В РПЦЗ возмущены участием представителя Московского Патриархата в экуменической молитве в Риме
В ходе заседания Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви зарубежные архиереи обсудили оправдания председателя ОВЦС МП по этому поводу
8 декабря 2020 года, в день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в дистанционном формате под председательством митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона состоялось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, сообщает официальный сайт РПЦЗ.
В заседании приняли участие митрополит Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил, архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр, епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн, епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней, епископ Канберрский Георгий, епископ Манхэттенский Николай.
Одной из наиболее острых тем, которой коснулись зарубежные архипастыри во время заседания, стало участие представителя Московского Патриархата епископа Богородского Амвросия в Международной встрече за мир в Риме и его присутствие на экуменической молитве с католиками Патриарха Константинопольского Варфоломея.
Из официального сообщения РПЦЗ становится ясно, что зарубежные архиереи были возмущены данным фактом. Так, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион лично связался с председателем ОВЦС МП митрополитом Волоколамским Иларионом и потребовал от него дать разъяснения по данному факту.
В своём ответе владыка Иларион, судя по всему, постарался оправдать произошедшее, и именно эти оправдания и обсуждали члены Синода РПЦЗ. Насколько зарубежных архиереев удовлетворили заверения главы ОВЦС МП, остаётся только догадываться. Но теперь в Московской Патриархии и ОВЦС семь раз подумают прежде, чем отправлять какого-либо своего представителя на очередную экуменическую встречу.
Русская линия
Медицинские маски и соцдистанция ничего не дали
Митрополит Псковский Тихон не смог своими строгими мерами уберечь Псково-Печерский монастырь от эпидемии коронавируса
Митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) стал одним из первых архиереев в России, который начал вводить в храмах и монастырях своей епархии строгие меры социальной дистанции и настаивать на молитве в медицинских масках. Однако, данные меры не смогли уберечь Псково-Печерский монастырь от эпидемии.
Многие верующие с болью в сердце наблюдали за тем, какие правила насаждаются в Псково-Печерском монастыре его архиереем. Фото православных паломников, стоящих во время богослужения на улице на значительном расстоянии друг от друга, облетели весь Интернет и своей театральностью ввели в смущение немалое число христиан.
Однако, надежды митрополита Тихона на то, что медицинские маски и соцдистанция смогут защитить монастырь от эпидемии оказались тщетны. В настоящее время уже 12 насельников Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря заразились коронавирусом, сообщает РИА Новости.
«В Псковской области новый очаг в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. COVID-19 выявлен у 12 человек», — говорится в сообщении оперативного штаба Псковской области.
В настоящее время в монастыре проводятся необходимые противоэпидемиологические мероприятия. Однако, столь массовое заражение в монастыре, где строжайшим образом соблюдались карантинные меры, ставит вопрос о том, насколько вообще соцдистанция и медицинские маски способны защитить людей от заражения.
Русская линия
Вопреки ограничениям из-за пандемии
В Москве в часовне героям Плевны состоялось традиционное молитвенное поминовение русских воинов, павших в сражениях за свободу Болгарии
10 декабря 2020 года, в день празднования Знаменской иконы Божией Матери, в часовне-памятнике Героям Плевны в Москве по русским воинам была отслужена лития, которую возглавил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Дмитровский Феофилакт.
В богослужении и торжественном митинге по случаю очередной годовщины победы в одном из решающих сражений освободительной Русско-турецкой войны 1877−78 годов — боя под Плевной, приняли участие посол Болгарии в России Атанас Крыстин, сотрудники МИД РФ, представители Министерства обороны, Минкультуры, Правительства Москвы, других государственных и общественных деятелей, казачества и молодёжи.
В торжествах также приняли участие заместитель председателя Центрального совета Скобелевского комитета Александр Алекаев, член Совета генерал Александр Кирилин и многие другие.
После богослужения c традиционной речью к собравшимся обратился викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Дмитровский Феофилакт, который высоко оценил подвиг русских гренадёров, отдавших свои жизни за свободу Софии и болгарского народа, и особо помянул Императора Александра II.
Мероприятие продолжилось возложением венков от Министерства обороны РФ, Посольства Республики Болгарии в РФ, МИД РФ, отданием воинских почестей, возложением большого количества цветов к памятнику Героям Плевны. В церемонии возложения венков приняла участие рота Почётного караула Министерства обороны России.
Русская линия
В лучших традициях мусульманских завоевателей
На оккупированной турками части Кипра православный храм Архистратига Михаила превратили в проходной двор и базар
На Кипре в захваченном турками городе Левконико происходит демонстративное осквернение православного храма Архистратига Михаила XII века, который турецкие захватчики решили превратить в проходной двор и разместили там ярмарку, сообщает СПЖ со ссылкой на греческое издание «Ромфея».
На данный факт обратил внимание Синодальный комитет Кипрской Православной Церкви по храмам, памятникам и христианскому искусству, который осудил осквернение храма Архангела Михаила.
Михайловский храм в Левконико — это христианская базилика XII века с более поздними дополнениями XV и XIX веков. В храме сохранились части фресок XII, XVI и XIX веков. Памятник оказался под контролем турок после вторжения Турции на Кипр в 1974 году. Сейчас сохранность храма финансируется специальным техническим комитетом и Еврокомиссией.
Осквернение церкви было организовано турецкой мэрией Левконико и организацией EVKAF Goodness Volunteers. В древнем храме и вокруг него устроили базар.
Синодальный комитет по храмам подчеркнул, что такие действия вредят мирному сосуществованию греческой и турецкой общин на Кипре. «Это вопиющее нарушение религиозной свободы и достоинства киприотов-греков, — отметили в Кипрской Церкви.
«Мы призываем президента Республики Кипр и должностных лиц Европейской комиссии быстро пересмотреть круг ведения Технического комитета по культуре и принять положения, касающиеся использования памятников только в тех целях, для которых они были созданы», — заявили в Церкви.
Русская линия
Екатеринбуржцы с грустью прощаются со своим архиереем
Перемещение митрополита Кирилла (Наконечного) в Казань болью отозвалось в сердцах тысяч верующих Екатеринбурга
Практика регулярного перемещения архиереев Русской Православной Церкви носит откровенно антиканонический характер, поскольку архипастырь венчается своей пастве один раз и на всю жизнь. Стоит отметить, что в древности перемещение епископов с кафедры на кафедру вообще не допускалось. Однако, сейчас архиереи меняют кафедры столь часто, что это приводит в смущение многих верующих.
Вот и последнее решение Св. Синода Русской Православной Церкви о переводе митрополита Екатеринбургского Кирилла на Казанскую кафедру вызвало большую скорбь в Екатеринбурге.
Понимая, что с этим ничего не поделаешь, уральцы с печалью начали прощаться со своим правящим архиереем и выражать ему признательность за неполные десять лет служения в Екатеринбурге, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
Историк и писатель Петр Мультатули отметил на своей странице в Фейсбуке, что у всех, кто любит и почитает Высокопреосвященного Кирилла, после новости о новом назначении сердце не могло не наполнится грустью.
«Трудно перечислить всего того, что сделал владыка для епархии. Самое главное, что, проникнувшись всей ответственностью служения в месте Царской Голгофы, владыка Кирилл отдавал всего себя прославлению подвига святых Царственных мучеников. Именно его Господь сподобил возглавить мероприятия по 150-летию со Дня рождения Государя Императора святого Царя-мученика Николая II и стать организатором великих Царских дней в год 100-летия со дня злодейского убиения святой Царской семьи, когда крестный ход к Ганиной Яме возглавил сам Святейший Патриарх. Именно владыка Кирилл каждый день 6 (19) мая в день рождения Императора Николая Второго совершал ежегодную службу в Храме на Крови.
Зная лично дорогого владыку, всегда поражаюсь сочетанию в нем любви, доброты к конкретному человеку, умению прощать его немощи, и одновременно строгости и даже суровости к тем, кто идёт против Церкви Христовой, кто подрывает её основы, кто сеет в ней раскол и смуту.
Особенно хочется выделить пастырское умение святителя не бояться поднимать острых тем общественной и церковной жизни, называть добро — добром и зло — злом, даже если это кому-то не нравится из властей придержащих", — отметил Петр Валентинович.
Историк пожелал владыке Кириллу Божией помощи и мудрости на Казанской кафедре:
«Казань — город Царский, царь Казанский входил в титул Императора Всероссийского. Вас Господь из одного Царского града, града Крестного, перевёл в другой Царский град, рядом с Первопрестольной столицей. Да подаст Вам Господь силы и мудрости на Казанской кафедре! Мы же, Ваши недостойные послушники всегда с Вами, всегда любим Вас, молимся за Вас и просим святых Ваших молитв!»
С ноткой грусти отозвалась о перемене места служения владыки Кирилла и ректор Миссионерского института Наталия Александровна Дьячкова.
«Грустно, очень грустно расставаться с нашим митрополитом, дорогим владыкой Кириллом. Но что поделать? Монахи — воины Христовы, солдаты. Идут выполнять свой долг туда, куда прикажут.
Владыка Кирилл возглавляет нашу митрополию с 2011 года. Вместе мы уже без малого 10 лет! Нелегко владыке было все эти годы. Екатеринбург — тяжелый город. Но всё же в эти дни хочется вспоминать только хорошее. Как много добрых дел успел сделать владыка на Екатеринбургской кафедре: построены новые и восстановлены старые храмы (их много!), получило дальнейшее развитие теологическое образование, заметно продвинулась вперед Екатеринбургская семинария. А сколько интереснейших богословских форумов прошло в Екатеринбурге за эти годы! Владыке удалось установить плодотворный диалог с министерством образования Свердловской области — налажена работа по подготовке преподавателей основ религиозных культур и светской этики для школ области. Всего и не перечислишь. И, как мне кажется, главное — это то, что удалось изменить отношение к имени города в умах многих екатеринбуржцев: уже никого не удивляют уроки, посвященные святой Екатерине в светских школах, уже многие жители органично воспринимают именование Екатеринбурга как города святой Екатерины; уже большинство жителей согласно, что в Екатеринбурге должен быть построен кафедральный собор во имя небесной покровительницы города.
Повторю: расставаться с владыкой Кириллом грустно, но радует то, что Церковь в лице священноначалия оказала высокое доверие нашему митрополиту, назначив его на кафедру в Татарстан. Это, безусловно, признание его опыта, мудрости и ревностного отношения к служению Богу и Русской Православной Церкви, признание того, что он — настоящий молитвенник, добрый пастырь".
Ректор Миссионерского института также поддержала и новое назначение на Екатеринбургскую кафедру епископа Евгения:
«Радостно также то, что к нам возвращается владыка Евгений (Кульберг) — прямой ученик владыки Кирилла. Я уверена, что митрополит Евгений продолжит дело своего учителя и наставника».
Директриса областного медицинского колледжа, сопредседательница Екатеринбургского отделения ВРНС Ирина Лёвина поблагодарила «дорогого владыку Кирилла» за вклад в возрождение ценностей милосердия, личное участие в организации всероссийских и межрегиональных мероприятий, посвящённых духовно-нравственной культуре в медицине.
«Никогда не забудем наши встречи на собраниях Всемирного русского народного обора, Ваши посещения Областного медицинского колледжа, Ваши пастырские наставления и вопросы, которые всегда вызывали желание и вдохновение стараться делать мир добрее с особым вниманием к нашей молодежи. Помощи Господа Вам на новом поприще. Здоровья на многая лета!» — написала Ирина Анатольевна на официальной странице Екатеринбургской епархии в соцсети «ВКонтакте».
Руководитель Координационного центра молодежного служения Синодального отдела по делам молодежи в УрФО, заведующий кафедрой гуманитарного образования СУНЦ УрФУ, доцент, кандидат исторических наук Алексей Соловьев отметил, что в жизни Екатеринбургской епархии закончилась целая эпоха.
«Владыка навеки останется в нашей истории как яркая, неординарная личность, патриот и защитник всего русского, национального, человек, досконально знающий и любящий служить Божественную литургию, пастырь добрый и душевный, интересный и глубокий собеседник, от которого шел (и идет!) свет. Помощи Божией Вам, дорогой владыка, на пути нового Крестоношения! Владыке Евгению, как Вашему ученику и соработнику, будет что продолжать и совершенствовать на екатеринбургской кафедре», — написал Алексей Леонидович в епархиальной группе в соцсети «ВКонтакте».
Много добрых пожеланий оставлено пользователями в официальном епархиальном сообществе «ВКонтакте».
Так, участница сообщества Анастасия Родыгина призналась, что расставаться с архипастырем печально, что все успели «полюбить и привязаться к мудрейшему и добрейшему владыке Кириллу».
«В любом случае, он в наших сердцах и молитвах. Мы благодарим Бога за то, что Господь подарил нам истинную радость быть под его духовным руководством столько лет. Преосвященного епископа Евгения мы тоже знаем и любим. Господь милостив к екатеринбуржцам. И очень радостно, что именно под его духоносное окормление перешла Екатеринбургская епархия. Да помогут Господь и Пресвятая Богородица в служении на новых местах и Высокопреосвященному митрополиту Кириллу, и Преосвященному епископу Евгению!»
С грустью отозвалась Валентина Уханова, сотрудник культурно-просветительского центра «Царский»:
«В добрый путь, наш дорогой владыка. Опять не уберегли, не защитили. Редкий добрый пастырь, ведущий нас ко спасению. Низкий Вам поклон! С любовью к Вам и пониманием, что так угодно Богу!»
С любовью и благодарностью за внимание отозвалась Раиса Егорушкина, член общины слабослышащих людей:
«Дорогой владыка Кирилл, мы помним вашу заботу и внимание к нашей общине слабослышащих людей во имя праведного Иоанна Кронштадтского. Было радостно и приятно ваше служение в храме Трех Святителей. Вы потрапезничали с нами, мы запомнили ваши добрые глаза и милосердие к нам. Желаем помощи Божией Вам в служении на новом месте, благословите и нас в укреплении общины».
Русская линия
Митрополит Морской Неофит: Закрывая храмы в пандемию, силы ада нападают на Евхаристию
Архиереи Кипрской Православной Церкви с тревогой восприняли решение властей Кипра закрыть храмы для верующих
Митрополит Морфский Кипрской Православной Церкви Неофит считает, что закрывая храмы в пандемию коронавируса, силы ада нападают на Таинство Святой Евхаристии, сообщает СПЖ со ссылкой на издание Рentapostagma.
Митрополит Неофит с сожалением отметил, что призывы и просьбы верующих и духовенства о том, чтобы не закрывать храмы, адресованные правительству страны, не были услышаны.
«И это в период поста, в котором верующие люди сражаются, в частности, духовно, и хотят причащаться Святых Таин постоянно», но, закрыв храмы, «мы выбрали „логику здоровья“ этого мира и оставили дела веры, Тайны Церкви», — отметил иерарх.
Митрополит Неофит подчеркнул, что «тёмные и аспидские силы не хотят, чтобы мир был духовно и физически сильным, и поэтому они выбрали в качестве мишени Тайну Божественной Евхаристии. Они не хотят, чтобы верующие приняли участие в Евхаристии, потому что знают, что духовная сила верующего — это приобщение Животворящего Тела и Крови Христа».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим икону Божией Матери, именуемую «Знамение» и вспоминаем священномученика Кронида (Любимова)
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского Мстиславом Андреевичем, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Ныне икона «Знаменье» Новгородская находиться для поклонения на аналое перед амвоном в новгородской Софии.
Сегодня также день памяти священномученика Кронида (в миру Любимова Константина Петровича), расстрелянного в 1937 году. Он родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. Константин Любимов обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1878 г. поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в течение испытательного срока исполнял различные послушания. 4 января 1883 г. он подал прошение о принятии его в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. К тому времени прошло пять лет его испытательного срока. 28 марта 1888 г. соборный иеромонах Авраамий в Гефсиманском скиту Лавры совершил постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид.
Через полтора года, 25 сентября 1889 г., отец Кронид был рукоположен в сан иеродиакона, а 23 мая 1892 г. в сан иеромонаха. 11 мая 1906 г. иеромонах Кронид за Божественной литургией в Троицком храме Санкт-Петербургского Троицкого подворья был возведен митрополитом Московским и Коломенским Владимиром в сан игумена, а 9 мая 1908 г. — в сан архимандрита.
В 1915 году архимандрит Кронид был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, и так судил Господь, что он стал последним её наместником вплоть до её закрытия, после чего архимандрит Кронид 17 лет жил в Загорске, посещая сначала Петро-Павловскую церковь, а после её захвата обновленцами — Кукуевскую церковь (где отец Кронид любил петь на клиросе), рядом с которой был похоронен старец Алексий Зосимовский. Архимандрит Кронид в то же время фактически оставался главой закрытой большевиками Лавры, владел и пользовался печатью Лаврского Наместника. По его благословению около пятидесяти вернувшихся из ссылок и тюрем Лаврских иеромонахов были назначены на приходы в окрестностях города Загорск.
Архимандрита Кронида арестовали в ноябре 1937 года — к этому времени он был уже совсем слепым. Отец Кронид опроверг обвинение в участии в бандах и контрреволюционных организациях и восстаниях. На требование следователя назвать лиц, его посещавших, архимандрит Кронид ответил: «Меня до последнего времени посещали в Загорске мои почитатели, назвать которых я отказываюсь. Быстро забываю имена и фамилии». На вопрос следователя о его отношении к советской власти архимандрит Кронид ответил: «Я по своим убеждениям являюсь монархистом, последователем истинно Православной Церкви и существующую советскую власть признаю как верующий: [она] послана народу как испытание [его] веры в Промысл Божий».
Его заключили в Таганскую тюрьму Москвы. По его делу проходило 15 человек, в том числе 10 монахов, бывших насельников Троице-Сергиевой Лавры. По обвинению в «контрреволюционной деятельности» 11 человек были расстреляны, четверо получили по 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Отца Кронида обвинили в «руководстве контрреволюционной монархической группой монахов и духовенства». 27 ноября (10 декабря) 1937 года архимандрит Кронид был расстрелян на полигоне НКВД в посёлке Бутово под Москвой и захоронен в общей могиле.
В этот, 27 ноября 1905 г., вышел первый номер органа Союза Русского Народа (СРН) — газеты «Русское знамя». Бессменным издателем газеты был вождь Союза А.И.Дубровин (память 14 апреля), первым редактором стал Иван Сергеевич Дурново. Сперва предполагалось издавать еженедельную газету, но потребность в боевом патриотическом органе оказалась огромной, и уже с начала 1906 г. газета стала ежедневной. В разное время ее редактировали Дубровин, Е.А.Полубояринова (день памяти 14 февраля), которая предоставляла деньги на издание, П.Ф.Булацель (день памяти 18 февраля), Н.И.Еремченко, А.И.Тришатный и др. Газета выходила под девизом «За Веру Православную, Царя Самодержавного, Отечество нераздельное и Россию для русских», ее тираж колебался от 3 тыс. до 14,5 тыс. экземпляров.
В объявлении о подписке на «Русское знамя» указывалось, что газета является «органом, стоящим исключительно на народной почве в смысле внутреннего и внешнего единства всех ветвей великого русского племени, равноправие с которым в государстве может быть даровано инородцам лишь под условием их внутреннего единения с Русским Народом и полного проникновения интересами нашей государственности». Именно в такой позиции был секрет популярности газеты. «Русское знамя» смело поднимало самые острые проблемы жизни русского народа, жестко критиковало представителей власти за уступки либералам и социалистам. Результатом были цензурные гонения на издателя. Так, за 5 лет издания на газету было наложено 6 штрафов на огромную сумму в 11 тыс. руб., орган СРН получил 13 предупреждений и обращений внимания, 18 номеров газеты было изъято (8 арестов было через несколько дней отменено). В декабре 1910 г. Дубровин временно приостановил издание газеты, но по просьбе читателей менее чем через месяц он возобновил ее выпуск.
Последние номера газеты в январе-феврале 1917 г. посвящены необходимости объединения сил для борьбы с надвигающейся революцией, особое внимание издатель газеты посвящал теме борьбы с революционным еврейством. Газета была запрещена 26 февраля 1917 г., сразу после февральского государственного переворота, а ее издатель и вождь СРН А.И.Дубровин был арестован.
Русская линия