Украинские власти готовятся к полному запрету Украинской Православной Церкви
Несмотря на протесты украинского духовенства, депутаты Верховной Рады намерены в конце мая рассмотреть вопрос о будущем канонической Церкви
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам гуманитарной и информационной политики инициирует проведение в конце мая 2022 года парламентских слушаний по поводу роли Церквей на Украине, где, в частности, будет рассмотрено обращение Синода Украинской Православной Церкви к президенту и генпрокурору по поводу ограничения деятельности её общин, сообщил глава комитета Никита Потураев (фракция «Слуга народа»).
«Обнародованное решение Синода вызвало (..), если быть юридически корректным, удивление и вопросы, причём не только в нашем комитете, а сегодня утром вышло заявление и Государственной службы по этнополитике и свободе совести. Ещё до того, как появилась информация о результатах Синода, мы решили на комитете провести слушания касательно роли Церквей: что происходит с Церквями, и прежде всего с той Церковью, руководящий орган которой находится на территории государства-агрессора и контролируется ею. Мы предварительно планируем эти слушания на конец мая», — сказал Потураев на брифинге в пятницу.
Депутат рассчитывает, что по результатам этих слушаний будут приняты «чёткие рекомендации» как органам исполнительной власти, так и к правоохранительной системе, а также, «может быть, будут приняты решения на законодательном уровне».
При этом Потураев подчеркнул, что заявление Синода УПЦ — это серьёзный вопрос.
«Мы точно не хотим давать врагу основания обвинять нас в очередной чепухе, в очередных придуманных преследованиях каких-то общественных групп. Поэтому мы чётко будет отставить интересы государственные, интересы национальной безопасности и обороны, но будет делать это таким образом, чтобы враг не имел возможность порочить Украину лишний раз», — отметил глава гуманитарного комитета Верховной Рады.
Накануне Синод УПЦ обратился к президенту Владимиру Зеленскому с призывом прекратить ущемление прав украинских верующих. Синод напомнил главе государства о зарегистрированных в Раде антицерковных законопроектах, а также о запрете или ограничении деятельности общин УПЦ на местах, о захватах храмов канонической Церкви «при открытом вмешательстве местных властей».
Синод просил Зеленского «вмешаться в эту непростую ситуацию, остановить религиозную вражду в украинском обществе и принять необходимые меры против беззаконных действий» в отношении УПЦ.
Кроме того, Синод обратился к генеральному прокурору Украины Ирине Венедиктовой с просьбой расследовать «незаконные действия представителей власти» против УПЦ, а также к уполномоченному Верховной Рады по правам человека Людмиле Денисовой.
Русская линия
Отношения Русской Православной Церкви и Ватикана пошатнулись
Госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин заявил, что «украинский кризис» отдалил католиков и православных
Госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин в пятницу заявил, что отношения между Римско-католической и Русской Православной Церквями сегодня переживают непростое время и виной тому «украинский кризис», сообщает Интерфакс со ссылкой на западные СМИ.
Говоря о ситуации на Украине, представитель Ватикана заявил, что Католическая церковь по-прежнему готова сделать всё возможное, чтобы убедить обе стороны — Киев и Москву — в необходимости достижения урегулирования путём переговоров. При этом СМИ отмечают, что на следующей неделе секретарь Святого Престола по отношениям с государствами архиепископ Пол Ричард Галлахер собирается посетить Киев.
В начале мая в интервью изданию «Коррьере делла сера» папа Римский Франциск превратно пересказал свой 40-минутный разговор с Патриархом Кириллом в приложении Zoom. По словам главы Ватикана, на протяжении первых 20 минут, глядя в записи, Патриарх объяснял причины, спровоцировавшие ситуацию на Украине. «Я ему ответил, что ничего в этом не понимаю. Мы не госслужащие и должны использовать не язык политики, а язык Христа. мы должны искать пути к миру, к прекращению боевых действий. У меня была запланирована встреча с ним в Иерусалиме 14 июня. Но сейчас и он согласен, что нужно приостановить исполнение этих планов, так как в противном случае встреча может быть неверно истолкована», — сказал папа Франциск, опасающийся, что в Европе и США сочтут такую встречу в качестве поддержки Москвы.
В Русской Православной Церкви расценили слова папы как некорректное изложение разговора Патриархом Кириллом.
«Вызывает сожаление, что полтора месяца спустя после разговора с Патриархом Кириллом папа Франциск избрал некорректную тональность для передачи содержания этого разговора. Такие высказывания вряд ли будут способствовать налаживанию конструктивного диалога между Римско-католической и Русской Православной Церквами, который особенно необходим в нынешнее время», — говорилось в разъяснении Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей.
Русская линия
Протоиерей Игорь Якимчук: В вопросе «Македонской церкви» мы будем исходить из позиции Сербской Православной Церкви
В ОВЦС МП прокомментировали признание Константинопольским Патриархатом македонских раскольников
Русская Православная Церковь признает исключительные канонические права Сербской Православной Церкви в Северной Македонии и в вопросе признанной только Константинопольским Патриархатом «Охридской церкви» будет ориентироваться на позицию Сербского Патриархата, а не Фанара, заявил секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук, слова которого приводит РИА Новости.
«Позиция Русской Православной Церкви будет, прежде всего, учитывать подходы к этой проблеме Сербской Церкви, за которой мы по-прежнему признаем исключительные канонические права в Северной Македонии», — сказал отец Игорь.
Ранее Синод Константинопольского Патриархата в одностороннем порядке признал отколовшуюся от Сербского Патриархата Православную церковь Северной Македонии под руководством архиепископа Стефана (Веляновского). Решение предоставляет Сербской Православной Церкви «право регулировать административные вопросы между ней и Церковью Северной Македонии в рамках канонического порядка и церковной традиции».
В Сербском Патриархате пока хранят полное молчание и никак не комментируют решение Фанара.
Русская линия
Поляки заговорили о необходимости уничтожения русского мира
Заявления официальной Варшавы ещё раз подтверждают, что Россия не случайно празднует 4-го ноября День народного единства и отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери
Нет ничего нового под солнцем, и если ещё совсем недавно кому-то в России могло показаться, что празднование 4 ноября Дня народного единства и Казанской иконы Божией Матери несколько надуманно (освобождение Москвы от поляков всё-таки было уже довольно давно), то теперь этот праздник становится как никогда актуальным даже в современных политических реалиях.
Так, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в колонке в британской газете The Telegraph заявил на днях о необходимости полного уничтожения русского мира как нависшей над всей Европой «смертельной угрозы». Для борьбы с русскими Моравецкий призвал не просто оказать военную поддержку Украине, но и пойти ещё дальше. «Мы должны полностью искоренить эту чудовищную новую идеологию», — написал польский премьер.
Иными словам поляки вновь надеются если не в прямом, то в переносном смысле «захватить Москву» и предложить нашей стране новых лже-Дмитриев и «единственно правильный» взгляд на мир.
В Кремле довольно резко отреагировали на эти выпады Варшавы. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал высказывания Моравецкого возмутительными, сообщает Интерфакс.
«Это квинтэссенция той ненависти к русским, которая, наверное, как метастазы поразила как всю польскую политику, всё польское руководство, так и, собственно, польское общество во многом, к нашему сожалению. Это возмутительное совершенно заявление, оголтелое и неприемлемое», — сказал Песков журналистам в пятницу.
Хотелось бы верить, что на сей раз все старания поляков будут напрасны, новой смуты в России не будет, и русским людям не придётся вновь собирать ополчения, чтобы освобождать Москву от поляков или их идеологических сторонников.
Русская линия
В Госэтнополитики Украины усмотрели нарушение Конституции в последнем заявлении Синода УПЦ
Все попытки украинского духовенства с помощью «патриотических заявлений» стать для нынешних властей в Киеве «своими» обречены на провал
Значительная часть духовенства и целый ряд архиереев Украинской Православной Церкви после начала специальной военной операции России на Украине совершенно искренне заняли сугубо патриотическую проукраинскую позицию и исходя из этих патриотических чувств в знак протеста против действий Кремля пошли даже на открытый церковный раскол, отказавшись по политическим мотивам поминать Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В схожем духе начал действовать и Св. Синод УПЦ, который по итогам своего последнего заседания опубликовал довольно резкое заявление с жёсткой критикой России и выражением искренней поддержки украинских властей и военных. При этом члены Синода также обратили внимание на необоснованные притеснения верующих УПЦ и призвали украинские власти отказаться от этой политики.
Однако, судя по реакции чиновников в Киеве, все попытки украинского духовенства при помощи патриотических воззваний стать для нынешних властей «своими» обречены на полный провал — рано или поздно УПЦ будет безжалостно уничтожена, точно также, как это происходило и происходит с теми украинскими гражданами, которые по своей наивности имели хоть какие-то контакты с российскими войсками (скажем, принимали от них гуманитарную помощь) и не бежали с отходом русских из Киевской, Черниговской, Харьковской и Сумской областей.
Об этом свидетельствует предельно жёсткая реакция Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести на указанное обращение Синода УПЦ, усмотревшей в нём «разжигание религиозной вражды и оскорбление чувств верующих» и даже «оправдание войны РФ против Украины».
Конкретные высказывания участников Синода УПЦ, нарушающие Конституцию Украины, Государственная служба по этнополитике и свободе совести не процитировала, но подчеркнула недопустимость унижения чести и достоинства верующих ПЦУ, сообщает «Союз православных журналистов».
«Обращаем внимание, что законодательство гарантирует всем право на честь и достоинство. Подчеркиваем неприемлемость разжигания религиозной вражды, оскорбления чувств граждан, связанных с их религиозными взглядами», — говорится в тексте заявления госслужбы.
Комментируя заявление Синода о беззакониях местных властей против УПЦ, чиновники ГСЭП заявили, что Церковь имеет «право обжаловать в установленном законодательством порядке решения органов местной или центральной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти Святителя Игнатия (Брянчанинова); также мы вспоминаем профессора Д.В.Болдырева и писателя С.Т.Аксакова
Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии, и принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Родоначальником ее был боярин Михаил Бренко, оруженосец великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского.
Детство Дмитрий провел в уединении сельской жизни, где получил прекрасное домашнее образование. Когда юноше исполнилось 15 лет, отец отвез его в Петербург, и отдал в Военноинженерное училище. Прекрасная подготовка и исключительные способности молодого Брянчанинова сказались уже во время вступительных экзаменов — в училище он был принят сразу же во второй класс.
В Училище Брянчанинов стал главой кружка почитателей «святости и чести». Редкие умственные способности и нравственные качества привлекали к нему профессоров и преподавателей Училища, соучеников. Он стал известен во всем Петербурге. С особым отеческим вниманием и любовью относился к нему Государь Император Николай I; принимая самое активное участие в жизни будущего Святителя, он неоднократно беседовал с юношей в присутствии Императрицы и детей.
Учился Дмитрий превосходно. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А.Н.Оленина; здесь, на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И.Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни он не изменял своим душевным стремлениям — в это время Дмитрий посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников. Окончательный переворот в жизни молодого человека произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 г. уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.
В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре Император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.
Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году владыка прибыл в Ставрополь. где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1871 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни (1867) он отдал работе над духовными сочинениями. Значение сочинений Святителя Игнатия, — живого опыта деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и Предания Православной Церкви — неоценимо. Богословское наследие Святителя было принято читателями с большой любовью и благодарностью.
Сегодня также день памяти вдохновителя и организатора дружин Святого Креста в армии адмирала А.В.Колчака профессора Дмитрия Васильевича Болдырева, который умер в 1920 г. в Иркутске.
Он родился 20 апреля 1885 г. в Санкт-Петербурге в семье военного. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и был оставлен при кафедре философии. Стажировался в Гейдельбергском и Марбургском университетах. С 1910 г. приват-доцент Пермского университета. В 1919 г. директор Пресс-бюро при правительстве адмирала А.В.Колчака в Омске.
Вместе с протоиереем Петром Рождественским Болдырев стал инициатором создания дружин Святого Креста в колчаковской армии, был товарищем председателя Гермогеновского братства по организации Дружин Святого Креста, вдохновителем и организатором добровольческого движения. 1 октября (18 сентября) 1919 г. в Омске в кафедральном соборе состоялась церемония освящения крестов и возложения их на солдат дружины Святого Креста. Молебен отслужил и сказал напутственное слово дружинникам сщмч. Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский (день памяти 26 февраля). Владыка благословил дружинников иконой Святителя Николая (список с иконы на Никольских воротах Кремля). На площади состоялся парад дружин Святого Креста и мусульманских отрядов зеленого знамени, который принимал главнокомандующий генерал-лейтенант М.К.Дитерихс, обратившийся к дружинникам со словами приветствия.
Дружинники принимали специальную присягу: «Я, брат дружины Святого Креста, обязуюсь и клянусь перед Святым Крестом и Евангелием быть верным Господу Иисусу Христу, Святой Церкви и друг другу, быть трезвым, честным, совершенно не произносить бранных слов, не быть жестоким с врагом, к своим всей душой браторасположенным. Аминь». За короткий промежуток в дружины Святого Креста вступили более 6 тыс. человек, большинство крестоносцев полегло в боях с большевиками. Болдырев был арестован одновременно с адмиралом А.В. Колчаком в Иркутске, умер в тюрьме от сыпного тифа.
Сегодня мы также вспоминаем писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, отца знаменитых братьев-славянофилов Константина и Ивана Сергеевичей Аксаковых, скончавшегося 30 апреля 1859 года.
Он родился 20 сентября 1791 г. в старинной дворянской семье, его отец служил прокурором Верхнего земского суда. Детство Аксаков провел в родовом имении Оренбургской губернии, учился в Казанской гимназии и в Казанском университете. В начале 1820-х он опубликовал цикл романтических и пародийных стихотворений, а в следующем, 1821 г., Аксаков был избран членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1826 г. писатель окончательно поселился в Москве, и его дом стал одним из центров литературной жизни города. Аксаковские «субботы» посещали А.Н.Верстовский, Н.И.Надеждин, С.П.Шевырев, М.С.Щепкин, Н.В.Гоголь (ставший близким другом Аксакова), а с начала 1840-х гг. дом Аксакова стал одним из центров собраний членов славянофильского кружка.
В 1827−32 гг. Аксаков служил цензором, затем председатель Московского цензурного комитета и директором Константиновского межевого института (до 1838).
Во второй половине 1840-х гг., несмотря на ухудшение здоровья (Аксаков постепенно начал слепнуть), начинается интенсивная литературная деятельность Аксакова. Опубликованные им в 1847 г. «Записки об уженье рыбы» принесли ему широкую литературную известность. Главное место в литературном наследии Аксакова занимают автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856); «Литературные и театральные воспоминания» (1856), «История моего знакомства с Гоголем» (1880).
«Он считался мужем совета и разума; живость его ума, поддерживаемая близостью с молодежью, давала ему возможность двигаться вперед если не в общественно-политическом или морально-религиозном мировоззрении, основам которого, усвоенным в детстве, он всегда оставался верен, то в конкретных проявлениях этих общих начал. Он был терпим и чуток. Не будучи не только ученым, но и не обладая достаточной образованностью, чуждый науки, он, тем не менее, был каким-то нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитые ученые», — отмечалось в одном из биографических очерках Аксакова.
Русская линия