковных деятелей «будет потеряна последняя возможность на мир».
«Позиция правительства Венгрии нам известна и вызывает уважение. Эта страна, вопреки оказываемому на неё давлению, сохраняет верность своему христианскому наследию», — сказал отец Николай Балашов.
Весной 2022 года имя Патриарха Кирилла не удалось включить в шестой пакет антироссийских санкций Евросоюза также из-за позиции Венгрии. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан неоднократно заявлял, что не может поддержать санкции, направленные против Предстоятеля Русской Православной Церкви, поскольку это уже за гранью разумного. В ответ на это в Московском Патриархате поблагодарили Венгрию за твердую позицию по этому вопросу.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем русского писателя, публициста и общественного деятеля Д.П.Голицына (Муравлина)
Сегодня день памяти тайного советника, члена Государственного Совета, писателя, первого председателя Русского Собрания князя Д.П.Голицына (литературный псевдоним Муравлин), скончавшегося в 1928 г. в изгнании.
Дмитрий Петрович Голицын (Муравлин) родился 6 декабря 1860 г. в Германии. Образование получил в знаменитом Императорском Александровском лицее, который окончил в 1881 г. По отбытии воинской повинности в лейб-гвардии Павловском полку поступил на службу в Государственную канцелярию, был помощником статс-секретаря Государственного Совета, с 1902 г. член Совета министра народного просвещения. С 1906 г. — товарищ главноуправляющего, а с 1 января 1910 г. главноуправляющий Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям Императрицы Марии. В 1912 г. Голицын был назначен членом Государственного Совета, в котором входил в правую группу. В 1915—1916 гг. член кружка сенатора А.А.Римского-Корсакова, члены которого разрабатывали планы контрреволюционных мер и составляли записки Государю.
Князь Голицын получил известность и как плодовитый литератор, автор популярных в свое время романов, повестей и пьес. Уже в апреле 1879 г. в журнале «Живописное обозрение» были опубликованы его первые стихотворения, с 1884 г. появляются повести и романы (наиболее известные из них: «Тенор», «Баба», «Мрак», «Убогие и нарядные», «Рубли», «На безлюдье», «Святыни»). Основная тема произведений Голицына — вырождение русской аристократии. В 1899 г. в Петербурге была поставлена его историческая драма «Максим Сумбулов», имевшая успех у публики. Многие из сочинений князя Голицына были переведены на иностранные языки. Помимо государственной службы и литературных трудов Голицын активно занимался общественной деятельностью, был членом Совета Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, членом-директором Литературно-художественного общества. В конце 1900 — начале 1901 г. стал одним из главных инициатором создания первой монархической организации — Русского Собрания. В январе 1901 г. князь Голицын был избран председателем Совета РС, эту должность он занимал до марта 1906 г., когда был избран первым почетным членом РС. В феврале 1906 г. был почетным председателем 1-го Всероссийского монархического съезда в Петербурге.
В 1920 г. князь Голицын бежал из Советской России, жил в Венгрии. В 1921 г. он был представителем Высшего Монархического Совета в Венгрии, но вскоре отошел от политической деятельности, продолжая лишь печататься в монархических изданиях, был одним из наиболее активных авторов журнала «Двуглавый орел», где публиковал статьи и стихотворения. В новых послереволюционных условиях призывал русских патриотов-монархистов прежде всего к сохранению в чистоте Православия, а все надежды связывал с милостью Божией к несчастной родине. В стихотворении «Молитва» он взывал к Царю царей: «Боже правый, будь нам силой / В эти тягостные дни../ Заступи, спаси, помилуй, / Благостию сохрани». Скончался в Венгрии в городе Вышеград.
Русская линия