Русская линия
<< Полная сводка новостей от 30 ноября 2017 >>

Митрополит Волоколамский Иларион: Принятые на Крите соборные документы требуют правки и согласования со всеми Поместными Православными Церквами
В Русской Православной Церкви выступили с критикой отдельных документов, принятых на Критском Соборе

Критский СоборПредседатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион в ходе первого дня Архиерейского Собора Русской Православной Церкви представил участникам Собора доклад, в котором обозначил позицию Богословской комиссии по поводу документов, принятых на Критском Соборе (18−27 июня 2016 г.).

Коснувшись в своем выступлении темы статуса Критского Собора, митрополит Иларион напомнил, что с самого начала предсоборного процесса в основу принятия всех решений на подготовительных к Всеправославному Собору мероприятиях был положен принцип консенсуса всех общепризнанных Поместных автокефальных Церквей. Однако по состоянию на июнь 2016 года таковой консенсус в отношении созыва Святого и Великого Собора отсутствовал.

Менее чем за месяц до предполагавшейся даты открытия Собора Священные Синоды пяти автокефальных Церквей ― Болгарской, Антиохийской, Сербской, Грузинской и, наконец, Русской ― призвали отложить его проведение с тем, чтобы преодолеть разногласия, препятствующие их участию в Соборе (впоследствии Сербская Церковь приняла решение участвовать в Соборе). Эти призывы были проигнорированы.

Вследствие этого в работе состоявшегося на Крите Собора приняли участие десять из четырнадцати общепризнанных Поместных автокефальных Церквей. На нем не была представлена полнота Вселенской Православной Церкви, поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 15 июля 2016 года признал, что «состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус» (журнал № 48).

На Критском Соборе было принято восемь документов: «Автономия и способ ее провозглашения», «Православная диаспора», «Миссия Православной Церкви в современном мире», «Важность поста и его соблюдение сегодня», «Таинство брака и препятствия к нему», «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», Окружное послание Собора, Послание Собора.

Большинство этих документов (за исключением двух посланий, составленных непосредственно на Критском Соборе) были подготовлены в рамках продолжавшегося не одно десятилетие предсоборного процесса при активном участии Русской Православной Церкви. После публикации проектов документов Святого и Великого Собора началось их обсуждение в Поместных Православных Церквах. Русская Православная Церковь подготовила и направила всем Поместным Церквам предложения по поправкам к проектам документов «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Миссия Православной Церкви в современном мире». Эти поправки во многом были созвучны тем критическим замечаниям, которые высказывались к указанным двум документам со стороны других Поместных Церквей и Священного Кинота Святой Горы Афон.

Как отметил председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, принятые на Крите документы можно разделить на три категории в зависимости от их отношения к проектам, рассмотренным ранее Архиерейским Собором 2016 года. Первая из них ― это документы, которые были приняты Критским Собором без внесения существенных содержательных поправок. К таковым относятся документы «Важность поста и его соблюдение сегодня» и «Автономия и способ ее провозглашения».

Ко второй категории относятся документы, принятые Собором с существенными содержательными поправками. Это документы «Православная диаспора», «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», «Таинство брака и препятствия к нему» и «Миссия Православной Церкви в современном мире».

В частности, в документ «Православная диаспора» было внесено добавление, которое ограничивает Поместные Церкви в присвоении «уже существующих титулов архиереям» в диаспоре. Это добавление требует дополнительного обсуждения на всеправославном уровне.

Документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» вызвал более всего критических замечаний в православной среде после его публикации. Даже на самом Критском Соборе в отношении данного документа не было единомыслия: свои подписи под ним не поставил 21 архиерей из 161 участника Собора, в том числе 17 из 25 архиереев-членов делегации Сербской Православной Церкви. Особую критику вызвали следующие формулировки: именование в документе инославных сообществ «церквами», выражения «поиск» или «восстановление» единства христиан. Поправки, предложенные Русской Церковью, отражали эту обеспокоенность, но не были в полной мере учтены Критским Собором.

В документе «Таинство брака и препятствия к нему» содержится ряд спорных формулировок. В частности, фраза ранее опубликованного проекта: «Церковь не признает возможным для своих членов заключение однополых союзов», ― была на Соборе модифицирована следующим образом: «Церковь не признает возможным для своих членов гражданских союзов ― как однополых, так и заключенных с противоположным полом». Данная формулировка вносит двусмысленность в текст. Первоначальная формулировка более точно выражает учение Церкви о браке.

«Документ „Миссия Православной Церкви в современном мире“ в том виде, в котором он был принят на Критском Соборе, содержит формулировки, создающие впечатление, будто вследствие воплощения Слова Божия весь человеческий род уже собран во Христе, спасен и обожен, что вызвало серьезную критику в православной среде. Такие выражения требуют обязательного прояснения, ― рассказал митрополит Иларион. ― Кроме того, приводится неуместная ссылка на Евсевия Кесарийского, не только не являющегося авторитетным отцом Церкви, но и небезосновательно обвиняемого в полуарианстве».

К третьей категории относятся документы, которые были подготовлены и приняты непосредственно на Соборе. Это «Послание Собора» и «Окружное послание Собора» (Энциклика), которые отражают решения, принятые участвовавшими в Соборе автокефальными Церквами по ряду актуальных вопросов. Как было отмечено в прозвучавшем на Архиерейском Соборе докладе председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона, основные идеи этих документов в целом не противоречат социальному учению Русской Православной Церкви. «Вместе с тем, документы содержат ряд не вполне удачных и неясных формулировок, а также утверждений, ранее не обсуждавшихся на всеправославном уровне, ― сказал докладчик. ― Эти формулировки и утверждения требуют дальнейшего обсуждения».

«Для того, чтобы подготовленные в ходе предсоборного процесса и рассмотренные на Критском Соборе проекты документов стали общеправославными решениями, необходима их доработка и согласование на общеправославном уровне, а затем принятие консенсусом всех Поместных Автокефальных Православных Церквей», ― подчеркивается в докладе.

Русская линия


Епископ Тихон (Шевкунов): Версия о ритуальном характере убийства Царской семьи подтверждается многочисленными фактами
Секретарь Церковной комиссии по изучению «екатеринбургских останков» отреагировал на критику хасидов и Нарусовой

Епископ Тихон (Шевкунов)Государь Николай II даже после отречения оставался символической, сакральной фигурой, поэтому его убийство во многих отношениях могло иметь совершенно определенный ритуальный смысл, что подтверждается многочисленными фактами, заявил РИА Новости секретарь Патриаршей комиссии по изучению результатов экспертизы «екатеринбургских останков» епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), отвечая на критику хасидов и Нарусовой.

«Нет ничего неожиданного в том, что в процессе исследования обстоятельств убийства последнего российского Императора изучается в том числе и мотив ритуальной составляющей этого убийства. Никто не будет отрицать, что Император, даже отрекшись, оставался, безусловно, фигурой символической, сакральной. Убийство Царя и его семьи, ставящее последнюю точку в существовании ненавистной для новой власти трехсотлетней династии Романовых, было делом совершенно особым, несущим для многих ритуальное, символическое наполнение», — сказал епископ Тихон.

На замечание о том, что убийцы были внерелигиозными людьми, и поэтому они не могли совершить ритуального убийства, владыка Тихон заявил, что множество людей является далекими от религии людьми, но очень часто разделяют оккультные взгляды, верят во всевозможные символы, совпадения цифр, гороскопы и так далее. Что же касается конкретно большевиков, то об их оккультных представлениях ярко свидетельствует выстроенный на Красной площади мавзолей.

«Разве мавзолей Ленина — это не сакральное, не символическое, не ритуальное явление? Большевики и их сподвижники всех мастей отнюдь не были чужды самого неожиданного и разнообразного ритуального символизма», — сделал вывод архипастырь.

Епископ Тихон отметил, что «немало лиц, причастных к расстрелу, находились они в Москве или в Екатеринбурге, видели в убийстве поверженного российского Самодержца особый ритуал возмездия, гревший их сердце высокий значимый смысл, причём совершенно индивидуальный, в зависимости от личных культурных, политических, классовых, национальных и каких угодно позиций».

«В дни подготовки и совершения убийства Царской семьи вокруг этого события вились целые стаи разнообразных личностей — от садистов-уголовников типа Ермакова с его бандитами, жаждущих лично замучить Царя, его жену, дочерей и сына, и до Юровского, который впоследствии бахвалился своим особым участием в убийстве Императора и всерьёз ощущал себя ни больше ни меньше как персоной, исполнившей сакральную историческую миссию», — отметил владыка.

Не только руководитель расстрела Юровский, добавил он, но и все участники убийства одиннадцати беззащитных людей в Ипатьевском доме осознавали «важную лично для них символическую составляющую этого главного события в их жизни».

«В своих воспоминаниях Юровский свидетельствует, что, готовясь к расстрелу, он дал исполнителям приказ „кому в кого стрелять“. Для себя он выбрал, конечно же, главную „цель“ — Императора. Но именно в останках, которые, как полагают, могут принадлежать Николаю II, было обнаружено более всего огнестрельных отверстий. Документально засвидетельствовано, что впоследствии все без исключения участники расстрела, даже самый юный из них — семнадцатилетний Виктор Нетребин, с гордостью приписывали себе славу цареубийцы», — подчеркнул епископ Тихон.

В связи с этим он убеждён, что нельзя игнорировать эту составляющую совершения преступления при восстановлении полной картины происшедших сто лет назад екатеринбургских событий.

«Ещё в 2015 году в начале нового следствия по делу убийства Царской семьи была заявлена принципиальная позиция проверки всех без исключения существующих версий. Сегодня было бы как минимум странно исключить одну единственную версию из пространства исследований профессиональных историков и криминалистов», — заключил представитель Русской Православной Церкви.

Старшая следовательница по особо важным делам СК России Марина Молодцова накануне на конференции по делу об убийстве Царской семьи также сообщила, что в связи с возможным ритуальным характером расстрела Государя и его семьи следствие планирует назначить психолого-историческую экспертизу.

Русская линия


Украинская Православная Церковь получила ещё большую самостоятельность
По решению Архиерейского Собора, центром управления УПЦ отныне будет официально считаться Киев, а на Украине будет создан свой независимый Церковный суд

Архиерейский Собор 2016 годаАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходящий в Москве, в четверг сделал важный шаг в предоставлении ещё большей самостоятельности Украинской Православной Церкви, сообщает Интерфакс-Религия.

«Участники Собора единогласно поддержали просьбу митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия выделить для УПЦ отдельную главу в уставе Московского Патриархата», — сообщили в пресс-службе Собора.

Ранее Блаженнейший митрополит Онуфрий в своём докладе напомнил, что в действующем уставе Русской Православной Церкви статус УПЦ прописан в пункте 18 главы XI под названием «Самоуправляемые Церкви».

«Учитывая то, что указанный пункт 18 главы XI устава РПЦ не в полной мере отображает определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в её управлении, предлагается в действующий Устав РПЦ внести следующие изменения: пункт 18 .. выделить в отдельную главу устава РПЦ под названием «Украинская Православная Церковь», — сказал глава УПЦ.

Эта инициатива была поддержана участниками Собора. Кроме того, теперь в уставе Русской Православной Церкви будет прописано, что центр управления УПЦ находится Киеве. Наконец, Общецерковный суд отныне будет распространяться на всю территорию Русской Православной Церкви за исключением Украины.

Как пояснили в пресс-службе Собора, «эти поправки, по сути, зафиксировали то, что и так имело место на практике».

Русская линия


Демографическое положение России плачевно — молодёжь вообще не хочет рожать детей
Российское правительство решило перейти от стимулирования рождения второго и третьего ребёнка к поддержке семей, решившихся родить первенца

Две мамыПредседатель правительства РФ Дмитрий Медведев во время интервью российским телеканалам разъяснил ситуацию с введением дополнительных выплат семьям с детьми, пояснив, что в настоящее время речь идёт о стимулировании рождения не второго или третьего ребёнка, а о попытках побудить молодых россиян родить хотя бы первого ребёнка, поскольку многие из них вообще не хотят иметь детей.

«Мы убедились, что сейчас пора стимулировать, побуждать людей к рождению не вторых детей, как мы это пытались делать несколько лет назад, а уже первых детей. Для этого вводится пособие, оно адресное, подчеркиваю, для семей, которые заводят первого ребёнка», — заявил Дмитрий Медведев, слова которого приводит Интерфакс.

Пособие составит один прожиточный минимум, его будут начислять, пока ребёнку не исполнится полтора года. В среднем пособие составит в 2018 году 10 523 рубля, в 2019-м — 10 836 рублей, в 2020-м — 11 143 рубля. Нововведение вступит в силу с января 2018 года.

Также для семей с двумя или тремя детьми запустят специальную программу ипотечного кредитования. Они смогут рассчитывать на субсидирование государством ставки сверх шести процентов годовых. Медведев отметил, что по всем мировым расчетам, 6% — это именно та ипотека, которую с легкостью «тянут» абсолютное большинство семей.

Кроме того, власти продлят программу материнского капитала до конца 2021 года. Семьи, в которых родился второй или третий ребёнок, смогут получить пособие, аналогичное выплатам за первенца, но только за счёт материнского капитала.

Русская линия


Митрополит Навпактский Иерофей: «Я полагаю, что диалог между православными и римо-католиками порочен в своём основании»
Известный греческий богослов раскритиковал богословский диалог, осуществляемый между представителями Элладской Православной Церкви и Ватиканом

Митрополит Навпактский ИерофейБогословские диалоги православных с католиками, осуществляемые в настоящее время Элладской Православной Церковью, бесперспективен и опасен, считает известный греческий богослов митрополит Навпактский Иерофей, сообщает Agionoros.Ru.

«Я полагаю, что диалог между православными и римо-католиками порочен в своём основании. Во-первых, отсутствует единство между Православными Церквями, возникают и продолжают возникать внутриправославные серьёзные проблемы. Представители нашей Церкви осуществляют диалог, а его результаты не выносятся на обсуждение Священноначалия для принятия или отвержения», — заявил владыка.

Кроме того, по его мнению, при таких диалогах «игнорируется необходимая экклезиологическая предпосылка, согласно которой Церковь — Тело Христово». «Напротив, взамен предлагается формулировка „в свете Святой Троицы“, которая обслуживает экуменические задачи», — отметил греческий богослов.

«Уже подписанные тексты неприемлемы с точки зрения богословия и экклезиологии. Они одновременно подписываются православными и римо-католиками, а между ними существуют разные экклезиологические представления и эти тексты ни к чему не обязывают Папу, который считает себя выше Вселенских Соборов. Кроме того, [у римо-католиков] сохраняются серьёзные еретические заблуждения, такие как filioque или actus purus, которые они не в силах пересмотреть», — обратил внимание митрополит Иерофей.

«Я полагаю, что без учета богословия святого Григория Паламы — величайшего Отца Церкви, не может проводиться никакого богословского диалога. И в этом состоит недостаток [осуществляемого ныне] богословского диалога Православной Церкви с инославными христианами», — добавил владыка.

«Диалог этот бесплоден и, естественно, опасен», — подвёл общий итог архипастырь.

Русская линия


Примирение ХАМАС и ФАТХ оказалось под угрозой срыва
Срыв передачи сектора Газа под управление Администрации Аббаса может спровоцировать новую войну ХАМАСа и Израиля

Махмуд АббасПо договору о примирении между двумя противоборствующими палестинскими партиями ХАМАСом и ФАТХом, гарантом которого выступает Египет, административное управление сектором и контроль над пограничными переходами в Газы с 1 декабря должны были передать силам безопасности палестинской администрации, которой руководит лидер ФАТХа Махмуд Аббас. Однако лидер ХАМАСа в Газе Яхья Сануар после экстренного заседания вечером 29 ноября заявил, что передача контроля откладывается на 10 дней, сообщает NEWSru.co.il.

ХАМАС захватил власть в Газе в июне 2007 года в результате вооруженного переворота. С тех пор неоднократно предпринимались попытки примирения ХАМАСа и ФАТХа, однако пока они не увенчались успехом. Срыв нынешних переговоров может спровоцировать новый кризис в Газе и возможную вооруженную конфронтацию ХАМАСа с Израилем.

Именно поэтому урегулирование конфликта между ХАМАСом и ФАТХом стало одной из главных тем, обсуждаемых еврейскими и арабскими СМИ.

Представители ХАМАСа и ФАТХа обратились к египетским властям с просьбой продлить нынешний этап переговоров о внутрипалестинском примирении ещё на две недели, пишет газета «Исраэль а-Йом». Каир дал согласие, и дата очередной встречи участников переговоров была перенесена.

Причиной переноса стало то, что ХАМАС отказался разоружить своё боевое крыло «Бригады Изаддина аль-Касама». Заместитель главы ХАМАСа в Газе Халиль аль-Хайя категорически заявил на пресс-конференции: «Оружие сопротивления — красная черта, по которой не может быть дискуссий».

Более того, как подчеркнул аль-Хайя, ХАМАС намерен вооружать своих единомышленников не только в Газе, но и «на Западном берегу», до тех пор, пока будет продолжаться еврейская оккупация палестинских территорий.

Для Махмуда Аббаса такие условия неприемлемы, поскольку он ведёт переговоры с еврейскими властями, пытается достичь каких-то договорённостей, но в принципе не может гарантировать их выполнение, поскольку не контролирует действия горячих голов в ХАМАСе, которые настроены непримиримо и совершают атаки на евреев.

В октябре на переговорах в Каире было достигнуто соглашение о том, что до 1 декабря ХАМАС передаст правительству национального единства административное управление сектором Газа. Также до 1 декабря ХАМАС обязался передать ФАТХу контроль над пограничными переходами в Газе (КПП «Эрез» и «Керем Шалом» на границе с Израилем и КПП «Рафах» на границе с Египтом).

По договору, пограничные переходы будет контролировать «президентская гвардия» Махмуда Аббаса (в настоящее время передача контроля начата, но не завершена). Кроме того, на границе с Египтом может возобновить свою деятельность миссия Европейского Союза. Соглашением особо оговаривалось, что КПП «Рафах» требует перестройки и расширения.

Договор также предусматривает, что на территории сектора Газы будут нести службу около трёх тысяч палестинских полицейских, подчиненных ПНА. Но при этом ничего не было сказано о том, как эти силы будут взаимодействовать с милицией и погранслужбой ХАМАСа, являющимися подразделениями «Бригад Изаддина аль-Касама». Вопросы о военном контроле над сектором Газы и деятельности «Бригад Изаддина аль-Касама» на этом этапе не обсуждались.

1 декабря делегации ФАТХа и ХАМАСа должны были вновь встретиться в Каире, чтобы обсудить ход реализации достигнутых соглашений и перейти к следующему этапу переговорного процесса. Однако теперь эта встреча отложена, и новая дата пока не названа.

Русская линия


В Москве открылась выставка, посвященная 100-летию Поместного Собора 1917−1918 гг. и восстановлению Патриаршества
Выставка представлена в интерактивном мультимедийном формате, присущем выставкам «Россия — Моя история»

Выставка, посвященная 100-летию Поместного Собора и восстановлению Патриаршества29 ноября 2017 года в галерее Преображенской церкви комплекса Храма Христа Спасителя в Москве открылась историческая выставка «Столетие Всероссийского Церковного Собора 1917−1918 годов и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви», сообщает сайт Патриаршего совета по культуре.

Открытие экспозиции было приурочено к проведению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который открылся в Храме Христа Спасителя 29 ноября и будет проходить по 2 декабря. Выставка организована Патриаршим советом по культуре и Фондом содействия сохранению христианских ценностей при поддержке Министерства культуры.

На выставке представлена информация об основных этапах работы и главных темах, рассматривавшихся на Поместном Соборе 1917−1918 годов, даны сведения об участниках Собора, фотографии и портреты некоторых из них. Отдельная тема выставки — восстановление Патриаршества в Русской Православной Церкви и интронизации Патриарха Всероссийского Тихона.

Сведения о главных исторических событиях того времени и о материалах Собора размещены на больших планшетах. Значительная часть информации о деятельности Поместного Собора содержится в интерактивных мультимедийных устройствах. В режиме нон-стоп демонстрируется кинохроника тех лет.

Среди экспонатов представлены куколь и панагия Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, богослужебные облачения, фотографии, иконы и личные вещи членов Собора.

Выставка продлится до 20 декабря. 30 ноября и 2−20 декабря вход на выставку свободный.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Никона Радонежского

Святой преподобный Никон, игумен РадонежскийПреподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергия Радонежского, родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий, провидя в нем будущего великого подвижника и испытывая его смирение и терпение, отослал св. Никона к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Здесь преподобный Никон учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте.

Возведенный в сан иеромонаха, преподобный Никон вернулся в Троице-Сергиеву лавру и стал любимым и близким учеником преподобного Сергия. Видя духовную зрелость и опытность преподобного Никона, преподобный Сергий перед смертью назначил его своим преемником.

Став игуменом, преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий с преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды.

Прежде всего, был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. В честь этого события братия решила построить церковь в честь Святой Троицы, куда вскоре были перенесены святые мощи преподобного Сергия. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы.

До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: «Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя». Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки преподобного Сергия.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 30 ноября 2017 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика