Русская линия
<< Полная сводка новостей от 6 марта 2019 >>

Посол Эстонии Маргус Лайдре приятно удивлён, как похорошела Москва благодаря восстановлению православных храмов
Представителя Эстонского государства принял Святейший Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Кирилл и посл Эстонии в Российской Федерации Маргус Лайдре5 марта 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Чрезвычайным и Полномочным послом Эстонии в Российской Федерации Маргусом Лайдре, сообщает Патриархия.Ru.

Приветствуя высокого гостя, Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил его за участие в праздновании 10-летия своего Патриаршества.

«Когда я говорю на тему Эстонии, я вспоминаю своё детство. Мои родители очень часто проводили лето в Эстонии — либо в Куремяэ, либо в Пярну, — поделился воспоминаниями Святейший Владыка. — Впервые я приехал в Пюхтицкий монастырь в 1955 году с мамой. Тогда Эстония была совсем другой, всё было иначе. Монастырь пребывал в тяжёлом положении. Перед входом в обитель находилась больница и возглавлял её врач по фамилии Кескюла, радикальный атеист, который поставил задачу закрыть монастырь. Я вспоминаю, как приехав на пасхальный период, был очень расстроен тем, что он повесил огромные динамики, направил их в сторону монастыря и включал маршевую музыку, мешая людям молиться. Вот так жили».

По словам Патриарха Кирилла, последующие посещения монастыря оставили в его душе очень тёплые и добрые воспоминания, которые были связаны ещё и с тем, что это были родные места для покойного Патриарха Алексия II. «Мы вместе с ним тоже там бывали, поэтому это важная часть моей биографии», — добавил Святейший Владыка.

В ответном слове Маргус Лайдре поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за возможность встречи. «Я не был в Москве 12 лет. Я очень удивлён в позитивном смысле, но не столько городу, сколько храмам. У нас с супругой сложилась традиция: каждое воскресенье мы посещали один маленький храм. Нас очень впечатлила красота русского народа, его духовность. Эти традиции не исчезли», — сказал Маргус Лайдре.

«Действительно, эти традиции не исчезли, хотя были задействованы очень большие силы, чтобы их разрушить», — отметил Святейший Патриарх Кирилл, по словам которого для этого использовались и политическая сила, и различного рода псевдокультурные влияния, и силовые методы.

«Много всего применялось, чтобы религиозная традиция в России была разрушена, но ничего не получилось, — подчеркнул Святейший Владыка. — Это свидетельствует о том, что мы как верующие люди уверены: если нет воли Божией на то, чтобы что-то разрушить, то ни у кого не получится это сделать. Православная Церковь даже в те трудные времена играла очень важную роль. А в 1990-е годы и в наши дни мы чувствуем особую ответственность за духовное состояние народа».

По словам Предстоятеля, сегодня у Церкви появилось больше возможностей обращаться к людям через СМИ, через большое количество учебных заведений — гимназии, духовные семинарии.

Русская линия


Число сирот в детских домах России снизилось почти до 47 тысяч
В Министерстве просвещения сообщили, что благодаря росту усыновлений и помощи семьям, оказавшимся в сложной ситуации, сирот в стране стало меньше на 46%

Дети-сиротыЧисло детей-сирот в детских домах страны снизилось с 2015 года на 46% и теперь составляет 47,1 тысяч человек, работа по улучшению их жизни и снижению числа сирот напрямую связана с реализацией нацпроекта «Образование». Об этом заявила глава министерства просвещения РФ Ольга Васильева в Хабаровске, сообщает ТАСС.

«Кардинально изменилась вообще ситуация с сиротством в нашей стране. И деятельность органов и учреждений системы профилактики, которые выявляют семейное неблагополучие на ранней стадии, устройство наших детей в семьи, улучшение их жизни в организациях напрямую связаны с интересами национальной стратегии действовать в интересах детей и в плане мероприятий, которые мы проводим в рамках десятилетия „Детство“ и национального проекта „Образование“. В 2015 году количество детей, которые воспитывались в детских домах, составляло 87 тыс. 200 человек, сегодня это 47 тыс. 101 ребенок, и мы говорим о сокращении практически на 46%», — сообщила Васильева.

Она уточнила, что число ежегодно выявляемых детей-сирот сократилось на 14,8% с 58 тыс. 161 ребенка в 2015 году до 49 тыс. 520 в 2017 году. За этот период, уточнила она, число детей, которых передали на воспитание в замещающие семьи, в том числе, под предварительную опеку, и возвращали родителям, ежегодно превышало число выявляемых детей.

При этом, по словам Васильевой, увеличилось число сирот-подростков, сирот-инвалидов и сирот из многодетных семей. «На 78% больше в государственном банке данных подростков, чем было ранее, на 32% больше детей-инвалидов, чем было ранее, и на 49% больше братьев и сестёр, чем было ранее в предыдущие несколько лет», — привела статистику Васильева, призвав уделить анализу этого вопроса пристальное внимание.

Русская линия


«Этого нельзя сделать сразу» или «Томос — не является Символом веры»
В «ПЦУ» пытаются оправдаться перед Фанаром в связи с категорическим отказом приходов УПЦ КП в США и Европе переходить в подчинение Константинопольскому Патриархату

Патриарх Варфоломей лобызает новоизбранного главу украинских раскольников ЕпифанияГлава «ПЦУ» Епифаний Думенко попытался убедить украинские СМИ в том, что в Европе и США уже начался процесс передачи приходов УПЦ КП Константинопольскому Патриархату, однако его слова более напоминали попытку оправдаться перед Фанаром, чем констатацию реальности.

