«Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли»
Вышла в свет книга профессора СПбДА Михаила Шкаровского, в которой представлены жизнеописания 26 страдальцев за Веру Христову, принявших подвиг мученичества на Санкт-Петербургской земле
29 декабря 2020 года Издательством Международного историко-литературного журнала «Странникъ» была выпущена в свет книга профессора СПбДА Михаила Шкаровского «Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли». Издание подготовлено по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и напечатано при поддержке фонда «Созидающий мир», сообщает Информационная служба ИСГИ.
Несмотря на перенос в 1918 г. столицы России из Петрограда (Санкт-Петербурга) в Москву, город на Неве в значительной степени продолжал оставаться центром церковной жизни страны, поэтому репрессии по отношению к духовенству там были особенно масштабными и жестокими. Ответом на них стало мужественное стояние за Веру Христову целого сонма новомучеников и исповедников. Всего было канонизировано около 100 священнослужителей и мирян епархии, погибших в результате антицерковных гонений советского периода. Жития многих из них вошли в книгу. Она написана на основе большого количества источников, в том числе следственных дел новомучеников, других архивных материалов, а также личных воспоминаний и документов.
Отличительной чертой подвига многих новомучеников и исповедников Российских является информационный вакуум, отсутствие каких-либо сведений об обстоятельствах их преследований, арестов, допросов, а также мест их казней и захоронений. Всю эту важную и необходимую информацию приходится добывать с большим трудом по крупицам в архивах, в рассказах оставшихся свидетелей тех страшных событий, в уцелевших дневниковых записях и письмах. Проведение такой обширной поисковой и научно-исследовательской работы требует больших сил, энергии, самоотверженности и высокого профессионализма.
В этой связи значимым и актуальным является труд доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Михаила Шкаровского, посвященный страдальцам за Веру Христову Санкт-Петербургской земли. Автор уже давно зарекомендовал себя как серьезный исследователь истории Русской Церкви советского периода, много он потрудился и как член Комиссии по канонизации новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской епархии.
Предлагаемая читателям книга предваряется введением, в котором подробно излагается история гонений на Церковь в СССР от начала «красного террора» в 1918 г. вплоть до «большого террора» 1937−1938 гг. Автором отмечается факт того, что, хотя антирелигиозные гонения и репрессии духовенства существовали почти всю историю Советского Союза, но наиболее тяжелым периодом являются 1930-е гг. Самым непосредственным образом гонения на Церковь затронули Санкт-Петербургскую епархию и весь Северо-Запад России. Страшный маховик репрессий привел к тому, что к лету 1937 г. в Ленинграде осталось всего 34 открытых православных храма. А в южных пригородах — Петергофе, Царском Селе и Колпино действовало лишь 14 церквей. К началу Великой Отечественной войны во всей Ленинградской епархии уцелел только 21 незакрытый православный храм, в том числе 13 в Ленинграде и пригородах. В епархии осталось лишь 28 официально зарегистрированных священнослужителей.
Несмотря на то, что канонизация новомучеников непрерывно продолжается с 1990-х гг., в самом этом процессе с самого начала обозначился ряд сложностей и проблем, актуальных и в наши дни. М. Шкаровский выделяет следующие из них.
1. Проблема канонизации новомучеников, расстрелянных во время «красного террора» лета 1918 — весны 1919 гг. В настоящее время процесс прославления этих первомучеников почти прекратился в связи с тем, что в то время не оформлялись следственные дела, отсутствуют протоколы допроса арестованных, акты расстрела и т. п.
2. Проблема канонизации представителей т.н. «правой оппозиции» — участников иосифлянского движения, возникшего в 1927 г. и названного по имени митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых). Членов этого движения ранее считали раскольниками в связи с их противодействием курсу примирения с советской властью заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). С конца 1990-х гг. в Московском Патриархате перестали считать иосифлян раскольниками, но процесс их канонизации по инерции идет очень медленно.
3. Проблема недоступности для исследователей части архивно-следственных дел, хранящихся в архивах ФСБ, что уже привело к ряду ошибок в работе комиссии по канонизации, и которые сложно исправить.
В настоящем труде представлены жизнеописания 26 страдальцев за Веру Христову, принявших подвиг мученичества на Санкт-Петербургской земле. Книга предваряется житием священномученика Владимира (Богоявленского), бывшего правящим архиереем Петербурга (Петрограда) в период с 1912 по 1915 гг., первого из новомучеников Русской Церкви в архиерейском сане, убиенного 25 января 1918 г. в Киеве. Далее повествуется о пострадавших за Христа правящих архиереях и викарных епископах, приходском духовенстве и монашествующих. Завершается серия жизнеописаний петербургских новомучеников повествованием о священномученике протоиерее Григории Сербаринове, который стал последним настоятелем храма Рождества Христова на Песках, уничтоженного в 1934 г. В настоящее время этот храм полностью восстановлен в первоначальном виде стараниями президента фонда «Созидающий мир» В.А. Заренкова. Очерк истории Христорождественского храма подготовлен доктором теологических наук А.С. Мельковым в послесловии.
Книга М.В. Шкаровского «Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли» написана на основе обширного числа архивных материалов, в том числе следственных дел, хранящихся в архиве Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также нарративных источников, включая письма, дневники и воспоминания и т. п.
Можно выразить уверенность, что данное издание будет полезно широкому кругу читателей — священнослужителям и мирянам, церковным и светским историкам, учащимся духовных школ и студентам исторических факультетов, а также всем, кто живо интересуется историей Русской Церкви.
Русская линия
Памяти бывшего белого офицера, участника Ледяного похода архимандрита Андрея (Коломацкого)
Клирик Православной Церкви Чешских земель и Словакии протоиерей Олег Махнёв опубликовал на Ютубе фильм, посвящённый памяти выдающегося русского эмигранта
В год 100-летия Русского Исхода из Крыма в Православной Церкви Чешских земель и Словакии особо поминали бывшего белого офицера, участника Ледяного похода, принявшего в эмиграции священный сан, — архимандрита Андрея (Коломацкого). Благодаря своей активности отец Андрей стал строителем многих православных храмов в Чехословакии, а потому православные верующие в Чехии и Словакии с глубокой любовью вспоминают бывшего белого офицера.
В декабре 2020 года Всеказачий союз Чешских земель и Словакии провёл круглый стол «100-лет Исхода 1920−2020», в котором принял участие и автор «Русской линии» протоиерей Олег Махнёв, выступивший со специальным докладом, посвящённым памяти отца Андрея (Коломацкого). Чуть позже в Интернете батюшка выложил фильм «100-летие Русского Исхода 1920−2020. Архимандрит Андрей Коломацкий. Строитель храмов в Чехословакии».
Фильм напоминает о горьких уроках истории Российской империи и государства. Окунает в период взятия власти большевиками, умервщления Помазанника Божиего с семьёй, предательства по отношению к установленной Всевышним власти и вероотступничества. Однако на фоне подобной революционной вакханалии всегда есть место подвигу, который и явил отец Андрей (Коломацкий).
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с ним, пройдя по ссылке.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем ученого-патриота П.А. Кулаковского
Сегодня день памяти выдающегося русского ученого и общественного деятеля профессора Платона Андреевича Кулаковского, который скончался в 1913 году. Он родился 26 июня 1848 г. в семье священника в Царстве Польском. С детских лет он оказался на передовой борьбы за Православие, единство и неделимость России. Уже в юности он столкнулся с натиском иноземной культуры, пережил ужасы польского восстания 1863 г., поэтому ученые занятия всю жизнь совмещал с активным общественным служением.
П.А.Кулаковский окончил виленскую гимназию и историко-филологический факультет Московского университета. Некоторое время преподавал русский язык в Великой Школе в Белграде. После защиты диссертации занял место лектора, а затем профессора Варшавского университета. Одно время редактировал консервативную газету «Варшавский дневник». Будучи крупным знатоком славянской литературы и славянских древностей, принимал активное участие в славянском движении, был товарищем председателя Санкт-Петербургского Славянского благотворительного общества.
В революционное лихолетье Кулаковский стал заметной фигурой в монархическом движении — был членом Совета Русского Собрания, членом Главного Совета Всероссийского Национального Союза, одним из организаторов Русского окраинного общества. Он издавал газету «Окраины России», где печатал специальные приложения под названием «Русский — русским», в которых выступал решительным противником польской автономии, утверждая: «Допустить автономию Польши, значило бы положить начало разложению России». Скончался в Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Русская линия