Святейший Патриарх Кирилл призвал Патриарха Варфоломея отказаться от участия в политической авантюре по легализации раскола на Украине. Главный раввин Украины Яков Дов Блайх раскритиковал закон о переименовании УПЦ. В Киеве прошло факельное шествие в честь дня рождения Бандеры
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
Святейший Патриарх Кирилл 30 декабря 2018 года ответил на письмо Константинопольского Патриарха Варфоломея, в котором тот известил Его Святейшество о намерении предоставить автокефалию украинским раскольникам, призвав его не совершать подобных необдуманных шагов и отказаться от общения с раскольниками и не провоцировать гонений на верующих канонической Украинской Православной Церкви. Как подчеркнул в ответном послании Предстоятель Русской Православной Церкви, он прочитал это письмо «с глубокой болью, недоумением и возмущением».
«Воссоединение раскольников с Церковью стало бы великой радостью как для православных Украины, так и для всего православного мира, если бы проходило в соответствии с предписаниями канонического права, в духе мира и любви Христовой, — напомнил Святейший Патриарх Кирилл. — Но нынешний политизированный процесс принудительного объединения далек от норм и духа святых канонов. Ему сопутствует чудовищное нагромождение лжи, а теперь уже и насилие по отношению к подлинной Украинской Православной Церкви. А ведь это та самая Церковь миллионов украинских верующих, которую Вы признавали канонической все годы своего служения вплоть до последнего времени — теперь же делаете вид, словно ее не существует, а есть лишь отдельные епархии, вернувшиеся под Ваш омофор».
«Ваши советчики уверяли Вас, будто епископат Украинской Православной Церкви готов поддержать политический проект киевских властей, будто значительная часть, десятки канонических епископов ждут лишь Вашего благословения, чтобы покинуть свою Церковь, — продолжил Его Святейшество. — Я предупреждал неоднократно, что Вас вводят в заблуждение. Теперь Вы можете убедиться в этом воочию».
Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, на так называемом «поместном соборе», который созвал Константинопольский Патриарх, а возглавила тройка, состоявшая из его представителя, самозваного «патриарха» (теперь именуемого «почетным») Михаила Денисенко и светского главы украинского государства, присутствовали лишь двое из 90 епископов Украинской Православной Церкви. «То, что Вы называете „поместным собором“, стало собранием раскольников под прикрытием имени Святой Константинопольской Церкви. Что это, как не легализация украинского раскола, которой Вы публично обещали не допустить?», — с такими словами обратился Предстоятель Русской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею.
Он упомянул о том, что своих решениях Константинопольский Патриарх ссылается на волю православного народа Украины, который будто бы просит о вмешательстве Константинополя. Но, как отмечается в ответном послании Патриарха Кирилла, именно воля подавляющего большинства духовенства и верующих, подлинно церковных людей Украины побудила епископат Украинской Православной Церкви не отвечать на приглашения Патриарха Варфоломея и отказаться от участия в так называемом «объединительном соборе» украинского раскола.
В этом послании Его Святейшество также касается затронутого Патриархом Варфоломеем вопроса о двух епископах Украинской Православной Церкви, которых Константинопольский Патриархат вопреки канонам принял в свою юрисдикцию, — это управлявший Винницкой епархией митрополит Симеон (Шостацкий) и митрополит Александр (Драбинко). Констатировав, что только один из этих иерархов был епархиальным архиереем, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил, что духовенство и паства его епархии не приняли действий митрополита Симеона. «После того, как митрополит Симеон был правомерно запрещен в священнослужении Синодом Украинской Православной Церкви, все монастыри Винницкой епархии и подавляющее большинство приходов вместе с их духовенством остались в подчинении нового канонического архиепископа Винницкого и Барского Варсонофия, — отметил Его Святейшество. — В настоящее время местные власти оказывают давление на духовенство епархии, угрожают священникам расправой, но клирики, монашествующие и миряне не желают находиться в общении с архиереем, который предал их и Церковь». Что же касается митрополита Александра, также запрещенного в служении Синодом в Киеве, он имел в своем ведении единственный храм: в его общине возник конфликт, а духовенство храма в большинстве своем уклонилось от сослужения с отпавшим архиереем.
«Принципиальное решение архиереев Украинской Православной Церкви отказаться от участия в собранном Вами лжесоборе объясняется не мифическим „давлением Москвы“, что в данных политических условиях было бы и невозможно, а единством архипастырей со своим духовенством и верующими, — свидетельствует Святейший Патриарх Кирилл. — Такому единству не страшны ни грубое вмешательство властей Украины во внутрицерковную жизнь, ни многократно возросшее за последние месяцы государственное давление на Церковь. Его не упразднить единым росчерком пера».
Отвечая на предпринятую в письме Константинопольского Патриарха попытку пересмотреть смысл комплекса документов, подписанных в 1686 году его предшественником Патриархом Дионисием IV и Священным Синодом Константинопольской Церкви, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул: «О содержании этих исторических документов на протяжении сотен лет между нашими Церквами не было разногласий. А теперь Вы заявляете об „отмене действия“ Патриаршей и Синодальной грамоты, поскольку „внешние условия изменились“. Я предлагал Вам провести собеседования по данному вопросу с привлечением авторитетных историков, богословов и специалистов по церковно-каноническому праву. Вы отказались, сославшись на недостаток времени. Могу лишь выразить сожаление, что Ваши разрушительные для общецерковного единства решения так сильно зависят от „внешних“, то есть от политических условий, о чем Вы не стесняетесь прямо сообщить».
Что же касается содержащихся в письме Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви очередных повторений весьма спорных утверждений о якобы принадлежащих его Церкви «исключительной ответственности предоставлять автокефалию» и рассматривать апелляции из других Поместных Церквей, согласно «духовному содержанию» 9 и 17 правил Халкидонского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ответном послании констатировал: «Предпринимаемая Вами трактовка будто бы принадлежащих Вам прав никогда не имела общецерковного признания. Против Вашего понимания апелляционных прав Константинопольского Престола свидетельствует целый ряд возражений авторитетных комментаторов церковного права».
В своём послании Предстоятель Русской Православной Церкви приводит слова выдающегося византийского канониста Иоанна Зонары: «Константинопольский [Патриарх] признается судьей не вообще над всеми митрополитами, но только над подчиненными ему. Ибо ни митрополиты Сирии, ни палестинские, ни финикийские, ни египетские не привлекаются помимо воли на его суд, но сирийские подлежат суждению Антиохийского Патриарха, палестинские — Иерусалимского, а египетские судятся Александрийским, которым они рукополагаются и которому подчинены».
Не признают такой привилегии за Константинопольским Патриархом и современные Поместные Православные Церкви, отмечает Святейший Патриарх Кирилл.
«Но присваивая себе незаконно такое право, в данном случае Вы даже не озаботились соблюдением существующих канонических норм, определяющих действия стороны, принимающей апелляцию», — продолжил Его Святейшество. Например, известно, что Михаил Денисенко продолжал свое служение после наложенных на него церковных прещений и отлучения от Церкви, чем лишил себя права подавать апелляции и, согласно базовым нормам канонического права, сам себя осудил. «Вы выразили свое согласие с низложением Денисенко, хотя к тому времени получили его первую апелляцию, — напомнил Святейший Патриарх Кирилл Предстоятелю Константинопольской Церкви. — В письме Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II от 31 августа 1992 года Вы сообщили: „Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном, не желая доставлять никакой трудности Вашей сестре-Церкви“».
«Кроме того, Священный Синод Константинопольской Церкви не принял во внимание многочисленные проблемы канонического преемства и морального облика „иерархов“, принятых ею в общение, несмотря на то, что ранее Константинопольская Церковь признавала важность решения этих вопросов для уврачевания украинского раскола и получала по ним необходимую информацию в ходе переговоров делегаций наших Церквей», — указал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
По его мнению, о том, с какой поспешностью и необдуманностью рассматривались апелляции украинских раскольников, свидетельствует тот факт, что решением Синода Константинопольской Церкви был «восстановлен» в епископском сане Макарий Малетич. В официальных Патриарших грамотах Патриарх Варфоломей именует его «бывшим митрополитом Львовским», и в качестве такового он присутствовал на так называемом «объединительном соборе». «Между тем, Макарий Малетич ушел в раскол, будучи священником канонической Церкви, и никогда не имел канонического епископского рукоположения. Его „хиротония“, равно как и „хиротонии“ значительной части „епископата“ так называемой „Украинской автокефальной православной церкви“, принятой в общение Константинопольской Церковью, восходят через его предшественников к одному лишенному сана архиерею, совершившему эти акты вместе с самозванцем Виктором Чекалиным, бывшим диаконом Русской Православной Церкви, никогда не имевшим даже священнического рукоположения», — констатировал Патриарх Кирилл. Он подчеркнул, что принятие подобных лиц в общение с Церковью без рассмотрения указанных обстоятельств подрывает каноническое преемство хиротоний и приводит к тяжким, деструктивным последствиям для всего мирового Православия.
«Веками Русская Церковь была глубоко благодарна Святой Константинопольской Церкви за ее вклад в созидание мирового Православия, ее роль в христианском просвещении языческой Руси, за помощь в развитии традиций монашества и духовного образования, — засвидетельствовал Его Святейшество. — Ныне же наши верующие как на Украине, так и в других странах испытывают горькое разочарование в связи с тем, что историческая Церковь-Матерь не слышит их голосов. В Вашу резиденцию привозили сотни тысяч подписей верующих Украины в поддержку Украинской Православной Церкви и с просьбами не подрывать ее единство. Украинская власть пыталась препятствовать доставке этих писем, а Вы проигнорировали их. И теперь Вы не хотите услышать голос Украинской Православной Церкви, которая стоит на пороге новых тяжких испытаний».
Святейший Владыка напомнил, что уже сейчас архипастырей и духовенство на Украине под надуманными предлогами вызывают на допросы, шантажируют, угрожают близким людям, проводят обыски в храмах и жилищах, оказывают давление на семьи и детей. На днях вступил в силу закон, цель которого — лишить Украинскую Православную Церковь ее имени, чтобы под видом «добровольного перехода общин» провести насильственные захваты ее храмов.
«Таким Вы видите объединение православных Украины?», — обращается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви.
«О планах Константинопольской Церкви по легализации раскола на Украине я говорил с Вами и наедине, и при немногих свидетелях, — продолжил Патриарх Кирилл. — Теперь же, когда эти планы в значительной степени реализованы, возможно, в последний раз обращаюсь к Вам пред лицом всей Православной Церкви. Поступая так, руководствуюсь заповедью Господа нашего Иисуса Христа: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним. если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15−17)».
Его Святейшество отметил, что диптих Святейших Патриархов Константинопольских числит в себе десятки имен великих богословов, подвижников и учителей благочестия. Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл, Флавиан Исповедник, Иоанн IV Постник, Тарасий, Мефодий, Фотий и многие другие своим служением прославили Святейшую Константинопольскую Церковь. Но были и те, кто ее позорили. «Не вписывайте своё доселе уважаемое имя в один перечень с такими бесславными епископами Константинополя, как Несторий, иконоборцы Анастасий, Иоанн VII и Феодот, униаты Иосиф II, Митрофан II Матереубийца и Григорий III Мама. Отступитесь сейчас от общения с раскольниками, откажитесь от участия в политической авантюре их легализации. И тогда подлинная Православная Церковь Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием благословит Вас, а история сохранит память о Вас в числе тех святителей Константинопольского Престола, кто в труднейших политических условиях сумел не уронить достоинство Церкви и сохранить ее единство», — пишет Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарху Варфоломею.
Он подчеркивает: «Если же Вы поступите в соответствии с намерениями, изложенными в Вашем письме, то Вы навсегда утратите возможность служить единению святых Божиих Церквей, перестанете быть Первым в православном мире, насчитывающем сотни миллионов верующих, а причиненные Вами страдания православных украинцев последуют за Вами на Страшный суд нелицеприятного Господа нашего и будут свидетельствовать перед Ним против Вас».
«Всем сердцем молюсь, чтобы этого не случилось. Еще не поздно остановиться», — таким словами завершает свое послание Предстоятелю Константинопольской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Государство хочет решать за Церковь, как ей называться. Мы не можем исключить 20−25% населения Украины и говорить, что если вы являетесь верующими этой Церкви, то вы — второсортные граждане. Эти люди также украинцы, они живут в Украине и верят в Бога», — заявил в интервью изданию «Главком» раввин Яков Дов Блайх, который является главным раввином Украины и сопредседателем Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций.
По его мнению, подобные решения украинских властей впоследствии могут коснуться и любых других религиозных организаций на Украине.
«Принятое Верховной Радой решение означает, что никакая религия не может чувствовать себя защищенной от вмешательства государства в Украине. Сегодня это Московский Патриархат, а завтра мусульманство, евреи и т. д. То есть, если ты ему, государству, не нравишься, оно может вмешаться. Потому что государство указывает, как верить в Бога», — пояснил свою позицию раввин.
По признанию Я. Блайха, он был абсолютно уверен в том, что президент не подпишет этот закон, поскольку тот противоречит Конституции Украины и несёт негативные последствия для большой части населения.
«Мне кажется, что Конституционный суд признает закон неконституционным. Потому что он явно против Конституции Украины, на 100%. Международные организации, даже те, которые поддерживают Украину, уже делали заявления о том, что это неправильно, и то, что произошло в парламенте, является провокацией», — отметил раввин.
Он также заявил, что будет просить президента и Верховную Раду, чтобы они «подождали с выполнением этого закона», пока его изучает Конституционный суд. Тем не менее, пока украинские власти не демонстрируют никакого желания прислушиваться к верующим и делают всё, чтобы силой обобрать у УПЦ храмы, лишив её госрегистрации.
1 января 2019 года на Украине националисты провели факельные шествия, посвященные 110-й годовщине со дня рождения известного военного преступника Степана Бандеры, возглавлявшего в годы Второй мировой войны Организацию украинских националистов (запрещена в России).
В шествии, проведенном партией «Свобода» во Львове, приняли участие около двух тысяч человек. Параллельно в Киеве прошёл и другой марш националистов. Сообщается, что в альтернативном шествии приняли участие несколько сотен человек.
В свою очередь, участники митинга во Львове возложили цветы у подножия памятника Степану Бандере. В мероприятии приняли участие представители городской администрации.
В целом ведущие политики Европы и США предпочли не заметить скандального шествия сторонников Бандеры, который виновен в массовом истреблении поляков и евреев, и не стали обвинять официальный Киев в антисемитизме.
Только президент Чехии Милош Земан осудил эту акцию и призвал чешское руководство выразить протест против «возвеличивания военных преступников» на Украине. Депутат парламента ФРГ от партии «Альтернатива для Германии» Пётр Быстрон также жёстко раскритиковал прошедшее в Киеве факельное шествие, хотя именно представителей этой партии в Германии обзывают «фашистами».
«Думаю, это большая проблема украинского правительства — прославление нацистского приспешника. Чудовищные преступления нацистов в ходе Второй мировой войны подлежат осуждению и не должны забываться. Любой, кто восхваляет и празднует подобные деяния, попирает память миллионов жертв нацизма», — приводит ФАН слова немецкого политика.
Ни один лидер ЕС и США также не осудил решение президента Украины Петра Порошенко приравнять ветеранов Украинской повстанческой армии (организация запрещена в России) к ветеранам, которые должны иметь социальные льготы.
Русская линия
Митрополит Екатеринбургский Кирилл призвал вернуть Свердловской области её исторические название. Владимир Легойда вступился за фильм «Ирония судьбы или с лёгким паром». В 2019 году россиян ждёт резкий рост цен
Обзор внутриполитических событий в нашей стране за минувшую неделю
Глава Екатеринбургской митрополии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл призвал переименовать Свердловскую область и вернуть исторические названия объектам в Екатеринбурге. Об этом владыка заявил по итогам последнего в уходящем году городского отделения Всемирного Русского Народного Собора.
«В названии наших улиц и области присутствуют сатанинские имена. Злой гений Свердлов оставил такой кровавый след, что о нём лучше вообще не вспоминать. В связи с этим у нас великая путаница в головах. К примеру, существует свердловское казачество. Как такое может быть?! Эти слова не могут стоять вместе: Свердлов уничтожал казачество как класс», — заявил владыка Кирилл.
«Наше мнение по поводу оценки дел этого революционера надо донести до всех людей. Тогда они могут задуматься о проспекте имени палача в переименованном Екатеринбурге, о страшном наименовании области, которое многократно повторяется в личном паспорте каждого», — добавил архипастырь.
По мнению главы Екатеринбургской митрополии, в топонимике российских городов должны отражаться имена настоящих героев, а не палачей. «У нас предостаточно настоящих героев, связанных с Екатеринбургом. Хочу обратиться ко всем неравнодушным, скоро 800 лет исполняется святому благоверному князю Александру Невскому. В Екатеринбурге был проспект его имени. Нужно вернуть это название в жизнь города», — призвал владыка Кирилл.
«Фильм „Ирония судьбы“ — прекрасная и добрая новогодняя сказка. О любви и дружбе. Любимая миллионами телезрителей. Конечно, как всякое произведение искусства, фильм может нравиться или не нравиться любому человеку. В том числе и митрополиту. Это его личное мнение. С которым можно соглашаться или не соглашаться», — заявил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, комментируя неожиданную критику в адрес фильма со стороны архиерея.
Накануне Нового года митрополит Рязанский Марк выступил с видеообращением, в котором раскритиковал известный новогодний фильм Эльдара Рязанова.
«Христианство, Церковь призывает людей к труду, к постоянной работе над собой. Мы говорим о том, что нужно работать над собой, что любой результат является следствием постоянного труда. А здесь совсем другая картина: для того, чтобы случилось чудо, не нужен труд, можно просто встретиться, посидеть, напиться — и чудо произойдет само собой», — отметил владыка.
Эта идея, на его взгляд, «безусловно, является вредной» и «наполняет душу человека ложными, несбыточными мечтаниями».
Владимир Легойда не разделяет мнения владыки Марка. «Всё зависит от настроения, вкуса и художественных предпочтений. Главное, чтобы все мы: и те, кто будет смотреть этот фильм, и те, кто этого не сделает, постарались в новом году стать добрее и ближе друг ко другу», — заявил спикер Церкви, обратив внимание, что у людей не могут быть одинаковые художественные вкусы.
Повышение НДС с 1 января 2019 года заставит компании либо поднять цены, либо покрыть возросшие расходы из собственного кармана. В зоне риска, прежде всего, продовольственные товары, автомобили, недвижимость, услуги. Будут расти цены и на табачную продукцию, алкоголь и бензин с дизелем из-за повышения акцизов.
«Компании ориентированы на конечный потребительский спрос и на финансовые возможности покупателей, а они ограничены. Я знаю, что по некоторым группам товаров приняты решения, это касается не пищевых продуктов, а промышленных товаров, компании не будут поднимать цены. Эти компании будут компенсировать рост за свой счет», — рассказал «Газете.Ru» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков.
Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров поделился мнением с «Газетой.Ru», что, учитывая и без того большую нагрузку на бизнес, большинству все же придется переложить издержки на плечи потребителя.
«В первую очередь, вырастут цены в продовольствии, пострадает автопром, рынок недвижимости и строительный сектор. Кроме того, цены вырастут и на рынке услуг. Перевозчики также повысят свои цены на тарифы», — добавил Назаров.
Беляков заметил, что в ассоциации всячески стараются сдерживать рост цен на продовольствие и не допустить его насколько это возможно. «Повышение НДС приводит к рискам роста цен. Компании-поставщики по-разному с этим справляются — от кого-то есть обращения, от кого-то нет, одни просят о повышении цен, другие — нет», — сказал представитель АКОРТ.
По его словам, идет борьба за цены на продукты для самых чувствительных слоев населения. Речь идет о товарах первой необходимости из потребительской корзины, например, хлеб, молоко.
В декабре мобильные операторы уже начали оповещать через официальные сайты компаний об удорожании услуг. Соответствующие заявления сделали такие игроки рынка, как «Мегафон», «Вымпелком» и «Tele2». Рост цен они объяснили повышением ставки налога на добавленную стоимость. Как ожидается, изменения в тарифах произойдут с января.
Согласно прогнозам ЦБ РФ, в 2019 году ожидается рост цен на бензин и табачную продукцию на 4,6%. Рост цен на бензин может привести к увеличению затрат на перевозку и хранение продуктов. Стоимость автомобилей возрастет на 0,2%, винных изделий — на 0,9%.
По итогам 2018 года, по оценке Росстата, инфляция составила 4,2%. Минэкономразвития прогнозирует, что в 2019 году инфляция составит 4,3%. По прогнозу Банка России, в 2019 году годовая инфляция временно ускорится до 5−5,5%. Целевой уровень ЦБ составляет 4%.
Что касается роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то он в последние годы в среднем составлял 4%. В следующем году он будет проводиться в два этапа, но в целом рост будет примерно таким же.
Русская линия
Польская Православная Церковь вновь призвала собрать Предстоятелей Поместных Православных Церквей для обсуждения ситуации на Украине. Премьер Японии Синдзо Абэ собрался в Москву. При посольстве России в Турции построят храм Русской Православной Церкви
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в США, Европе и на Ближнем Востоке
31 декабря 2018 года в адрес Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо от Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы, в котором Предстоятель Польской Православной Церкви сообщает о своем письме Патриарху Константинопольскому Варфоломею и прилагает его копию к сведению Предстоятеля Украинской Православной Церкви.
Данное письмо Блаженнейшего Митрополита Саввы является его ответом на письмо Патриарха Константинопольского Варфоломея от 24 декабря 2018 года, которое было разослано Фанаром Предстоятелям всех Поместных Православных Церквей. В данном письме Патриарх Варфоломей сообщает о результатах так называемого «объединительного собора», который имел место в Киеве 15 декабря 2018 года, и выражает надежду на признание новообразованной структуры и её нового руководителя.
В ответ на это письмо Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва сообщает позицию Польской Православной Церкви, упоминая предыдущие заявления по этому вопросу.
В частности, в письме ещё раз указывается решение Архиерейского Собора Польской Автокефальной Православной Церкви от 9 мая 2018 года, где отмечено, что Польская Церковь выступает за принципиальное соблюдение канонических норм церковной жизни, согласно которым статус автокефалии может быть предоставлен, только если в одной стране существует одна Церковь. Поскольку в Украине существует несколько раскольнических церковных групп, то они должны сначала покаяться и вернуться в лоно канонической Церкви. Только тогда может начаться дискуссия о предоставлении автокефалии. Сама же автокефалия, согласно убеждениям Поместных Православных Церквей, предоставляется по представлению Матери-Церкви после консультаций со всеми Предстоятелями Поместных Православных Церквей. Несоблюдение этих требований может привести к дальнейшим разделениям, поскольку в вопросах догматического и канонического характера не следует руководствоваться политическими соображениями, — убеждены в Польской Церкви.
Далее в письме упоминается об общем призыве Предстоятелей Александрийской и Польской Православных Церквей от 21 сентября 2018 года «. ко всем, от кого зависит устранение церковных недоразумений относительно предоставления автокефалии Украинской Церкви сделать всё, что в их силах для предотвращения угрозы конфликта и утверждения церковного порядка на украинской земле».
Также Блаженнейший Митрополит Савва вспоминает о своём письме Патриарху Варфоломею от 26 сентября 2018 года, в котором просил «собрать Предстоятелей Поместных Церквей для обсуждения существующей ситуации с Православной Церковью в Украине, которая становится с каждым днём всё более опасна для единства Православия во всей его полноте. Только соборное решение может помочь решить проблему Украинской Церкви».
Следующим шагом в украинском вопросе стало решение Архиерейского Собора Польской Православной Церкви от 16 ноября 2018 года, в котором указано, что «лица, с которых снят епископский и пресвитерский сан, не могут быть лидерами в установлении мира в Православной Церкви Украины. Их действия становятся причиной ещё большего беспорядка и соблазнов». В упомянутом решении Собора содержится запрет клирикам Польской Церкви иметь литургическое или молитвенное общение с раскольниками из «УПЦ КП» и «УАПЦ».
В заключительной части своего письма Патриарху Варфоломею Блаженнейший Митрополит Савва подчёркивает, что «так называемый «объединительный собор», который состоялся 15 декабря 2018 года в Киеве, не устранил проблему, но, наоборот, усилил её, привнося в жизнь общества много болезненных явлений не только церковных, но и социально-политических.
Владыка отметил, что в «соборе» приняли участие представители раскольнических церковных групп, лишённые священнического и епископского сана. «Филарет Денисенко был лишён сана и низведён до мирского положения. Затем он „посвящал“ своих новых последователей. Это люди без благодати таинства. Мы признали это: Ваше Святейшество и все Предстоятели Поместных Православных Церквей. Следует отметить, что согласно нашей древней церковной традиции, запрет снимает тот, кто его налагал. Во всяком случае, у Филарета и его последователей мы не увидели раскаяния, покаяния, смирения, которые обычно предшествуют снятию запретов! Этого не было. И в этом заключается проблема. Поэтому их нельзя признать настоящими пастырями, которые могут совершать святые таинства. Так называемому „митрополиту Епифанию“, а в действительности светскому человеку, нанесён вред».
Завершая свое письмо, Предстоятель Польской Церкви обратился к Патриарху Варфоломея с призывом:
«Ваше Святейшество! Ваше решение относительно Церкви в Украине требует всеправославного обсуждения. Поэтому я в очередной раз обращаюсь к Вам с просьбой обдумать решения о собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Мы хотим видеть, что Ваши действия объединяют Православие, а не разделяют его», — резюмировал Митрополит Варшавский и всей Польши Савва.
Копию своего письма-ответа Патриарху Константинопольскому Варфоломею Блаженнейший Митрополит Савва разослал Предстоятелям всех Поместных Православных Церквей.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ намерен в ходе своего предстоящего визита в Россию в январе продвинуть переговоры по мирному договору и территориальной проблеме. Об этом глава правительства заявил в пятницу на своей первой пресс-конференции в новом году.
«На встрече с президентом Путиным в Сингапуре в прошлом году мы разделили серьёзную решимость подписать мирный договор, решив проблему „северных территорий“, и поставить точку в этом вопросе, который остаётся спустя более, чем 70 лет, после окончания войны, чтобы не перекладывать его на следующие поколения», — сказал он.
«Если позволят обстоятельства, я во второй половине этого месяца намерен посетить Россию и продвинуть переговоры по мирному договору», — добавил премьер.
На встрече в Сингапуре 14 ноября Путин и Абэ договорились об активизации российско-японских переговоров о заключении мирного договора на основе Совместной декларации от 19 октября 1956 года. В ней было прекращено состояние войны между двумя государствами, восстановлены дипломатические и консульские отношения. В девятой статье декларации советское правительство согласилось передать Японии остров Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды с условием, что фактический их переход под контроль Токио будет произведён после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована парламентами обоих государств 8 декабря 1956 года.
В ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с её территории.
В настоящее время передаче части островов Японии препятствует не только российское общественное мнение, но и союзнические обязательства между Японией и США. Японские власти не могут гарантировать Кремлю, что на переданных Россией островах не появится американских военных баз, а это делает шаги российских властей навстречу Японии в принципе невозможными.
Изменить общественное мнение в России по вопросу Курильских островов будет очень сложно, но это в принципе возможно, если представить россиянам все выгоды мирного договора с Японией. Однако в вопросе военных баз США, в Кремле точно не пойдут ни на какие уступки. Так что Абэ должен привезти в Москву свои предложения именно по этому чувствительному вопросу.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на территории посольства России в Анкаре будет построен храм Русской Православной Церкви, сообщил и.о. настоятеля русского храма Константина и Елены в Стамбуле священник Георгий Сергеев.