«Просто, возможно, это не обнародуется официально. Мы ведём переговоры, общение. Это сразу невозможно сделать. Но уже сейчас, например, в Европе есть много приходов, которые самостоятельно изъявили желание подчиняться Вселенскому Патриархату», — заявил Епифаний.

При этом он не назвал ни одного реального прихода, который уже передан Фанару. Тем временем, появились сообщения о том, что представители «Киевского патриархата» заграницей категорически не хотят подчиняться турецкому Патриарху, сообщает СПЖ.

Так, 3 марта 2019 во время годового отчётно-выборного приходского собрания община Свято-Троицкого прихода «Киевского патриархата» в городе Бриджпорт штата Коннектикут США приняла единогласное решение остаться под юрисдикцией «ПЦУ». Об этом в Facebook сообщил настоятель прихода Александр Двинятин.

Он добавил, что за богослужением члены его общины планируют поминать «Предстоятеля ПЦУ Блаженнейшего митрополита Епифания и Святейшего Патриарха Филарета». «Относительно заграничных приходов ПЦУ: Томос — не является Символом веры, воспринимайте его как Типикон», — заявил Двинятин.

В комментариях под новостью о решении Свято-Троицкого прихода в Бриджпорте настоятель Свято-Вознесенского храма УПЦ КП в городе Клифтон штата Нью-Джерси Алексей Гольчук также заявил, что его община не планирует переходить в Константинопольский Патриархат.

«Holy Ascension Church у Clifton NJ есть и будет оставаться в составе Украинской Церкви с центром в Киеве — поместной Православной Церкви Украины. Этот вопрос наш приход решил много лет назад. Никто не имеет права забирать свободу у людей в том числе кого считать своим предстоятелем», — написал Гольчук.

Немецкий деканат УПЦ КП в городе Кельне в Германии также решил отказаться от перехода под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, сообщил в Facebook «священнослужитель» ПЦУ Владимир Чайка.

«Хорошая новость. На наших приходских собраниях, состоявшихся 17 февраля, мы также проголосовали за принадлежность Киеву», — написал Чайка.

Позднее он сообщил в Facebook и о встрече с главой ПЦУ Епифанием Думенко, которому передал волеизъявление своей общины «в отношении юрисдикционной принадлежности».

Таким образом, между Фанаром и «ПЦУ» растёт напряжение. Украинские раскольники получили от Патриарха Варфоломея всё, что хотели, со своей же стороны не собираются ограничивать свою власть только Украиной, как того требовали фанарские представители.

Русская линия


За недостойное поведение
В Тбилисской духовной семинарии призвали к ответу преподавателя, который обозвал больными тех, кто не хочет признавать «ПЦУ»

Гоча БарновУчёный совет Тбилисских духовных школ временно отстранил от занятий преподавателя семинарии Гоча Барнова, который настолько увлёкся агитацией за признание «ПЦУ», что в одном из своих интервью опустился до откровенных оскорблений в адрес тех иерархов и Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которые не разделяют его мнения, сообщает грузинский портал Accentnews. ge.

Профессор Тбилисской духовной семинарии буквально заявил, что те, кто выступают против автокефалии «ПЦУ» являются больными людьми.

Скандал, вызванный словами Барнова, заставил обратить внимание на интервью администрацию семинарии, которая вызвала преподавателя на Учёный совет и попросила объяснить свои слова. Ничего вразумительного в своё оправдание сторонник украинских раскольников сказать не смог и в семинарии решили пока приостановить с ним сотрудничество.

«Может быть, это был немного резкий тон, но я не обидел ни одного Патриарха, потому что ни о ком конкретно не говорил. Ни один Патриарх, кроме России, решение ещё не принял, поэтому эти общие фразы по отношению к ним, не могли никого обидеть», — попытался оправдаться Барнов, перейдя к откровенной лжи.

Как известно, о своём нежелании признавать «ПЦУ» уже заявила не только Русская, но и Антиохийская, Сербская, Кипрская, Польская и Чехословацкая Поместные Православные Церкви.

Русская линия


Джеффри Пайетт: Мы видели попытки Русской Церкви подорвать роль Вселенского Патриарха
Посол США объяснил, почему взял на контроль создание портала «Ромфея.Новости» и уделяет столько внимания информационной политике в Греции

Посол США в Греции Джеффри Пайетт принял членов редакции агентства РомфеяПосол США в Афинах Джеффри Пайетт выразил озабоченность по поводу возможности проведения кампании дезинформации по мере приближения выборов в Греции, сообщает портал «Ромфея.Новости».

Выступая на телеканале ANT1, посол США подчеркнул, что «все открытые общества уязвимы перед этими новыми инструментами». «Мы видели доказательства такого рода манипуляций с информацией в Греции», — заявил посол США.

В качестве примера он привёл попытки Русской Православной Церкви «подорвать роль Вселенского патриарха», и дал понять, что США поддерживают Патриарха Варфоломея.

«Я не могу сказать вам, что я видел доказательства усилий, чтобы вмешаться в предстоящие выборы в Греции, но наша цель сегодня — повысить осведомленность, чтобы демократические институты Греции, свободная пресса Греции, которые все довольно сильны, могли быть бдительными и способными реагировать», — заявил американский представитель.

Странно слышать, что информационной политикой в Греции почему-то решил заняться посол США, хотя заботиться об информационной безопасности страны должны сами греческие власти. Ранее Джеффри Пайетт принял у себя редакторский состав греческого церковного агентства «Ромфея.Новости» — нового греко-американского портала, который начал работу около месяца назад.

Работа в этом направлении со стороны посольства США в Греции продолжается.

Русская линия


В новой редакции
В монастыре Царственных страстотерпцев на Ганиной яме прошла презентация нового перевода книги следователя Соколова о расследовании убийства Императорской семьи

Новый перевод книги Соколова о расследовании убийства Царской семьиВ музейно-выставочном центре монастыря Царственных страстотерпцев на Ганиной яме состоялась презентация книги «Расследование убийства Российской императорской семьи», являющейся современным переводом с французского языка прижизненного издания следователя по особо важным делам Николая Алексеевича Соколова об убийстве семьи Николая II в июле 1918 года, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.

Эта долгожданная книга появилась благодаря екатеринбургскому издательству «Державное наследие». Переводчик книги Сергей Нечаев не смог приехать на презентацию, но передал её участникам пожелания, чтобы всё, «что ещё сегодня неизвестно нам о Соколове, по возможности стало открытым, чтобы у наших сограждан появились новые возможности обратиться к его открытиям».

Своё видеообращение к участникам презентации передал также известный российский режиссер-документалист Сергей Мирошниченко, который занимается темой Царской семьи ещё с тех времен, когда о канонизации страстотерпцев не было и речи.

Сергей Мирошниченко в своих фильмах снимал редкие кадры, связанные с расследованием Соколова. Например, кадры распродажи документов, который получил от вдовы Николая Алексеевича князь Орлов, редактор первого русского издания книги «Убийство Царской семьи».

До сих пор читателям, интересующимся «романовской» темой, был известен один-единственный русский вариант этой книги, опубликованной в 1925 году, после смерти следователя Соколова, князем Н. Орловым. Князь Орлов, как известно, был женат на одной из родственниц Императора Николая II. В семье князя по-разному относились к Романовым. В своё время Орлов был отлучён от дворца за распространение лживых слухов об Императрице, о Распутине. Он настолько не мог спокойно относиться к Александре Федоровне, что пил валерьянку в её присутствии, но и при этом постоянно делал гнусные выпады в её сторону. Поэтому отношение к Орлову у многих читателей было неоднозначным.

Книга, которая была издана под другой редактурой, для русских читателей сразу стала интересна.

О ней, о сравнении двух русских текстов рассказал собравшимся редактор перевода, составитель биографии Н.А. Соколова, кандидат исторических наук, научный сотрудник института истории и археологии УрО РАН Михаил Вебер:

«Сравнение текста этих двух книг показывает, что между ними есть некоторые отличия. Безусловно, это одна книга, но в разных редакциях. Разница видна уже в названии. На русском языке в 1925 году она именовалась «Убийство Царской семьи», на французском это звучит как «Расследование убийства Российской императорской семьи», то есть акцент сделан на работе следствия. Отличается несколько и количество глав. В новом переводе — 25 глав, в первом русском издании — 26, но это из-за того, что одна из глав была разбита на 2 части. Имеется много незначительных различий в тексте, это, по-видимому, работа редакторов перевода. Я бы не стал противопоставлять эти книги, скорее, они дополняют друг друга. Поскольку мы в церковной аудитории, думаю, будет уместно следующее сравнение: есть Евангелие от Матфея, а есть — от Луки — они рассказывают об одном и том же, но по-разному. И мы не можем сказать, что они перечеркивают друг друга. Нет, дополняют, позволяя нам глубже узнать об Евангельских событиях. Так и нам разные издания книги Соколова позволяют глубже узнать о ходе мысли автора, помогают понять, как он пришел к своим выводам.

Русский перевод, на мой взгляд, является прекрасным стимулом для современных исследователей к поиску рукописей Соколова. Если они будут найдены, тогда — к научному осмыслению самого хода следствия. Тот, кто когда-нибудь писал книги, понимает, что написание является мучительным ходом мысли, всегда что-то добавляется, что-то отсеивается. Я допускаю такую возможность, что какие-то фрагменты текста могли не попасть ни во французское издание, ни в первое — русское. Но для нас публикация таких фрагментов сегодня представляла бы особый интерес. Однако это дело будущего.

Я написал небольшое предисловие к вышедшему изданию, в котором попытался сделать акцент на малоизвестных фактах из жизни Соколова. Например, часто пишут, что Соколов из Пензы пробирался в Сибирь, переодевшись крестьянином. Это не совсем корректно. Под видом крестьянина он перешел линию фронта из Пензы — в Сызрань. Из Самары в Сибирь он уже ехал на поезде, так как это была территория, контролируемая белыми.

У Соколова была возможность уехать из Пензы еще в 1918 году, когда город на недолгое время занимали бойцы Чехословацкого корпуса. Но он тогда решил не уезжать с ними, а остаться, чтобы вести подпольную борьбу с большевиками. Бежал он лишь тогда, когда по всему Поволжью начались акции красного террора, когда начали арестовывать всех, кто занимал какие-либо должности при царской власти.

В Сибири Соколов получил распределение сначала в Иркутский окружной суд, через несколько месяцев — в Омский окружной суд, и только после этого получил назначение на должность следователя по делу убийства Царской семьи. Он блестяще выполнил свою работу, несмотря на то, что она шла в тяжелейших условиях военного времени.

