Сегодня Великий Понедельник
Началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа Иисуса Христа
Сегодня, после завершения Великого поста, у православных христиан началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. В эти дни соблюдается особенно строгий пост. Богослужения Страстной седмицы особо величественны и торжественны, песнопения особенно красивы и умилительны, службы Страстной не только самые печальные, но и самые красивые службы всего церковного года. В Страстную седмицу все дни называются Великими: по причине великих воспоминаний, совершаемых Церковью.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали за двадцать сребреников в Египет, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. В Египте его купил царедворец Потифар, и благодаря данной ему Богом мудрости Иосиф вскоре возвысился при дворе фараона, сумел предотвратить голод в этой стране, так что однажды его братья пришли к нему купить хлеба. Они не узнали проданного ими брата, он же принял их, был щедр, ни словом не упрекнул их за давнее зло. Иосиф, проданный за двадцать сребреников, стал прообразом Христа. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают черты Лика Христова. Наконец, история его мнимой смерти и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.
В понедельник Страстной седмицы Святейший Патриарх обычно также совершает молитвы на начало чина мироварения, который происходит только раз в году. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Чин освящения бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. В ветхозаветную пору миром помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Крещения, его же употребляют и для освящения новых престолов в храмах.
В Великий вторник Христос пришёл в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду на Литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вечером среды оканчивается великопостное богослужение, в песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души и наступают дни иного плача — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. На вечерней службе совершается таинство исповеди: в этот день все православные стараются исповедаться.
В четверг Страстной седмицы вспоминается важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг, называемым в народе «Чистым четвергом» все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин. На Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).
День Великой пятницы посвящен воспоминанию осуждения Спасителя на смерть, Его Крестных страданий и распятия. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей — 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Это день строгого поста (до выноса плащаницы не вкушается пища) и великой скорби. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой — плат с изображением положения Спасителя во гроб, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В ночь с субботы на воскресение Церковь торжественно празднует Воскресение Христово.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл: Преследования верующих Украинской Православной Церкви на Украине приобретают черты тотального антирелигиозного террора
Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с обращением к Поместным Православными Церквам и миру в связи с вопиющими примерами давления на духовенство и верующих УПЦ
В связи с новыми вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь, ее епископат, духовенство, общины и монастыри 27 апреля 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послания Предстоятелям Поместных Православных Церквей и ряду религиозных деятелей, а также обратился к представителям международных организаций, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
В посланиях Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, рассказал о том, что 24 апреля Службой безопасности Украины были проведены обыски в Святогорской лавре — одном из крупнейших монастырей Украинской Православной Церкви, известном на Украине и за ее пределами. Наместнику обители, митрополиту Святогорскому Арсению, предъявлено подозрение по политическим статьям. Основанием для уголовного преследования названо его слово в храме, в котором он якобы публично раскрыл информацию о расположении украинских вооруженных сил. Сам митрополит Арсений был задержан в ходе обыска, а 25 апреля суд арестовал его на 60 дней содержания под стражей без права внесения залога.
«В выступлении, которое вменяется в вину митрополиту Арсению, он сообщал верующим, что накануне церковного праздника 23 сентября 2023 года сотрудники СБУ расставили блокпосты на дороге в монастырь и устроили тотальную проверку документов сотен верующих, стремившихся посетить обитель, — констатировал Патриарх Кирилл. — При этом сотрудники СБУ и местных военизированных соединений незаконно собирали личные данные паломников, номера их телефонов и адреса электронной почты, а также фотографировали каждого из них. В своем слове митрополит Арсений подчеркнул дискриминационный характер означенных проверок, указав, что массовые паломничества иных религиозных конфессий на Украине совершались без препятствий со стороны украинских спецслужб. Публичное упоминание о блокпостах не причинило ущерба вооруженным силам Украины и было вызвано объективной причиной — созданием препятствия верующим в посещении богослужений».
Его Святейшество подчеркнул: «Многодневный арест митрополита Арсения по искусственным, надуманным основаниям является очередной из целого ряда других карательных мер, направленных против публичных спикеров Украинской Православной Церкви и ее информационных ресурсов».
