Св. Синод РПЦ: Решение об изменении статуса УПЦ может быть принято лишь в рамках Поместного Собора Русской Православной Церкви
Члены Синода выразили поддержку всем украинским архиереям, которые, несмотря ни на что, продолжают поминовение за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси
7 июня 2022 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.
Члены Синода имели суждение о развитии ситуации после состоявшегося в Киеве Собора Украинской Православной Церкви. После состоявшегося обсуждение были приняты следующие решения:
1. С прискорбием отметить сохраняющееся давление на архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян Украинской Православной Церковь со стороны представителей украинской государственной власти и экстремистски настроенной части украинского общества.
2. Выразить поддержку всем архиереям, священнослужителям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, которые, осознавая необходимость соблюдения канонического строя, стремятся придерживаться порядка, определенного Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года, и канонической нормы поминовения за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси (см. Двукр. 15).
3. Напомнить, что решение об изменении статуса Украинской Православной Церкви может быть принято лишь в рамках канонической процедуры, включающей постановление Поместного Собора Русской Православной Церкви. Подчеркнуть, что самочинные действия по изменению статуса Украинской Православной Церкви могут привести к появлению нового раскола внутри неё. На это также обратил внимание Синод Украинской Православной Церкви, указавший в своем заявлении от 12 мая 2022 года, что любые дискуссии, касающиеся жизни Украинской Православной Церкви, должны проходить в рамках канонического поля и не должны приводить к новым разделениям в Церкви.
4. Призвать всех архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян к сугубой молитве о сохранении церковного единства.
Кроме того, Синод заслушал рапорты митрополита Феодосийского и Керченского Платона, митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, епископа Джанкойского и Раздольненского Алексия относительно статуса вверенных им епархий и постановил:
1. В ответ на обращения Преосвященных митрополита Феодосийского и Керченского Платона, митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, епископа Джанкойского и Раздольненского Алексия, исходя из необходимости сохранения действенной канонической и административной связи с центральной церковной властью для благополучного течения церковной жизни в окормляемых упомянутыми Преосвященными епархиях, учитывая практическую невозможность регулярного сообщения этих епархий с Киевской митрополией, принять Джанкойскую, Симферопольскую и Феодосийскую епархии в непосредственное каноническое и административное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви.
2. Образовать на территории Республики Крым и города Севастополя Крымскую митрополию в составе Джанкойской, Симферопольской и Феодосийской епархий.
3. Главой Крымской митрополии назначить Преосвященного митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион лишён всех должностей и отправлен «в ссылку» в Венгрию
Св. Синод Русской Православной Церкви без какой-либо «благодарности за понесённые труды» отстранил владыку от председательства в ОВЦС МП
7 июня 2022 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посетивший на днях Белоруссию, возглавил внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором был принят ряд важных кадровых решений, сообщает Патриархия.Ru.
Члены Синода имели суждение об управлении Будапештско-Венгерской епархией, в результате чего постановили:
1. Освободить митрополита Будапештского и Венгерского Марка от управления Будапештско-Венгерской епархией с благодарностью за понесённые труды.
2. Управляющим Будапештско-Венгерской епархией, митрополитом Будапештским и Венгерским быть Преосвященному Илариону, митрополиту Волоколамскому, с освобождением его от обязанностей председателя Отдела внешних церковных связей, Постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви и ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
3. Председателем Отдела внешних церковных связей и Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви, с титулом Волоколамский, быть Преосвященному Антонию, митрополиту Корсунскому, с временным сохранением за ним управления Экзархатом Западной Европы и должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, с освобождением от управления Корсунской епархией.
4. Временное управление Корсунской епархией поручить Преосвященному Нестору, архиепископу Мадридскому и Лиссабонскому.
5. Ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия быть, с сохранением прежних должностей, протоиерею Максиму Козлову, председателю Учебного комитета Русской Православной Церкви.
С чем связана такая «ссылка» митрополита Илариона в Венгрию, остаётся только догадываться. Сам владыка Иларион, судя по всему, никак не ожидал такого развития событий, поскольку в привычном для себя режиме продолжал делать заявления по самым разным вопросам церковной жизни вплоть до заседания Синода.
При этом нет никаких сомнений, что Патриарх Кирилл очень недоволен своим некогда лучшим учеником, поскольку за 13 лет председательства в ОВЦС Синод не выразил митрополиту Илариону никакой благодарности за понесённые труды.
Бросается также в глаза, что внеочередное заседания Синода было созвано практически сразу по возвращении Патриарха Кирилла из Белоруссии, где он имел продолжительное общение с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Главной темой, которую обсуждали синодалы, была ситуация на Украине, и нельзя исключать, что отставка председателя ОВЦС связана именно с украинской проблематикой, которой, конечно же, касались Патриарха и глава Белоруссии.
С начала специальной военной операции митрополит Иларион, в отличие от Патриарха Кирилла, сохранял практически полное молчание по этому поводу, на что обратили внимание даже греческие СМИ, писавшие, что председатель ОВЦС МП расходится во взглядах на события на Украине с Предстоятелем Русской Православной Церкви и ему, скорее, ближе греческий или европейский взгляд на военные действия на Донбассе.
Русская линия
Россия оказывает решительную поддержку Иерусалимскому Патриархату в его противостоянии с иудейскими радикалами
Посол России в Израиле Александр Викторов в очередной раз встретился с Иерусалимским Патриархом Феофилом
7 июня 2022 года посол России в Израиле Анатолий Викторов был принят Блаженнейшим Патриархом Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофилом III. Во встрече приняли участие Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов) и казначей РДМ иеромонах Афанасий (Букин), сообщает Пресс-служба Русской Духовной Миссии.
В ходе беседы обсуждалась тематика государственно-конфессионального взаимодействия в контексте укрепления духовного единства православных верующих.
Отмечена важность сохранения исторически сложившегося религиозного статус-кво на территории Израиля. Отдельное внимание было уделено вопросам обеспечения неприкосновенности православных религиозных объектов Святой Земли, в том числе с учётом спора между Иерусалимской Православной Церковью и организацией «Атерет Коханим» относительно недвижимого имущества, расположенного у Яффских ворот Старого города Иерусалима. Российской стороной была выражена решительная поддержка позиции Иерусалимского Патриархата по данной проблеме.
А. Викторов акцентировал неизменную приверженность Российского государства защите христиан Ближнего Востока.
Русская линия
Украинские раскольники продолжают силой захватывать храмы УПЦ
После Собора УПЦ, провозгласившего свою полную независимость, число нападений на храмы Украинской Церкви на Украине лишь растёт
Украинские раскольники не намерены останавливаться в своих попытках захватить как можно больше храмов Украинской Православной Церкви, и никакие заявления о своей автокефалии и полной независимости от Москвы священнослужителям УПЦ теперь не помогут. Скорее, наоборот, — после состоявшегося Собора УПЦ представители «ПЦУ» почувствовали слабину со стороны канонической Церкви и теперь будут с усиленной энергией стараться её разгромить.
Такую политику, направленную против Украинской Православной Церкви, поддерживают и представители местных властей в регионах Украины, требуя запретить деятельность канонической Церкви, обращает внимание портал Православие.Ru, приводя в пример череду нападений на храмы УПЦ.
Так, в Киевской области 6 июня 2022 года в селе Тараща радикалы из «ПЦУ» пришли к Петропавловскому храму УПЦ и угрожали настоятелю протоиерею Сергию Козюку. Это было зафиксировано на видео, опубликованное на Youtube-канале «Православный журналист».
Пока прихожане молились у опечатанного властями храма, сторонники «ПЦУ» за его воротами выкрикивали «Смерть врагам!» и оскорбления в адрес верующих УПЦ. Один из радикалов из-за ворот пообещал настоятелю, что «лично его сожгут». А «священник ПЦУ» призывал толпу срезать болгаркой замок и войти в храм, потому что «граждане Украины имеют право молиться в церкви».
Петропавловская община УПЦ была официально зарегистрирована еще в октябре 2002 года. Но в 2019 году «клирик ПЦУ» заявил свои права на храм и официально зарегистрировал в устав «петропавловской общины». Как оказалось, «ПЦУ» создала свою общину фиктивно, «зарегистрировав» свою организацию на адрес общины УПЦ задним числом. И теперь сторонники организации Думенко заявляют свои права на храм, утверждая, не стыдясь врать, якобы они здесь были все эти 17 лет.
2 июня, в праздник Вознесения Господня, сторонники раскольнической структуры «ПЦУ» устроили штурм храма УПЦ в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Фастов Киевской области. На видео, которое разместили на YouTube-канале Информационно-просветительского отдела УПЦ, зафиксировали, как разъяренные радикалы отталкивают верующих от храма и болгаркой срезают замки.
Захват храма сопровождался скандированием националистических лозунгов. В беззаконии принимал участие «клирик ПЦУ», с крестом и Евангелием он нанес удар в грудь священнику канонической УПЦ, которому пришлось вызвать скорую. Представитель «ПЦУ» с нетерпением ждал, когда срежут замки с церковных дверей.
Но верующим удалось в тот день отстоять свою святыню.
Как рассказал секретарь Макаровского викариатства Киевской епархии архимандрит Филарет (Егоров), «около 8 часов утра священнослужители Макаровского викариатства Киевской епархии УПЦ начали совершать недалеко от храма молебен. В то же время вход в церковь заблокировали представители „ПЦУ“, которые выкрикивали в адрес верующих оскорбления и брань. Началась толчея. Несмотря на то, что полицейские пытались снизить градус противостояния, настоятелю отцу Анатолию нанесли удар в грудь ногой, от которого он упал на землю».
Пока священнику оказывали помощь, сторонники «ПЦУ» болгаркой срезали замок с двери в притворную часть храма. Но внутренние, почти 300-летние, двери они взломать не смогли.
Священнослужители УПЦ вызвали полицию.
«Правоохранители, пообщавшись с церковнослужителями УПЦ, выяснили, что у общины есть все юридические основания, чтобы молиться в Покровском храме, что происходит, по сути, препятствование совершению богослужений, а собрание, которое состоялось здесь, не является собранием религиозной общины. Они позволили прихожанам УПЦ зайти внутрь церкви и совершить там богослужение», — рассказал о. Филарет.
Днем ранее, 3 июня, сторонники «ПЦУ» попытались захватить храм УПЦ в честь преп. Параскевы Сербской в селе Волчков Переяслав-Хмельницкого района Киевской области.
По словам регента храма Елены, глава сельсовета объявила о сборе территориальной общины в клубе села, чтобы перевести храм УПЦ в «ПЦУ». Но прихожане собрались возле церкви с подписями об отказе переходить в раскольническую структуру. С этим решением настоятель храма священник Владимир Наневский пошел на собрание территориальной общины. В это время верующие остались молиться возле храма.
«После того, как наш священник вернулся, почти сразу за ним пришли люди со сборов: четыре „священника ПЦУ“, местный фермер с болгаркой, полиция и еще люди, которых я впервые видела. Они потребовали у священника отдать ключи от церкви, поскольку у них есть единогласное решение о переходе в ПЦУ», — рассказала женщина.
Настоятель храма УПЦ отказался отдать ключи, объясняя, что собрание незаконно и решение недействительно.
«„Священники ПЦУ“ предложили помолиться на улице, так как мы не пустили их в храм, и сами не заходили, все помолились. Во время молебна фермер попытался подключить болгарку, чтобы войти в церковь, вскрыв другие двери. Но полиция не дала нанести вред храму. Глава села еще раз попыталась уговорить отдать ключи», — добавила регент.
Непростая ситуация также сложилась в селе Бобрица Бучанского района Киевской области, где местные теробороновцы планируют захват Покровского храма УПЦ.
Представители теробороны уже несколько раз пытались заставить настоятеля протоиерея Ростислава Корчака, благочинного Белогородского благочиния, и прихожан перейти в «ПЦУ».
«Они не являются прихожанами храма, никогда не появлялись на богослужениях, даже свечку не заходили поставить», — рассказала прихожанка.
А на Вознесение Господне рейдеры даже пришли в храм на богослужение, чтобы в будущем выдать себя за прихожан.
Отец Ростислав и община Покровской церкви составили обращение к местным властям и общественности, чтобы предотвратить незаконные действия.
«Просим вас, уважаемый Антон Михайлович, а также депутатов сельского совета, старост округов нашей территориальной общины, общественных активистов и всех неравнодушных жителей нашей общины содействовать мирному решению вопроса в соответствии с требованиями Конституции Украины и действующего законодательства, не допустить насилия и силовых захватов храмов УПЦ», — обратились прихожане храма УПЦ села Бобрица.
