Сегодня Великая Среда
Православные христиане вспоминают приготовление Господа к погребению и предательство Его Иудой
В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает помазание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.
Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить Его, некая женщина принесла алавастровый сосуд мира и возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем приготовила Его к погребению, как сказал Сам Он о ее поступке. Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5; 132:2; Еккл. 9:8 и др.), а в знак выражения особого почтения кому-либо — ноги.
Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку женщины, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
Иуда осудил поступок этой женщины, сказав, что за эти деньги можно было бы накормить многих нищих. Однако, как повествует о том Святое Евангелие, сказал он так не из жалости к нищим, а по своему сребролюбию. Это подтвердил дальнейший его поступок. Иуда пошел к первосвященникам и спросил у них, сколько ему дадут денег за предательство Христа.
«Та — искала оставления грехов, а этот — взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она — радовалась, тратя миро многоценное; этот — заботился продать Неоценимого. Она — Владыку познавала, а этот — от Владыки удалялся. Она — освобождалась от греха, а этот — делался пленником его», — говорит об этих евангельских событиях Святитель Иоанн Златоуст.
В этот день совершается последняя литургия Преждеосвященных Даров, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. После этого в Церкви прекращаются земные поклоны, кроме поклонов перед Плащаницей, до самой вечерни праздника Троицы (Пятидесятницы). В этот день православные стараются исповедоваться, покаяться в своих грехах, как покаялась в них евангельская блудница, припав к ногам Спасителя, чтобы на следующее утро вместе со всей Церковью причаститься святых Христовых Таин.
Русская линия
Украинские власти включили митрополита Тульчинского Ионафана в список на обмен с Россией
Приговорённый к 5 годам 75-летний архиерей УПЦ включен в обменный фонд по запросу российской стороны
Приговорённого на 5 лет тюрьмы украинским судом управляющего Тульчинской епархией Украинской Православной Церкви митрополита Ионафана (Елецких) украинские власти включили в обменный фонд как военнопленного для возможной передачи его России. Об этом сказано в решении суда от 15 апреля 2024 года, сообщает СПЖ.
Из данных, опубликованных в Едином государственном реестре Украины, стало известно, что Винницкая областная прокуратура походатайствовала об отмене меры пресечения в отношении владыки Ионафана в связи с принятием уполномоченным органом решения о передаче владыки для обмена как военнопленного. Тем не менее, решение не было принято окончательно, так как документы, подтверждающие решение о передаче митрополита Ионафана, в суд ещё не поступили.
Сейчас архипастырь Украинской Православной Церкви находится под ночным домашним арестом и продолжает оспаривать приговор в суде.
О том, что уголовными делами, заведёнными под надуманным предлогом против архиереев УПЦ, Офис президента Зеленского намерен пополнить свой обменный фонд и выторговывать за украинских архиереев пленных боевиков «Азова» (запрещённая в России террористическая и экстремистская организация), мы писали с самого начала. Ранее российские власти в таком же формате смогли обменять у украинских властей православного публициста Яна Таксюру, единственной виной которого были выступления в защиту УПЦ.
Русская линия
Против митрополита Запорожского Луки возбуждено уголовное дело за «разжигание религиозной розни»
Украинские спецслужбы провели обыск в доме архиерея в связи с тем, что во время своих выступлений владыка посмел называть представителей «ПЦУ» раскольниками и самосвятами
1 мая 2024 года сотрудники Службы безопасности Украины пришли с обысками к митрополиту Запорожскому и Мелитопольскому Луке, которого украинские власти обвинили в «разжигании религиозной розни», сообщает СПЖ.
В Телеграм-канале СБУ указывается, что митрополит Лука «провоцировал и разжигал религиозную ненависть в Украине», поскольку называл украинских раскольников из «ПЦУ» раскольниками и самосвятами.
По мнению СБУ, «митрополит публично выражал свое пренебрежительное отношение к прихожанам других конфессий». «Об этом он неоднократно упоминал во время общения с прихожанами и в ходе проведения церковных литургий», — заявили в СБУ.
Также, по словам силовиков, владыка «размещал провокационные сообщения на личном Телеграмм-канале, где оскорблял религиозные чувства представителей других конфессий». Таким образом, считают в СБУ, «он расшатывал общественно-политическую обстановку во фронтовом регионе в пользу страны-агрессора».
В ведомстве рассказали, что инициированная силовиками «экспертиза подтвердила факты подрывной деятельности» митрополита Луки против государственной безопасности Украины.
На основании всего этого иерарху УПЦ сообщили о подозрении по ч. 2 ст. 161 Уголовного кодекса Украины (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной, региональной принадлежности, религиозных убеждений и других признаков).
Решается вопрос об избрании владыке меры пресечения. Митрополиту Луке грозит тюремное заключение.
Русская линия
Русская Православная Церковь будет поддерживать процесс преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России» в школах Луганска и Донецка
Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Рубин) посетил Луганскую Народную Республику
27−28 апреля 2024 года во исполнение благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о поддержке процесса преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» в Луганской и Донецкой Народных Республиках, а также в рамках участия в деятельности Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Рубин) посетил города Северодонецк и Лисичанск в ЛНР. В ходе поездки игумена Иоанна сопровождал клирик Северодонецкой епархии протоиерей Андрей Павленко, сообщает Патриархия.Ru.
27 апреля в администрации Северодонецка состоялась встреча с мэром города Н.В. Моргуновым. В ходе беседы была достигнута договоренность о взаимодействии синодального отдела и администрации Северодонецка в создании необходимых условий преподавания модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ в образовательных организациях среднего уровня образования. Было принято решение о приобретении учебных пособий курса ОПК для городских школ, а также о проведении курсов повышения квалификации по ОПК для педагогов начальных классов школ на базе образовательной платформы «Клевер Лаборатория».
В тот же день игумен Иоанн посетил среднюю школу № 9 Северодонецка, где встретился с руководителем отдела образования городской администрации В.Н. Анцуповым, директорами городских школ и дошкольных образовательных учреждений. Участникам встречи была предоставлена информация о предметной области ОРКСЭ и курсе ОПК и взаимодействии Русской Православной Церкви с системой школьного образования в процессе организации преподавания предмета. В школьные библиотеки Северодонецка были переданы комплекты учебников «Основ православной культуры» для 4 класса. Также школы получили дополнительную детскую литературу по курсу: книги Елены Тростниковой «Воскресение Христово» и «Рождество Христово», пожертвованные благотворительным фондом поддержки читательской культуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия.
28 апреля игумен Иоанн посетил Тихвинский храм г. Лисичанска, где передал учебную литературу для школ города.
Русская линия
В немецкий парламент передана информация о нарушениях прав верующих Украинской Православной Церкви
Международный правозащитный альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» продолжает информировать мировую общественность о религиозных гонениях на Украине
Замечания к Третьему докладу федерального правительства Германии о положении в сфере свободы религии и убеждений в мире направил в Комитет по правам человека и гуманитарной политике Бундестага (парламента ФРГ) Международный правозащитный альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации», сообщает Служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на Telegram-канал правозащитного объединения.
Информационные материалы о положении религиозных общин Украинской Православной Церкви поступили на рассмотрение Комитета перед датой парламентских слушаний, которые были назначены на 24 апреля 2024 года. Кроме письменных свидетельств из епархий Украинской Православной Церкви, к обращению были приложены экспертные заключения, касающиеся законопроекта «о запрете УПЦ», подготовленные международной юридической фирмой «Амстердам и партнеры», а также распространенная этой компанией «Белая книга» сообщений о нарушениях прав верующих Украинской Православной Церкви.
Письменное обращение от имени Альянса подписали иерарх Украинской Православной Церкви митрополит Черкасский и Каневский Феодосий, экзарх Пресвятого Гроба Господня на Кипре митрополит Вострский Тимофей (Иерусалимская Православная Церковь), митрополит Черногорский и Приморский Иоанникий (Сербская Православная Церковь), архиепископ Севастийский Феодосий (Иерусалимская Православная Церковь), а также другие участники Альянса.
Отмечается, что данный шаг является очередным действием, призванным информировать международное сообщество, позиционирующее себя в качестве защитника религиозной свободы, о действительном положении верующих Украинской Православной Церкви. «Участники Альянса продолжат дальнейший диалог с членами Бундестага и национальными парламентами других стран для поиска эффективных путей защиты религиозной свободы в Украине и во всем мире», — говорится в сообщении.
Международное правозащитное объединение «Церковь против ксенофобии и религиозной дискриминации» было создано в декабре 2023 года рядом иерархов и священнослужителей Поместных Православных Церквей совместно с неправительственными организациями «Public Advocacy», «VSI Zmogaus teisiu apsauga», «European institute for religion and law», имеющими консультативный статус при Экономическом и социальном совете Организации Объединенных Наций.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем подвиг священника о. Стефана Щербаковского
В этот день, 18 апреля 1904 года, совершил свой подвиг священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка о. Стефан Васильевич Щербаковский. В бою под Тюренченом, у реки Ялу, на южном участке границы между Кореей и Китаем, благословив стрелков, с пением «Христос воскресе» батюшка пошел в атаку во главе знаменной роты, лишившейся командира. «Чудом храбрости, спокойствия и мужества» называли современники подвиг отца Стефана.
В тот день батальоны 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка находились в центре боя, японцы открыли сильный артиллерийский огонь и стали обходить левый фланг. Растянутые противником с обоих флангов батальоны полка, чтобы пробиться, несколько раз под звуки полкового марша и гимна «Боже, Царя храни», исполняемого полковым оркестром под огнём противника, бросались в штыки. Но японцы не принимали штыкового удара. Тогда отец Щербаковский благословил солдат и пошёл впереди Боевого Знамени с поднятым в руке крестом. Пробиваясь сквозь японскую цепь солдат вместе с батальонами полка, сей неустрашимый пастырь был ранен двумя пулями, вскоре потерял сознание и был вынесен уже на перевязочный пункт церковником Иосифом Перчем. Только такое мужество пастыря и воинов 11 полка дали им возможность пробиться сквозь японцев. По свидетельству участников Тюренченского боя, потери японцев были очень велики.
Вот как он сам вспоминал тот день: «Встал я 18-го числа рано, в три часа ночи. Я знал, что бой будет отчаянный, и решил исполнить свой пастырский долг до конца, показав воинам пример самоотвержения и любви своею смертию. В 4 часа утра я помолился Богу, составил завещание и встал в знамённой роте. В три часа пополудни полк выстроился и под звуки полкового марша двинулся в атаку на наступавших японцев. Я надел епитрахиль, взял крест, благословил солдат и с пением „Христос Воскресе“ пошёл во главе стрелков знамённой роты. Картина была поразительная, грандиозная. Без малейшего колебания шли славные стрелки на верную смерть, в адский огонь, среди рвущихся снарядов. Только каждый, перед тем как двинуться в бой, крестился. Потом всё смешалось. Музыка тотчас же смолкла. Кто побежал вперёд, кто упал убитым или раненым. Я почувствовал сильный удар в руку и в ногу и упал навзничь, потеряв сознание».
«И нас повел, вперед идя,
Но пуля вражья поразила
На смерть любимого вождя.
Тогда на место командира
С крестом в руках встает пред нами
Подъемля крест пред небесами"
(М.Н.Левитский «Под Тюренченом»)
Командующий Русской армией генерал А.Н.Куропаткин лично наградил героя-священника, посетив его при излечении в лазарете Елизаветинской общины Красного Креста в Харбине и представив к офицерскому Георгиевскому кресту. Так 29-тилетний батюшка стал первым священником, награждённым Георгиевским крестом в Русско-японскую войну и всего лишь пятым георгиевским кавалером среди священнослужителей, за всю историю существования Военного ордена.
Отличался о. Стефан Щербаковский и далее. За свою службу в годы Русско-японской войны он был награжден орденами святого великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени, святого Владимира 4-й степени с мечами, святой Анны 2-й степени с мечами, золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. А в годы Первой мировой войны, за бои 30 июля 1914 года у деревни Ваббельн и 6 августа 1914 года при деревне Каушен о. Стефан был удостоен ордена святого Владимира 3-й степени с мечами и за бои 24 сентября представлен к ордену святой Анны 1-й степени.
Русская линия
Что за праздник «Первомай»?
После революции день 1 мая вошел в пантеон главных большевицких праздников
Первомайские гулянья были широко распространены в Москве со времен Императора Петра Великого. Если до правления этого Государя любимейшим занятием Русских Царей была охота в Сокольниках, то Петр, охоты не любивший, отменил ее, и с того времени Сокольники сделались любимым местом загородных прогулок москвичей. «В особенности замечательно здесь гулянье 1-го Мая, на которое собирается почти вся Москва, — отмечалось в „Путеводителе по Москве и ее окрестностям“ за 1872 год. — Вероятно, это гулянье < > было установлено немцами, потому что называлось прежде немецкими станами, то есть шатрами, раскидывавшимися под тению рощи».
С конца XIX в. первомайские гулянья, не вызывавшие у властей излишних подозрений, стали использоваться для революционных сходок — «маевок». Как известно, великий русский писатель Ф.М.Достоевский проницательно назвал революционеров бесами, и эти майские сборища вполне соответствовали их легендарно-мистическому смыслу.
Ведь согласно немецкой средневековой легенде (напомним, что первомайские гулянья были позаимствованы у немцев), раз в году в т.н. «Вальпургиеву ночь» — в ночь с 30 апреля на 1 мая — вся нечистая сила вместе с ведьмами и колдунами собирается на высокой недоступной горе Броккен вокруг сатаны и устраивает там грандиозный шабаш.
А в 1889 г. Парижским конгрессом II Интернационала было принято решение о ежегодном праздновании 1 мая, проведением демонстраций в память о забастовке рабочих в Чикаго 1886 г., закончившейся кровопролитным столкновением с полицией. В Российской Империи политическое празднование этого дня началось в Варшаве, с 1890 г. В 1891 г. «маевка» состоялась в С.-Петербурге. В северо-западном крае еврейские «рабочие» с 1892 г. ежегодно праздновали 1 мая на тайных собраниях. С 1899 г. подобные празднования становились все более массовыми и уже в 1900 г. произошла первая уличная майская демонстрация в Харькове. С 1902 г. майское празднование принимает открыто революционный характер.
После революции «Первомай» вошел в пантеон главных государственных праздников, установленных большевиками. Таким образом, ниспровергатели государственных устоев России под видом «дня международной солидарности трудящихся» установили праздник нечисти, когда огромные массы народа шествовали по улицам с песнями, лозунгами, плясками и портретами кумиров-вождей.
В народной памяти сохранился рассказ о первом официальном праздновании 1 мая в большевицкой России: «В первый советский первомай на Красной площади в Москве на глазах тысяч людей было явлено чудо Божие: красное полотнище, закрывавшее икону Святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля, неожиданно, без посторонней помощи, расселось сверху донизу, а полоски материи стали отрываться и падать вниз. И открылся старинный образ чтимого всей Русью Святителя Николая „Можайского“: левая рука с крестом была отстрелена во время большевицкой бомбардировки Кремля, правая с мечом грозно занесена»..
В Российской Федерации этот день по-прежнему остается «праздничным» и официально отмечается как «праздник Весны и Труда».
Русская линия