Св. Синод Русской Православной Церкви принял целый ряд важных кадровых решений
Главой Липецкой митрополии назначен первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополит Истринский Арсений
9 июля 2019 года на Валааме состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в ходе которого члены Синода приняли целый ряд важных кадровых решений.
В частности, Синод повторно рассмотрел прошение митрополита Липецкого и Задонского Никона, касающееся почисления его на покой в связи с достижением 75-летия, и принял решение удовлетворить эту просьбу. Местом пребывания на покое для Преосвященного митрополита Никона определён Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, с материальным содержанием от Липецкого епархиального управления.
Преосвященным Липецким и Задонским, главой Липецкой митрополии, определено быть митрополиту Истринскому Арсению, первому викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением от занимаемой должности и благодарностью за многолетние труды в Московской епархии.
Члены Синода освободили митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия от обязанностей секретаря Межсоборного Присутствия, выразив ему благодарность за труды, понесённые на этой должности в течение десяти лет, и назначили на эту должность митрополита Тверского и Кашинского Савву, управляющего делами Московской Патриархии.
Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении председателя Синодального отдела по делам молодежи и постановил:
1. Освободить протоиерея Кирилла Сладкова, и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи от занимаемой должности, выразив ему благодарность за понесенные труды.
2. Председателем Синодального отдела по делам молодежи назначить епископа Петергофского Серафима, викария Санкт-Петербургской епархии, с освобождением его от должности ректора Санкт-Петербургской духовной академии и выражением благодарности за понесенные труды.
3. Преосвященному Серафиму быть епископом Истринским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Ректором Санкт-Петербургской духовной академии поручено быть исполняющему обязанности ректора Сретенской духовной семинарии иеромонаху Силуану (Никитину) с освобождением его от занимаемой должности. При этом отец Силуан (Никитин) в ближайшее время будет хиротонисан в епископа Петергофского, викария Санкт-Петербургской епархии.
Временно исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии Синод назначил архиепископа Верейского Амвросия с сохранением должности ректора Московской духовной академии.
Члены Синода имели суждение о необходимости иметь ещё одну епархию в Самарской области. В связи с этим Синод постановил:
1. Образовать в административных границах Тольяттинского, Жигулевского городских округов и право- и левобережной частях Ставропольского района — Тольяттинскую епархию, выделив ее из состава Самарской и Сызранской епархий.
2. Оставить в канонической юрисдикции Самарской епархии Свято-Богородичный Казанский монастырь с. Винновка Ставропольского района и при нем духовно-просветительский центр Самарской митрополии.
3. Правящему архиерею Самарской епархии иметь титул «Самарский и Новокуйбышевский».
4. Правящему архиерею Сызранской епархии иметь титул «Сызранский и Шигонский».
5. Правящему архиерею Тольяттинской епархии иметь титул «Тольяттинский и Жигулевский».
6. Новообразованную Тольяттинскую епархию включить в состав Самарской митрополии.
7. Преосвященным Тольяттинским и Жигулевским быть епископу Кузнецкому и Никольскому Нестору, с освобождением его от управления Кузнецкой епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды.
8. Временное управление Кузнецкой епархией поручить митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Серафиму.
9. Временное управление Сызранской епархией оставить за митрополитом Самарским и Новокуйбышевским Сергием.
Синод имел суждение о замещении вакантной кафедры Енисейской епархии (Красноярская митрополия) и избрал Преосвященным Енисейским и Лесосибирским иеромонаха Игнатия (Голинченко), клирика Красноярской епархии.
Викарием Хабаровской епархии, управляющим Николаевским викариатством с титулом «Николаевский», был избран игумен Василий (Кулаков), клирик Владивостокской епархии. Преосвященным Дальнеконстантиновским, викарием Нижегородской епархии, стал епископ Канский и Богучанский Филарет, с освобождением его от управления Канской епархией. Временное управление Канской епархией было поручено митрополиту Красноярскому и Ачинскому Пантелеимону.
Кроме того, члены Синода постановили:
1. Освободить священника Андрея Сидорова от должности ректора Владимирской духовной семинарии и назначить на эту должность Преосвященного митрополита Владимирского и Суздальского Тихона.
2. Назначить священника Романа Ткачева на должность ректора Воронежской духовной семинарии.
3. Освободить протоиерея Димитрия Гольцева от должности ректора Рязанской духовной семинарии и назначить на эту должность Преосвященного епископа Скопинского и Шацкого Феодорита.
4. Преосвященному митрополиту Новосибирскому и Бердскому Никодиму продолжить исполнение обязанностей ректора Новосибирской духовной семинарии и в течение трех месяцев представить кандидатуру на эту должность.
5. Преосвященному митрополиту Хабаровскому и Приамурскому Артемию продолжить исполнение обязанностей ректора Хабаровской духовной семинарии и в течение трех месяцев представить кандидатуру на эту должность.
Русская линия
Протоиерей Александр Будников: «Это святое место — часть Русской Голгофы»
В Северной столице почтили память жертв репрессий на Левашовской пустыни
7 июля 2019 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Собор Санкт-Петербургских святых, престольный праздник отметили в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашове, сообщает пресс-служба Санкт-Петербургской митрополии.