Верующие надеются, что их активная позиция поможет отстоять церковь.
Покровский храм в Бобрице построен на средства жительницы села, которая сейчас является монахиней одного из монастырей УПЦ.
В Ровенской области в селе Хоров представители «ПЦУ» попытались захватить Петро-Павловскую церковь УПЦ, но верующим удалось остановить рейдерский захват, сообщает пресс-служба Ровенской епархии.
Как рассказывают очевидцы, машина заехала на храмовую территорию и перекрыла вход в 4.30 утра, когда еще не закончился комендантский час.
«Матушка Ирина услышала, как лают собаки, и вышла на улицу, а там возле церкви уже стояла машина», — рассказала Светлана Машталяр, жительница Хорова, верующая УПЦ.
Матушка вызвала полицию и начала звать людей на защиту храма.
В грузовике сторонники «ПЦУ» привезли генератор, болгарку и другие инструменты, необходимые для захвата храма силой.
Церковь в Хорове древняя, поэтому главный вход с массивными дверями и замками был не по силам рейдерам, решили резать двери в алтарь, чтобы через них захватить храм. Однако верующие УПЦ помешали это сделать до приезда полиции, которая, по рассказам очевидцев, ехала очень долго.
Правоохранители составили протокол, взяли показания, верующие УПЦ написали заявления и предоставили фото- и видеодоказательства попытки рейдерского захвата.
Староста села приехал и предложил опечатать церковь. Однако верующие УПЦ, законные владельцы храма, не захотели, мотивируя, что будут разрешать спор в суде.
В Хорове несколько недель назад состоялось собрание жителей села, на основе которого Ровенская военная администрация незаконно зарегистрировала новообразованную общину «ПЦУ». Чиновники, уже по традиции, не приняли во внимание то, что религиозная община УПЦ выразила свою позицию — оставаться верной канонической УПЦ.
Община Свято-Николаевского храма УПЦ в селе Гильча на Ровенщине была предупреждена о планируемом захвате храма сторонниками «ПЦУ» и сорвала провокацию. По словам настоятеля, об этом стало известно из объявлений, в которых всех селян 5 июня приглашали на «собрание общины», не имеющее никакого отношения к религиозной общине.
Но прихожане собрались в Николаевском храме и подтвердили верность Украинской Православной Церкви.
«Община в очередной раз подтвердила свою принадлежность к Украинской Православной Церкви. На собрание, которое в этот день состоялось возле местного дома культуры, инициированное неизвестным „оргкомитетом“, прихожане нашего храма не пошли, подчеркнув, что это собрание не имеет никакого отношения к нашей религиозной общине», — написал настоятель игумен Герман (Кулакевич).
Прихожане собрались в храме и по предложению настоятеля провели открытое голосование. Из собравшихся 65 человек 64 проголосовали за то, чтобы сохранить верность УПЦ, за переход в «ПЦУ» голосов не нашлось, одна прихожанка воздержалась.
В Кировоградской области священник и прихожане Покровского храма в селе Аджамка молятся на улице, у дверей опечатанной церкви.
Храм уже два месяца пытаются захватить сторонники «ПЦУ», действуя на основании т.нз. «документов» о переходе церковной общины из УПЦ в «ПЦУ», которые были приняты на собрании общины села без присутствия самого священника и прихожан храма.
По просьбе церковных рейдеров, храм опечатали представители полиции, а настоятелю запретили совершать богослужения.
В Хмельницкой области из-за того, что общине УПЦ в Хмельницком не дали провести воскресное богослужение в своем храме в честь Успения Божией Матери, верующие 5 июня решили молиться возле стен Областной военной администрации.
Вход в храм был невозможен из-за цепи, которую повесили на входную калитку. Возле самого храма, на паперти, собралась группа людей в военной форме, которые, по словам очевидцев, никакого отношения к общине храма не имеют.
На требование правозащитницы В. Кохановский установить личности тех, кто незаконно проник на территорию религиозной общины, полиция не отреагировала. При этом сами рейдеры ссылались на документ о перерегистрации общины, которую якобы подписал глава Хмельницкой ОВА.
В итоге верующие, во главе с настоятелем Успенского храма протоиереем Владимиром Зайцем, приняли решение о проведении молитвы возле стен Областной военной администрации.
Примечательно, что захваченные раскольниками храмы пустуют.
Как отмечает помощник депутата Каменец-Подольского горсовета, правозащитница Виктория Кохановская, храмы, захваченные раскольниками в различных епархиях УПЦ, остались без прихожан и стоят пустые.
«Те люди, которые веруют в Бога, строят глиняные хаты или арендуют дом, и у них там благодать, покой, звучит молитва. Они обращаются к Богу», — сказала Виктория Кохановская и обратила внимание на тщетные попытки раскольников отобрать у паствы канонической УПЦ веру.
«Вам отдают все иконы, храмы, берите — только молитесь, ходите в те церкви, но вы ж туда не ходите. Вы добиваетесь своего и не знаете, что с этим делать, вы даже „Отче наш“ не знаете», — обратилась к сторонникам «ПЦУ» правозащитница и констатировала, что те не ходят в захваченную церковь даже в воскресенье.
Русская линия
Митрополит Неврокопский Серафим: У нас есть время, чтобы выразить несогласие относительно имени или территориального расположения новой автокефальной Македонской Церкви
В Болгарском Патриархате выразили ряд претензий в связи с предоставлением македонцам церковной автокефалией со стороны Сербского Патриархата
Болгарская Православная Церковь в вопросе признания автокефалии Македонской Церкви-Охридской Архиепископии должна отстаивать историческую истину. Об этом заявил митрополит Неврокопский Серафим в эфире «Болгарского национального радио», сообщает «Союз православных журналистов».
«История ясна и категорично известно, что Охридская архиепископия создана и носит это имя с добавлением к нему — Болгарская и для болгар. И так было на протяжении очень долгого исторического периода. <…> Мы переживём горечь из-за конфликта, в котором переплетаются интересы относительно истории Болгарской Православной Церкви. Что-то из этой горечи мы примем, что-то не примем. Время покажет, но нам нужно отстаивать историческую истину», — отметил митрополит Серафим.
Также иерарх отметил, что в ходе признания МПЦ всеми Поместными Церквами «будет время и удобный момент, когда выражаются несогласия относительно имени или территориального расположения новой автокефальной Церкви».
Владыка Серафим считает, что можно спокойно обсудить и решить вопросы прошлого и предстоящего: названия, территории и всего, что будет устанавливаться.
«Нужно искать способ сохранения исторической истины и, соответственно, достижения добрых, нормальных, не только человеческих, но и братских межхристианских отношений. Прежде всего, мы — одна православная семья», — добавил митрополит.
Отметим, что ранее Болгарская Православная Церковь пыталась вмешиваться в дела Сербской Православной Церкви в Македонии, считая эти территории своими. В Болгарском Патриархате даже безуспешно вели переговоры с македонцами о возможном признании Македонской церкви и её вхождении в состав Болгарской Церкви.
Русская линия
В России растёт число россиян, считающих аборты недопустимыми
Тем не менее, пока большинство граждан России считают, что убивать детей в утробе матери вполне нормально
В последние годы число россиян, выступающих категорически против абортов, увеличилось практически в три раза — с 5% в 2015 году, то 13% – в 2022 году. Об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ, опубликованные во вторник на его сайте, передаёт Интерфакс.
Тем не менее, пока большинство граждан России считают, что убивать детей в утробе матери вполне нормально. Так, 36% россиян полагают, что женщина имеет право на аборт при любых обстоятельствах, если сама этого захочет, а 43% опрошенных считают убийство нерождённого ребёнка оправданным, если есть угроза жизни.
Результаты исследования показали, что более трети россиян (36%) убеждены в обязанности со стороны государства принимать меры по недопущению абортов, каждый второй (51%) против каких-либо регулирующих мер.
В опыте убийства ребёнка в своей утробе признались более четверти российских женщин, участвовавших в опросе (29%). Почти две трети женщин (60%) имеют знакомых, которым приходилось делать аборт, среди мужчин 38% респондентов сообщили, что имеют знакомых женщин, прерывавших беременность.
Всероссийский опрос был проведен 29 мая 2022 года среди 1600 респондентов в возрасте от 18 лет.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня — день рождения Царицы-Мученицы Александры Федоровны
Сегодня день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны. Она родилась 25 мая 1872 года в Дармштадте на юго-западе Германии в семье принцессы Алисы и принца Луи Гессен-Дармштадтского. Будущая Русская Царица была шестою из семерых детей герцога, а ее бабушка Виктория, была царствующей королевой Англии. Ее нарекли именем Виктория Алекс Елена Луиза Беатриса, а в семье обычно называли просто Аликс.
Будущая российская Государыня с юных лет отличалась строгими принципы нравственности и чистоты. К пятнадцати годам принцесса хорошо знала историю, литературу, географию, искусство, естественные науки и математику. По мнению многих, она была блестящей пианисткой. Она знала немецкий, английский, французский, была прекрасно знакома с классической литературой.
Впервые принцесса Аликс увидела Наследника русского Престола, будущего Императора Николая II на свадьбе своей старшей сестры Эллы (Великой княгини Елизаветы Федоровны), которая в 1884 году вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича. Тогда же между ними возникло сильное взаимное чувство, а через несколько лет состоялась их свадьба.
«Никакая фотография не смогла бы отдать ей должное в полной мере, как не смогла бы передать цвет ее кожи, грациозность движений. Такая она была статная, хрупкая, прекрасно сложена, с изумительно белой шеей и плечами. Ее густые золотистые волосы были так длинны, что покрывали ее всю, если она распускала их. Цвет лица — как у ребенка, розовый, ровный. У Императрицы были огромные темносерые блестящие глаза. Позднее печали и тревоги придали ее глазам ту постоянную меланхоличность, которая стала привычкой. А в юности ее глаза сияли живым блеском, и потому в семье ее звали „солнышко“. Так почти всегда звал ее и сам Император», — отмечала позже Анна Вырубова.
Огромным препятствием для глубоко религиозной немецкой принцессы была необходимость переменить лютеранскую веру и принять Православие, без чего брак бы не мог состояться. Но в результате глубокого изучения православной веры и духовных поисков сомнения были развеяны и выбор сделан.
А в мае 1896 года в Успенском Соборе московского Кремля состоялась коронация Императорской четы: Великий князь Николай Александрович и Александра Федоровна стали Императором и Императрицей.
Государыня Александра Федоровна полностью посвятила себя Семье, России, и вместе с тем росло и углублялось ее православное благочестие. По своей инициативе Александра Федоровна учреждала работные дома в России, школы для сиделок и ортопедические клиники для больных детей. Она постоянно сокращала свои личные расходы, чтобы выделить деньги на нужды благотворительности. Когда началась Первая мировая война, Государыня возложила на себя новые хлопоты. Помимо обширной благотворительности она со своими дочерьми организовала курсы сестер милосердия и сиделок в дворцовом госпитале.
Государыня Императрица Александра Федоровна с большим вниманием относилась и к деятельности русских патриотов-монархистов. В канун революции, когда в либеральной прессе была развязана кампания клеветы против Государыни, монархисты стремились нравственно поддержать Ее Величество, отправляя на ее имя телеграммы и письма поддержки. Одна из телеграмм особенно тронула Царицу, в ней председатель Астраханской Народно-монархической партии Нестор Тиханович-Савицкий писал: «Не огорчайся Царица, не упади духом, поддерживай силы нашего обожаемого Царя-Труженика для довершения победы над свирепым врагом». «Я вместе с вами скорблю и с вами плачу», — ответила Государыня.
Мужественно перенеся поношения, лишения и страдания, вызванные революционной смутой, Государыня Александра Федоровна со всей своей Семьей приняла мученическую кончину от рук озверевших убийц в 1918 г.
«Императрица Александра Федоровна была не только Русскою Императрицею, но и Русскою женщиною, насквозь проникнутою теми свойствами, какие возвеличили образ русской женщины и возвели Ее на заслуженный пьедестал. И с этого пьедестала Императрица не сходила и выполнила Свой долг пред Россией, пред церковью и личной совестью до конца. И если, тем не менее, Она не была понята русским народом, то только потому, что была не только выше общего уровня Своего народа и стояла на такой уже высоте, какая требовала духовного зрения, чтобы быть заметной», — писал о святой русской Царице князь Н.Д.Жевахов.
Русская линия