В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл упомянул, что ранее, 13 марта сего года, СБУ заявила о возбуждении уголовного дела в отношении 14 сотрудников религиозного информационного ресурса «Союз православных журналистов», обвинив их в «государственной измене», «коллаборационизме» и других преступлениях.
«Основанием для преследований стала журналистская деятельность, то есть публикации о нарушениях прав верующих Украинской Православной Церкви. Эти нарушения зафиксированы, в частности, в докладе о реализации прав человека на Украине, который был опубликован 4 октября 2023 года Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, а также в других документах УВКПЧ и иных международных правозащитных организаций», — указал Святейший Владыка. Четверо из подозреваемых журналистов, в том числе один священник, арестованы и содержатся под стражей, им грозит многолетнее или пожизненное заключение.
Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, в апреле сего года украинскими властями без объяснения причин был заблокирован ряд православных новостных интернет-ресурсов, освещавших религиозную политику властей, положение Украинской Православной Церкви и факты нарушения прав ее верующих.
А 12 апреля СБУ провела обыск по месту жительства еще одного публичного спикера Украинской Православной Церкви, заместителя председателя ее Отдела внешних церковных связей, предъявив ему подозрения за его публичные выступления и за то, что он, по словам пресс-службы СБУ, «стремился дискредитировать Украину на международной арене». «Подчеркну, что обвинения были выдвинуты через два дня после того, как означенный представитель Украинской Православной Церкви проинформировал прибывшую в Киев делегацию Конференции европейских церквей о нарушениях прав верующих на Украине, в частности, об угрозе законодательного запрета Украинской Православной Церкви», — констатировал Патриарх.
Он также вновь поднял вопрос о продолжающейся в украинском парламенте подготовке к принятию во втором чтении законопроекта Кабинета министров Украины № 8371 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности в Украине религиозных организаций». 19 октября 2023 года Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи рассмотрением документа в первом чтении. Его Святейшество подчеркнул: «Целью законопроекта является фактический запрет Украинской Православной Церкви, а также облегчение процесса изъятия ее храмов и имущества, чего не скрывают в своих публичных выступлениях сами законодатели». По утверждениям парламентариев, в мае этого года закон может быть принят во втором чтении.
Преследования верующих Украинской Православной Церкви на Украине «приобретают черты тотального антирелигиозного террора, который включает закрытие храмов и монастырей, незаконные преследования клириков и мирян, внесудебные расправы, а также закрытие информационных ресурсов, раскрывающих правду о гонениях», подчеркнул Патриарх Кирилл.
Он указал на то, что «репрессии осуществляются в отношении тех, кто пытается свидетельствовать о нарушении религиозной свободы в международной сфере, и направляются таким образом, чтобы подавить всякое публичное свидетельство о религиозных гонениях ко времени законодательного запрета Украинской Православной Церкви и тысяч ее общин на Украине».
При этом продолжается судебное рассмотрение уголовных обвинений в отношении наместника Киево-Печерской лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, митрополита Черкасского и Каневского Феодосия, митрополита Банченского Лонгина и целого ряда священнослужителей; ожидает апелляционного суда приговоренный к пяти годам лишения свободы митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан.
«Все более усиливающееся давление на Украинскую Православную Церковь приобрело характер открытых религиозных гонений и вынуждает меня вновь и вновь обращаться к Вам за поддержкой, помня слова Апостола: Страдает ли один член, страдают с ним все члены Православной Церкви (1 Кор. 12:26), — говорится в посланиях, которые Святейший Патриарх Кирилл направил, в частности, Предстоятелям Поместных Православных Церквей.
Его Святейшество попросил молитв о даровании помощи Божией, мужества и утешения страждущим архипастырям, пастырям и верующим Украинской Православной Церкви и призвал возвысить голос в их поддержку.
Послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были направлены Блаженнейшему Патриарху Великого града Антиохии и всего Востока Иоанну X, Блаженнейшему Патриарху Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофилу III, Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II, Святейшему Патриарху Сербскому Порфирию, Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу, Священному Синоду Болгарской Православной Церкви, Блаженнейшему Архиепископу Тиранскому и всей Албании Анастасию, Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве, Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу, Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону, Блаженнейшему Архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану, а также Папе Римскому Франциску, Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, Католикосу Востока и митрополиту Маланкарскому Василию Мар Фоме Матфею III, Верховному Патриарху и Католикосу всех армян Гарегину II, Католикосу Верховного Дома Киликийского Армянской Апостольской Церкви Араму I, Католикосу-Патриарху Ассирийской Церкви Востока Мар Аве III, Маронитскому Патриарху Антиохии и всего Востока Бешаре Бутросу ар-Раи, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, президенту Евангелистской ассоциации Билли Грэма Франклину Грэму.
В обращениях к руководителям и представителям международных организаций Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл попросил их «обратить внимание на вышеизложенные факты вопиющего попрания прав человека на Украине и приложить усилия к защите права на свободу вероисповедания верующих и общин Украинской Православной Церкви».
В числе адресатов посланий — генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш, верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк, генеральный секретарь ОБСЕ Хельга Мария Шмид, директор Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи, генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич, верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств К.К. Абдрахманов, специальный докладчик Совета ООН по правам человека по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости К.П. Ашвини, специальный докладчик Совета ООН по правам человека по вопросу о свободе религии или убеждений Назила Гани.
Русская линия
При Оптиной пустыни создан научно-просветительский центр «Оптинское собрание»
Основными задачами центра станут осмысление значения Русской Православной Церкви в истории, современности и будущем России и всего православного мира
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь создан Духовно-интеллектуальный и научно-просветительский центр «Оптинское собрание», сообщает Патриархия.Ru.
Основными задачами центра станут осмысление значения Русской Православной Церкви в истории, современности и будущем России и всего православного мира, исследование ценностных основ российской цивилизации как сообщества народов, объединенных русским православным народом, для решения общих исторических задач.
Предметом пристального внимания «Оптинского собрания» также должны стать вопросы религиозного и культурного взаимодействия народов России, изучение и актуализация роли русского народа в устроении российской цивилизации. Важнейшей задачей Центра должно стать объединение интеллектуальных и научных сил России для осмысления актуальных проблем и выработки путей их решения посредством внесения соответствующих законодательных инициатив.
«Поскольку молодые ученые и студенческая молодежь — будущая интеллектуальная и культурная элита нашего Отечества, „Оптинское собрание“ будет организовывать встречи и дискуссионные площадки под общим названием „Оптинские беседы“ в различных городах России, проводить совместные форумы с привлечением молодых ученых и преподавателей ведущих вузов страны. В научно-просветительской деятельности Центра предполагается также участие членов студенческих русских общин», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте Оптиной пустыни.
Там же отмечается, что деятельность «Оптинского собрания» будет освещаться как на интернет-площадках, так и в различных изданиях. Труды и наработки Духовно-интеллектуального и научно-просветительского центра будут доступны для широкого обсуждения и внесения конструктивных предложений.
Русская линия
Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич): Ни аресты, ни гонения христиан не страшат. Нет большей чести для христианина, чем пострадать вместе со Христом
Управделами Украинской Православной Церкви высказался об аресте наместника Святогорской Лавры митрополита Арсения
Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский Антоний (Паканич) в комментарии для портала «Православная жизнь» высказался о недавнем аресте украинскими властями наместника Святогорской Лавры митрополита Святогорского Арсения, указав, что владыка след за Христов взошёл в эти дни Страстной седмицы на голгофу мученичества и исповедничества.
Ниже мы приводит комментарий владыки целиком:
«Вот мы вслед за нашим Господом входим в Иерусалим и так же, вслед за Ним, входим в Страстную седмицу. В который раз на ум приходят слова прп. Варсонофия Оптинского, переданные его духовным сыном — прп. Никоном: ««Се восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий. и поругаются Ему. и уязвят Его, и оплюют Его..ˮ – вот степени восхождения в Горний Иерусалим: их надо пройти. На какой степени находимся мы?»
Это говорилось накануне кровавого большевистского переворота и жесточайших гонений на Церковь.
И вот уже в наше, казалось бы, вовсе не безбожное время своим крестным путём идут многие верные Украинской Православной Церкви: от мирян до архиереев.
Сейчас узам и заключению предан митрополит Святогорский Арсений. И ни когда-нибудь, а именно в эти дни, когда Церковь напоминает верующим о Страстях Господних.
Наверное, не будет преувеличением сказать, что в нравственном отношении трудно найти более авторитетного и уважаемого человека на всем Донбассе, чем владыка Арсений. Именно благодаря его усердию и трудам возобновлен из руин Святогорский монастырь, получивший статус Лавры. Кому посчастливилось побывать в Лавре, воочию увидел подлинную красоту богослужения, строгость и одновременно — деликатность и любовь к себе братии обители. Что же говорить о ситуации после 2014 года, когда Святогорская Лавра стала единственным приютом для тысячи людей, во мгновение оказавшихся не только бездомными, но и без средств даже на кусок хлеба. На протяжении десяти лет здесь целыми семьями и жили, и рожали, и учились, и умирали. И за всё это — ни слова благодарности, а арест.
К сожалению, это только один из эпизодов сегодняшней реальности Украинской Православной Церкви.
Однако подобное нас не страшит. Нет большей чести для христианина, чем пострадать вместе со Христом, пойти Его путем и сораспяться Ему.
Ныне мы все под угрозой, но, как и в древние времена великих гонений, не одни: с нами Страждущий Господь и все мученики от начала века. С нами молитва всей Церкви.
Потому в эти скорбные дни призываю всех верующих нашей Церкви усилить молитвы друг о друге и о братьях наших, подвергающихся преследованиям. Да даст Господь сил выстоять и укрепиться во Христе, достойно перенести все испытания.
«Грядый Господь на вольную страсть (страдания), нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Русская линия
Что происходит в Болгарской Православной Церкви?
Митрополит Пловдивский Николай допустил до служения лишённого сана бывшего клирика Русской Православной Церкви игумена Петра Еремеева
В Болгарской Православной Церкви, оставшейся без своего Предстоятеля, нарастают нестроения и множатся скандалы. Причём неизменным устроителем этих скандалов в последнее время выступает митрополит Пловдивский Николай.
Именно с подачи и согласия указанного архиерея Константинопольский Патриарх Варфоломей протащил на похороны почившего Болгарского Патриарха Неофита в Софии украинских раскольников во главе с Епифанием Думенко. В результате этого возник скандал, после чего митрополит Николай вынужден был отказаться от выдвижения своей кандидатуры на выборах нового Болгарского Патриарха.
Однако, на этом указанный архиерей не остановился. 20 апреля 2024 года в сослужении архиереям и духовенству Болгарской Православной Церкви во главе с митрополитом Николаем был замечен бывший игумен Русской Православной Церкви Пётр Еремеев, лишённый ранее сана Церковным судом и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Об очередном скандале сообщил Телеграм-канал «Религия сегодня», передаёт портал Raskolam.net.
«Бывший игумен замечен на фото архиерейской Литургии, прошедшей 20 апреля в Пловдивской митрополии Болгарской ПЦ. На богослужении были митрополит Пловдивский Николай, викарные епископы Арсений и Виссарион. Учитывая участие столь высокого руководства БПЦ, присутствие изверженного клирика на богослужении не может быть простой случайностью. Публичное игнорирование решения Церковного суда и Патриарха РПЦ со стороны епископата БПЦ может стать причиной напряжения отношений между Церквями», — говорится в сообщении.
Очевидно, что митрополит Николай не мог не знать, кто такой Еремеев, а это значит, что такими антицерковными действиями против Москвы он пытается выслужиться перед Фанаром, который сейчас принимает всех лишённых сана клириков Московского Патриархата. Нельзя исключать, что бывший игумен Еремеев, подобно Уминскому и Кураеву, уже получил указ от Патриарха Варфоломея о своём «восстановлении в сане», а потому действия Пловдивского архиерея вполне укладываются в логику подчинения болгар фанариотам.
В реальности владыка Николай, скорее всего, желает воспользоваться поддержкой Фанара, чтобы, несмотря ни на что, взойти на Патриарший престол Болгарской Православной Церкви, и все его заявления о снятии своей кандидатуры с выборов Патриарха — это лишь тактический ход, чтобы на время успокоить возмущённых скандалом болгарских верующих и не более того.
