Русская линия
<< Полная сводка новостей от 4 мая 2024 >>

Сегодня Великая Суббота
Православная Церковь воспоминает пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие Его душою во ад

Сошествие Спасителя во адСегодня в Великую Субботу, последний день перед Пасхой, Православная Церковь воспоминает пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие Его душою во ад.

В Ветхом Завете день субботний был днём покоя. Он был установлен в память о том, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел Своих. Но одновременно эта заповедь была пророчеством о том, что Спаситель за 6 дней Страстной седмицы, если считать от входа в Иерусалим, окончит свои земные дела, а в 7-й будет лежать во гробе.

Пока Спаситель был жив, его враги — фарисеи, книжники, старейшины осуждали Его за то, что Он в субботу лечил больных, разрешал Своим ученикам растирать колосья руками, делать добрые дела. Их это раздражало: «Не от Бога сей человек, потому что не хранит субботний день», — говорили они.

Однако обратим внимание, чем сами они занимались в Великую субботу, которая в тот год совпала с иудейской Пасхой, то есть праздник был сугубый. Узнав, что ученики положили Тело Христово во гроб, старейшины и первосвященники испугались, как бы ученики не похитили Тело и не объявили Иисуса Христа воскресшим. Чтобы оградиться от такой «опасности», они решили собрать синедрион (телефонов тогда ещё не было) и просить у Пилата воинов для охраны гроба. У них были свои стражники, но римские были надёжнее: они не спали в карауле, их нельзя было подкупить. Приняв такое решение, они всей толпой пошли к прокуратору, добились встречи с ним. Но Пилат был раздражён всей этой историей: он не хотел казнить Христа, его вынудили к этому давлением и угрозами. Поэтому он отказал иудейским старейшинам: «У вас есть своя стража, сами сторожите как знаете». Тогда они сами отправились ко Гробу, опечатали камень и приставили стражников для охраны. Только после этого они успокоились и разошлись по домам. Так сами они провели день покоя.

Но вся эта суета послужила против них самих. Кто бы после этого мог поверить, что Тело было украдено учениками?

Пока Тело Христа пребывало во гробе, в невидимом мире произошло ещё одно великое событие. Спаситель сошёл душою во ад и возвестил там о совершившемся спасении человеческого рода. До Евангельских событий все умершие попадали в ад, даже пророки и праведники. Это не значит, что они там мучились, они ожидали там пришествия Спасителя. Только после Крестной Жертвы открылся вход в Царство Небесное. Сойдя во ад, Господь вывел оттуда Адама и Еву, Ветхозаветных праведников и всех достойных спасения. Церковь так говорит об этих событиях: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог..»

Великой Субботой заканчивается Страстная седмица, во время которой произошли такие великие события, что за них Господа будут благодарить и славить не только люди, но и Ангелы вечно, во веки веков. Аминь.

Архимандрит Борис (Долженко)


В Храме Гроба Господня в Иерусалиме сошёл Благодатный огонь
В ближайшее время лампады с божественным огнём будут доставлены со Святой Земли в Россию

Благодатный огонь в Храме Гроба Господня в Иерусалиме4 мая, в Великую Субботу, Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III возглавил в иерусалимском храме Воскресения Христова литанию Святого Света и преподал множеству верующих Благодатный огонь из Кувуклии Гроба Господня. От Русской духовной миссии в Иерусалиме в богослужении приняли участие начальник Миссии архимандрит Вассиан (Змеев) и заместитель начальника РДМ игумен Никон (Головко), сообщает сайт РДМ.

Этого торжественного момента в иерусалимском Храме Воскресения ожидали тысячи паломников, собравшихся со всех концов света во Святой Град. Как только из отверстий Кувуклии появились пучки свечей, зажженных Патриархом Феофилом от Благодатного огня, весь храм наполнился светом, а гонцы с особыми лампадами отправились в Россию и другие православные страны, чтобы привезти на свою родину это горение благодати.

Одним из самых первых православных храмов, в который был доставлен Благодатный огонь, стал главный русский храм Святой Земли — Троицкий собор Иерусалима. Сюда Благодатный огонь прямо от Кувуклии Гроба Господня доставил официальный представитель Русской духовной миссии в Палестине Ю. А. Ромашук.

В дверях собора святыню встретили священнослужители Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Тихон (Прояев) и диакон Макарий Петухов, которые вместе со множеством богомольцев, пришедших в русский храм зажечь свои свечи от Благодатного огня, совершили благодарственный молебен.

Христиане верят в божественное происхождение Благодатного огня, который возгорается накануне Пасхи в Храме Гроба Господня в Иерусалиме по молитвам десятков тысяч паломников. Первое упоминание о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова относится к IV веку. По преданию, тот год, когда чудо Благодатного огня не произойдёт на Святой Земле, станет последним перед приходом антихриста.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем преподобного Феодора Санаксарского, графа А.А.Аракчеева и поэта С.С.Бехтеева

Cегодня мы поминаем перенесение мощей преподобного Фёдора Санаксарского. Преподобный Феодор родился в 1718 году в Романовском уезде Ярославской губернии и во святом крещении был наречен Иоанном. По обычаям того времени был записан в лейб-гвардии Преображенский полк Санкт-Петербурга, но один случай заставил молодого сержанта сменить гвардейский мундир на убогую монашескую рясу. Преподобный Феодор Санаксарский Однажды, когда Иоанн находился в веселой компании, один из товарищей неожиданно упал на пол и тотчас умер. Смерть юноши так сильно повлияла на Иоанна, что он тайно бежал из Петербурга на берега Северной Двины, нашёл себе в чаще опустелую келию и жил в ней три года, работая Богу в молитвах, посте и всяком злострадании. Из-за преследования начальства Иоанн вынужден был оставить своё пустынножительство. Он перешёл в Площанскую пустынь Орловской губернии, но и там был найден сыскной командой и препровождён в Санкт-Петербург. По высочайшему повелению преподобный был определён в Александро-Невскую лавру, где и постригся с именем Феодор, в честь святого благоверного князя Феодора, Ярославского чудотворца. Проведя 9 лет в невской обители, преподобный перешёл со своими учениками в Саровскую пустынь. Прожив в Сарове около двух лет, отец Феодор, по причине умножения учеников, перебрался в Санаксарскую пустынь в Темниковском уезде Тамбовской губернии.

По навету завистников преподобный был осуждён церковной властью на изгнание и заточение простым монахом в Соловецкий монастырь, где жил в строгом посте и молитве и только через 10 лет вернулся в свой Санаксарский монастырь. Скончался преподобный Фёдор (Ушаков) 19 февраля 1791 г. и был погребён у стены созданного им храма, на северной стороне его.

21 апреля (4 мая) 1999 года в возрожденной Санаксарской обители были обретены честные мощи преподобного старца Феодора, и 28 июня (11 июля) того же года он был прославлен как местночтимый святой Саранской епархии.

В 2004 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви принято решение об общецерковном почитании преподобного Феодора, старца Санаксарского. Память преподобному Феодору празднуется в день его блаженной кончины — 19 февраля (4 марта), а также в день обретения его святых мощей — 21 апреля (4 мая).

аракчеев Сегодня день памяти выдающегося государственного и военного деятеля, члена Государственного Совета, генерала от артиллерии графа Алексея Андреевича Аракчеева, скончавшегося 21 апреля 1834 г.

Аракчеев известен и памятен прежде всего тем, что во время царствования Императора Александра I он был фактическим лидером «русской партии», боровшейся против экуменического и космополитического курса, проводившегося всесильным князем А.Н.Голицыным. Он родился 23 сентября 1769 г. в небогатой дворянской семье. Образование получил в Петербургском Артиллерийском и инженерном шляхетском корпусе. Выдвинулся при Императоре Павле I Петровиче, при котором служил с 1792 г., был генерал-квартирмейстером, затем инспектором всей артиллерии, обучал военным наукам наследника престола Великого Князя Александра Павловича.

При Александре I Аракчеев достиг вершин военной и государственной карьеры. В 1808 г. он стал военным министром, провел много полезных военных реформ, позволивших подготовиться к Отечественной войне 1812 г. Сыграл видную роль в победе над Швецией в войне 1808−09 гг. В конце 1815 г. графу Аракчееву был поручен «надзор за ходом дел» в Комитете министров, и он фактически руководил внутренней политикой, был организатором военных поселений, за что подвергся незаслуженному осмеянию современниками и потомками. Видную роль Аракчеев сыграл в борьбе с всесильным временщиком князем А.Н.Голицыным и масонскими ложами. Благодаря усилиям Аракчеева и его единомышленников (архимандрит Юрьевский Фотий (Спасский), А.С.Шишков, М.Л.Магницкий и др.) в 1822 г. масонские ложи в России были запрещены, а в 1824 г. Голицын получил отставку.

При Императоре Николае I Аракчеев не играл заметной роли. После смерти у него не оказалось прямых наследников, и указом Николая I его имение в Грузино, библиотека и капитал были переданы в распоряжение Новгородского кадетского корпуса.

Сергей Сергеевич БехтеевСегодня также день памяти поэта-монархиста русского национального поэта Сергея Сергеевича Бехтеева, скончавшегося в 1954 г.

Он родился 7 апреля 1879 г. в селе Липовка Елецкого уезда Орловской губернии в старинной дворянской семье. Отец поэта, тоже Сергей Сергеевич (1844−1911), был довольно известным человеком — видным деятелем дворянства и членом Государственного Совета, он открыл в Ельце первый в России хлебный элеватор. Будущий поэт получил образование в Императорском Александровском Лицее, где учился А.С.Пушкин. В 1903 г., по окончании Лицея, издал первый сборник стихов, который посвятил Государыне Императрице Марии Федоровне. Служил в Кавалергардском полку, имел чин корнета. С началом Мировой войны был в действующей армии, дважды ранен, лечился в Дворцовом лазарете. Тяжело переживал падение монархии, прекрасно понимал суть происходившего — предательство генералитетом своего Государя. Его стихи «Молитва», «Россия», «Боже, Царя сохрани», «Верноподданным» и «Святая ночь» через графиню А.В.Гендрикову были переданы Царской Семье в Тобольск. За эти стихи, при чтении которых Государь Николай II невольно прослезился, поэт получил от Царя Благодарность. Участник Белого движения, входил в состав Главного Совета Всероссийской народно-государственной партии, основанной В.М.Пуришкевичем на Белом Юге, в ноябре 1920 г. покинул Россию. В 1920−29 гг. жил в Сербии. В 1923 г. в Мюнхене с помощью Ф.В.Винберга издал сборник «Песни русской скорби и слез». В 1925 году в Ницце вышел автобиографический роман в стихах Бехтеева «Два Письма». В 1926 г. в Белграде издавал газету «Русский стяг», в 1927 г. вышла его книга стихов «Песни сердца». С конца 1929 по 1954 г. Бехтеев жил в Ницце. В 1934 г. в Ницце вышел сборник стихов «Царский гусляр». В 1949, 1950, 1951 и 1952 гг. вышли четыре его итоговых сборника стихов «Святая Русь». До 1946 г. он был ктитором домового храма Державной иконы Божией Матери, который находился под юрисдикции Московской Патриархии. Похоронен на русском кладбище Кокад в Ницце.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 4 мая 2024 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика