Русская Архиепископия в Западной Европе готовится к выбору своего будущего
По приходам экзархата были разосланы два документа — предложения существования Архиепископии в составе Московской Патриархии и в составе Константинополя
По 65 приходам бывшего Западноевропейского экзархата 9 августа 2019 года были разосланы два документа, тексты которых пересказывает на своих страницах «Независимая газета». Один из них — предложения Константинополя, каким может быть будущее Архиепископии, если последняя его примет. Второй — условия Русской Православной Церкви, на которых приходы русской традиции будут приняты под омофор Патриарха Московского и вся Руси.
В обращении главы Экзархата архиепископа Иоанна (Реннето), прилагаемом к этим инициативам двух Церквей, отмечается, что подумать над обоими документами духовенству и прихожанам предстоит до 7 сентября — дня, на который назначена очередная Генеральная Ассамблея архиепископии. А на собрании уже будет необходимо сделать окончательный выбор: «или сохранить свою идентичность, специфику и традиции под патриаршим омофором Москвы», или «отказаться от прошлого, став викариатством без будущего».
Документ Русской Православной Церкви, подписанный руководителем управления Московского Патриархата по зарубежным учреждениям Патриаршим экзархом Западной Европы митрополитом Корсунским и Западноевропейским Антонием занимает 4 страницы. Указывается, что при присоединении к Русской Православной Церкви у Архиепископии сохранятся все её «богослужебные и пастырские особенности, являющиеся частью её традиций», за ней останутся и «особенности епархиального и приходского управления, в том числе и те, которые были установлены митрополитом Евлогием», а управляться Архиепископия будет «согласно с её действующим уставом, с учётом законодательств тех стран, на территории которых она действует». Глава Архиепископии с титулом архиепископа будет обладать всей полнотой предусмотренных канонами иерархических прав и иметь возможность в составе Архиепископии учреждать новые монастыри и приходы, выдавать отпускные грамоты духовенству, рукополагать священнослужителей для клира и так далее. Московский вариант предусматривает и избрание епархиального и викарных архиереев.
Подчеркивается, что список кандидатов будет составляться Советом архиепископии и затем «предоставляться на рассмотрение Патриарха Московского и всея Руси, который вправе внести туда изменения». Однако архиереи будут выбираться на общем собрании приходов русской традиции, а не назначаться из Москвы. Все избранные иерархи станут членами Поместного и Архиерейского Соборов РПЦ, а глава Архиепископии будет приглашаться к участию в заседаниях Священного Синода Русской Православной Церкви наравне с другими епархиальными архиереями. Архиепископия также полностью сохранит свою «финансовую автономию» и «будет управлять своим движимым и недвижимым имуществом в рамках действующей юридической формы существования и в соответствии с законодательством стран, на которых она действует».
Если приходы русской традиции согласятся с этим предложением, то на ближайшем Архиерейском Соборе в устав РПЦ будут внесены необходимые изменения «предусматривающие пребывание Архиепископии в составе Московского Патриархата с особым статусом». Отмечается и то, что после вхождения в состав РПЦ главой Архиепископии останется архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето) с титулом, который позже определит для него Синод РПЦ.
В документе Константинопольского патриархата — 24 страницы. Однако по сути, это тот же устав, по которому сегодня живут приходы русской традиции, но в котором все упоминания об Архиепископии как территориальном и правовом образовании заменены на «викариатство» с добавлением «Галльской православной митрополии, находящейся в канонической юрисдикции Константинопольского (Вселенского) Патриархата». Почти во всех параграфах, ранее провозглашавших самостоятельность бывшего экзархата, теперь есть особая приписка «после консультации» или «с одобрения» митрополита Галльского.
Примечательно, что и некоторые исторические вехи, упоминаемые в старом уставе Архиепископии, в новой версии оказались переписаны. Все свои решения и действия Архиепископия должна будет совершать с одобрения «митрополита Галльского». Более того, поскольку в действующем уставе Архиепископии есть отдельная глава о викариях, множество которых новый статус викариатства теперь не подразумевает, то в параграфе о выборах, греки просто заменили слово «викарий» на «благочинный». Таким образом, Архиепископия в составе французский митрополии будет с согласования константинопольского митрополита избирать и благочинных, то есть священников, занимающихся преимущественно административными вопросами управления приходами, в том порядке, в котором предполагалось избрание викариев.
27 ноября 2018 года Константинопольский Патриарх Варфоломей своим указом ликвидировал экзархат и посоветовал входящим в него приходам влиться в греческие митрополии тех стран, в которых расположены. Поскольку это предложение означало самоликвидацию и утрату русской идентичности, священнослужители и миряне архиепископии от него отказались и вынуждены были самостоятельно определять своё будущее. Как пояснил в своем сообщении Иоанн (Реннето) за это время было рассмотрено пять вариантов.
Так, свою каноническую юрисдикцию предлагала Русская Православная Церковь Зарубежом (РПЦЗ). Однако РПЦЗ заявила, что так как она «не имеет возможности сохранить Архиепископию под её исторической формой», то приходы русской традиции смогут присоединиться к уже существующим епархиям РПЦЗ, но при этом будут вынуждены отказаться от своего литургического языка и календаря. Православная Церковь в Америке, которая также рассматривалась среди вариантов будущего Архиепископии, «оказалась неспособной помочь по собственным причинам». Что касается Румынской Православной Церкви, то последняя смогла предложить только «временное» вхождение под омофор Румынского Патриарха и при обязательном наличии специального разрешения (отпускной грамоты) Патриарха Варфоломея, что в принципе невозможно.
Русская линия
Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий: «Наш долг теперь — молиться и творить милостыню за них»
На 40-й день после трагедии в Баренцевом море в Санкт-Петербурге помянули погибших подводников
9 августа 2019 года на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил панихиду по морякам-подводникам, погибшим 40 дней назад в Баренцевом море, сообщает Патриархия.ru.
Пожар, в результате которого погибли 14 членов экипажа, произошел на научно-исследовательском глубоководном аппарате 1 июля. Подводники проводили исследования гидросферы. Команда была закреплена за войсковой частью в Санкт-Петербурге. В числе жертв трагедии Герой России, капитан I ранга Денис Долонский, капитаны I ранга Николай Филин, Владимир Абанкин, Андрей Воскресенский, Константин Иванов, Денис Опарин и Константин Сомов. В списке погибших капитаны II ранга Александр Авдонин, Сергей Данильченко и Дмитрий Соловьев, капитаны III ранга Виктор Кузьмин и Владимир Сухиничев, подполковник медслужбы Александр Васильев и капитан-лейтенант Михаил Дубков.
Владыке Варсонофию сослужили секретарь управления Санкт-Петербургской епархиипротоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский, протоиерей Аристарх Егошин и другие священнослужители.
Среди молящихся были родные и близкие погибших, ветераны ВМФ, военные моряки.
Глава Санкт-Петербургской митрополии выразил соболезнования семьям подводников.
«Сегодня, согласно православному учению, почившие воины прошли мытарства, и Судом Божиим определяется, где они будут до Второго Пришествия. Чем больше они при жизни влияли на нас благотворно, тем дольше будет сохраняться у нас память о них. Наш долг теперь — молиться и творить милостыню за них», — сказал митрополит Варсонофий.
Соболезнования главнокомандующему Военно-морским флотом России адмиралу Н.А. Евменову в связи с гибелью моряков в Баренцевом море ранее выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Русская линия
Архиепископ Иоанн (Вранишковский): Константинопольский Патриархат не должен вмешиваться в дела других Поместных Православных Церквей
Межцерковные проблемы и споры не могут решаться на Фанаре, а должны обсуждаться на Всеправославном Соборе, считает владыка
Примат власти в Православной Церкви недопустим, и за решение межцерковных споров отвечает только Всеправославный Собор. Об этом иерарх Сербской Православной Церкви архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн (Вранишковский) заявил в интервью сербскому изданию «Политика», комментируя ситуацию с непризнанной «Македонской церковью», сообщает СПЖ.
Владыка Иоанн, много пострадавший от рук македонских властей и раскольников, напомнил, что собрание епископов Сербской Церкви приняло решение возобновить переговоры с представителями неканонической церковной структуры, но начало этого процесса затягивается, и не по вине Сербской Православной Церкви.
По его словам, в «Македонской церкви» хотят усидеть на двух стульях: сначала её архиереи предложили Болгарской Православной Церкви стать Церковью-Матерью непризнанной структуры, а затем обратились к Константинопольскому Патриархату с просьбой быть для них апелляционным судьёй.
Он подчеркнул, что подобное обращение к Константинопольскому Патриархату в отношении статуса «Македонской церкви» является бессмысленным, поскольку «Вселенский патриархат не компетентен разрешать межцерковные споры, за это отвечает только Всеправославный Собор».
«Церковь является единой, административно она разделена на 14 автокефальных Церквей, — сказал архиепископ Иоанн. — Каждой Поместной Церкви необходимо заботиться о состоянии Церкви во всём мировом сообществе. Тем не менее, некоторые административные процессы находятся в юрисдикции какой-то одной из Поместных Церквей. К таковым относится и вопрос церковной автономии той части, которая находится под юрисдикцией Поместной Церкви».
Говоря о возможности «украинского сценария» в отношении непризнанной «Македонской церкви», иерарх выразил надежду, что «Константинопольский Патриархат не пойдёт на такую неканоническую процедуру».
«Именно Константинопольский Патриархат наделил Сербскую Православную Церковь юрисдикцией над территориями современной Северной Македонии, и теперь нет никаких причин подвергать эту юрисдикцию сомнению. Но, как заявил митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, после того, что произошло на Украине, можно всего ожидать. Тем не менее, это нанесло бы величайший ущерб именно Константинопольскому Патриархату, чьё первенство чести сегодня не ставится под сомнение, но примат власти недопустим в Православной Церкви. Недопустимо, чтобы в XXI веке существовала только одна Церковь, которая сама решает вопросы, представляющие интерес для других Православных Церквей», — подытожил сербский иерарх.
Русская линия
Иерусалимский Патриархат недоволен вмешательством Элладской Церкви в ситуацию с бывшим Патриархом Иринеем
В ответ Архиепископ Афинский Иероним попросил Иерусалимского Патриарха понять своё беспокойство по поводу здоровья бывшего Патриарха
Здоровье бывшего Иерусалимского Патриарха Иринея, который не так давно был госпитализирован в больницу с отёком легких, стала причиной активной переписки между Блаженнейший Архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом и Патриархом Иерусалимским Феофилом, сообщает агентство «Ромфея».
В частности, 24 июля 2019 года глава Иерусалимского Патриархата направил в Афины письмо, в котором выразил своё недовольство тем, что Предстоятель Элладской Православной Церкви вмешивается в дела другой Поместной Церкви, и предлагает свою помощь в лечении Иринея без всякого при этом согласования и собеседования с Иерусалимом.
В ответ на это послание Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним отправил письмо, в котором умоляет Патриарха Феофила о понимании и просит простить за то, что «ускользнуло от моего внимания, среди прочих проблем», попросить у Патриархата разрешения оказать посильную помощь нашему брату Иринею в его лечении.
При этом в своём письме владыка Иероним подчёркивает, что интерес к здоровью уважаемого предшественника Патриарха остаётся неизменным, и по этой причине Афинская Архиепископия настаивает на своей готовности сделать всё, что потребуется «для решения этого вопроса».
В подтверждением этого Блаженнейший Архиепископ Иероним в пятницу, 9 августа 2019 года, принял в Афинской епархии заместителя министра иностранных дел Греции по делам греков-экспатриантов Антониса Диаматариса.
Диаматарис подчеркнул, что службы министерства делают всё возможное, чтобы предоставить необходимые дипломатические документы бывшему патриарху Иринею, чтобы он мог как можно скорее приехать в Грецию для лечения.
Русская линия
Игумен Фотий (Нечепоренко) запрещён в служении
Епископ Гатчинский Митрофан попросил прощение у родителей за грубое обращение клирика с их ребёнком во время Крещения
В связи с инцидентом во время крещения младенца, произошедшем 10 августа 2019 года в Мариенбургском Покровском храме Гатчины, указом епископа Гатчинского и Лужского Митрофана игумен Фотий (Нечепоренко) был запрещён в служении сроком на один год, без права ношения рясы, креста и преподания священнического благословения, сообщает сайт Гатчинской епархии.
Инцидент с Крещением мальчика получил огласку после публикации в Интернете видеозаписи, на которой священник очень грубо пытается окунуть ребёнка в маленькую купель. Малыш испугался и начал сопротивляться, мать ребёнка попыталась забрать его из рук священнослужителя, но он его ей не отдал.
«Высокий сан священнослужителя обязывает его обладателя быть образом Доброго Пастыря — Господа нашего Иисуса Христа, а все священнодействия совершать благоговейно, со страхом Божиим и чутким отношением к чадам Матери Церкви», — заявили в епархии.
В связи с тем, что произошло, епископ Гатчинский Митрофан выразил «сочувствие родителям и восприемникам крещённого ребёнка» и попросил простить «за поведение клирика Гатчинской епархии, вызвавшее соблазн и осуждение в среде верующих».
Более того, вскоре состоялась встреча секретаря епархии протоиерея Владимира Глазунова, духовника Михаила Юримского и мамы мальчика. От лица епархии и архиерея отец Владимир Глазунов ещё раз принёс матери извинения за случившееся.
В Гатчинской епархии надеются, что «данный инцидент не станет препятствием для духовной жизни малыша и его семьи».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день рождения Цесаревича Алексея, мы чтим память преподобного Анатолия Оптинского и вспоминаем изобретателя И.П. Кулибина
Сегодня день рождения «Пресветлого Отрока» Цесаревича-Мученика, Великого Князя Алексея Николаевича, сына Государя Императора Николая II.
Он родился в разгар войны с Японией 30 июля 1904 г. и прожил всего 14 лет. Но даже за этот отрезок времени судьба не была к нему благосклонна. Жизнь наследника была полна страданий — с рождения он страдал от гемофилии. Болезнь воспитала в Цесаревиче огромную силу воли и сострадание к людям. Сейчас можно только предполагать, какой была бы Россия, если бы Великий Князь Алексей стал ее главой. С ранних лет он отличался очень сильным характером и железной выдержкой. Цесаревич говорил: «Когда я стану Царем, не будет бедных и несчастных».
Но, готовясь стать во главе великой Российской Империи, он стал невольным свидетелем ее заката. Последние месяцы своей жизни, находясь в заключении в Екатеринбурге, Великий Князь Алексей не мог ходить. Однажды он сказал: «Я понял, что такое ложь. Если бы я стал Царем, никто не посмел бы мне соврать. Я бы навел порядок в этой стране». Но его словам не суждено было сбыться. На расстрел Цесаревича нес на руках собственный отец — Император Николай II.
Сегодня так же день памяти преподобного Анатолия Оптинского. С юных лет преподобный Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее смерти, 15 февраля 1885 года, когда ему было уже тридцать лет, пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у преподобного старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости.
Приняв монашеский постриг 3 июня 1895 года, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями.
На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Из братского корпуса старцу Анатолию пришлось перейти в притвор Владимирского храма. И часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народу. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточивших ногах. Одно время он вообще не ложился спать, позволяя себе вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм. Преподобный был всегда приветливым, постоянно ласковым, сердечным, готовым всегда отдать себя тому, кто приходил к нему с той или иной нуждой или скорбью.
Преподобный Анатолий любил Россию, русский народ и предсказывал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут. А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным!»
Но сначала Оптиной и ее последним старцам предстояло вместе с Россией взойти на свою Голгофу. После закрытия Оптиной пришли с обыском и к преподобному Анатолию, вытащили из келии то немногое, что он не успел еще раздать чадам. За обыском последовал арест. Больного старца повезли в тюрьму, но по дороге его состояние ухудшилось, и он оказался в больнице, где ему, как тифозному, тут же остригли волосы и бороду. Когда же выяснилось, что его по ошибке приняли за тифозного больного, врач отпустил его. Вернулся он в обитель измученный, еле живой, но со светлой улыбкой благодарением Господу на устах.
29 июля 1922 года в монастырь нагрянула комиссия ГПУ. Начались допросы. Готовились к аресту умирающего старца. Он не противился, только попросил себе отсрочки на сутки, чтобы приготовиться. Ночью 30 июля 1922 года ему стало худо. Позвали доктора, но тот не нашел ничего, угрожающего жизни. Под утро келейник нашел старца стоящим на коленях. Войдя в келию через несколько минут, она понял, что старец Анатолий тихо отошел ко Господу.
Его погребли возле могилки преподобного Амвросия, на том самом месте, где он долго стоял за две недели до смерти, повторял: «А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз..»
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина, скончавшегося в 1818 году.
Он родился 10 апреля 1735 г. в Нижнем Новгороде в семье мелкого торговца мукой. С детства Кулибин в свободное от помощи отцу время, предавался любимому занятию: выдумыванием и постановкою разных замысловатых флюгеров, меленок, толчей и особенно устройством деревянного механизма домашних стенных часов. Чувствуя нехватку образования, полученного у дьячка, юноша стал восполнять его из книг. Вскоре он открыл часовую мастерскую и стал значительно преуспевать в часовом деле. Постоянно изучая физику и математику, изобретатель усовершенствовал свое мастерство и создал часы собственной конструкции. Благодаря денежному содействию нижегородского торговца M.А.Костромина, Кулибину удалось осуществить устройство весьма сложных часов, имевших форму яйца: в нем ежечасно растворялись маленькие царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень, с вооруженными по сторонам воинами. Ангел отваливал камень от Гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы; куранты играли три раза молитву Христос Воскрес и двери затворялись; весь механизм состоял из с лишком 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей!
Купец Костромин, разглядевший талант Кулибина не побоялся вложить средства в его изобретения. В 1768 г. изобретатель был представлен Императрице Екатерине II, посетившей Н. Новгород вместе с изобретенными им часами, телескопом, микроскопом и электрической машиной. А в 1769 г. Императрица назначила его заведующим механической мастерской Петербургской Академии наук. В течение 17 лет самоучка из «глубинки» руководил мастерскими Академии и воплощал в жизнь свои новые изобретения: необычные мосты, прожектор, повозка-самокатка, «механические ноги» (протезы), лифт, семафорный телеграф, секретный телеграфный код, машину для добычи соли и многое другое.
Кулибин — символ русского изобретательства — в конце жизни увлекся созданием вечного двигателя и, потратив все свои сбережения на несбыточную мечту, умер в бедности.
В этот день в 2000 году в Баренцевом море затонула российская атомная подводная лодка «Курск». Подлодка пошла ко дну после взрыва торпеды в торпедном отсеке. В результате трагедии все 118 членов экипажа погибли. Оставшиеся после взрыва в живых члены экипажа не опустили руки, продолжая героически бороться за затонувший корабль до самой смерти. Ценой неимоверных усилий им удалось вовремя заглушить готовый взорваться атомный реактор, что предотвратило глобальную экологическую катастрофу.
Позже «Курск» был поднят на поверхность, из него извлекли тела погибших и предали земле, было проведено расследование причин катастрофы. Затем подводный крейсер был утилизирован.
Русская линия
В Москве прошел Летний институт для представителей Православной Церкви в Америке
С 26 июля по 5 августа 2019 года на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при поддержке Фонда «Русский мир» состоялся второй Летний институт для представителей Православной Церкви в Америке, сообщает пресс-служба ОЦАД.
Делегацию, состоявшую из 12 священнослужителей и представителей академического сообщества США, возглавил епископ Санта-Розский Даниил.
Основными целями Института стали знакомство участников с культурной и духовной жизнью России и укрепление сотрудничества между Русской и Американской Православными Церквами.
Программа Летнего института началась с посещения Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Проректор по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов) провел презентацию основных направлений работы ОЦАД, после чего руководитель Учебно-методического управления А.В. Гусев прочел для гостей лекцию о духовном образовании в России.
28 июля, в день Крещения Руси и памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, участники Института молились за Божественной литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Глава делегации, епископ Санта-Розский Даниил, сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
На следующий день участники Института посетили Отдел внешних церковных связей, где встретились с председателем Отдела митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка рассказал о деятельности возглавляемого им Отдела и о современной церковно-общественной ситуации в России.
Также делегация посетила Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению, Храм Христа Спасителя, Свято-Троицкую Сергиеву лавру, Новоспасский, Донской, Сретенский и Покровский монастыри, Марфо-Мариинскую обитель, Черниговское Патриаршее подворье и мемориальный комплекс имени протоиерея Александра Меня в Семхозе (Сергиев Посад).
Кроме того, делегация познакомилась с культурным и историческим наследием России, посетив соборы Московского Кремля, Государственную Третьяковскую галерею и Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Завершился Летний институт для представителей Православной Церкви в Америке Божественной литургией в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Русская линия
В Смоленске прошли торжества по случаю праздника Смоленской иконы Божией Матери
9−10 августа 2019 года в Смоленске прошли торжества по случаю праздника Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», сообщает пресс-служба Смоленской митрополии.
В череду праздничных богослужений вошли: малая вечерня с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», всенощное бдение; по традиции в день праздника в Успенском кафедральном соборе, где пребывает чудотворная Смоленская икона Богородицы, совершалось три Божественные литургии — в полночь, в 7.00 и в 10.00.
Богослужения вместе с митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором совершили митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений, митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, митрополит Брянский и Севский Александр, митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий, епископ Истринский Серафим, епископ Рославльский и Десногорский Мелетий, епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.
За поздней Литургией иерархам сослужили клирики Смоленской митрополии и гости в священном сане, прибывшие на праздник. Пел архиерейский хор Успенского собора (регент — Ольга Новикова). Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».
В соборе присутствовали председатель Смоленской областной Думы И.В. Ляхов, главный федеральный инспектор по Смоленской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Ю.Э. Стрелецкий, сотрудники аппарата администрации Смоленской области и города Смоленска, представители Общественной палаты Союзного государства России и Беларуси: руководитель аппарата Общественной палаты Союзного государства А.С. Ольшевский, сопредседатель Общественной палаты Союзного государства со стороны Республики Беларусь Н.И. Чергинец, член президиума Общественной палаты Союзного государства, скульптор, народный художник РФ, академик Российской академии художеств С.А. Щербаков.
За Литургией молились студенты смоленских духовных школ, настоятельницы и насельницы монастырей Смоленской митрополии, участники XVII Международного крестного хода из Витебска «Наш общий путь — Одигитрия», сестры милосердия Смоленского сестричества в честь иконы Божией Матери «Одигитрии», смоляне и паломники.
Помощь в соборе оказывали волонтеры из епархиального молодежного объединения «Православные добровольцы Смоленщины». Правопорядок во время торжеств поддерживали казаки Смоленского городского казачьего общества.
За богослужением были вознесены молитвы о единстве Православной Церкви и сохранении ее от разделений и расколов, прекращении междоусобной брани на Украине.
По окончании Литургии вокруг собора был совершен крестный ход с чудотворной Смоленской иконой, затем на площади состоялся праздничный молебен.
С амвона кафедрального храма иерархи поздравили верующих с праздником.
Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим огласил Патриаршее приветствие участникам торжеств.
Митрополит Тернопольский Сергий преподнес в дар кафедральному собору благословение Украинской земли и Успенской Почаевской лавры — икону преподобного Иова Пачаевского.
С праздником участников богослужения поздравил А.С. Ольшевский. Он также зачитал приветственный адрес сопредседателя Общественной палаты Союзного государства, депутата Государственной Думы ФС РФ Ю.Н. Мищерякова.
В рамках торжеств на Соборном холме Смоленска состоялись IV Международный фестиваль колокольного звона «Одигитриевский», концерт православной авторской песни, подготовленный участниками XVII Международного крестного хода из Витебска «Наш общий путь — Одигитрия», театрализованное представление «Ты — наш молитвенный Покров», музыкальное выступление артистов Смоленской областной филармонии имени М.И. Глинки и других творческих коллективов города. Также были организованы мастер-классы для детей и взрослых по различным видам народного творчества: ткачеству, гончарному ремеслу, росписи глиняных игрушек, изготовлению народных кукол; выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства «Город мастеров»; работала полевая кухня.
Русская линия
На Южном Урале начало вещание радио «Вера»
7 августа 2019 года в Челябинской области в городах Златоуст (на частоте 106,4 МГц) и Миасс (на частоте 102,2 МГц) в тестовом режиме начало вещание радио «Вера», сообщает Патриархия.ru. Осуществление запуска стало возможным благодаря сотрудничеству Златоустовской епархии и местной госадминистрации.
Радио «Вера» — это проект инициативной группы православных мирян, созданный по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви. Сегодня эфир радиостанции доступен жителям более 50 городов России и ближнего зарубежья.
Ежедневно в эфире радиостанции выступают известные священнослужители, общественные деятели, представители творческой и научной интеллигенции. Музыкальный формат предусматривает современные и классические инструментальные композиции, мелодичные русскоязычные баллады, фолк, романсы и авторскую песню. В эфире радио «Вера» отсутствует коммерческая реклама, в то же время заметное место уделяется рассказу о благотворительных и социальных проектах.
Задать интересующие вопросы по поводу вещания радио «Вера» в Горнозаводском крае Челябинской области можно пресс-секретарю Златоустовской епархии Кириллу Курносову (тел. +7922 632−94−33).
Русская линия
Председатель ОВЦС выступил на Всемирном христианском молодежном форуме в Маниле
8−10 августа 2019 года на стадионе Mall of Asia в г. Манила (Филиппины) проходил Всемирный христианский молодежный форум «Global Jesus Youth Day», собравший более тридцати тысяч участников из более 100 стран. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мероприятие посетил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Об этом сообщает служба коммуникации ОВЦС.
9 августа митрополит Иларион обратился к 30-тысячной молодежной аудитории со словом, посвященным значению личности Господа Иисуса Христа в жизни христианина. Председатель ОВЦС также рассказал собравшимся молодым людям с разных континентов о православной вере, о Русской Православной Церкви и ее истории в XX столетии, особо отметив возрождение церковной жизни в последние тридцать лет:
«Подобный подъем религиозной жизни на территории бывшей атеистической империи не может быть обусловлен лишь естественными или социально-политическими факторами, но имеет ярко выраженную сверхъестественную природу. Источник этого возрождения проистекает не из наших человеческих усилий. Его главной причиной является личность Господа Иисуса Христа — воплощенного Бога и Спасителя мира», — подчеркнул председатель ОВЦС.
На выступлении митрополита Илариона присутствовали министр иностранных дел Филиппин Теодоро Локсин, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Филиппины И.А. Ховаев, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, временно управляющий Филиппинско-Вьетнамской епархией Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, третий секретарь Посольства России на Филиппинах К. Майоров, секретарь Экзархата иеромонах Питирим (Донденко), клирик Иверского храма в Маниле иеромонах Алексий (Лапшин), секретарь экзарха Д. Лаврентьев.
Присутствовали также сопровождающие председателя ОВЦС в поездке проректор по развитию Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин), клирик подворья Русской Православной Церкви в Токио (Япония) иеромонах Николай (Оно), сотрудник ОВЦС Ф.В. Чэмпион, иподиакон В. Ли.
По окончании выступления американский пастор Рон Люс от имени организаторов мероприятия тепло приветствовал гостей из Русской Православной Церкви, особо отметив, что для большинства собравшихся выступление митрополита Илариона — первая встреча лицом к лицу с православным пастырем.
Русская линия
Симеоновский крестный ход от Екатеринбурга до Верхотурья пройдет в Екатеринбургской митрополии
7 сентября 2019 года по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла начнется один из самых протяженных крестных ходов России — Симеоновский. За 19 дней пути крестоходцы пройдут 370 км по территории трёх епархий. Завершится молитвенное шествие в духовной столице Урала 25 сентября, в день празднования памяти перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Об этом сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии.
По словам организаторов, в 2019 году крестный ход посвящен 105-летию установки и освящению новой сени над мощами святого праведного Симеона Верхотурского.
Многодневное шествие начнется после Божественной литургии от Храма на Крови и пойдет на первом этапе до монастыря Царственных страстотерпцев по маршруту Царского крестного хода.
Затем маршрут Симеоновский крестный ход пройдёт дальше через город Верхнюю Пышму, сёла: Балтым, Мостовское, Колташи, Глинское, Арамашево, город Алапаевск, сёла: Верхняя Синячиха, Мугай, Махнёво, Меркушино, Красногорское, Усть-Салда и завершится в Верхотурье.
Организатор Симеоновского крестного хода — общество святителя Николая Чудотворца — приглашает всех желающих пройти по старинному маршруту. Присоединиться к нему можно будет в любой точке пути.
Подробное расписание и описание маршрута Симеоновского крестного хода появится в ближайшее время размещено на сайте организаторов шествия: «Симеонова-тропа.рф».
Напомним, «Симеонова тропа» — туристско-паломнический маршрут по Среднему Уралу, связанный с именем святого праведного Симеона Верхотурского. Изначально Симеоновой тропой называли лесную тропу от села Меркушино, где жил Симеон, до Тагильской слободы (ныне село Махнёво), куда он ходил на богослужения в Спасо-Преображенский храм. После причисления праведника к лику святых лесная сорокакилометровая тропа между селом Меркушино и Тагильской слободой стала паломнической: все хотели пройти хоть раз путём святого Симеона.
25 сентября 1704 года мощи праведного Симеона были перенесены из Меркушино в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. С этого момента начался расцвет монастыря, который сегодня неразрывно связан с именем святого праведника, а сам Симеон стал именоваться Верхотурским.
В 1914 году мощи праведного Симеона перенесли во второй раз: из Николаевского храма монастыря в новый Крестовоздвиженский собор, куда семьей Николая II была пожертвована сень над ракой с мощами святого. В связи с этими торжественными событиями — переносом мощей и получением царского дара — состоялся большой крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье по старому Верхотурскому тракту. Этот маршрут получил ещё название Большая Симеонова тропа, а лесную тропу от Меркушино до Тагильской слободы (Махнёво) иногда называют Малой Симеоновой тропой.
В советское время святые мощи оказались в фондах Областного краеведческого музея, а Симеонова тропа была забыта. Возрождение началось в конце восьмидесятых годов прошлого столетия: 25 мая 1989 года мощи праведного были возвращены Церкви. В сентябре 1992 года крестным ходом из Екатеринбурга они были принесены в Свято-Николаевский Верхотурский монастырь. В 1998 году при большом стечении гостей праздновалось 400-летие Верхотурья. Тогда же началось восстановление Симеоновой тропы — был постепенно воссоздан исторический маршрут от села Махнёво — бывшей Тагильской слободы — до Меркушино.
Русская линия
В Одессе открывается первый на Украине православный центр паллиативной медицины
В ближайшее время в селе Мариновка Одесской области откроется первый на Украине православный центр паллиативной медицины, сообщает Диакония.Ru. Четырехэтажный хоспис «Покров» расположен на берегу Хаджибеевского лимана на территории Свято-Покровского скита. Духовную и психологическую поддержку пациентам и их родным будут оказывать священники и психологи. Учреждение строится полностью на средства Одесской епархии и пожертвования прихожан.
«Хоспис — это то место, где тяжелобольной человек проводит последние дни жизни перед переходом в вечность. Задача медицинских работников, священников и волонтеров нашего хосписа не только обеспечить уход, но и подготовить человека к этому переходу, величайшему событию в жизни», — сказал руководитель отдела Одесской епархии по социальному служению протоиерей Павел Полещук.
По словам отца Павла, при создании хосписа сотрудников Одесской епархии консультировали главные врачи больниц города, онкологи и медицинские сестры по уходу. Они вместе со священниками и социальными работниками разрабатывали проект медицинского учреждения. «Я посещал другие хосписы, знакомился с теми, кто работает в сфере паллиативной медицины. В нашем проекте мы постарались учесть все рекомендации и советы, чтобы хоспис был устроен как можно лучше», — отметил священник.
В четырехэтажном хосписе будет 36 палат, которые рассчитаны на пребывание 60 тяжелобольных людей. Фундаментальный ремонт в хосписе подходит к концу, завершены работы по внешней отделке здания, проведено укрепление стен и уже начались отделочная работа, подключение коммуникаций и установка лифтов. Хоспис будет независимым энергетическим объектом: у него своя скважина и генераторная, большая парковая зона на берегу Хаджибеевского лимана.
Центр паллиативной медицины в Мариновке будет открыт для всех нуждающихся в хосписной помощи. «Когда люди обращаются за помощью в Церковь, в ней ведь никто не спрашивает документы, никто не смотрит на национальность и вероисповедание, чтобы накормить, одеть и обуть человека. И, конечно, нельзя не принять тяжелобольного человека», — подчеркнул отец Павел.
Большое внимание уделят родственникам тяжелобольных. «Какое бы ни было тяжелое и прискорбное состояние здоровья у человека, для родственников известие о его смерти часто становится большим ударом, — напомнил руководитель отдела по социальному служению. — Поэтому наш хоспис спланирован так, что первый этаж практически полностью отведен пространству для поддержки близких наших пациентов. В первую очередь, это часовня в честь иконы Божией Матери „Всех скорбящих Радость“, в которой регулярно будут совершаться церковные Таинства».
Также на первом этаже будут располагаться кабинет психолога, гостиная и большое пространство для бесед и общения со священником, с родными, друзьями и волонтерами. Ежедневный распорядок дня подопечных будет включать прогулки по парковой зоне, где уже посажены деревья и цветы.
Для завершения строительства хоспису необходима финансовая поддержка. Помочь проекту можно на сайте хосписа.
Русская линия