Хочет того или нет, но глава Пловдивской митрополии делает Болгарской Православной Церкви серьёзную медвежью услугу, ведь он фактически утверждает Патриарха Варфоломея в чаемой им роли восточного папы Римского. Когда же Фанар начнёт активно устраивать нестроения внутри Болгарской Церкви, «восстанавливая» по своему усмотрению лишённых сана клириков и архиереев, болгарское священноначалие должно будет сказать большое спасибо именно митрополиту Николаю.
Русская линия
Мигранты в Германии потребовали провозгласить «Германский халифат»
Сотни приезжих мусульман с Ближнего Востока и Средней Азии вышли на улицы Гамбурга с исламистскими лозунгами
27 апреля 2024 года в Гамбурге прошла крупная исламистская демонстрация мигрантов, участники которой призвали власти Немецкого государства к созданию «халифата Германии», сообщает СПЖ.
По данным полиции, в акции приняли участие более тысячи протестующих. На фотографиях и видео, опубликованных в социальных сетях, видно, что большая толпа людей занимает значительную площадь на Штайндаммштрассе в центре города.
Участники держали в руках плакаты, на которых было написано, что: «Германия = диктатура ценностей», а также «Kalifat ist der Loesung», то есть «Халифат — это решение». На протяжении всей акции протестующие скандировали «Аллаху Акбар».
Во время демонстрации выступающие перед собравшимися спикеры призывали власти страны к созданию исламского халифата.
По мнению демонстрантов, халифат — «это система, которая обеспечивает безопасность», но которую «ненавидят» и «демонизируют» в Германии.
Организатор демонстрации, по мнению СМИ, 25-летний Джо Ададе Боатенга, гражданин Германии и самопровозглашенный имам, который является членом «Мусульманского интерактива», организации, официально признанной Службой национальной безопасности Германии (BfV) «экстремистской группировкой».
Ни полиция, ни немецкие политики пока никак не отреагировали на данное политическое действо. Времена, когда власти могли жёстко разогнать мигрантов и многих из них выслать из страны, похоже, прошли. У немецких властей попросту нет сил, чтобы справиться с порядками, которые насаждают приезжие, поскольку сами немцы, как и многие европейские народы, стремительно вымирают.
Наряду с продвижением норм содомии и половой распущенности в Европе нарастает исламизация, как некая альтернатива либеральной повестке дня. Причём исламисты демонстрируют куда большую сплочённость и готовность отстаивать и бороться за свои взгляды.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем генерал-фельдмаршала графа М.И.Голенищева-Кутузова
Сегодня день памяти выдающегося русского полководца, победителя Наполеона генерал-фельдмаршала графа М.И.Голенищева-Кутузова, светлейшего князя Смоленского, скончавшегося 16 апреля 1813 года.
Он родился 5 сентября 1745 г. в Петербурге в семье инженер-генерал-поручика. Окончил с отличием Дворянскую артиллерийскую школу в 1759 г., был оставлен при ней преподавателем математики, затем был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, которым командовал А.В.Суворов. В 1764−65 гг. воевал против польских конфедератов. Участвовал во всех Русско-турецких войнах второй половины XVIII в., был учеником и соратником генералиссимуса А.В.Суворова. Во время Русско-турецкой войны 1768−74 гг. Кутузов потерял глаз, в июле 1774 г. при преследовании противника у деревни Шумы под Алуштой был тяжело ранен в висок и правый глаз. По окончании войны награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и отпущен за границу для лечения. По возвращении в Россию в 1776 г. направлен в распоряжение Суворова, участвовал в подавлении восстаний крымских татар, которое завершилось в 1783 г. присоединением Крыма к Российской империи.
В годы Русско-турецкой войны 1787−91 гг. Кутузов был тяжело ранен, штурмовал Очаков, отличился при штурме Измаила. Представляя его к награде, Суворов писал: «Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле, но был правою моею рукою». В сражении у Мачина Кутузов разгромил превосходящие силы врага, проявив качества блистательного тактика. За отличия в Польской кампании 1792 г. получил имения в Волынской губернии. Вскоре он проявил на себя на дипломатическом поприще. В 1792−94 гг. возглавлял чрезвычайное русское посольство в Константинополе, сумел добиться для России ряда внешнеполитических и торговых преимуществ. Своей жене Кутузов писал: «Дипломатическая кариера сколь ни плутовата, но, ей Богу, не так мудрена, как военная, ежели ее делать как надобно». В 1794 г. назначен директором Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, в 1795−99 гг. командующий и инспектор войск в Финляндии, вновь выполнял ряд дипломатических поручений, вел переговоры с Пруссией и Швецией. В 1798 г. произведен в генералы от инфантерии. Он был единственным из «екатерининских» генералов, кто сохранил расположение Государя Павла Петровича.
На рубеже веков был Литовским (1799−1801) и Петербургским (1801−02) военным губернатором. Однако в 1802 г. Кутузов попал в опалу (Император Александр I высказал неудовольствие состоянием петербургской полиции) и вышел в отставку. В августе 1805 г. во время Русско-австро-французской войны назначен главнокомандующим Русской армией, направленной на помощь Австрии. Узнав во время похода о капитуляции австрийской армии генерала Макка под Ульмом, Кутузов предпринял марш-маневр и искусно вывел Русские войска из-под удара превосходящих сил противника. Однако план ведения кампании, предложенный Кутузовым, не был принят, несмотря на его возражения австро-русские войска дали Наполеону генеральное Аустерлицкое сражение 1805 г., окончившееся победой французов. Кутузов снова оказался в опале, после поражения под Аустерлицем его назначали на второстепенные посты: киевского военного губернатора (1806−07), командира корпуса в Молдавской армии (1808), литовского военного губернатора (1809−11). В марте 1811 г. в условиях надвигавшейся войны с Наполеоном и необходимости завершить затянувшуюся войну с Турцией (началась в 1806 г.) назначен главнокомандующим Молдавской армией. Кутузов в июле одержал крупную победу под Рущуком, а в октябре окружил и взял в плен под Слободзеей всю турецкую армию. За эту победу получил 29 октября 1811 г. титул графа. Будучи опытным дипломатом, Кутузов добился подписания выгодного для России Бухарестского мирного договора 1812 г., за что получил 29 июля 1812 г. титул светлейшего князя.
С началом Отечественной войны 1812 года Кутузов был избран Дворянским собранием начальником Петербургского и Московского ополчений. А 8 августа, после оставления Русскими войсками Смоленска, назначен главнокомандующим Русской армией. 26 августа в праздник сретения иконы Владимирской Божией Матери дал генеральное сражение войскам Наполеона под Бородином, переломившее ход войны. За Бородино произведен в генерал-фельдмаршалы. Стремясь сохранить армию, Кутузов без боя сдал Москву и, совершив смелый фланговый марш-маневр с Рязанской дороги на Калужскую, остановился в Тарутинском лагере, где пополнил войска и организовал партизанские действия. В октябре под Тарутином он нанес поражение французскому корпусу Мюрата и вынудил Наполеона ускорить оставление Москвы. Преградив под Малоярославцем путь французской армии в южнорусские губернии, Кутузов заставил Наполеона отступать по разоренной Смоленской дороге. Преследуя противника, Русская армия после боев под Вязьмой и Красным окончательно разгромил главные силы французов на Березине. В Отечественной войне 1812 года благодаря мудрой и гибкой стратегии Кутузова Русская армия одержала блестящую победу над сильнейшей в ту пору армией мира. За победу над Наполеоном Кутузов получил 6 декабря 1812 г. титул князя Смоленского и был награжден высшим боевым орденом Георгия 1-й степени.
Кутузов разработал план заграничных походов Русской армии, но не успел воплотить его в жизнь. Взяв Берлин, Гамбург и форсировав Эльбу, Кутузов вышел в район Лейпцига, где были сконцентрированы войска Наполеона. Но простудившись в пути, он тяжело заболел и умер. Похоронен в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. В 1831 г. перед колоннадой Казанского собора был сооружен величественный памятник Кутузову.
Русская линия