«Храм будет возведён в память о погибшем после, Герое России Андрее Карлове при активном участии нынешнего посла Алексея Ерхова», — отметил отец Георгий. По его словам, эта инициатива была озвучена ещё самим Карловым и ныне будет иметь особое значение в связи с необходимостью пастырской заботы о мирянах Русской Православной Церкви, которые после разрыва евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом не могут причащаться в храмах Турции, находящихся в ведении Патриарха Варфоломея.
«Реализация данного проекта имеет огромное значение, так как это будет первый храм Московского Патриархата, построенный в азиатской части Турции, и наши соотечественники, во множестве проживающие в Анкаре, получат возможность духовного и пастырского окормления», — отметил священник.
23 декабря, после Литургии в российском посольстве в Анкаре, отец Георгий также упомянул о заботе Патриарха Кирилла относительно скорейшего начала работ по строительству храма на территории посольства.
В настоящее время идет процесс согласования и утверждения проекта. Храм будет располагаться на территории посольства. Площадь храмового строения небольшая и предположительно рассчитана на 100−150 человек. Архитектурные формы и убранство будущей церкви станут известны после утверждения проекта.
До сих пор в Турции был только один русский храм — построенная в 1832 году историческая церковь святых Константина и Елены на территории летней резиденции генконсульства России в Стамбуле. Полтора месяца назад отец Георгий был откомандирован в Турцию для совершения в этом храме регулярных богослужений.
На Фанаре весьма нервно отреагировали на прибытие священника Русской Православной Церкви в Турцию, заявив, что он не имеет права совершать богослужения на территории Турции. Однако, в Московской Патриархате отказались прислушиваться к мнению Патриарха Варфоломея после того, как он вопреки канонам отменил анафему, наложенную Русской Православной Церковью на лже-патриарха Филарета Денисенко, и легализовал украинских раскольников.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем освобождение Софии русскими войсками
В этот день, 23 декабря (5 января) 1877 г. русские войска освободили Софию, столицу Болгарии, от турецкого владычества. В конце ноября 1877 г. победа Русской армии в битве под Плевной положила начало освобождению Болгарии. Месяц спустя, жестокой зимой 1878 года русские войска под командованием генерала Иосифа Владимировича Гурко совершили трудный переход через покрытые снегом Балканские горы. Позднее этот поход Русской армии историки сравнивали с походами Ганнибала и Суворова, при этом некоторые добавляли, что Ганнибалу было легче, ибо он не имел артиллерии.
В ходе кровопролитных боев с турецкими частями Шукри-паши русские войска освободили Софию. 4 января кубанские казаки из сотни есаула Тищенко сбросили с управы турецкое знамя. 5 января вся София была занята, а остававшиеся там турецкие войска поспешно отступили на юг. Как пишут историки, русские войска были встречены местным населением еще на подступах к городу с музыкой и цветами. Князь Александр Дондуков-Корсуков докладывал Императору Александру II: «Трогательны неподдельные чувства болгар к России, русским войскам».
А генерал Гурко отмечал в приказе по войскам: «Взятием Софии завершился блестящий период нынешней войны — переход через Балканы, в котором не знаешь чему больше удивляться: храбрости ли, геройству ли вашему в сражениях с неприятелем или выдержке и терпению, с которым вы переносили тяжкие невзгоды в борьбе с горами, стужей и глубоким снегом. Пройдут годы, и наши потомки, которые посетят эти суровые горы, торжественно и с гордостью скажут: здесь прошло русское войско, воскресившее славу суворовских и румянцевских чудо-богатырей».
Тогда горожане решили, что этот январский день станет ежегодным народным праздником. С годами решение забылось, однако в 2005 году софийская мэрия решила возродить былую традицию в связи со 125-летним юбилеем освобождения Болгарии от османского ига.
Русская линия