Божественную литургию совершил благочинный Выборгского округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Будников в сослужении протоиерея Владимира Сорокина, настоятеля протоиерея Романа Ковальского и клириков храма. За богослужением молились прихожане храма и паломники.
Во время панихиды по невинно убиенным были вознесены молитвы о расстрелянных архиепископе Венедикте (Плотникове), епископе Тихоне (Рождественском) и настоятеле Спасо-Парголовского храма протоиерее Стефане Черняеве, которые покоятся на Левашовском мемориале. Был совершен крестный ход вокруг храма.
«Два года назад, 17 июля, мы участвовали в закладке этого храма, — сказал протоиерей Александр Будников в проповеди. — И сегодня уже отмечаем престольный праздник в уютном и намоленном месте, живущем литургической жизнью. Сооружение этого храма — великая милость Божия. У дороги, перед зеленым забором Левашовской пустоши, он свидетельствует об этом месте.
Это святое место — часть Русской Голгофы. У Бога нет мертвых, у Него все живы и никто не забыт. Поэтому мы призываем в молитвах петербургских святых — тех, имена которых знаем, и тех, чьи имена ведомы одному Богу".
Протоиерей Роман Ковальский поблагодарил благочинного, а также строителей, жертвователей, благоукрасителей храма, рассказал о работе прихода по выявлению новых имен подвижников, погребенных в Левашовской пустоши. Так, собраны и переданы в епархиальную комиссию по канонизации все необходимые документы о протоиерее Стефане Черняеве. Собраны материалы по епископам Венедикту (Плотникову) и Тихону (Рождественскому). Церковно-историческому музею при храме родственниками репрессированных переданы ценные экспонаты, в том числе личные вещи прославленных святых.
На Левашовском мемориале была совершена панихида и возложены цветы к поклонному кресту.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл поддержал верующих Курганской епархии в связи с утратой чтимой Чимеевской иконы Божией Матери
Если восстановить икону не удастся, то для монастыря будет написан новый список этой чтимой святыни, заявили в Курганской епархии
3 июля 2019 года в Казанском Чимеевском мужском монастыре с. Чимеево Белозерского района Курганской области произошел пожар, в результате которого полностью сгорел деревянный Казанский храм, построенный в 1890 году. В пожаре погибла чтимая святыня — Казанская-Чимеевская икона Божией Матери.
В момент возгорания в Казанском храме вместе со священником молилась группа паломников из Екатеринбурга. С северной наружной стороны храма приглашенные из Тюмени специалисты проводили работы по профилактике сплит-систем кондиционирования. Они заметили черный дым из коробки кондиционера на внешней северной стороне храма и пытались ликвидировать возгорание взятыми из ризницы огнетушителями, но уже через 5 минут весь храм был заполнен дымом. Из-за сильного задымления и огня братия и паломники не смогли вынести икону. Пожарные прибыли через 6 минут после вызова, но весь храм уже был охвачен огнем.
В рапорте митрополита Курганского и Белозерского Иосифа на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сообщается, что «иеромонах Афанасий (Коренкин), пытавшийся спасти икону, госпитализирован с отравлением». Других пострадавших нет.
«Глубоко сопереживаю Вам и Вашей пастве в постигшем горе, — отметил Предстоятель Русской Церкви в своей резолюции от 6 июля на рапорт митрополита Иосифа. — Пресвятая Владычица Богородица да утешит и да укрепит в вере всех, кто скорбит в связи с утратой Ея чтимого образа».
В свою очередь наместник Свято-Казанского Чимеевского монастыря иеромонах Пётр уже сообщил, что если восстановить икону не удастся, то для монастыря будет написан новый список этой чтимой святыни, сообщает агентство «Новый день».
В монастыре ожидают, что после завершения следственных действий и экспертиз все фрагменты иконы будут доставлены обратно в Чимеево. Сейчас монахи продолжают разбирать завалы на месте сгоревшей церкви.
По преданию, явление чтимой святыни Зауралья чудотворной Казанской-Чимеевской иконы Божией Матери произошло в первой половине XVIII века в Чимеевской слободе, расположенной в 90 верстах от Кургана. Икона Пресвятой Богородицы приплыла по реке Нияп, притоку Тобола.
Однажды местные дети играли на берегу и увидели большую черную «доску», вертикально плывущую против течения. В какой-то момент «доска» попала в водоворот, и дети увидели, что это образ Божией Матери. Вскоре на берегу собралось все село. Икону бережно достали из воды и торжественно перенесли в сельский храм.
Весть о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери быстро распространилась по всей округе и далеко за ее пределами и в Чимеево стали приходить многочисленные паломники.
В XVIII веке сильный пожар уничтожил деревянный храм, в котором пребывала икона, но образ Пресвятой Богородицы оказался невредимым. Спустя несколько лет в селе был построен новый храм, в котором и находилась икона. Со временем церковь обветшала, на ее месте был возведен Казанско-Богородицкий храм, освященный в честь пребывавшей здесь чудотворной иконы.
22 марта 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II список Казанской иконы Божией Матери, именуемый Чимеевским, был включен в календарный месяцеслов Русской Православной Церкви.
Русская линия
Михаил Погребинский: Если Зеленский продолжит так себя вести и дальше, то станет посмешищем
Украинский политолог раскритиковал выступление украинского лидера, который предложил В. Путину встретиться в Минске
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский раскритиковал предложение президента Украины к российскому лидеру Владимиру Путину встретиться в Минске, сообщает Politros.com.
По мнению киевского политолога Михаила Погребинского, Владимир Зеленский ещё слишком неопытен для того, чтобы нормально подойти к вопросу урегулирования конфликта на Донбассе, а потому ждать больших подвижек в этом вопросе не стоит.
«Вместо того, чтобы искать способ договориться, найти компромисс, ты хамишь и выглядишь, честно говоря, просто дурачком, потому что ты говоришь: я хочу поговорить с вами, давайте поговорим, но только не один на один. Причём мне нравится последовательность, в которой Зеленский предложил формат. Зеленский сказал: в этом формате должны быть я, Путин, Трамп, ну ещё канцлер [ФРГ Ангела Меркель], ну ещё [президент Франции] Макрон и почему-то обязательно уже уходящая премьер Великобритании Тереза Мэй», — заявил политолог.
Погребинский подчеркнул, что предложение Зеленского относительно Минска выглядит неадекватно, и что такие вещи в будущем могут сделать из украинского лидера посмешище в глазах международного сообщества.
«Он ловит кайф от бессмыслицы. Я считаю, что это типичное проявление беспомощности. Вот у него нет внятного представления, что делать, и он хочет изобразить, что он что-то знает и понимает, и при этом выглядит немножко неадекватно. <…> Если он продолжит себя так вести, то станет посмешищем не только в глазах людей понимающих и знающих, а в глазах огромного большинства и здесь, и за рубежом», — сказал киевский политолог.
При этом украинский аналитик выразил надежду, что в ближайшем будущем Владимир Зеленский освоится на посту президента и наберется достаточно опыта, чтобы работать в интересах украинцев. «Тщательнее нужно готовить человека. Неопытный человек. Но я по-прежнему жду, что он будет набираться опыта, и будет действовать в интересах своих избирателей», — резюмировал эксперт.
Русская линия
Епископ Барышевский Виктор рассказал о притеснениях УПЦ на Украине представителям ООН
Глава Представительства УПЦ при европейских международных организациях принял участие в мероприятиях 41 сессии Совета по правам человека ООН в Женеве
9 июля 2019 года глава Представительства УПЦ при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор принял участие в мероприятиях 41 регулярной сессии Совета по правам человека ООН, которая проходит в Женеве с 24 июня по 12 июля 2019 года.
Совет по правам человека ООН — это учреждение международного правозащитного механизма, которое в соответствии с международным правом уполномочено рассматривать как индивидуальные нарушения прав человека, так и реагировать на тенденции правонарушений, имеющие системный характер.
В течение 2018−2019 годов десятки религиозных организаций Украинской Православной Церкви направили жалобы по установленной процедуре в Совет по правам человека и Специальных докладчиков ООН.
В октябре 2018 года Специальные докладчики ООН направили правительству Украины коммуникационный запрос относительно фактов нарушений прав верующих УПЦ.
Нарушения прав православных верующих на Украине носят системный характер, поэтому их прекращение требует комплекса мер, направленных на отмену дискриминационных законов и восстановления нарушенных прав верующих граждан, в том числе путём возвращения захваченного насильственным способом имущества.
Эти и другие вопросы были обсуждены на параллельном заседании в ходе 41 сессии Совета по правам человека ООН «Религиозные свободы в Украине, Черногории и Македонии», организованном неправительственной правозащитной организацией с консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН Public Advocacy.
В частности, присутствующие на мероприятии представители Православных Церквей изложили обстоятельства нарушений прав верующих в странах их служения вследствие попыток принятия дискриминационных законов, блокировка богослужений и других правонарушений.
В своём выступлении епископ Виктор рассказал о нарушениях прав верующих на Украине, в частности, о принятии дискриминационного закона о переименовании религиозных организаций УПЦ, незаконных отказах Министерством культуры Украины регистрировать уставы епархий и монастырей УПЦ, продолжение насильственного захвата храмов.
В отношении перечисленных и других нарушений прав верующих УПЦ в Совет по правам человека ООН в рамках 41 сессии был направлен пакет письменных заявлений, которые опубликованы на сайте центра документации ООН.
Русская линия
Бывший Патриарх Иерусалимский Ириней госпитализирован в отделение интенсивной терапии
80-летний архипастырь вот уже несколько лет не покидал здание Иерусалимской Патриархии
Бывший Патриарх Иерусалимский Ириней (Скопелитис) был госпитализирован в отделение интенсивной терапии на прошлой неделе, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на Orthodox.
80-летнему Иринею, смещенному с кафедры в 2005 году, поставили диагноз: отёк легких и сердечная аритмия.
В опубликованном 3 июля бюллетене врачи выразили оптимистический прогноз, при том, что в целом состояние здоровья бывшего Патриарха нельзя назвать удовлетворительным.
В ноябре 2015 низложенный Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви перенес операцию в связи с грыжей. В июле прошлого года в помещении Иерусалимской Патриархии, в котором он проживает, вспыхнул пожар, и он был вынужден выбежать на балкон и взывать о помощи. Местные жители быстро увидели дым и поспешили на помощь владыке Иринею.
Патриарх Ириней был смещён с Патриаршей кафедры в 2005 году вследствие обвинений в причастности к сомнительным сделкам с недвижимостью. При этом он отказался покинуть здание Патриархии, за пределы которого впервые вышел в ноябре 2015 года, когда был госпитализирован с грыжей. Тогда же его преемник на Иерусалимской кафедре Патриарх Феофил навестил Иринея в больнице.
22 марта 2016 низложенный Патриарх побывал на приёме по случаю тезоименитства Патриарха Феофила, а 22 марта 2017 бывшего Предстоятеля посетил Константинопольский Патриарх Варфоломей, прибывший в Иерусалим по случаю открытия после реставрации Храма Гроба Господня.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Полтавскую победу
27 июня 1709 г. состоялось решающее сражение Северной войны. Русская армия под командованием Царя Петра I разгромила шведов и союзных им украинских казаков гетмана Мазепы. Непобедимый доселе шведский король Карл XII вместе с изменником Мазепой бежал к туркам. Шведы потеряли свыше 9 тыс. убитыми и 18 тыс. пленными, наши потери составили 1345 убитых и 3290 раненых. Сокрушительный разгром и капитуляция шведской армии явились логическим завершением завоевательного шведского нашествия на Россию, переломным событием всей Северной войны и торжеством русского оружия и национального духа. «Тогда от радостной Полтавы Победы Росской звук гремел; Тогда не мог Петровой славы Вместить вселенныя предел!» — писал об этом событии М.В.Ломоносов. Сам Петр Великий называл победу под Полтавой «Преславной Викторией», «днем воскресения для России», «началом благополучия нашего и спасения». Полтава стала таким же символом русской славы, как Куликово поле, Бородино, Прохоровское поле.
В этот день уместно также вспомнить незаслуженно забытого русского героя Алексея Степановича Келина, мужественно защищавшего Полтаву от шведов.
Ни день рождения, ни точная дата кончины Келина, к сожалению, неизвестны. Мы знаем лишь, что к 1702 г. он командовал полком, был участником многих сражений Северной войны, отличился при взятии Нотебурга (1702), Ниеншанца (1703), Дерпта и Нарвы (1704). Придавая большое стратегическое значение Полтаве, и предвидя появление под ней шведских войск, Петр I в конце 1708 г. принял решение — укрепить ее гарнизон и дать крепости надежного коменданта — мужественного, твердого, отважного, способного драться с врагом до конца. Им был назначен командир Тверского пехотного полка Келин.
Благодаря стараниям и героизму коменданта Полтавы полковника Келина, город стал «крепким орешком» и неодолимым препятствием на пути шведских захватчиков. Карл XII не мог и предположить, что эта «ничтожная» и «жалкая крепость», которая должна была сдаться без боя, при первом же выстреле и по первому его требованию, будет стойко сопротивляться долгих три месяца, что эта осада истощит последние запасы пороха и ядер, усеет шведскими трупами крепостные валы и что гарнизон так и не сдастся «на милость победителя»..
Всего лишь три полка русских солдат вместе с жителями города оказывали героическое сопротивление передовой шведской армии. Казалось, что крепость не представляла никакой угрозы для неприятеля, но как часто бывало в нашей истории, русский героизм уравновесил силы. «И равен был неравный спор»! Полтавский гарнизон отразил все атаки противника.
Келин сумел организовать активную оборону города, совершая дерзкие вылазки, смелые контратаки и частые диверсии, заставившие шведов находиться в постоянном напряжении и нести значительные потери. Отрезанный от Русской армии, Келин проявил лучшие качества командира — распорядительность, неослабную энергию, способность максимально использовать боевую готовность и патриотизм «градских жителей» и вверенного ему гарнизона. А.Д.Меншиков докладывал Царю: «А оный комендант, при помощи Божией, доброй отпор чинит». А под Полтавой против Келина стояла почти вся шведская армия.
После нескольких безуспешных штурмов города шведский король послал к русскому коменданту парламентера с предложением сдаться на самых почетных условиях, грозя в противном случае, перебить всех защитников крепости. На это Келин передал Карлу XII, что предложений о сдаче было уже семь, а «приступов было восемь и из присланных на приступе более 3000 человек при валах полтавских головы положили. Итак, тщетная ваша похвальба; побить всех не в вашей воле состоит, но в воле Божией, потому что всяк оборонять и защищать себя умеет!»
Защитники города за 87 дней осады потеряли 2914 человек убитыми и ранеными. После последнего штурма у полтавчан оставалось полторы бочки пороха и восемь ящиков патронов, а вместо ядер пушки заряжали обломками железа и камней. Шведы же потеряли до шести тысяч солдат и офицеров. 28 июня 1709 г. при въезде в освобожденный город Петр I в знак глубокой признательности полковнику Келину сошел с коня, снял пред ним шляпу и расцеловал его, сказав следующие слова: «Почтенная голова, совершившая преславный подвиг! Надежда моя на тебя не обманула меня». Поблагодарив офицера за честно исполненный долг, Государь поздравил его генеральским чином и наградил украшенным алмазами царским портретом и «немалою суммою денег» в 10 тысяч рублей. В 1711 г. по личному указу Царя Келин был назначен комендантом Азова. Закончил службу мужественный русский офицер в звании генерал-майора, скончавшись в 1715 г.
Русская линия
В Германии прошел международный форум «День православного волонтера»
5−7 июля 2019 года в немецком городе Крефельд в пятый раз прошел ежегодный «День православного волонтера». На лекциях, мастер-классах, презентациях новых проектов, беседах и благотворительной акции «Белый цветок» встретились более 50 священников, волонтеров и приглашенных специалистов в области благотворительности из европейских стран и Канады, сообщает Диакония.Ru.
В работе форума, по традиции организованного православной службой волонтеров Европы «Доброе дело», приняли участие управляющий Берлинской епархией архиепископ Подольский Тихон и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Форум в Германии начался с молебна святителю Иоанну Шанхайскому в храме великомученицы Варвары города Крефельда.
«Волонтерство — о какой бы сфере деятельности ни шла речь — всегда связано с жертвой в пользу ближнего и оказанием помощи. Человек жертвует свое время, силы, средства ради блага другого, не получая взамен никакого земного вознаграждения и не ставя последнее целью, — сказал архиепископ Тихон. — Именно в этом бескорыстном подвиге самоотвержения волонтер уподобляется Господу, сказавшему: „Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее“ (Мк. 8:35)».
Епископ Пантелеимон передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и рассказал волонтерам о духовных основах милосердия.
«Если мы хотим быть милосердными, то мы должны быть открытыми к милости Божией, которая входит в наше сердце через участие в Литургии. Она помогает познать истину, которая есть Господь, — сказал архиерей. — Волонтерство должно помочь нам исправить самих себя и научиться дару любви».
Он отметил, что когда человек занимается благотворительностью, он должен думать и о том, как ему исправить самого себя. «Волонтерская деятельность неразрывно связана с покаянием. Осознание своего несовершенства — это мотив для совершения добрых дел, — сказал викарий Святейшего Патриарха. — Иоанн Креститель, призывая сотворить достойный плод покаяния, говорил о делах милосердия и жертве в пользу других людей. Мы должны осознавать, что, помогая другим, мы лишь делаем то, что должны. Важно не гордиться и не тщеславиться, а совершать дела милосердия со смирением».
Волонтер призван не только к совершению личных подвигов. Важно помогать другим людям принимать участие в делах милосердия, считает епископ Пантелеимон. «Для этого мы с вами объединяемся, чтобы вместе свидетельствовать о любви во внешнем мире, — сказал председатель Синодального отдела. — Очень важно правильно осмыслять современные технологии в благотворительности. Мы должны использовать современные методы так, чтобы никогда не отступать от наших главных принципов, о которых говорит Евангелие».
«Мы неслучайно избрали владыку Иоанна покровителем „Доброго дела“. Вглядываясь в его подвиг, мы замечаем, что доброделание — это естественное состояние человека, — сказал протоиерей Илия Лимбергер, клирик храма святителя Николая в Штутгарте. — „Доброе дело“ отвечает на насущный запрос, используя опыт волонтерства в Германии, преподобномученицы Елисаветы и сестер Марфо-Мариинской обители милосердия. Все волонтерские группы „Доброго дела“ существуют при храмах, опираясь духовно на литургическую жизнь».
Служба православных волонтеров «Доброе дело» объединяет более 400 добровольцев в 32 городах Германии, а также нескольких городах Австрии, Голландии, Бельгии, Франции, Англии и других стран Европы. Волонтеры ежемесячно поддерживают до 50 тяжелобольных детей, которые приезжают на лечение из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран СНГ. Добровольцы организовывают весь ход лечения ребенка — от сбора средств до выписки из клиники. «Доброе дело» сотрудничает с 200 клиниками Европы, преимущественно расположенными в Германии. Одна из главных задач волонтеров — оказать духовную поддержку и помощь людям, которые находятся в чужой стране в трудной ситуации.
«Когда в Германию приезжают люди из стран СНГ с больными детьми, никто, кроме Русской Православной Церкви, не может им помочь. „Доброе дело“ помогает не только своим подопечным. Это редкий проект, который, наряду с молодежной работой, объединяет волонтеров и саму Церковь в Европе в целом», — подчеркнул протоиерей Илия Лимбергер. При приходе святителя Николая в Штутгарте также есть группа православных волонтеров «Доброго дела», которая была организована одной из первых.
Волонтер, который постоянно сопровождает тяжелобольных детей и страдающих родителей, чтобы избежать выгорания, должен понимать, в чем суть его служения, отметила автор книги «Разлуки не будет», психолог, врач-рефлексотерапевт Фредерика де Грааф. «Забота о человеке продолжается не только тогда, когда мы стараемся ему помочь. Очень важно в молитве „держать“ человека в своем сердце, тогда попечение о нуждающемся продолжится до конца нашей жизни. Без открытости сердца к страдающему человеку, без молитвы и доверия Богу произойдет выгорание, а служение станет скучным и поверхностным. Только во Христе мы можем служить людям. Так говорил митрополит Антоний Сурожский», — отметила Фредерика де Грааф.
Она подчеркнула, что масштабы страдания и горя людей, с которыми встречаются волонтеры, медсестры и молодые врачи, обезоруживают, заставляют их чувствовать себя беспомощными. «Находясь с человеком в кризисной ситуации, крайне важно проявлять такт, внутренне молиться, чтобы Господь дал нам Свое молчание. Слова могут быть пугающими, они могут мешать и отодвинуть человека от Бога. Люди обращаются к Богу не словами, а любовью», — сказала Фредерика де Грааф.
Самое сложное в волонтерстве — это быть готовым к встрече со страдающим человеком, отметила руководитель православной службы волонтеров Европы «Доброе дело» Алина Титова. «Каждая помощь — это не какие-то механические и профессиональные действия, это встреча с другой реальностью, с другой болью. Не каждый отдельный доброволец способен в одиночку подготовиться к этой встрече. Поэтому мы работаем, опираясь на группы добровольцев, которые созданы на православных приходах. Очень важно сделать границы между добровольцами более гибкими, объединять их вместе, иначе мы не сможем помогать людям и друг другу», — сказала Алина Титова.
Когда очень много разрозненных людей одномоментно по своему усмотрению отправляются помогать какому-то человеку, не вникая в нюансы благотворительного сектора, не связываясь с другими организациями и волонтерами, то в таких случаях иногда бывает больше вреда, чем пользы, считает Алина Титова. «Если добровольцы работают хаотично, не в команде, есть большая вероятность, что без поддержки останутся люди, которые не так явно видны в нашем обществе. Получается, что в одном месте, например, в палате больного, никого нет, а в соседнем — огромное количество людей. Одному и тому же ребенку привозят десятого медведя, а у другого нет ничего, потому что о нем просто никто не знает. Важно работать в команде, важно обучаться, координировать и поддерживать друг друга», — отметила она.
На форуме также речь шла о новых методах организации работы добровольцев и стратегиях сбора средств на лечение тяжелобольных детей. Основатель канадской консалтинговой компании в некоммерческом секторе «Atypic» Паскаль Лепин рассказал о том, как развивается сфера помощи детям с тяжелыми заболеваниями в его стране и какие виды фандрайзинга используют в Канаде. Например, он отметил, что повысить вовлеченность спонсоров в благотворительный проект помогают цифровые технологии. Одна из крупных канадских компаний провела благотворительный ужин, на котором благодаря видеомосту спонсоры пообщались со своими подопечными — детьми Африки, которым была доставлена питьевая вода.
Кроме этого, на форуме был представлен пилотный проект «Доброго дела» по психологической и социальной реабилитации детей, которые перенесли тяжелые заболевания, в том числе онкологические. Проект будет называться «Добро море» и располагаться в Черногории. Волонтер проекта в Москве Анна Воротникова отметила, что по данным Единого справочного центра «Детская онкология РФ», каждый год у пяти тысяч детей в России диагностируют онкологические заболевания, почти 90% детей удается вылечить. Но за время болезни и лечения дети теряют контакты со сверстниками, становятся несамостоятельными, испытывают страх и чувство вины за свою болезнь. Проект «Добро море», по словам Алины Титовой, будет рассчитан на то, чтобы поддержать детей и их семьи, помочь справиться с психосоциальными последствиями тяжелых заболеваний детей и их семей.
В первой смене, которая запланировала на октябрь, для каждой семьи будет разработана программа терапевтической рекреации. В лагере «Добро море» будут организованы творческие мастерские, совместные спортивные и интеллектуальные мероприятия, направленные на раскрытие талантов, избавление от страхов и зажатости, на развитие коммуникативных навыков. На протяжении всей реабилитационной смены с детьми будут работать специально обученные волонтеры «Доброго дела», психологи, медицинские работники и волонтеры. Пребывание в лагере для семей будет бесплатным.
На первую смену к детям в лагерь «Добро море» приедет Константин Седов, создатель и руководитель благотворительной организации «Больничные клоуны». Сотрудники организации — профессиональные актеры, режиссеры и музыканты — регулярно посещают детей в больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону и Орла. Больничные клоуны помогает в реабилитации детей, находящихся на стационарном лечении, средствами клоунады, арт-терапии и игротерапии. На форуме Константин Седов рассказал о творчестве в работе с тяжелобольными детьми и о том, что дает детям игра с клоунами.
Форум «День православного волонтера» завершился благотворительной ярмаркой «Белый цветок», которая прошла у храма великомученицы Варвары в Крефельде. Благодаря акции, на которой продавались изделия ручной работы, были открыты творческие мастерские и организован концерт с участием детей из воскресной школы. На помощь тяжелобольным детям удалось собрать в виде пожертвований 1856 евро.
Ежегодный международный форум «День православного волонтера» проводится в городах Германии с 2015 года. В прошлом году он проходил в Дармштадте. Организатором является православная диаконическая служба «Доброе дело», созданная в 2012 году по благословению архиепископа Берлинского и Германского Феофана (Русская Православная Церковь Московского Патриархата) и архиепископа Берлинского и Германского Марка (Русская Православная Церковь Заграницей). Основная задача «Доброго дела» — поддержка тяжелобольных детей и взрослых, приезжающих на лечение из России и стран СНГ.
Русская линия
Реставраторы спасут церковь праведников Захарии и Елисаветы XVIII века в Карелии
Церковь праведников Захарии и Елисаветы принадлежит Клименецкому Свято-Троицкому мужскому монастырю и располагается в селе Великая Губа. Работы по сохранению религиозного памятника обойдутся федеральному бюджету в 40 миллионов рублей, сообщают «Невские новости».
Клименецкий монастырь расположен в юго-западной части Большого Клименецкого острова на Онежском озере. Обитель была основана в 1520 году новгородским купцом Иоанном (Ионой) Климентовым (Климентьевым). Предание гласит, что Иона чудесным образом спасся во время кораблекрушения и дал обет посвятить остаток своей жизни служению Богу. Чтобы сдержать слово, купец возвел на месте своего спасения монастырь. В 1757 году над его могилой на средства Императрицы Елизаветы Петровны была построена каменная церковь Праведников Захарии и Елисаветы.
Поиском специалистов, готовых выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Церковь Праведников Захарии и Елисаветы Клименецкого монастыря» в Республике Карелия, занялась Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (ФГКУ «СЗД»).
Как следует из технической документации, размещенной на сайте государственных закупок, церковь праведников Захарии и Елисаветы, судя по стилю, возводилась артелью деревенских мастеров. Она представляет собой прямоугольный в плане двухэтажный объем с полукруглым алтарем и прямоугольным притвором. Объем молельни покрыт четырехскатной крышей, алтарь — полукруглой, притвор — вальмовой трехскатной. Церковь возведена из кирпича, оштукатурена и побелена снаружи и внутри.
«Имеются существенные утраты первоначального облика из-за перестроек, выполненных в советское время. Церковь праведников Захарии и Елисаветы представляет интерес как единственная сохранившаяся постройка середины XVIII века Клименецкого монастыря. Состояние объекта культурного наследия оценивается как аварийное», — отмечено в документации.
Реставраторам предстоит провести работы по устройству конструкций стропильной системы храмовой части, притвора и алтаря, чердачного перекрытия над притвором, кровли и водосточной системы, печных труб, системы дымоходов и крыльца. Также реставраторам необходимо воссоздать декор из металлических элементов, главы и крест, заложить поздние и восстановить первоначальные оконные и дверные проемы и многое другое.
Из федерального бюджета на эти цели планируется выделить 40 845 434, 99 рублей. Сами работы, по оценкам заказчика, должны продлиться не более года и закончиться к 25 ноября 2020 года.
Клименецкий монастырь просуществовал четыре столетия. Он пережил времена расцвета, разрушения (в 1613—1614 годах монастырь сильно пострадал от набегов шведов) и запустения. В 20-е годы прошлого столетия монастырь был закрыт, все его постройки передали совхозу, потом мастерским дома инвалидов, а затем пионерскому лагерю. В начале XX века в обители сохранились лишь две церкви: одна деревянная — во имя преподобного Ионы Клименецкого (вторая половина XIX века) и одна каменная — праведников Захарии и Елисаветы.
Русская линия
На Пинежье отметили 475-летие святого праведного отрока Артемия Веркольского
Престольный праздник отметили в Веркольской обители на Пинежье. В начале июля исполнилось 475-лет со дня преставления святого праведного отрока Артемия, сообщает пресс-служба Архангельской епархии.
Праздничные богослужения возглавил наместник монастыря архимандрит Иосиф (Волков). На Литургии ему сослужили насельники монастыря, клирики Пинежского благочиния, а также священник Андрей Мезенцев из Новодвинска.
«В нынешнем юбилейном году паломников было особенно много, — рассказала пресс-секретарь Пинежского благочиния Людмила Соснина. — В монастырь приехали более 500 человек из Канады, Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Северодвинска, местных поселков и деревень».
После Божественной литургии богомольцы прошли крестным ходом до Артемиевской деревянной церкви, которая стоит на месте преставления праведного отрока, в трех километрах от обители. Около храма наместник монастыря совершил молебен и окропил людей святой водой.
По словам Людмилы Сосниной, паломники помогали подготовить обитель к празднику и встрече гостей: кто-то трудился на кухне, кто-то украшал храмы. Флористы из Архангельска под руководством Анны Семенихиной привезли с собой цветы и сделали из них гирлянды и композиции, которые разместили над ракой отрока Артемия, у иконы святого и на подоконниках церкви.
«Праздник закончился. Все разъехались по домам, и опять в монастыре наступила тишина, — продолжила представитель благочиния. — Но сотни людей увезли с собой непередаваемую радость от встречи, общей молитвы и пинежской природы, а также то особое ощущение благодати, которое получаешь в Артемиево-Веркольском монастыре».
Артемий, сын благочестивых родителей Космы и Аполлинарии, родился в селе Верколе Архангельской губернии в 1532 году.
Воспитанный в страхе Божием, он с пяти лет уже начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязнен, послушен родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах.
Однажды в 12-летнем возрасте святой Артемий пошел с отцом на поле. Неожиданно ударил гром, и отрок пал мертвым. Крестьяне сочли случившееся за гнев Божий, поэтому тело отрока оставили непогребенным в пустынном месте, в сосновом лесу. Произошло это 23 июня (по новому стилю — 6 июля) 1545 года.
Спустя 33 года по смерти праведного Артемия по необычному свету над лесом было обретено забытое всеми нетленное тело отрока. Тогда крестьяне перенесли тело праведного Артемия и положили его на паперти церкви святителя Николая. Бог прославил мощи праведника чудесами. Составленная опись исцелениям была доставлена митрополиту Макарию в Великий Новгород, который «после свидетельства» на другой год прислал «сотворенное празднество праведному Артемию полный праздник: стихиры и славники, и литею, и стиховну, и тропарь, и кондак, и икос, и светилен, и хвалитны и розпев под знаменем».
По молитвам святого получали исцеление многие больные, в особенности страдающие болезнями глаз. Благодарные почитатели святого отрока перенесли мощи с паперти храма в особый предел, устроенный в 1584 году.
Мезенский воевода Афанасий Пашков в благодарность за исцеление своего сына построил храм во имя святого великомученика Артемия, небесного покровителя праведного отрока. В 1619 году мощи святого Артемия были освидетельствованы и перенесены в этот храм. Через тридцать лет, когда храм сгорел, на месте вновь обретенных мощей в период правления царя Алексея Михайловича построили монастырь (1645 г.), в который перенесли мощи святого.
Русская линия
Состоялся заезд участников слёта трезвости и здоровья «Урал-2019»
9 июля состоялся заезд участников на площадку II Международного слёта трезвости и здоровья «Урал-2019», который будет работать до 16 июля. 9 июля прибыло больше двухсот человек участников. Неподалёку, в лагере православных следопытов «Княжества», который собрал более 150 человек, уже состоялось торжественное открытие с поднятием флага. Об этом сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии.
Участники приехали из Екатеринбурга и области, из Челябинска, Тюмени. Югорска, Москвы, Санкт-Петербурга, Альметьевска, Новосибирска. Волонтеры из Екатеринбурга, Ирбита и Ревды помогают размещаться участникам.
Торжественное открытие слёта состоится сегодгня, 10 июля в 14:00. Как рассказали организаторы слёта, на площадке фестиваля сейчас ждут епископа Каменского и Алапаевского Мефодия и представителей областных властей. Православные следопыты придут на поляну торжественным маршем, а после торжественного открытия скауты готовы показать всем желающим свой лагерь, обещают, что эта презентация станет настоящим приключением. А на поляне слёта все направления приступят к работе, начнётся долгожданная вторая ступень семинара по трезвенному просвещению, заработает детский городок. Перед участниками и гостями выступят протоиерей Григорий Григорьев и протоиерей Илья Шугаев.
Галина Селезнёва, диспетчер слёта рассказала, что в течение последнего месяца диспетчерский телефон не умолкал, люди звонили из самых разных уголков страны.
— Люди ещё не привыкли к тому, что появилась новая площадка — новый трезвенный слёт в Екатеринбургской епархии, до этого много лет уральские слёты проводились только в Челябинской области. Но эти мероприятия настолько привлекают православных, что они готовы ехать издалека, чтобы провести эту неделю с пользой, — отметила она.
Слова диспетчера слёта подтверждают и прибывшие на фестиваль участники.
— Мы приехали из Югорска, это Ханты-Мансийский автономный округ. Очень хочется пообщаться с протоиереями нашими — Игорем Бачининым, Григорием Григорьевым, Ильей Шугаевым. Самое главное, что прямо на площадке слёта — православный храм. Храм, вода, природа, люди — что ещё надо для счастья и полноценного отдыха православному человеку? — сказал участник слёта Сергей Таршин.
— Я участвую в работе направления «Жизнь евхаристической общины». Вместе размышляем, обсуждаем. Как строить общинную жизнь на приходе, делимся опытом. В Екатеринбурге прошло уже две конференции на эту тему, там священники екатеринбургских храмов рассказали о своём опыте построения общины. Сейчас эта тема очень актуальна для православного сообщества, — отметила Ирина Тёткина.
Вожатая детского городка Кира Еремина поделилась, что на такие мероприятия она ездит с детства с большим удовольствием.
— Я учусь в педагогическом вузе, сдала сессию и приехала сюда, будем с выпускницами педагогического колледжа Ревды вести группу детей 7 — 12 лет в нашем «Детском городке». На православные трезвенные слёты езжу с детства, это всегда очень интересно, унывать некогда, каждый раз узнаёшь что-то новое и, что очень важно, психологически комфортно, потому что добрые и весёлые люди вокруг, — уверена она.
Напомним, организаторами слёта выступают Попечительство о народной трезвости, отделы по утверждению трезвости и противодействию наркомании Екатеринбургской епархии, Иоанно-Предтеченское братство трезвения, АНО НПЦ «Традиция», БФ «Ника», администрация ГО Ревда.
С его программой можно познакомиться на сайте традиция.орг.
Русская линия