Десницу святителя Спиридона Тримифунтского торжественно встретили в Екатеринбурге
Святыня прибыла в Екатеринбургскую епархию из Краснодара, где ей поклонились свыше 85 тысяч человек
Поздно вечером 29 августа 2018 года ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифунтского прибыл из Краснодара в Екатеринбург. В аэропорт «Кольцово» великая христианская святыня пречудного святителя Христова и чудотворца Спиридона была доставлена спецрейсом, сообщает официальный сайт Екатеринбургской епархии.
Мощи святителя, которому в Краснодаре уже поклонились более 85 тысяч человек, встречали священнослужители Екатеринбургской митрополии во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом и представители региональной власти.
Торжественная встреча прошла под колокольный звон передвижной звонницы храма «Большой Златоуст». Перед святыней был совершён краткий молебен, звучали тропарь и величание великому угоднику Божьему.
«Сейчас в Церкви идет праздник Успения Пресвятой Богородицы, — отметил митрополит Кирилл. — Пресвятая Богородица — утешительница в нашей жизни. И как знак Её утешения, она послала нам святителя Спиридона. Сегодня мы празднуем это пришествие святителя Спиридона в наш город».
Представитель Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира Геннадий Дюмин, сопровождающий десницу святителя, отметил важность пребывания ковчега с мощами в 12 регионах России и пожелал жителям уральской столицы благоденствия.
Ковчег с десницей святителя пребывает в России в сопровождении братии греческой обители. Настоятель храма и хранитель мощей святителя Спиридона Тримифунтского в городе Керкира архимандрит Иустин в общении с представителями СМИ поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла и представителей региональных властей за приём. Представитель греческого монастыря поздравил всех с торжеством Православия, коим является пребывание христианской святыни в России.
«Сегодня та самая правая рука святого Спиридона, которая на Первом Синоде освятила и показала Православие, находится здесь, в Екатеринбурге, — отметил архимандрит Иустин. — Я хотел бы попросить святого Спиридона, чтобы та благодать, которую принёс он, осталась в вашем городе и продолжала распространяться через вашего пастыря, дорогого и любимого митрополита Кирилла».
Далее из аэропорта мощи святого Спиридона перевезли в Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь, откуда утром 30 августа их доставили в Храм на Крови, где мощи святого встретили многочисленные паломники — горожане и гости города. После чего пред святыней была совершена Божественная литургия.
Ковчег с мощами святителя Спиридона будет выставлен для поклонения верующими в Храме-Памятнике на Крови с 30 августа по 1 сентября. Поклониться православной святыне можно будет в любое время суток. Десница святителя отбудет из Храма на Крови 1 сентября в 23:00.
В России святыня будет пребывать до 15 октября. Поклониться мощам можно будет также в Красноярске, Кемерово, Московской области, Туле, Санкт-Петербурге, Твери, Саратове, Чебоксарах, Ярославле и Москве.
Русская линия
Прикрываясь заботой об «экспонатах»
Музейные работники не хотят возвращать верующим Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, отобранные у них во времена безбожной советской власти
Музейные работники возмущены тем, что согласно закону всё больше храмов и монастырей передаётся Русской Православной Церкви и, прикрываясь мнимой заботой о сохранности «музейных экспонатов», откровенно заявляют, что отобранные в годы безбожной советской власти святыни должны оставаться в их ведении.
Именно такую позицию заняли музейщики в Вологде, где стало известно о намерении Церкви расширить своё присутствие в Кирилло-Белозерском монастыре и возродить монашескую жизнь в охраняемом ЮНЕСКО Ферапонтовом монастыре с фресками Дионисия, сообщает Интерфакс со ссылкой на газету «Коммерсант».
«Увеличение потока паломников и богослужений рядом с фресками Дионисия опасны для их состояния, как уже показал опыт, например, Успенского собора Владимира, где постоянно открывающиеся двери, поток людей и службы со свечами после реставрации фресок Андрея Рублева фактически привели к их утрате», — заявил заместитель председателя совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга Михаил Мильчик.
Издание сообщает, что в сентябре комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом рассмотрит конфликтный вопрос о передаче Вологодской митрополии пяти архитектурных памятников, входящих в состав Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Другой член комиссии, завсектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц убеждён, что «музей — единственный гарант того, что мы не утратим уникальный памятник, который идеально отреставрирован в течение многих десятков лет». При этом эксперт отметил, что во владении Вологодской епархии, в том числе в Белозерске и его окрестностях, достаточно храмов и монастырей, в том числе выдающихся памятников, много лет находящихся в безобразном состоянии.
Одним словом, возвращать Церкви отобранные и захваченные у неё святыни музейщики не собираются. При этом они ведут себя как истинные хозяева святынь, а не те, кто их беззаконно захватил и теперь использует для демонстрации туристам.
Очевидно, что аргументация против возвращения верующим храмов и монастырей, не выдерживает никакой критики. Странная логика: паломники уничтожат фрески, а туристы, которые во множестве сейчас посещают «музеи», почему-то нет. Музейщики смогут сохранить святыни, а верующие нет. Однако, судьба уничтоженного пожаром древнего Успенского храма в Кондопоге, тоже находившегося в ведении музея, говорит об обратном.
На самом деле истинная причина беспокойства музейных работников может состоять совсем не в заботе о судьбе экспонатов. Иначе бы музейщики выдвигали конкретные предложения, как сделать так, чтобы и святыни были возвращены верующим, и фрески остались в полной сохранности. Вместо этого они озвучивают категоричные заявления: не отдадим ни при каких обстоятельствах.
Оно и понятно. Музейщики уже успели врасти в те «тёплые места», которые дают им захваченные святыни. Покидать их они не хотят. Отсюда и столь категоричный и непримиримый тон. Однако, как бы этого не хотели музейщики, закон о возвращении Церкви святынь принят, и его придётся исполнять.
P. S. Согласно данным портала «Премьер», генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов, согласно его декларации о доходах, является одним из лидеров по доходам среди вологодских чиновников. Доход Шаромазова за 2017 год, к примеру, составил 4 миллиона 366 тысяч рублей. Это сопоставимо с доходом заместителя губернатора Вологодской области.
Русская линия
Курьёзы статистики
В Минздраве заявили, что самые здоровые сельские жители живут в Москве
«Статистика — самая точная из всех лженаук», — гласит одна поговорка. «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», — вторит другая. «Статистики, как и судебные психиатры, могут подтвердить правоту обеих сторон», — говорит третья.
Именно это, похоже, решили доказать в российском Минздраве, когда, пользуясь статистикой, назвали регионы России с наименьшим числом болезней среди сельских жителей. Парадокс, но чиновники от медицины на полном серьёзе заявили, что за 2017 год, меньше всего заболеваний на 100 тысяч сельского населения зарегистрировано в Москве (31 775,4).
Как такое возможно решили выяснить журналисты RT, обратившись в Минздрав, где им пояснили, что «в этой статистике учитываются территории Новой Москвы». Впрочем, это вряд ли делает приведённые цифры хоть чуточку достоверными.
Известно высказывание, что Москва — это большая деревня, но понимать его буквально никому ранее в голову не приходило. Отсюда неминуемо возникает вопрос, кого в Минздраве называются селянами. Ведь Новая Москва — это формально тоже город, а значит, и живут там не селяне, а горожане.
К слову, если бы в России решили получить статистику по нефтедобывающим регионам, то Москва тоже стала бы первым городов нефтяников и газовиков. В конце концов, почти все российские нефтегазовые компании зарегистрированы и платят налоги именно в столице.
Так что приведённое Минздравом исследование интересно лишь в разрезе того, что оно показывает всю несостоятельность подобного рода статистики.
Тем не менее, нашим читателям, возможно, будет интересно знать, что согласно данным Минздрава, вслед за Москвой по здоровью селян следует Еврейская АО (54 109,1), Кабардино-Балкария (57 379,4) и Тюменская область (60 954,9).
Наибольшее число недугов среди сельских жителей отмечается в Ненецком (266 674,9), Чукотском (247 012,7) и Ямало-Ненецком (239 086,5) автономных округах, а также в Алтайском крае (226 153,6).
Русская линия
Верховный суд одёрнул органы опеки
Суд пресёк попытку соцработниц отдать сироту иностранцам, оставив его в приёмной семье с братом в России
Семье петербургского священнослужителя удалось добиться разрешения на усыновление брата своего приемного сына, которого органы опеки пытались передать иностранным усыновителям. Мальчик пять лет провел в сиротских учреждениях, при этом семье сообщали, что для него якобы уже давно найдены новые родители, поэтому воссоединение с братом невозможно. Решение о передаче ребенка российским усыновителям принял Верховный суд, сообщает Милосердие.Ru.
Ранее от семьи потребовали подписать согласие на усыновление брата их приемного сына иностранными гражданами. При этом органы опеки отказывали приемной маме в праве встретиться с ребенком и начать оформление его устройства в семью. Когда встречи все-таки удалось добиться, выяснилось, что мальчик выглядит очень худым, а рост его меньше, чем у его младшего брата, живущего в семье, рассказала приемная мама.
«Когда мы начали в этой ситуации разбираться, выяснилось, что в отчете психологической экспертизы написано, что ему нельзя жить в семье, где есть животные и другие дети», — сообщила зампредседателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Юлия Зимова. Она подчеркнула, что органы опеки нарушили закон, сообщая родителям ложную информацию о семейном устройстве ребенка, и предлагая его на усыновление иностранцам, не получив отказ от приемной семьи его брата.
История завершилась благополучно, однако «таких ситуаций по стране много», заявила приемная мать теперь уже двоих детей. Она уверена, что система органов опеки и попечительства Санкт-Петербурга не была заинтересована в российских кандидатах, а «заточена под иностранное усыновление» поэтому подобные ситуации будут повторяться.
«Органы опеки должны были понести заслуженное наказание, но они продолжают работать, отделавшись мелкими предупреждениями. Практически это прошло безнаказанно и сошло им с рук», — подчеркнула усыновительница, отметив, что оставить ребенка в России удалось лишь благодаря поддержке ОП РФ, уполномоченного по правам ребенка в Петербурге, и общественных организаций «Петербургские родители» и «Родительский мост».
Русская линия
В Донецкой области под обстрел попал храм Украинской Православной Церкви
Мониторинговая миссия ОБСЕ зафиксировала пробоины в стене церкви и осколочные повреждения в прилегающем здании
Свято-Покровский храм Украинской Православной Церкви, расположенный в посёлке Старомихайловка Марьинского района Донецкой области, попал под обстрел. Об этом сообщила в своем отчете от 26 августа мониторинговая миссия ОБСЕ, передаёт Союз православных журналистов.
«26 августа в Старомихайловке члены патруля Миссии видели свежую воронку во дворе, примерно в 20 метрах к западу от церкви на ул. Калинина, 7, и в 4 метрах к югу от примыкающего к церкви одноэтажного здания», — говорится в документе.
Наблюдатели также зафиксировали свежие пробоины в западной стене храма, а на южной стороне прилегающего здания — выбитые окна и осколочные повреждения на дверях.
«По оценке СММ, повреждения возникли вследствие попадания снаряда боевой машины пехоты, выпущенного с юго-западного направления», — отмечается в отчёте ОБСЕ.
Кто вёл огонь по храму, не сообщается. Известно лишь, что посёлок контролируют вооружённые силы самопровозглашённой Донецкой народной республики, и можно предположить, что снаряд прилетел со стороны украинской армии. Однако, точно об этом сказать сложно.
Скорее всего, целенаправленно по храму огонь никто не вёл. Однако, во время гражданской войны страдает как мирное население, так и церковные строения.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем выдающегося иерарха Русской Церкви Патриарха Никона
Святейший Патриарх Никон (в миру Никита Минов), родился в 1605 году в с. Вельманове Нижегородской губернии. Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, он сумел выучиться грамоте, а приобщившись через чтение и личное благочестие к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении. Двенадцати лет от роду он тайно ушёл в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг. Однако вскоре Никите пришлось покинуть обитель, уступая просьбам родственников, он вернулся домой и женился. Вскоре его пригласили священником в соседнее село, где с молодым умным пастырем познакомились московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку. Они же уговорили его перейти на священническое место в Москву, где отец Никита и прослужил около десяти лет. Когда прижитые в браке дети умерли, о. Никита убедил жену принять постриг, а сам удалился в Анзерский скит Соловецкого монастыря.
Постригшись с именем Никона, он предался суровым подвигам благочестия. Со временем переселившись в Кожеозерский Богоявленский монастырь, он был избран там игуменом. Будучи тремя годами позже в Москве по монастырским делам, Никон впервые встретился с Царём Алексеем Михайловичем. Величественная наружность игумена, его умные речи и широкое образование произвели на молодого, искренне прилежавшего Церкви Государя неизгладимое впечатление. С того времени началось их сближение, перешедшее вскоре в тесную дружбу.
В 1648 г. Никон стал митрополитом Новгородским. На втором году его архиерейства в городе вспыхнул бунт, и Владыка бесстрашно вышел к мятежникам, вразумляя бунтовавших сперва кротко, а затем со всей силой митрополичьей власти и архипастырского дерзновения. Чернь избила его до полусмерти. Очнувшись, Никон собрал последние силы, отслужил литургию в Софийском соборе и Крестным ходом пошёл на бунтующих. Поражённые его твёрдостью, они смирились, просили прощения и ходатайства Никона перед Царём.
А вскоре Никон был избран на Патриарший престол. «Тесная дружба соединяла Никона с царём. Вместе молились они, рассуждали о делах, садились за трапезу. Патриарх был восприемником царских детей. Ни одно государственное дело не решалось без участия Никона. «Великий ум последнего отпечатлён на счастливых годах царствования Алексея», — писал церковный историк Н.Д.Тальберг, осмысливая роль Патриарха Никона.
Однако в 1658 г. произошёл разрыв тёплых отношений Патриарха с Царём. Никон публично отрёкся от патриаршей власти и уехал в Волоколамск в основанный им Воскресенский монастырь. В 1664 г. Никон без разрешения Царя неожиданно вернулся в Москву, но был отослан приказом Алексея Михайловича обратно. Церковный собор в 1666 г. обвинил опального Патриарха в произнесении хулы на Царя, жестокости, вмешательстве в не принадлежащие ему по сану дела и, тем не менее, подтвердив проведённые им церковные реформы, снял с него сан Патриарха, сослав в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри. После кончины Государя, по приказу нового Царя Феодора Алексеевича Никон получил возможность вернуться в Москву, но по дороге отошёл ко Господу 17 августа 1681 года.
Царь Феодор участвуя в погребении, сам на плечах своих нёс гроб с телом Патриарха Никона, а после, незадолго до собственной кончины, испросил усопшему разрешительные грамоты четырёх Патриархов, восстанавливавшие Никона в патриаршем достоинстве и признававшие его церковные заслуги.
Седьмой Патриарх Русской Православной Церкви Никон по сей день остаётся одной из самых загадочных фигур Русской истории. Недолгие шесть лет его патриаршества оставили глубокий след в русском Православии. Имя Патриарха Никона чаще всего упоминается в связи с расколом в Русской Церкви, в результате которого образовалось старообрядчество. Менее известны другие стороны его деятельности. Так, именно Никон способствовал заключению договора 1654 года о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Иерарх мыслил Россию как центр мирового Православия. Ново-Иерусалимский монастырь, построенный им на реке Истра, воссоздал образ Святой Земли с её главными реликвиями — Храмом Гроба Господня, Гефсиманским садом, рекой Иордан. Никон был низложен в 1667 году за конфликт с властями и пробыл в ссылке 15 лет. Через год после кончины опального Патриарха в Москву была доставлена грамота глав Восточных Церквей о его «реабилитации».
Между тем, выдающийся русский богослов митрополит Антоний (Храповицкий) считал Патриарха Никона самым значительным человеком в Русской истории. Именно Никон является идеологом воссоздания Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой являлась дореволюционная Россия. При этом, как считают некоторые историки Церкви, именно антицерковные круги, а не Патриарх Никон были виновны в церковном расколе XVII века. Так, выдающийся русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) считал, что, если бы Никон не был бы низложен, то раскола бы и не произошло.
Русская линия