Русская Православная Церковь разорвала евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом
Члены Св. Синода РПЦ выразили поддержку Блаженнейшему митрополиту Онуфрию и призвали Поместные Церкви дать оценку антиканоническим деяниям Фанара на Украине
15 октября 2018 года в Минске под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руки Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором подробно была рассмотрена ситуация на Украине, сообщает Патриархия.Ru.
Члены Синода имели суждение об антиканонических действиях Константинопольского Патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию Русской Православной Церкви.
В результате состоявшегося обсуждения Синод постановил:
Ввиду продолжающихся антиканонических действий Константинопольского Патриархата признать невозможным дальнейшее пребывание с ним в евхаристическом общении.
Принять по данному поводу Заявление Священного Синода.
Просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла информировать Собратьев-Предстоятелей Поместных Православных Церквей о позиции Русской Православной Церкви в связи с угрозой разрушения единства мирового Православия и призвать их к совместному поиску путей выхода из создавшейся тяжелой ситуации. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 15 октября 2018 года в Минске, было принято Заявление Священного Синода в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви.
В Заявлении, в частности, сказано: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими „епископами“ и „клириками“, посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».
«Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — указывается в документе.
Члены Синода призвали Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей «к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви».
«Выражаем всестороннюю поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и всей полноте Украинской Православной Церкви в особо трудное для неё время. Молимся об укреплении её верных чад в мужественном стоянии за истину и единство канонической Церкви в Украине. Просим архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян всей Русской Православной Церкви усилить молитвы о единоверных братьях и сестрах в Украине. Молитвенный покров Пресвятой Царицы Небесной, преподобных отцов Киево-Печерских, преподобного Иова Почаевского, новомучеников, исповедников и всех святых Церкви Русской да пребудет над всеми нами», — говорится в документе.
Русская линия
Александр Лукашенко: Вы должны знать нашу непоколебимую государственную позицию: раскол — это всегда плохо. Раскол — это не про нас
На встрече со Святейшим Патриархом Кириллом Президент Белоруссии пообещал не допустить того, чтобы политики лезли в церковные дела, как это происходит в Киеве
15 октября 2018 года во Дворце Независимости в Минске состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, в ходе которой глава Белоруссии высказал тревогу в связи с происходящим в церковной жизни на Украине и выразил надежду, что раскола в мировом Православии не произойдёт, сообщает Патриархия.Ru.
Президент Республики Беларусь встретил Святейшей Патриарха у главного входа во дворец. В торжественной церемонии встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви принимал участие почетный караул.
Святейший Владыка и Александр Лукашенко поднялись на второй этаж дворца и прошли в Каминный зал. После обмена приветствиями Президент Республики Беларусь обратился к Его Святейшеству со словом:
«Дорогой Владыка! Приветствую Вас в нашей с Вами родной Беларуси. Всегда в канун наших встреч вспоминаю период Вашего служения Церкви до возведения в Патриарший сан. У нас в Беларуси остаются о нем очень теплые воспоминания. Как я уже говорил Вам, у меня в памяти остались Ваши поездки из Смоленска в Калининград — обязательно через нашу Беларусь. Наверное, с тех пор Вы и влюбились в эту землю, не чужую для Вас.
Сейчас это весьма актуально. Я хочу, чтобы Вы четко понимали мою позицию, — хоть я и стараюсь не делать никаких заявлений, но никуда от этого не денешься. К сожалению, наша Церковь очень часто в своей истории становилась заложницей межгосударственных отношений, порой наших неправильных поступков. Бог видит всё и разберется, кто прав, кто виноват. Но Вы должны знать нашу непоколебимую государственную позицию: раскол — это всегда плохо, и его последствия опаснее всего.
Поэтому мы очень болезненно относимся к тому, что происходит сегодня в Православии. Мир, Владыка, Вы это чувствуете не меньше, а, может быть, даже больше меня, воспринимая сердцем своим, — мир изменился, и не к лучшему. Заложниками становится все население нашей планеты. И я хочу пожелать мудрости, терпения — и Вам, и всем иерархам нашей Церкви. А мы как прихожане будем стараться поддерживать единение всех, чтобы сохранить мир на земле, уж слишком близко мы подошли к опасной черте.
Ваш приезд сегодня в Минск, в Беларусь, весьма актуален. Наверное, так Господом предначертано — в какие-то серьезные моменты мы оказываемся в Минске, и политики, и духовенство. Я это очень ценю, и это нас ко многому обязывает. И мы, Владыка, с этим справимся".
В ответной речи Святейший Патриарх Кирилл сказал:
«По милости Божией. Благодарю Вас, Ваше Превосходительство, дорогой господин Президент, Александр Григорьевич.
Всякий раз, когда я приезжаю в Белоруссию, у меня хорошее настроение. И Вы правы, с Белоруссией связана очень большая часть моей жизни: хотя я здесь не жил, но транзитом через Белоруссию перемещался почти каждую третью неделю. Я видел, как живет Белоруссия, и могу сравнивать то, что было в 1990-е годы, и что стало сейчас. Перемены огромные. Когда приезжаешь в Белоруссию, особенно в Минск, видишь эти огромные пространства, наполненные воздухом чистые красивые улицы, понимаешь: Президент, власти обращают особое внимание на качество жизни людей. Потому что жизнь в больших городах связана со стрессами, и если в большом городе создается такое уютное пространство для жизни, значит, о людях здесь думают.
Сегодня очень много проблем проистекает от нашего технологического развития. Хотим мы или не хотим, человеческая цивилизация развивается так, что из-за греховного стремления увеличивать потребление каждым человеком (а это стремление греховное) поневоле развивается промышленность, а отсюда загрязнение среды и многое другое, что наносит ущерб человеку. Поэтому забота власти об окружающей среде, о культурной среде, о духовной среде свидетельствует о том, что самые главные, стратегические цели и задачи, от которых реально зависит будущее человечества, принимаются во внимание.
Хотел бы поблагодарить Вас за Ваше отношение к Белорусской Православной Церкви и тем вопросам, о которых мы сейчас вкратце поговорили. Действительно, качество человеческой жизни и определяет успех деятельности политиков. А в качество входит не только уровень зарплаты, но и все то, что окружает человека, обеспечивает его благополучие.
Еще раз хотел бы особенно подчеркнуть благополучное состояние религиозной жизни в Белоруссии. И в первую очередь хотел бы поблагодарить Вас за церковно-государственные отношения по линии диалога Правительства Белоруссии с Белорусской Православной Церковью".
На память о встрече Предстоятель Русской Церкви передал главе государства Тихвинскую икону Божией Матери.
По завершении беседы А. Лукашенко и Святейший Патриарх Кирилл перешли в Большой зал, где состоялась встреча Президента Республики Беларусь с членами Священного Синода Русской Православной Церкви и членами Синода Белорусской Православной Церкви, сообщает БЕЛТА.
«Должен вас заверить, как бы ни складывалась ситуация, мы будем делать всё, чтобы в мирной и спокойной Беларуси не было никогда антагонистических столкновений не только религий, но, упаси Господь, между нами, православными», — сказал белорусский лидер, обращаясь к членам Синода.
«Будем делать всё для того, чтобы мы укреплялись, — и наше государство, и наш народ, — в этой православной вере. Поэтому я сказал: раскол — это не про нас. И мы сделаем всё для того, чтобы сохранить наше единство», — подчеркнул глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что в последнее время от Украины «расходятся круги» в разные стороны. «Мы не можем это не видеть. Тем более, здесь — в Беларуси», — сказал белорусский лидер. Он констатировал, что служителям Церкви бывает непросто, потому что действия светской власти разных стран порой порождают проблемные моменты.
«Вы — властители сердец людей, их духовности. Я Патриарху сказал о том, что причины, с которыми вам потом частенько приходится разбираться, лежат в нас — государевых людях. Мы являемся порой причинами или теми, кто ускоряет процессы, в том числе и негативные. Наверное, впору нам извиниться перед вами за то, что происходит сегодня в православном мире, в котором мы живём», — сказал Президент.
Александр Лукашенко призвал к единству как между народами, так и внутри Православной Церкви, к сотрудничеству в преодолении возникающих трудностей. «Давайте будем вместе. Давайте будем на все эти вызовы реагировать активно, но с пониманием», — подчеркнул он.
Президент выразил уверенность, что возникающие на пути трудности и невзгоды удастся преодолеть. «Мы знаем главное — наша сила в единстве. Сегодня многим хотелось бы нас разделить по частям. Мы знаем, что происходит с разделенными народами. Поэтому во имя нашего светлого будущего, единства нам надо быть не только крепкими — ухо востро держать, но и мудрыми. Церковь всегда славилась своей мудростью. Уверен, что, основываясь на этой мудрости, которая веками формировалась, мы преодолеем все невзгоды», — заявил Александр Лукашенко.
В заключение президент Белоруссии попросил Патриарха Кирилла приезжать в Белоруссию в любое время и без всяких формальных приглашений.
Русская линия
На Фанаре недовольны тем, что Денисенко продолжает называть себя патриархом
Греческое агентство новостей «Ромфея» обратило внимание, что такое поведение главного раскольника Украины может привести к провалу «объединительного собора»
Несмотря на решение Синода в Стамбуле о восстановлении в архиерейском сане главы «Киевского патриархата» Филарета Денисенко, Константинополь по-прежнему не считает его патриархом, сообщает Интерфакс-Религия.
В переписке с протодиаконом Андреем Кураевым, фотокопию которой тот приводит в своём блоге, представитель Константинополя при Всемирном совете церквей архиепископ Иов (Геча) сообщил, что Фанар считает Филарета «бывшим митрополитом Киевским».
Таким образом, недавнее заявление анафемы Филарета «я был патриархом, есть и буду» должно серьёзно раздражать Константинополь.
Судя по сообщению, в котором говорится о заявлении лже-патриарха Денисенко на страницах греческого церковного агентства «Ромфея» греки крайне недовольны тем, что глава «Киевского патриархата», несмотря на доброту Фанара, не собирается отказываться от своего самовольного патриаршества.
Греческие эксперты крайне встревожены и не знают, как поведёт себя Денисенко, если он не будет избран главой «единой Церкви». В случае же его избрания Предстоятелем, здесь опасаются, что он не захочет отложить патриарший куколь в сторону и стать митрополитом.
Как отреагирует на это Вселенский Патриархат? Если изберут Денисенко, захотят ли иерархи и украинское духовенство оставаться с ним или присоединяться к новой Церкви? — задаются вопросом в греческом агентстве.
Здесь также обращают внимание, что «если вы посетите официальный сайт «Патриархата Киева», вы будете удивлены, что в разделе «Поместные церкви» есть «Македонская церковь» и «Церковь Черногории».
Кроме того, греки удивлены, что Блаженнейший Онуфрий до сих пор никак не прокомментировал решения Вселенского Патриархата. Они, видимо, надеялись, что владыка Онуфрий в последний момент решится приветствовать решение Фанара. Однако, этого не произошло.
Наконец, в «Ромфея» отметили, что сейчас всё внимание православного мира приковано к Св. Синоду Русской Православной Церкви, который пройдёт сегодня в Минске.
Русская линия
Россия простилась с десницей святителя Спиридона Тримифунтского
С 22 сентября по 14 октября к святыне в столице приложились около 500 тысяч человек, а по всей России более 1 млн верующих
15 октября 2018 года после торжественного молебна ковчег с мощами святителя Спиридона Тримифунтского вынесли из Храма Христа Спасителя, где он находился с 22 сентября по 14 октября, и отправили на греческий остров Корфу, сообщает Spiridon.patriarchia.ru.
Утром в храме Христа Спасителя прошла Литургия, прихожанам также рассказали историю жизни святителя Спиридона. Некоторые из прихожан сообщили журналистам, что пришли в храм повторно — попрощаться с мощами святителя.
После торжественного молебна святыню торжественно вынесли через восточные врата Храма Христа Спасителя. Кортеж с ней отправился в аэропорт Домодедово, откуда её доставят обратно на остров Корфу.
Всего около 500 тысяч человек поклонились мощам Спиридона Тримифунтского за время их пребывания в храме Христа Спасителя в Москве с 21 сентября по 14 октября, сообщили в пресс-службе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
«На сегодняшний день, по нашим данным, почти 500 тыс. человек пришли поклониться мощам. Это без учёта людей, которые сейчас молятся в храме Христа Спасителя и, мы надеемся, смогут поклониться мощам святителя Спиридона», — сказала Мария Коровина.
«С учётом 11 регионов, в которых уже мощи святителя Спиридона побывали, это тоже более 500 тысяч. Поэтому суммарно мы говорим о цифре более миллиона человек», — добавила представительница Патриаршей пресс-службы.
Паломникам на всем маршруте помогали волонтеры, в общей сложности было привлечено порядка 4 тысяч человек.
Русская линия
Украинские националисты пытались устроить провокацию у стен Киево-Печерской лавры
Полиция задержала рядом с обителью около 100 радикалов, которые грозились захватить лавру. После доставки в отделение их тут же отпустили
14 октября 2018 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, на территории и перед входом в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру украинские националисты и радикалы, поддерживающие раскольников, пытались устроить провокацию с целью захвата главной обители УПЦ, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
На сей раз эти попытки были пресечены украинской полицией, которая в отличие от других многочисленных случаев в регионах страны не стала потворствовать радикалам, а задержала около сотни человек.
Главной целью властей Украины на сегодняшний день является попытка показать, что никаких захватов храмов в стране на фоне предоставления автокефалии раскольникам не будет. Ведь в случае, если радикалы начнут захватывать храмы силой, вряд ли кто-то из верующих и духовенства захочет войти в создаваемую «единую Церковь».
Кроме того, никакой новой церковной структуры на Украине ещё нет. Так называемый «объединительный собор» раскольников ещё не состоялся. Да и никто не знает, будет ли он успешным или закончится, как и в прежние годы, полным провалом и руганью.
Устраивать на этом фоне религиозную войну украинским властям не с руки. И поэтому они пытаются показать свою лояльность, как УПЦ КП, УАПЦ, так и УПЦ. Тем более, что на Фанаре верят, что захваты храмов канонической Церкви — это миф, который придумали в Москве и ничего подобного не произойдёт и теперь.
«Я неоднократно подчеркивал, что мы сможем защитить все культовые сооружения и не допустим каких-либо актов вандализма, увлечений и тому подобное», — патетически заявил начальник Главного Управления Национальной полиции в Киеве Андрей Крищенко.
Впрочем, о том, как работает украинская полиция, все уже знают не понаслышке. За последние годы при попустительстве украинских властей раскольниками были захвачены около 50 храмов УПЦ. При этом применялась грубая сила, верующие избивались, и никто не понёс за это никакого наказания.
В ответ на многочисленные обращения священноначалия УПЦ украинские власти просто отмалчивались. А во время переговоров в Константинополе представляли эти захваты как добровольный переход приходов канонической Церкви к раскольникам.
Русская линия
Архиепископ Кипрский Хризостом II болен раком
Предстоятель Кипрской Православной Церкви сообщил, что врачи планируют удалить опухоль на его печени
В Кипрской Православной Церкви начались распространяться всевозможные слухи о возможном избрании нового Предстоятеля в связи с плохим самочувствием Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Хризостома, который якобы находится при смерти.
Чтобы пресечь распространение ложной и непроверенной информации Блаженнейший владыка Хризостом сам сообщил прессе, что с начала этого лета борется с раком кишечника и печени, сообщает «Ромфея».
В первой части интервью, которое Его Блаженство дал газете «Филелефтерос», Предстоятель Кипрской Церкви заявил, что хочет, чтобы все знали о проблемах с его здоровьем.
Владыка сообщил, что не так давно у него были обнаружены опухоли на кишечнике и в печени. В связи с этим владыка Хризостом перенёс операцию по удалению части кишечника и химеотерапию, которая уменьшила опухоли на печени.
На следующем неделе он отправится в Лондон, где ему будет произведена лапароскопическая операция, чтобы удалить злокачественные образования на печени.
Владыка выразил сожаление, что некоторые люди на Кипре злоупотребляют темой его здоровья и с нетерпеньем ждут, когда освободится его предстоятельское кресло. В связи с этим он заявил, что изменил своё отношения к некоторым вещам, которые ранее игнорировал.
«Я сказал, что не должен оставлять недоделанных дел, потому что я не знаю, когда я умру. Если я умру внезапно, я не хочу оставлять проблемы в Церкви», — заявил Кипрский Архиепископ.
Что касается заблаговременных приготовлений к его кончине со стороны некоторых людей на Кипре, то, по словам владыки, это свидетельство незрелости тех людей, которые этим занимаются, и его это расстраивает.
Русская линия
Патриарх Антиохийский Иоанн вновь призвал к созыву Всеправославного Собора
Глава Антиохийского Патриархата считает, что Константинополь не может самостоятельно предоставлять автокефалию и призвал выработать единую позицию по этому вопросу
Самовольство Константинопольского Патриархата в вопросах определения церковных юрисдикций и присвоение Фанаром себе особых прав и полномочий в православном мире, заставили Предстоятелей Поместных Церквей, которые ранее отказались принимать участие во Всеправославном Соборе на Кипре, заявить о необходимости общего собрания Предстоятелей, чтобы дать ответ на действия Константинополя.
В частности, о необходимости созыва нового Собора заявил Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X после Божественной литургии, которую совершил вместе с Патриархом Сербским Иринеем 14 октября 2018 года в храме Святого Саввы в Белграде, куда прибыл с визитом, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на сайт Сербской Православной Церкви.
«Какая необходимость именно сейчас дискутировать по вопросам автономий или автокефалий, когда нам больше всего нужно полное и твёрдое единство всех православных христиан? Нет никаких сомнений, что Православная Церковь должна рассмотреть свои проблемы на общем Соборе, где были бы собраны главы всех Поместных Церквей», — сказал, в частности, Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн.
Архипастырь также добавил, что причины его приезда в пределы Сербской Православной Церкви — «это наши обязательства совместно рассмотреть всё то, что сейчас осложняет отношения между Поместными Православными Церквами». Речь, очевидно, идёт не только об Украине, но и о Македонии, где существует самопровозглашённая Македонская православная церковь, отделившаяся от Сербской Патриархии.
По словам Патриарха, нужно горячо молиться Господу, чтобы «Он отвёл от Своей Церкви все волны политических ловушек, исторических потрясений и разрушительного духа индивидуализма, и чтобы в ней сиял Дух Его славы».
«Нам больше всего нужно время, в котором православное христианство будет одним словом и одним твёрдым Телом посреди хаоса этого мира, который, прежде всего, отличается разделениями. Единство православного христианского мира является залогом, что Христос передал в наши руки, а согласие Поместных Православных Церквей — это то, что в первую очередь сохраняет его единство и сплоченность», — подчеркнул Антиохийский Патриарх.
Такие слова Патриарха Иоанна можно считать доброй вестью не только для Сербской, Украинской и Русской Православной Церквей, но и для греков, ведь известно, что Антиохийская Церковь разорвала евхаристическое общение с Иерусалимским Патриархатом по причине спора о канонической территории в Катаре. На новом Всеправославном Соборе, к которому призывает Патриарх Иоанн, мог бы быть решён и этот острый вопрос.
Русская линия
В Белоруссии появился свой Кураев
Минский священник-блогер, пытавшийся устроить скандал во время прибытия в храм Патриарха Кирилла, запрещён в служении
Лавры протодиакона Андрея Кураева, который по своим высказываниям и образу мыслей в последнее время мало чем отличается от безбожника Невзорова, не дают покоя и некоторым интернет-блогерам в священном сане, проживающим в Белоруссии.
Клирик Минской епархии, священник-блогер Александр Шрамко, уже запрещавшийся в служении за своё недостойное поведение и хамские посты в Интернете и принесший за это публичное покаяние, вновь решил встать на кривую дорожку и, воспользовавшись приездом Патриарха Кирилла в Минск, устроить скандал.
Священник Александр Шрамко в числе прочих священнослужителей участвовал во встрече Патриарха Кирилла вечером 13 октября около Свято-Духова кафедрального собора Минска, где начал делать замечания охране Патриарха и провоцировать с ней конфликт. Для того, чтобы затем устроить скандал он сделал несколько фотографий и написал хамский комментарий в духе Невзорова и Кураева, сообщает портал Credo.Ru.
«Нет, я понимаю, конечно, что мыть ноги бомжам это напряг, — пишет священник-скандалист. — Но есть же такие простейшие вещи, которые не требуют никакого подвига. Даже ничего не стоят. Но ценятся высоко. Может, кто-то из окружения патриарха Кирилла подскажет главе РПЦ. Вот тебя ждут не один час на улице. Тебя. Ждут. Еще. Не так много, как в былые годы. Но все же кто-то приходит. Кому-то ты интересен. Даже если не пускают в собор, куда вход только по пропускам. Они пришли и будут весь вечер стоять на улице, довольствуясь трансляцией на экран. Как будто они и так не могут насмотреться подобного на каком-нибудь „Союзе“. Почему не дать им минимальный живой контакт? Почему нужно подкатывать на машине к самым вратам собора и выйдя из нее, даже не обернуться? Неужели так трудно выйти хотя бы за 100 или 50 метров и пройти несколько десятков шагов, приветствуя и благословляя народ? Сказать несколько теплых слов, кому-то пожать руки? Ведь просто же. И выигрыш получишь несоразмерный. Не понимаю. Дожил до пенсии и не понимаю. Как будто специально. для патриарха народа как и нет, зато для охранников он есть — но только лишь источник потенциальной опасности. Может просто. демонстративное презрение?»
В итоге священника, уже облачённого для Литургии, во время ожидания Патриарха, вынуждены были попросить прекратить провоцировать конфликтную ситуацию и покинуть собор. Затем он был запрещён в служении за недостойное поведение.
Но самое печальное в этой истории, что этот уже немолодой человек, доживший до пенсии, действительно, не понимает, что творит. Однажды он уже приносил публичное покаяние, но, похоже, так и не осознал, в чём состоит греховность его поведения.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память святого праведного адмирала Феодора Ушакова и вспоминаем взятие Казани Иоанном IV Грозным
Святой праведный Феодор Ушаков, Адмирал Флота Российского, непобедимый флотоводец, был канонизирован Русской Православной Церковью 6 августа 2000 года, как местночтимый святой Саранской епархии.
Святой Феодор родился 13 февраля 1745 г. в с. Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии. Родители будущего флотоводца принадлежали к небогатому, но древнему дворянскому роду и были людьми глубоко верующими и благочестивыми. Великим молитвенником за Феодора был его тезоименитый дядя — преподобный Феодор Санаксарский, подвизавшийся в Санаксарском монастыре. Благочестие родителей и пример монашествующего дяди стали фундаментом нравственного воспитания Феодора. Наравне с кротостью в нём достаточно рано обнаружилась такая черта характера, как бесстрашие перед лицом опасности.
Окончив Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, Феодор начал службу на Балтийском флоте. С 1769 г. он уже служит в Донской (Азовской) флотилии, а в 1768 — 1774 гг. участвует в Русско-турецкой войне.
В основе действий Ушакова лежала подлинно христианская забота о каждом вверенном его руководству человеке. Он был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных, противником муштры и увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне, воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки. За проявленную во время эпидемии находчивость Ф. Ушаков был произведен в капитаны 1-го ранга.
С 1785 г. Феодор Феодорович служил в Севастополе. В 1787 г. Турция, недовольная итогами прошлой войны, вновь выступила против Российской империи. В ходе развертывания военных действий 3 июля 1788 г. у острова Фидониси (Змеиный) близ устья реки Дунай произошло сражение севастопольской эскадры с турецким флотом.
Командуя русским авангардом, Феодор Феодорович внезапно применил ловкий и смелый маневр и нанёс решительное поражение превосходящим силам турок.
Получив чин контр-адмирала, Феодор Ушаков был в начале 1790 г. назначен командующим Черноморского флота. В том же году флотоводец одержал блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок возле Керченского пролива и закрепил этот успех в бою у острова Тендра вблизи нынешней Одессы. Обладая искренним смирением, командующий приписывал свои победы исключительно Божественному милосердию и усердию подчинённых.
Вернувшись в Севастополь, Феодор Феодорович отдал приказ: «Рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу; всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота, быть в церкви святого Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи». В 1791 г. война завершилась полным разгромом Ушаковым турецкого флота у мыса Каликария, что на юго-западном побережье Черного моря.
В перерыве между ратными делами Ф. Ушаков много времени отдавал молитве. Сохранилось свидетельство, что в Севастополе он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного; и был исполнен доброты необыкновенной». В 1793 г. Феодор Феодорович получил чин вице-адмирала.
В связи с заключением российско-турецкого союза против Франции, которая приступила к захватам территорий соседних с ней европейских стран, в 1798 г. Феодору Ушакову было поручено отправиться во главе двух союзных флотов в Средиземное море и содействовать воюющим против французов сухопутным войскам.
Первым великим свершением Ушакова в Средиземном море стало освобождение занятых французами Ионических островов, расположенных вдоль юго-западного побережья Греции и издавна населенных православными греками. Последние, по письменному призыву флотоводца, содействовали успеху российских моряков.
Кульминацией освобождения островов стало взятие в 1799 г. укреплений острова Корфу, считавшихся сильнейшими в Европе и неприступными. Встреча освободителей местными жителями явилась подлинным триумфом. Феодор Ушаков усердно молился в здешних православных храмах и благоговейно припадал к их святыням — мощам святого Дионисия на острове Занте и святого Спиридона Тримифунтского на Корфу. Управляя освобожденными островами, командующий Черноморским флотом России стал создателем первого греческого национального государства со времён захвата Греции турками — Республики Семи Соединенных Островов.
Заслуги Федора Ушакова в Средиземноморской кампании увенчались возведением его в 1799 г. в чин адмирала. В 1800 г. прославленный адмирал вернулся в Севастополь, а в 1807 г. вышел в отставку, имея за плечами не только победы, но и счастье знать, что за всю его флотоводческую службу он не потерял ни одного корабля и ни одного пленного. Будучи бессемейным и опекая осиротевших племянников, Федор Ушаков отписал им в 1810 г. в своем завещании небогатые имения и поселился в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, возле Санаксарского монастыря, где монашествовал и был похоронен дядя адмирала.
Молясь в обители во все праздничные и воскресные дни, Феодор Феодорович также и «в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния».
Во время Отечественной войны 1812 г. Ф. Ушаков был избран начальником внутреннего тамбовского ополчения, но из-за болезни отказался от этой должности, в то же время пожертвовав немалые средства на устройство и содержание госпиталя для раненых, формирование 1-го Тамбовского пехотного полка и помощь пострадавшим от учинённых французами в России разорений. «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе Отечества!», — утешал адмирал скорбящих в те дни. Преставился праведник 2 октября 1817 г. и был погребён в Санаксарском монастыре подле своего сродника. Мощи Угодника Божия почивают в храме Рождества Пресвятой Богородицы.
В этот день в 1552 г. доблестные Русские войска под водительством Царя Иоанна Грозного после длительного штурма взяли Казань. 4 октября Государь выбрал место для закладки храма во имя Благовещения и собственноручно заложил его. 6 октября деревянный собор был закончен и освящен. Казанское ханство было опаснейшим врагом Московского государства. Казанские татары регулярно совершали на Русь разбойничьи набеги, уводя в рабство православных христиан. Тотчас по завоевании Казань выдала до 100 тысяч русских пленников.
Царь Иоанн IV рассматривал взятие Казани как подлинно христианское дело. Однако первые военные походы против Казани (1547−1548 и 1549−1550 гг.) успеха не принесли. Но Царь не отступал. В 1551 г. началась подготовка к новому походу. По царскому приказу весной 1551 г. в 30 км к западу от Казани у впадения в Волгу р. Свияги в кратчайший срок была построена деревянная крепость — Свияжск.
«Ступайте, дураки, — насмехались над русскими татары, — в свою Русь, напрасно не трудитесь; мы вам не сдадимся; мы и Свияжск отымем!»
Тем временем русские войска обложили Казань и началась затяжная осада. Перед штурмом в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам Государь провёл часть ночи со своим духовником. А когда наступило утро штурма, Царь Иоанн приказал не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». И вот раздался мощный взрыв (русские саперы сделали тайный подкоп, в который заложили бочки с порохом), разрушивший ворота и часть стены. Вскоре послышался второй взрыв, ещё более сильный. Тогда русские люди, воскликнув: «С нами Бог!» — пошли на приступ. Татары встретили их криком: «Магомет! Все помрём за юрт!» Когда Царь подъехал, на стенах уж развевались русские знамена.
По приказу Царя половина царской дружины сошла с коней; к ней пристали седые, степенные бояре, отроки, окружавшие царя, и все вместе двинулись к воротам. В своих блестящих доспехах, в светлых шлемах царская дружина врубилась в ряды татар, одержав над ними победу. Князь Воротынский прислал сказать Царю: «Радуйся, благочестивый Самодержец! Казань — наша, её царь в плену, войско истреблено». Таким образом, разбойничье Казанское ханство было ликвидировано.
Русская линия
В Минске началось заседание Св. Синода Русской Православной Церкви
В заседании принимает участие Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий. Синод ответит на действия Фанара на Украине
В Минске под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, которому предстоит сформулировать церковный ответ на антиканонические действия Константинопольского Патриархата на Украине, сообщает Интерфакс.
«С некоторым опозданием мы начинаем заседание Священного Синода. Причина очень веская — мы имели содержательную беседу с президентом республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко. Мы обсудили целый ряд вопросов, связанных с жизнью Белорусской Православной Церкви, межправославными и межхристианскими отношениями. < > Такие встречи дают понять позицию собеседника», — сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая Синод, сообщает ИТАР-ТАСС.
В работе заседания среди прочих архиереев принимает участие и Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, который доложит членам Синода о состоянии дел на Украине.
11 октября 2018 года Синод Константинопольского Патриархата в Стамбуле принял ряд решений, который в Русской Православной Церкви уже назвали «разбойничьими», а именно реабилитировал лидеров украинского раскола, объявил об открытии своего подворья в Киеве и прекратил действие указа 300-летней давности о передаче Киевской митрополии Русской Православной Церкви.
Месяц назад, когда Константинополь впервые за несколько веков заявил о своих правах на Украину и направил туда экзархов для подготовки почвы к автокефалии, Св. Синод РПЦ приостановил молитвенное общение с ним, предупредив, что если неканонические действия в отношении Украины продолжатся, Московский Патриархат будет вынужден разорвать евхаристическое общение с Константинопольской Церковью.
Русская линия