В предисловии к книге я также поправил ошибку, кочующую из издания в издание, посвященных Соколову. Ранее говорилось о жене Соколова Барбаре. Предполагалось, что это француженка. Однако, как выяснилось, это Варвара Владимировна Ромодановская, потомственная русская дворянка, с которой Соколов познакомился в Екатеринбурге, и которую часто привлекал, как это следует из материалов следствия, в качестве понятой. Надеюсь, что сейчас эта ошибка перестанет тиражироваться".

Работа над предисловием книги Соколова, над изучением биографии следователя привела М.И. Вебера к тому, что издательство «Державное наследие» решило выпустить биографический очерк о Николае Алексеевиче Соколове, он полностью подготовлен к печати.

Книгу «Расследование убийства Российской императорской семьи» можно приобрести в иконной лавке монастыря на Ганиной яме. Вскоре здесь же появится и очерк М.И. Вебера «Документальные свидетельства о жизни и деятельности Судебного следователя Н.А. Соколова, рассказали организаторы мероприятия.

Презентация вызвала немало вопросов у присутствовавших. Людей интересовали подробности биографии следователя, нюансы отличий текстов. Так как среди слушателей были представители архивных учреждений Пермского края, то их волновали нюансы расследования Соколова в Перми. Разговор специалистов получился настолько интересным, что продолжился за монастырской трапезой, где были обсуждены совместные действия музея монастыря и архивистов по организации предстоящей июньской выставки, посвященной годовщине со дня рождения следователя Соколова.

Русская линия


Администрация Волыни опровергла сообщения украинских СМИ
На Волыни официально перешла в «ПЦУ» лишь одна религиозная община УПЦ, заявила чиновница Волынской ОГА

газетная уткаГромкие заявления украинских СМИ о том, что якобы в Волынской области Украины зафиксировано больше всего — почти 100 — так называемых «переходов» приходов УПЦ в новую «Православную церковь Украины», в очередной раз оказались откровенной ложью, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Как свидетельствует официальная статистика, на сегодня на Волыни из 671 общины УПЦ официально перешла, зарегистрировавшись в Управлении культуры по вопросам религий и национальностей Волынской ОГА, только одна религиозная община — села Жидичин.

Более того, ни один приход «Киевского патриархата» и УАПЦ официально не перешли к «ПЦУ».

В то же время, согласно законодательству, общины «Киевского патриархата» и УАПЦ также должны переходить в «ПЦУ», а именно — проводить собрания приходов, принимать соответствующее решение и осуществлять процедуру перерегистрации устава. Однако эти приходы почему-то не спешат.

«На сегодня проведены собрания в общинах УПЦ. Среди общин „Киевского патриархата“ пока официально переходов нет», — заявил начальница Управления культуры по вопросам религий и национальностей Волынской ОГА Ольга Чубара.

Сейчас на Волыни действуют 1667 религиозных организаций, из них общин УПЦ — 671, «Киевского патриархата» — 415, УАПЦ — 17.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем начало Династии Романовых, а также чтим память выдающихся русских писателей Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова и архитектора А.Н.Воронихина

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 1613 г. рис А .Д .Кившенко В этот день 21 февраля 1613 г. (в тот год это было первое воскресенье Великого поста, неделя Торжества Православия) состоялось последнее торжественное заседание Земского Собора, на котором был избран на царствование первый Государь Династии Романовых Михаил Феодорович. Перед тем после жарких споров на заседании Собора 7 февраля одновременно было подано две грамоты от некоего дворянина из Галича и от донского атамана, где прирожденным государем назывался 16-летний Михаил Феодорович Романов. «Таким образом, и земщина и казачество, всегда между собой враждовавшие, произнесли одно имя, на котором сошлись все лучшие чувства Русских людей и которое должно было всех примирить», — пишет А.Д.Нечволодов в своих «Сказаниях о Русской Земле». Но чтобы новый царь стал избранником всей земли, было решено разослать по городам посланников Собора, которые должны были разузнать, как отнесется народ к этому выбору. После этого и состоялось последнее заседание Собора.

Вот как описывает это событие Нечволодов: «В воскресенье, в неделю Православия, „в большом Московском дворце в присутствии, внутри и вне, всего народа от всех городов России“ состоялось последнее торжественное заседание Собора. Были собраны мнения от каждого чина, и все они оказались одинаковы: все единогласно указывали, что царем должен быть Михаил Феодорович Романов. Вслед за тем Феодорит, архиепископ Рязанский, Авраамий Палицын, Иосиф, Новоспасский архимандрит, и боярин Василий Петрович Морозов вышли на Лобное место и обратились к собравшемуся здесь всенародному множеству с вопросом: „Михаила Феодоровича Романова в цари Московского государства хотите ли?“. Восторженные клики согласия послышались на это в ответ. „В той же день бысть радость велия на Москве, и поидоша в соборную апостольскую церковь Пречистыя Богородицы и пеша молебны з звоном и со слезами. И бяше радость велия, яко изо тьмы человецы выидоша на свет, — говорит летописец. — Он же благочестивый государь того и в мысле не имяше и не хотяше: бывшу бо ему в то время у себя в вотчине, тово и не ведяше, да Богу он годен бысть. И за очи помаза его Бог елеем святым и нарече ево царем“. Так кончилось на Руси Смутное время, вызванное пресечением царского рода из дома Иоанна Калиты».

21 февраля 1852 года в Москве отошел ко Господу великий русский писатель и православный мыслитель Н.В.Гоголь.

Николай Васильевич ГогольНиколай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1804 года в Малороссии в семье помещиков среднего достатка. Гоголь окончил Нежинскую гимназию высших наук, служил в Петербурге чиновником в Департаменте уделов. В этот период Гоголь завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В.А.Жуковским, П.А.Плетневым, А.С.Пушкиным. Своими повестями, вначале на темы из украинской жизни, а потом более глубокими произведениями петербургского периода, писатель быстро завоевал популярность.

Но не только литературными произведениями, включая такие бессмертные творения как «Ревизор», «Невский проспект», «Тарас Бульба», «Мертвые души» и др., прославился писатель. Гоголь оставил заметный след в русской философии и идеологии русского консерватизма. Особое значение в творчестве Гоголя имеют православно-публицистические произведения «Выбранные места из переписки с друзьями» и «Размышления о Божественной литургии».

В «Выбранных местах из переписки с друзьями» великий русский писатель отмечал: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что Вы русский. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви ведет Сам Бог. Но не полюбивши Россию, не полюбить нам братьев своих, а не полюбивши своих братьев, не возгореться нам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись Вам».

Не мало размышлял Гоголь и на религиозные темы: «Полный и всесторонний взгляд на жизнь остался в Восточной церкви — в ней простор не только душе и сердцу человека, но и разуму во всех его верховных силах», — считал писатель. «Верховная инстанция всего есть Церковь», «Церковь одна в силах разрешить все узлы, недоумения и вопросы наши». «Есть внутри земли нашей примиритель, который покуда не всеми виден, это — наша Церковь.

В ней правило и руль наступающему новому порядку вещей, — и чем больше вхожу в нее сердцем, умом и помышлением, тем больше изумляюсь чудной возможности примирения тех противоречий, которых не в силах теперь примирить Западная церковь.., которая только отталкивала человечество от Христа".

В этот же день, 21 февраля 1895 года в Петербурге скончался выдающийся русский писатель Н.С.Лесков.

Николай Семенович ЛесковНиколай Семенович Лесков родился 4 февраля в Орловской губернии в семье следователя, выслужившего дворянство, был внуком священника. Внезапная смерть отца и «бедственное разорение» семьи вынудили Лескова переехать в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и начать служить — в начале в Киевской казенной палате, а затем в частной коммерческой компании. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни «в самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете «Современная медицина», в популярном петербургском журнале «Отечественные записки».

С переездом в Петербург в 1861 г. началась интенсивная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые беллетристические опыты — жанровые картинки, путевые заметки, нравоописательные очерки. Лесков выступал как последовательный противник революционных взглядов, что в полной мере проявилось в его антинигилистических романах: «Некуда», «На ножах», в которых автор где талантливо показал внутренний крах революционной мечты и нарисовал яркие портреты «мошенников от нигилизма».

Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника «Соборяне» (1872 г.), в которой Лесков дал обобщенный образ национального бытия и самостоятельную концепцию русской жизни. Широкий читательский успех также снискали рассказы «Запечатленный Ангел» (1872 г.), повесть «Очарованный странник» (1873 г.), «Левша» (1881 г.), «Тупейный художник», (1883 г.) и др.

Но излюбленной темой писателя была религиозная жизнь русского общества. Прежде всего, Лесков стал знаменит как знаток духовной и бытовой жизни русского народа. Ему удалось создать прекрасные образы русских праведников («у нас не переводились, да и не переведутся праведные»), а его романы и повести вошли в сокровищницу русской литературы.

Андрей Никифорович Воронихин 21 февраля 1814 года скончался выдающийся русский архитектор, президент Академии художеств, один из основоположников русского ампира А.Н.Воронихин.

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 года в Пермской губернии в семье крепостных. Будучи отпущенным на волю графом Строгановым, который принял самое деятельное участие в судьбе молодого человека, проявившего большие художественные способности, Воронихин путешествовал по России, Франции и Швейцарии, где изучал живопись, архитектуру, механику, математику, естественные науки.

С 1800 г. Воронихин преподавал в Академии художеств. Архитектору удалось создать новый простой и строгий тип общественного здания, в своем архитектурном образе выражающий мощь и величие Российской Империи. Таким зданием стал построенный Воронихиным Казанский собор в Петербурге, образовавший своей колоннадой на Невском проспекте площадь, ставшую центром притяжения для окружающих зданий. Не менее известно и здание Горного института, построенное по проекту архитектора. Воронихин также участвовал в строительстве дворцово-парковых ансамблей Петергофа и Павловска; неосуществленными остались его проекты Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя.

Сегодня же наша Церковь поминает мученическую кончину простой русской женщины Ольги Кошелевой.

Мученица Христова Ольга Семеновна Кошелева родилась 2 июля 1874 года в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии в обычной крестьянской семье. Была замужем за рабочим кожевенной фабрики в Москве Андреем Кошелевым и жила вместе с мужем и детьми неподалеку от храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, прихожанкой которого была много лет

27 октября 1938 года святая была арестована по доносу секретного осведомителя, как активная церковница и заключена в Таганскую тюрьму. Следователь предъявил Ольге Семеновне обвинение в контрреволюционной деятельности, заключавшейся в её словах.

Из материалов допросов:

«Я говорила, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, и сейчас еще раз это говорю».

Были вызваны свидетели, в частности, председатель церковного совета Успенской церкви, но они подтвердили только, что Ольга Семеновна в присутствии прихожан говорила:

«Господи, что только делается на белом свете, всюду церкви закрываются без согласия верующих, а духовенство и верующих безвинно арестовывают и высылают в отдаленные места. Это не жизнь, а одно мучение».

Однако никто из свидетелей не обвинил Ольгу Семеновну в высказывании террористических настроений, а вызвать в качестве свидетеля осведомителя следователь на захотел. Прокурор счёл преступление доказанным только на основании агентурных донесений секретного осведомителя, имя которого НКВД не захотело раскрыть, и скрывает до сих пор.

Дело было направлено прокурором для внесудебного рассмотрения в Особое Совещание при НКВД, но Ольга Семеновна скончалась в московской Таганской тюрьме до рассмотрения дела в Особом Совещании 21.02/6.03 1939 года. Место погребения мученицы остаётся не известным. Имя страдалицы за Христа Ольги Кошелевой внесено в святцы Русской Православной Церкви определением Священного Синода 6 октября 2005 года по представлению Московской епархии.

Русская линия


В Екатеринбурге началась подготовка к Императорскому балу — 2019

Екатеринбургская епархия начала работу над проведением Императорского бала — 2019, сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии. Напомним, бал в честь дня рождения государя Николая II является традиционным ежегодным событием и проводится Екатеринбургской епархией по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла совместно с администрацией губернатора Свердловской области при поддержке регионального министерства образования и молодежной политики.

Все общеобразовательные учреждения Екатеринбурга и области получили от организаторов приглашение принять участие в конкурсном отборе и положение о проекте. К участию в бале приглашены учащиеся выпускных классов общеобразовательных учреждений, имеющие по итогам промежуточной аттестации за 11 класс по всем предметам «отлично», либо не более двух отметок «хорошо», а также призеры всероссийских и международных олимпиад.

Для того чтобы попасть на Императорский бал, кандидатам нужно пройти испытание — написать эссе на одну из 13 предложенных организаторами исторических и духовных тем. Итоги конкурса подведет комиссия, в составе которой — историки, педагоги вузов, священнослужители, деятели культуры и искусства. Авторы 100 лучших эссе станут участниками Императорского бала.

«Участники проекта — это не просто лучшие выпускники, которые могут получить медали за особые успехи в учении», — рассказала координатор проекта «Императорский бал», руководитель культурных программ центра «Царский» Елена Хоменко. «Наряду с высокими достижениями в учебе эти юноши и девушки имеют четкую гражданскую позицию, которую они отражают в эссе. Эта позиция связана с бережным отношением к истории нашего Отечества, любви к своей Родине. Участники Императорского бала — молодежная элита нашей страны, имеющая способности и желание изменить мир к лучшему. Но любовь к своей стране не возможна без глубокого знания истории Отечества. Императорский бал позволяет участникам взглянуть на произошедшие в начале ХХ века события с другой стороны, отличной от той, что преподносят учебники, написанные в советский период, пересмотреть сложившееся в обществе мнение об императоре Николае II, увидеть и оценить неимоверный вклад этого выдающегося правителя в процветание государства».

Перед балом ребята пройдут специальную подготовку: примут участие в экскурсиях, беседах, тренингах, творческих встречах, дискуссиях, мастер-классах, лекциях, занятиях по хореографии.

На Императорском балу каждый учащийся получит золотую или серебряную медаль «Преуспевающему». Медали будут вручать митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Награды созданы по образцу юбилейных золотых и серебряных медалей 1913 года, которые были утверждены Николаем II в честь 300-летия царствования дома Романовых для выпускников гимназий.

Отметим, что первый Императорский бал состоялся в мае 2012 года в Доме Севастьянова и был приурочен к 400-летию воцарения Дома Романовых. Екатеринбургская епархия учредила золотую и серебряную медали «Преуспевающему» по подобию медалей, которые были созданы по указу Николая II в честь 300-летия правления Романовых. До этого в России награды за успехи в учебе выпускались для учеников мужских гимназий по велению императора Николая I, а для гимназисток — отличниц по решению Александра II.

Подробная информация размещена на сайте «Императорский-бал.рф».

Русская линия


В Казани нашли церковь 1712 года

При обмерах храма Макария Желтоводского (начало ХХ века) в Адмиралтейской слободе Казани исследователи обнаружили конструкции раннего храма, построенного в 1712 году. Он считался почти полностью утраченным, рассказал в интервью агентству «Татар-информ» казанский епархиальный архитектор Степан Новиков, передаёт портал «Хранители наследия».

Облик Макарьевской церкви 1712 года, в стиле «московского барокко», известен по старинным фотографиям. Это был кубический трехпрестольный храм с двумя апсидами и восьмигранной ярусной колокольней. В 1907—1916 гг. с востока, со стороны алтарей, к старому храму был пристроен огромный новый, в «русском стиле».

При советской власти церковный комплекс (службы прекратились в 1936 году) оказался частью тюрьмы (ныне СИЗО № 2). Храм ХХ века был лишен завершений, перепланирован, разгорожен на камеры и «приспособлен» под тюремные нужды. Над древней церковью были надстроены два новых этажа; снаружи храм был перестроен до полной неузнаваемости и считался утраченным, хотя в официальных списках памятников и значилась по традиции дата «1712».

Епархиальный архитектор вел обмеры храма ХХ века в связи с предстоящей передачей его верующим, о чем церковная и градозащитная общественность Казани ведут переговоры с властями. Конкретные сроки передачи храма зависят от перспектив строительства нового здания для СИЗО. Его планируется завершить не ранее 2026 года. В недрах советской пристройки и обнаружился старинный храм.

«Над более древней трехпрестольной церковью Рождества Пресвятой Богородицы в советские годы были надстроены два этажа — там располагалась администрация тюрьмы. Церковь стала абсолютно на себя не похожа, но при этом в здании сохранились в достаточно хорошем состоянии апсиды, нижние этажи, нет трещин в церковных стенах, в то время как верхние, надстроенные этажи трещат по швам», — пояснил епархиальный архитектор.

Архивные чертежи церкви сохранились в Национальном архиве Республики Татарстан. Они будут использованы при разработке проекта реставрации церковного комплекса.

Русская линия


Гимназия Святителя Василия Великого объявляет о старте стипендиальной программы Константина Малофеева

Гимназия Святителя Василия Великого объявляет о старте стипендиальной программы Константина Малофеева — всероссийского конкурсного отбора стипендиатов на 2019/2020 год среди учащихся 8−11 классов для бесплатного обучения в ведущей православной частной аккредитованной гимназии с углублённой подготовкой к поступлению в престижные отечественные вузы, информирует Православие.Ru.

Стипендия основателя Гимназии Константина Малофеева будет предоставлена 40 самым одарённым школьникам со всей России, что обеспечивает поступление в гимназию без вступительного взноса, бесплатное обучение по общеобразовательной программе, посещение кружков и секций, четырёхразовое питание и при необходимости проживание в пансионе.

В конкурсном отборе на соискание стипендии, который продлится до 30 апреля 2019 года, смогут принять участие ученики 8−11 классов со всей России. Для этого необходимо заполнить заявку на официальном сайте Гимназии Святителя Василия Великого, предоставив портфолио о предыдущем опыте обучения и достижениях ребёнка, успешно сдать четыре вступительных экзамена, запланированных на начало мая 2019 года, и пройти собеседование.

Условием получения стипендии Константина Малофеева являются гражданство Российской Федерации, православное вероисповедание, успеваемость на «отлично» и «хорошо», дополнительным преимуществом является наличие у соискателя статуса победителя или призёра Всероссийской олимпиады школьников и иных конкурсов и олимпиад.

Гимназия Святителя Василия Великого учреждена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II российским меценатом Константином Малофеевым в 2006 году.

В Гимназии Святителя Василия Великого предлагается углублённое изучение английского, второго иностранного и древних языков. Это учебное заведение является авторизованным центром по подготовке к международным Кембриджским экзаменам — ежегодно более 100 гимназистов подтверждают высокий уровень владения английским языком. Кроме того, гимназистам доступен богатый выбор программ дополнительного образования: спортивные секции, музыкальная и художественная студии, языковые и научные кружки.

Преподавательский состав: 11 кандидатов наук и 35 учителей с высшей квалификационной категорией. Среди учителей Гимназии — победитель всероссийского конкурса «Учитель года 2017» Иван Смирнов. На каждого педагога приходится 5 гимназистов, а в классе учится не более 16 человек, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.

В 9-м классе гимназисты выбирают один из четырёх профилей: «Альфа» (экономика); «Бета» (политика и право); «Гамма» (естественные науки); «Дельта» (филология), что обеспечивает углублённое изучение предметов, необходимых для поступления.

Подробнее о стипендиальной программе: http://www.vasiliada.ru/students/stipendialnaya-programma/

Справки: novoselova@productionru.com, +7 (910) 468-17-32, Надежда Новосёлова

Русская линия


Иерарх Русской Православной Церкви принял участие в интронизации митрополита Буэнос-Айресского и всей Аргентины

2 марта 2019 года в Буэнос-Айресе в Георгиевском Кафедральном соборе Аргентинской митрополии Антиохийского Патриархата состоялась интронизация нового митрополита Буэнос-Айресского и всей Аргентины Иакова, в которой принял участие иерарх Русской Православной Церкви митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий, информирует служба коммуникаций ОВЦС.

На следующий день митрополит Буэнос-Айресский и всей Аргентины Иаков совершил первую после своей интронизации Божественную литургию в сослужении собора иерархов Антиохийского Патриархата, епископа Диоклийского Кирилла (Сербская Православная Церковь), а также митрополита Аргентинского и Южноамериканского Игнатия и епископа Каракасского и Южно-Американского Иоанна (Русская Православная Церковь Заграницей).

По окончании литургии владыка Игнатий тепло поздравил митрополита Иакова с его торжеством и преподнёс ему памятную панагию.

Русская линия


В Москве прошла пресс-конференция, посвященная Дню православной книги

4 марта 2019 года в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная Дню православной книги, сообщает пресс-служба Издательского совета РПЦ.

День православной книги приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года (14 марта по новому стилю). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2010 года День православной книги отмечается во всех епархиях Русской Православной Церкви.

В пресс-конференции приняли участие: председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, заместитель главы Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы Константин Блаженов, помощник председателя Издательского Совета Дмитрий Володихин, главный редактор журнала «Историческое обозрение» Сергей Алексеев.

Митрополит Климент сообщил журналистам, что недавно вернулся из Казахстана, где впервые проводилась выставка «Радость Слова», приуроченная к Дню православной книги. В Москве, по сложившейся традиции, главным торжественным событием станет встреча Святейшего Патриарха Кирилла и мэра Москвы Сергея Собянина со школьниками в Храме Христа Спасителя. Мероприятие состоится 19 марта, на него будут приглашены 1300 детей из Москвы, Подмосковья и ближайших к столице областей. Дети получат памятные подарки — наборы книг и сладости, состоится показ музыкально-художественной постановки на историческую тему. Также в течение марта во всех регионах России пройдет более пяти тысяч мероприятий. Информация о них размещена на сайте Издательского Совета.

Владыка Климент напомнил, что главной книгой для христианина является Новый Завет, и процитировал слова А.С. Пушкина о «божественном красноречии» Евангелия. Архиерей высоко оценил творчество номинантов и лауреатов Патриаршей литературной премии — Владимира Крупина, Бориса Екимова, Виктора Николаева, священника Николая Блохина, в чьих произведениях отображен православный взгляд на мир.

Заместитель главы Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы Константин Блаженов рассказал о подготовке к Дню православной книги: в этом году запланировано более 320 мероприятий для разных поколений москвичей, которые пройдут в школах, библиотеках, вузах, центрах социальной поддержки.

О значении православной книги для русской культуры рассказал помощник председателя Издательского Совета Дмитрий Володихин. По его мнению, Православная Церковь сыграла определяющую роль в русском просвещении. Особую роль Церкви в просвещении людей также отметил главный редактор журнала «Историческое обозрение» Сергей Алексеев.

Участники пресс-конференции пригласили всех желающих посетить мероприятия Дня православной книги, а также призвали включать в свой круг чтения литературу, которая рассказывает о красоте духовного мира человека, учит добру и вере в Бога.

Русская линия


День православной книги отметят в Минске 7 марта

7 марта 2019 года в Национальной библиотеке Беларуси (город Минск, проспект Независимости, 116) по благословению митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, состоится празднование Дня православной книги, сообщает официальный сайт БПЦ.

Организаторы мероприятия — Издательский совет Белорусской Православной Церкви, Министерство культуры Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, Национальная библиотека Беларуси, Елисаветинский женский монастырь.

Торжественный акт в честь праздника начнется в конференц-зале Национальной библиотеки Беларуси в 16:00. Мероприятие возглавит митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

В числе приглашенных гостей — священнослужители Белорусской Православной Церкви, представители Министерства культуры и Министерства образования Беларуси, руководители местных исполнительных органов, главы и сотрудники дипломатических миссий, аккредитованных в Республике Беларусь, ректоры и студенты духовных и светских высших учебных заведений Беларуси и др.

В программе празднования Дня православной книги:

— презентация книг Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Издательство Московской Патриархии);

— выставка книг Издательства Московской Патриархии;

— экспозиция книг белорусских православных издательств: Издательства Белорусского Экзархата, Издательства Елисаветинского монастыря, Братства в честь святого Архистратига Михаила, Издательства Петро-Павловского собора в Минске и Издательства Дмитрия Харченко, которые представят свои новинки детской литературы, православных художественных изданий, творений святых отцов и учителей Церкви, а также катехизических духовно-просветительных книг.

Вход на торжественный акт — по пригласительным билетам, на все остальные мероприятия Дня православной книги — свободный.

Представители СМИ приглашаются к 15:00. Заявки на аккредитацию присылать на электронный адрес: berdyuginaevgeniya@mail.ru. Справки по телефонам: 80 333 496 327 (Евгения Бердюгина); 80 298 757 147 (Мария Дадалко); 80 292 704 494, 80 291 854 788 (Валентина Алексеевна Степанова).

Русская линия


В Москве открылась выставка «Святая гора и сокровенная Россия»

Выставка «Святая гора и сокровенная Россия» открылась в музее храма Христа Спасителя. В экспозиции — полотна современных мастеров, посвященные духовной связи между Русской церковью и Афоном — автономным монашеским государством на территории Греции, сообщает телеканал «Культура».

Выставка в музее храма Христа Спасителя объединяет работы пяти современных художников, посвященных монашеским обителям Афона и России. Духовным, историческим и культурным связям между ними уже больше тысячи лет. Богомольцы из России — от простых крестьян до великих князей — с незапамятных времен совершали паломничество на Святую гору. Среди них всегда было и остается много представителей творческой интеллигенции.

«Я приезжаю на Афон в любой монастырь — Дохиар, Великая Лавра, Иверон, Филофей, Ставроникита — можно перечислять, где я был. Греческие монахи всегда принимают с лаской, любовью и теплотой. Для меня это мои монастыри, как бы это парадоксально ни звучало», — поделился народный художник России Дмитрий Белюкин.

Кисти Дмитрия Белюкина принадлежит картина, запечатлевшая Киево-Печерскую лавру в ранние предрассветные часы. А вот работа Валерия Страхова — морозное небо Москвы. На полотнах почти нет людей. Кажется, время остановилось и эти картины написаны не вчера, а 100 или даже 1000 лет назад.

«Отрадно видеть, что художники, которые потрудились над этими полотнами, восприняли традицию и постарались изображать не только внешний ряд, но именно духовное сокровенное содержание», — отметил епископ Домодедовский Иоанн.

Участники выставки объединены в группу «Русский мир», главным принципом является следование русской реалистической традиции в живописи и христианское мироощущение, которым пронизаны все полотна.

«Мы не приемлем ничего, что связано с модернизмом, что связано с искажением образа красоты Божьего мира. Поэтому нашей задачей является отображение этой красоты, но не как самобытной красоты, а как формы благодарения творения своему Творцу», — пояснил заслуженный художник РСФСР Николай Анохин.

Работа Николая Анохина под названием «Агиохронос» (по-русски «Священное время») состоит из нескольких фрагментов, каждый из которых изображает один и тот же пейзаж в разное время суток. По словам художника, в своей картине он хотел передать не конкретный момент времени, а его отсутствие — вечность.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 6 марта 2019 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика