Русская линия
<< Полная сводка новостей от 6 июня 2022 >>

Сербский Патриарх Порфирий вручил Томос об автокефалии Македонской Православной Церкви
Получивший этот Томос Архиепископ Македонский Стефан в тот же день заявил, что настоящий Томос может дать только Константинопольский Патриарх Варфоломей

Сербский Патриарх Порфирий вручил Томос об автокефалии Македонской Православной Церкви5 июня 2022 года Предстоятель Сербской Православной Церкви Святейший Патриарх Порфирий вручил главе Македонской Церкви Архиепископу Стефану Томос об автокефалии Македонской Церкви, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на официальный сайт СПЦ.

в Кафедральном соборе святого Архангела Михаила в Белграде Патриарх Порфирий возглавил Божественную литургию. Ему сослужил Предстоятель Македонской Церкви Архиепископ Охридский и Македонский Стефан, а также иерархи и священнослужители Сербской и Македонской Церквей.

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Сербский Порфирий вручил Архиепископу Стефану Томос, подтверждающий автокефалию Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии.

Любопытно, что в тот же день в греческих СМИ появилось интервью Архиепископа Македонского Стефана, в котором владыка выразил убеждение, что автокефалию имеет право предоставить Македонской Церкви лишь Константинопольский Патриарх Варфоломей. На это обратил внимание портал Doxologiainfonews.com, указывая на интервью Архиепископа Охридского Стефана греческому изданию «To Vima».

В своём общении с греческими журналистами глава Македонской Церкви выразил надежду, что Томос Фанара будет принят всеми Поместными Православными Церквями. По словам иерарха, цель Охридской архиепископии — получить «настоящую автокефалию, которую признают все». «Остаётся в силе каноническая традиция, что только Вселенский Патриархат дает Томос об автокефалии, а другие Церкви его благоговейно принимают», — убежден Архиепископ Стефан.

Таким образом, македонцы делают вид, что очень невысоко ценят Томос Сербского Патриарха Порфирия, но при этом всё же его принимают.

Дело в том, что чёткой процедуры представления автокефалии в православном мире не существует. Все ссылки на то, что только Константинополь предоставлял автокефалию всем Поместным Церквам, мягко говоря, несостоятельны. Фанар давал независимость только тем церковным областям, которые ранее входили в его состав, а отнюдь не тем, которые входили в состав других Поместных Церквей. Существует, к примеру, Кипрская Церковь, которая никакой автокефалии от Фанара не получала вовсе.

Характерно, что при подготовке Всеправославного Собора вопрос процедуры предоставления автокефалии обсуждался подробно. В итоге пришли к тому, что без одобрения Матери-Церкви (а для македонцев это Сербская Православная Церковь) никакой Томос об автокефалии выдаваться никому не может. Поместные Церкви были близки к единству в том, что только после такого согласия и в случае отсутствия возражений со стороны других Поместных Церквей Константинопольский Патриарх, как первый по чести, мог издать Томос об автокефалии. Но в результате Фанар отверг этот проект, вопрос так и остался нерешённым, а в Константинополе до сих пор настаивают, что только они могут давать автокефалию и причём кому угодно.

И хотя македонцы в своих заявлениях стремятся польстить грекам и лично Патриарху Варфоломею, они прекрасно понимают, что без Томоса Сербской Православной Церкви их признание другими Поместными Церквами окажется под вопросом. Так что все эти заявления Архиепископа Стефана выглядят очень некрасиво. Впрочем, чего же ещё ждать от македонцев, которые долгие десятилетия находились в расколе. Вернуться в лоно канонической Православной Церкви им по-настоящему непросто. Вражда к своим собратьям сербам до сих пор видна во всех их движениях.

Русская линия


Святейший Патриарх Кирилл посетил Белоруссию
Первосвятительский визит состоялся с 4 по 6 июня и был приурочен к празднованию 1030-летия Православия на белорусских землях и учреждения Полоцкой епархии

Святейший Патриарх Кирилл посетил Белоруссию4 июня Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Минск. В тот же день Предстоятель Русской Церкви посетил площадь Победы в центре города и принял участие в церемонии возложения венка к Монументу Победы, сообщает Патриархия.Ru.

По окончании церемонии Святейший Владыка посетил Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Белорусском экзархате, где совершил чин малого освящения храма равноапостольных Мефодия и Кирилла.

После освящения храма Предстоятель Русской Церкви направился в Свято-Духов кафедральный собор г. Минска. Святейший Патриарх Кирилл возложил корзину цветов к установленному у собора памятнику первому Патриаршему экзарху всея Беларуси митрополиту Филарету (Вахромееву), а затем совершил в соборе утреню всенощного бдения.

5 июня, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, праздник обретения мощей Пузовских мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной, Предстоятель Русской Церкви посетил г. Полоцк, ставший центром празднования 1030-летия со дня основания Полоцкой епархии и возглавил Божественную литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Евсевия (Тюхлова) во епископа Слуцкого и Солигорского.

Далее Святейший Владыка посетил Спасо-Преображенскую церковь Спасо-Евфросиниевского монастыря. Предстоятель осмотрел фрески XII века и побывал в келии преподобной Евфросинии.

6 июня во Дворце независимости в Минске состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Во встрече принял участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин.

Обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, А. Лукашенко сказал: «Непростое время. И хорошо, что Вы приехали на свою землю. Не чужую для Вас. Для нашего народа это хороший знак. Знак единения, сплоченности перед этими злыми силами, как наш владыка говорит. Поверьте, правда на нашей стороне. Она всегда сильнее. И мы выдержим любое давление на нас, каким бы оно ни было, пусть в форме мятежа или гибридных каких-то войн, или даже горячих. Мы выдержим. Не может быть планеты без нашей цивилизации».

«Знайте, что Вы всегда здесь не как дома, а дома, на своей земле», — добавил Президент, подчеркнув, что рад видеть Святейшего Патриарха в бодром здравии и хорошем настроении.

А. Лукашенко рассказал о том, что наблюдал по телевидению за проходившими в Полоцке мероприятиями в честь 1030-летия Православия на белорусских землях. «Очень приятно было видеть шествие. Очень много людей пришло. Притом и из России», — сказал глава государства, подчеркнув, что торжества в Полоцке очень важны для белорусского народа, поскольку «оттуда началось наше Православие»

Президент пригласил Предстоятеля Русской Православной Церкви и впредь в любое время приезжать в Республику Беларусь.

В свою очередь Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Спасибо, Александр Григорьевич! Находясь в Белоруссии, всегда чувствую, что я среди своих людей. Вот и сейчас идешь к главе государства с лёгким сердцем, потому что знаешь, что идёшь к человеку близкому, который принял на себя огромную ответственность за безопасность и сохранение своего народа, за его самобытность».

«В условиях глобализации, направленной на то, чтобы всякая самобытность исчезала, и всё на планете Земля подверстывалось под одни и те же стандарты, такая борьба за самобытность становится борьбой за выживание нации, — продолжил Святейший Владыка. — Может быть, не в физическом, но в духовном и в культурном смысле это выживание, и горе роду человеческому, если всех постригут под одну гребёнку, когда люди будут управляться по стандартам, вырабатываемым вне их участия в неких центрах, когда под эти стандарты будут подгоняться и политика, и культура, и вся жизнь людей».

«Поэтому сегодня суверенитет — это больше, чем только политический суверенитет. Это свобода людей, и рад свидетельствовать, что Белоруссия относится к государствам, которые можно назвать суверенными», — подчеркнул Святейший Патриарх.

Затем состоялась личная беседа Его Святейшества с Президентом, по окончании которой Святейший Патриарх Кирилл рассказал представителям СМИ о её итогах.

«Имел место очень содержательный разговор, в котором я бы выделил два компонента. Первый, довольно неожиданный, может быть, для прессы, носил мировоззренческий характер, — отметил Предстоятель Русской Церкви. — Мы пытались вместе ответить на целый ряд вопросов, связанных с очень сложной и, может быть, ещё не всеми понимаемой проблемой выживания человеческой цивилизации. Куда идёт мир? Что происходит с людьми? Что происходит с человеческой цивилизацией?»

По словам Его Святейшества, сегодня важно вести разговор «не только о вызовах, связанных с темой конфликтов, войны и мира».

«Конечно, очень большое место занимает также экология в широком смысле слова — не только как защита окружающей среды, но и как предотвращение опасностей для человеческой личности, — добавил Святейший Патриарх. — Ведь если человек теряет нравственные ориентиры, он перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Задача диавола заключается в том, чтобы человек потерял различие между добром и злом. Как только это происходит, человек становится управляемым, а развитие человеческой цивилизации — совершенно неподконтрольным. Потому что там, где зло, там смерть, там уничтожение; а там, где добро — там жизнь».

«Вот, в двух словах я передал вам этот философский разговор, — продолжил Святейший Владыка. — Он очень важен, потому что в нем участвовали и Патриарх, и глава государства. Хотел бы отметить единомыслие, которое было обнаружено в этом разговоре. Я рад, что глава Белорусского государства обеспокоен этими глобальными темами. И если человек озабочен глобальными проблемами, то, конечно, в первую очередь он фокусирует свою озабоченность на своей собственной повестке дня, связанной с процветанием белорусского народа, с решением задач, которые сейчас стоят перед президентом, перед правительством, перед всем белорусским народом».

«И, конечно, поскольку общеполитический контекст в Европе сегодня беспокойный, тревожный, а Белоруссия как раз находится в пограничной зоне Европы, между, можно сказать, Востоком и Западом (хотя сама, конечно, принадлежит Востоку), поэтому мы не обошли вниманием тему значения и места Белоруссии в современной архитектуре Европы», — заключил Предстоятель Русской Церкви.

Затем Предстоятель Русской Церкви направился в аэропорт Минска, откуда отбыл в Москву.

Русская линия


На берегу реки Великой прославляют Святителя Николая
В Вятке продолжается Великорецкий крестный ход, в котором в настоящее время принимает участие уже около 50 тысяч человек

Великорецкий крестный ход6 июня 2022 года на берегу реки Великой состоялись праздничные богослужения, посвященные обретению чудотворного Великорецкого образа святителя Николая, сообщает пресс-служба Вятской епархии.

Митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, епископа Яранского и Лузского Паисия, епископа Уржумского и Омутнинского Иоанна возглавил служение Божественной литургии. Архиереям сослужило духовенство Вятской митрополии.

За богослужением молились множество паломников. В торжествах приняли участие порядка 49 тысяч верующих. На берегу реки Великой также присутствовали председатель правительства Кировской области Александр Чурин, заместитель председателя правительства области, министр внутренней политики Кировской области Андрей Лучинин.

Проповедь перед Таинством Причастия произнес руководитель Епархиального отдела по делам молодежи, настоятель Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова протоиерей Сергий Ендальцев:

— Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе, Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры! Сегодня мы с вами совершаем великое торжество на Вятской земле — празднуем память обретения иконы святителя и Чудотворца Николая на реке Великой. Русские люди всегда были набожны и благочестивы, всегда почитали Господа Иисуса Христа, Пречистую Его Матерь и святых угодников Божиих. И особенное почитание всегда было святителя и Чудотворца Николая.

Почему люди православные так почитают этого святого? Потому что он откликается на любую просьбу, на любое моление. И когда мы просим его, порой даже бывая недостойными милости Божией, то совершается чудо, Господь по молитвам святителя Николая дарует нам просимое. И наверное, каждый из здесь стоящих в своей жизни встречал чудо, когда молился святителю Николаю. У кого-то это чудо видели многие, а для кого-то это чудо было сокровенным. Порой утверждалась вера, появлялась надежда, и человек изменял свою жизнь к лучшему, становился иным человеком по молитвам святителя и Чудотворца Николая.

Сегодня мы вспоминаем, как в четырнадцатом веке здесь явилась икона святителя Николая. Четырнадцатый век — это время, когда люди православные заселяли эти земли, а вокруг были язычники. Тогда крайне была нужна поддержка и укрепление веры. И вот этой поддержкой и явилось чудное явление иконы святителя Николая.

Из Писания мы знаем: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф 5:14). Так и святитель и Чудотворец Николай, явив свою икону, не пожелал остаться незаметным. Когда крестьянин Семен Агалаков взял икону, увидев ее на дереве, он принес ее в свой дом и никому не сказал об этом. Но святитель явился людям, и многие стали приходить к иконе и получать исцеления.

В 1392 году икона была перенесена в Хлынов. Люди хотели защитить эту великую святыню от возможных набегов языческих. Но святитель Николай судил иначе. Он еще более прославил этот чудотворный образ и сам является заступником и защитником Вятской земли.

Чудеса распространялись так, что слух об этой иконе дошел до Москвы, и в пятнадцатом веке Иван Грозный пожелал видеть эту икону у себя. Когда икона совершала шествие в Москву, то по дороге, где бы перед ней не служились молебны, всегда совершались великие чудеса, что еще более прославило этот чтимый образ.

Храм Василия Блаженного имеет придел в честь иконы святителя Николая Великорецкого. Люди пронесли почитание этой великой святыни через века. Если мы вспомним недавний период, когда с тридцатых годов запрещалось ходить на реку Великую, а в 1959 году был официальный запрет, но люди все равно ходили, рискуя многим. Их ловили, садили в тюрьму, отвозили далеко, но люди не оставляли этого обета. Сама икона уже была утрачена, но люди ходили просто с образом святителя Николая, исповедуя так свою веру.

Сейчас крестный ход продолжается, и мы приходим на реку Великую, проходя через различные трудности и скорби этого пути. В этот ход шествовали по дождю, было сложно и тяжело идти, но многие преодолели этот путь. Но чего ради, зачем нужно выходить из зоны комфорта, менять привычный образ жизни, выпадать из жизненного ритма практически на неделю?

Но если мы называем этот ход крестным, то мы идем за Христом, идем за святителем Николаем. Мы трудимся физически, но есть еще и иная плоскость, когда мы восходим духовно к Богу, когда мы совершенствуемся, преодолевая не только бытовые и житейские трудности, но трудимся над своей душой. И вот здесь святитель Николай творит чудеса. Очень много людей, которые немощны, слабы, но они проходят этот путь до конца легко, а те, которые готовились к крестному ходу, надеясь на свои силы, вдруг сходят с этого пути. Таким образом святитель утверждает нашу веру, показывает действие Божественной благодати. И сам крестный ход является богослужением с самого своего начала, с молитвы в Успенском соборе города Вятки. Эта молитва не прерывается. Мы с вами должны помнить, что мы становимся единым целым, единой Церковью Христовой, которая почитает и прославляет Угодника Божия святителя Николая единым сердцем и едиными устами.

Важно отбросить все внутреннее, свое, и соединиться в единой молитве, в едином шествии. С послушанием, со смирением, с перенесением скорбей. Тогда мы действительно многое приобретаем. Когда мы идем крестным ходом, то мы получаем гораздо больше, чем если бы мы остались дома. Изменяется наша жизнь молитвами святителя Николая, мы становимся иными. Почему так святитель милует нас? Потому что сердце его преисполнено любовью настолько, что этой любви хватило на всю его жизнь, и по преставлению, он продолжает любить нас, научая и нас поступать таким образом.

Приходя сюда, прославляя святителя Николая, мы получаем частичку его любви и получаем просимое, ведь порой бывает так, что человек дает обет святителю Николаю, прося его о чем-то даже земном и житейском, но идет в ход уже не по обету, не чтобы просить, а чтобы благодарить.

Так будем же, братья и сестры, помнить, что мы должны приобрести духовное, измениться внутренне. Когда мы костенеем в страстях и пороках и не можем преодолеть это состояние, и тут попросим, чтобы святитель Николай помог нам грешным исправить нашу жизнь, изменить ее к лучшему и прийти к Богу. Будем помнить слова Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф 6:33) Аминь!

Митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с архипастырским благословением:

— Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю всех с праздником! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн! Сегодняшняя Божественная литургия совершается в день памяти блаженной Ксении Петербургской, и в этом усматриваем назидание. Она тоже себя испытывала и холодом, и голодом, и различными жизненными неудобствами, но через это являла свое твердое устремление к Богу, через это стяжала благодать от Творца неба и земли. Я вам всем тоже желаю, проходя крестный ход, укрепляться духовно и достойно проходить свой жизненный путь, стать наследниками жизни вечной с Богом!

Заместитель председателя правительства области, министр внутренней политики Кировской области Андрей Лучинин зачитал обращение исполняющего обязанности губернатора Кировской области Александра Соколова:

— Николай Чудотворец — один из наиболее почитаемых святых во всем христианском мире. Нет, наверное, такого православного человека, который ни разу не обратился к заступнику всей русской земли. С почетом и надеждой икону святителя Николая встречали цари и патриархи, ей молятся миллионы верующих, икона Николая Чудотворца более шестисот лет проходит столь трудный путь и ведет за собой множество паломников, демонстрируя здесь на берегу реки Великой множество чудес.

С каждым годом число паломников на реку Великую растет, объединяя практически всю нашу страну, всех православных верующих. В этом году важная дата в истории крестного хода — 630 лет назад наши предки, беспокоясь за святыню, приняли решение перенести ее в город Хлынов. Мы признательны митрополиту Вятскому и Слободскому Марку, который своими неустанными трудами добился дальнейшего развития Великорецкого крестного хода.

Желаю вам всем духовных и физических сил, исцеления души и тела в этом благодатном месте. Успехов во всех благих начинаниях! А тем, кто пойдет в обратный путь, искренне желаю крепости душевной и телесной. Многая лета!

После окончания Божественной литургии митрополит Вятский и Слободской Марк, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн совершили чин освящения воды реки Великой, купели и источника, на котором в четырнадцатом веке был обретен Великорецкий образ святителя Николая.

Владыка Марк окропил верующих святой водой.

Икона Николая Чудотворца крестным ходом была перенесена в Никольский храм Великорецкого подворья Свято-Трифонова монастыря.

Русская линия


Зеленский использовал обстрел Всехсвятского скита Святогорской лавры для призыва к УПЦ осудить своих русских собратьев-архиереев
Президент Украины обвинил в уничтожении скита российскую армию. В Минобороны России заявили, что скит уничтожили украинские военные

Горит Всехсвятский скит Святогорской ЛаврыПрезидент Украины Владимир Зеленский решил использовать уничтожение Всехсвятского скита Святогорской лавры Святогорской лавры как очередной повод, чтобы постараться побудить Украинскую Православную Церковь сделать «решительные выводы» в адрес Русской Православной Церкви и в жёсткой форме осудить своих русских собратьев-архиереев.

В своём очередном вечернем видеобращении глава Украины рассказал, что «в Донецкой области в Святогорской лавре в результате российских артиллерийских обстрелов сгорел Всехсвятский скит», сообщает «Союз православных журналистов».

При этом он напомнил, что это уже далеко не первый удар по лавре. «Ещё в среду от российского обстрела погибли три монаха лавры. Богослужения вынуждены проводить в подвале. Грохот артиллерии и „прилеты“ российских снарядов в лавре постоянны», — безапелляционно заявил президент Украины.

Зеленский подчеркнул, что это одна из трёх украинских лавр. «Это лавра Украинской православной церкви, которую в Москве по-прежнему считают связанной с Русской православной церковью. Даже это не останавливает русскую армию. Они готовы сжигать всё — православные церкви так же, как и что-нибудь другое в Украине».

Глава Украинские государства отметил, что российские пропагандисты обвиняют украинцев в поджоге, хотя монахи и миряне в Святогорье якобы «прекрасно видели, что это была именно русская артиллерия».

«Считаю, что и эта ложь пропагандистов, и этот обстрел, и поддержка православными иерархами в России агрессии против Украины — всё это должно побуждать Украинскую Православную Церковь к более решительным выводам и чёткому осуждению каждого из тех, кто потакает агрессии», — заявил Зеленский.

При этом нельзя не заметить, что никто в России не может одобрять и тем более радоваться обстрелу Святогорской Лавры. Более того, российские военные сразу заявили, что не обстреливали территорию Святогорского историко-архитектурного заповедника, передаёт Интерфакс.

Как сообщили в Минобороны РФ, 4 июня при отступлении из города Святогорск Донецкой народной республики подразделений 79-й десантно-штурмовой бригады ВСУ украинскими военными осуществлен поджог деревянного скита Всех Святых земли Русской Свято-Успенской Святогорской лавры.

«Находившиеся к северу от Святогорска подразделения российских Вооруженных сил не ведут боевых действий в данном районе и не обстреливают территорию Святогорского историко-архитектурного заповедника», — говорится в сообщении ведомства.

На фоне заявлений Зеленского бросается в глаза, что руководители и политики ДНР и ЛНР за все 8 лет противостояния на Донбассе ни разу не использовали и до сих пор не используют церковную проблематику для того, чтобы учинить раскол в УПЦ и побудить донбасских архиереев восстать против Киевской митрополии. А ведь многие священники УПЦ сегодня открыто благословляют украинских военных и оказывают им всяческую помощь. Тем не менее, антицерковных выпадов со стороны Донецка и Луганска нет.

Хотелось бы верить, что и провокационные призывы Зеленского не найдут отклика среди украинского священства и духовное единство Русской и Украинской Православных Церквей сохранится.

Русская линия


Сергей Лавров: «Израильские власти проявляют понимание необходимости восстановить эту справедливость»
Процесс передачи Александровского подворья России завершится в обозримом будущем, заявил глава российского МИД

Александровское подворье на Святой ЗемлеГлава МИД РФ Сергей Лавров выразил уверенность в том, что процесс передачи России Александровского подворья в Иерусалиме будет завершен в обозримой перспективе, сообщает Интерфакс.

«Сейчас мы занимаемся тем, чтобы регистрацию переоформить на Российскую Федерацию. Ожесточённое сопротивление мы встретили в этой работе со стороны занимающих эти здания самозванцев, со стороны организаций, которые аффилированы с Русской Православной Церковью Зарубежом, за границей», — сказал Лавров на заседании, посвященном 140-летию Императорского православного палестинского общества.

Тем не менее, по словам министра, прогресс есть, он налицо — «израильские власти проявляют понимание необходимости восстановить эту справедливость».

«И я уверен, что в обозримом будущем мы процесс завершим и не будем ждать до тех пор, пока «Динамо» завоюет Кубок Российской Федерации (по футболу — ИФ), сделаем это вскоре после завоевания Кубка «Спартаком», — сказал Лавров.

Присутствовавший на заседании председатель ИППО Сергей Степашин входит с совет директоров футбольного клуба «Динамо», Лавров известен как болельщик московского «Спартака».

Финальный матч Кубка России по футболу состоялся в минувшее воскресенье в «Лужниках» и завершился победой «Спартака» над «Динамо» со счетом 2:1.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобной Евфросинии Полоцкой

Святая Преподобная Евфросиния, игуменья ПолоцкаяПреподобная Евфросиния Полоцкая, до пострига носившая имя Предслава, была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги. Любовь к книжному чтению сочеталась у нее с усердной молитвой, и уже тогда Предслава стяжала «плод молитвы». Мудрости ее «чудился» не только отец и близкие: слава о ней разошлась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала, желая стать монахиней, несмотря на несогласие родителей.

Отвергнув все предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг.

Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги — «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени.

Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь. Воспользовавшись родством с Византийским императором Мануилом Комнином, она обратилась к нему, а также к патриарху Константинопольскому Луке с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь — Ефесскую икону Божией Матери, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. Евфросиния отправила им дары, и в 1162 г. икона прибыла на Русь вместе с благословенной патриаршей грамотой Полоцкой игуменьи. Икону везли через Корсунь (Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и наконец прибыла в Полоцк. В 1239 г. дочь Полоцкого князя Брячислава — Александра, выходя замуж за великого князя Александра Невского, взяла икону как благословение и подарила ее городу Торопцу, где состоялось венчание княгини.

Незадолго до смерти преподобная Евфросиния отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину в 1173 году. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.

По земному своему рождению преподобная принадлежит Белой Руси. Но, принадлежа земному своему отечеству, преподобная Евфросиния стола воистину членом Православной соборной церкви Великой России и, наконец, Вселенской Православной Церкви, знамением чего стала ее кончина и погребение во Святом Граде. Преподобная Евфросиния Полоцкая соединяет невидимыми духовными узами Великую Россию, Малую Россию и Белую Россию, не позволяя раздирать единую Церковь Русскую Православную.

Сегодня также день открытия на Знаменской площади столицы Российской Империи — Санкт-Петербурга — памятника Царю-Миротворцу, Императору Александру III.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 6 июня 2022 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика