Русская линия
<< Полная сводка новостей от 28 июля 2017 >>

Митрополит Екатеринбургский Кирилл: Царские это останки или нет, указать может только Господь. Не следователь, не антрополог, не криминалист и не генетик
Глава Екатеринбургской митрополии рассказал, как он относится к новому исследованию «екатеринбургских останков»

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский КириллМитрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в интервью «Российской газете» 27 июля положительно отозвался о новом расследовании в связи с обнаружением «екатеринбургских останков», отметив, что при нынешнем исследовании к мнению верующих, наконец, начали прислушиваться, однако выразил уверенность, что начатое следствие не является для верующих чем-то определяющим.

«Главное в ином: царь прославлен, в его святости мы убеждены. А его это останки или нет, должен указать Господь. Не следователь, не антрополог, не криминалист и не генетик. А верующие должны это почувствовать», — подчеркнул архипастырь.

Отвечая на вопрос о том, почему Церковь до сих пор так настороженно относится к этим останкам, владыка Кирилл напомнил, что «комиссия по идентификации останков, собранная при правительстве Ельцина, негативно отнеслась к позиции Церкви».

«К процессу выяснения истины представителей Русской Православной Церкви не привлекли. Когда же огласили результаты, пошло давление, чтобы мы признали останки царскими. В работе нынешней комиссии Церковь участвует, вся информация нам доступна», — отметил глава Екатеринбургской митрополии, добавив, что в таких вопросах у Церкви есть свои критерии оценки истины, и только, если верующие почувствуют от останков благодать Божию, можно будет признать их мощами.

На замечание о том, что невоцерковленному человеку может быть непонятно, почему Церковь так трепетно относится к Царской семье, владыка Кирилл обратил внимание, что «разные народы главу государства называют по-разному, наш народ — царём-батюшкой». «Батюшка и матушка — это самое дорогое и любимое для сердца. Таково отношение верующих не только к Николаю II, а к царю вообще, как к помазаннику Божьему, которого Господь избирает быть правителем народа, отвечать перед ним за народ. Это первое», — пояснил архипастырь.

«Второе. Канонизация происходит, когда Церковь находит то, что позволяет причислить человека к святым. Русская Православная Церковь особо почитает мучеников. Это люди, которые пострадали за веру во Христа. Есть святые страстотерпцы — те, кто по-христиански принял смерть. Царскую семью церковь канонизировала именно как страстотерпцев: за полное смирение перед своей участью. На протяжении всего времени, что семья Государя Николая II была в руках недругов, она не предприняла попыток освободиться и до смерти уважительно относилась к своим убийцам», — отметил митрополит Кирилл.

Русская линия


Светлой памяти Владимира Каппеля
Во Владимиров день в Ялте и Москве помянули легендарного Белого генерала

А.Н.Алекаев воздлагает цветы на могилу ген.В.О.Каппеля. Справа – протоиерей Димитрий Смирнов (фото Ю.К.Бондаренко)28 июля, в день памяти св. равноап. вел. кн. Владимира, Небесного покровителя Владимира Оскаровича Каппеля, в одном их последних храмов, построенных во времена Российской империи, — церкви святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры, святых покровителей Императорской четы, была отслужена лития по знаменитому Белому генералу.

Помимо верующих Ялты в богослужении принял участие вице-президент Скобелевского комитета Александр Алекаев, который посетил город с рабочим визитом.

Традиция поминовения генерала Каппеля в день памяти князя Владимира возникла в далекие 20-е годы прошлого века, когда рассеянные по всему свету каппелевцы во Владимиров день собирались в китайском городе Харбине у стен Свято-Иверского (Офицерского) храма, где упокоился Каппель. Эта благочестивая традиция была возрождена в России в 2007 году, когда в Донском монастыре состоялась торжественная церемония перезахоронения останков генерала Каппеля.

С тех пор в разных уголках России в этот день все почитатели белого генерала поминают его бессмертную душу и молятся о его упокоении в Царстве Небесном. Особо чтят генерала участники экспедиции по обнаружению его останков в Китае и перенесению их в Москву.

В столице за Божественной литургией в храме князя Владимира в Лиховом переулке, где в 1918 году состоялся Собор, восстановивший Патриаршество, генерала помянули ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев и участник китайской экспедиции, обнаружившей останки генерала, протоиерей Димитрий Смирнов.

«Мы вместе с отцом Димитрием принимали участие в поездке в Китай, где проводились раскопки предполагаемого места захоронения генерала Каппеля. Поэтому я нисколько не удивлён тем фактом, что в день памяти этого русского воина мы всегда, не сговариваясь между собой, поминаем его, где бы из нас в этот момент кто не находился», — заявил «Русской линии» Александр Алекаев.

«Мне очень приятно, что в день своих именин соборно с отцом Димитрием почтил память генерала Каппеля и отец Владимир Воробьёв. Я сам окончил Православный Свято-Тихоновский университет, и очень рад, что в ПСТГУ также чтят память русского генерала. От всей души хотел бы поздравить отца Владимира с именинами и днём памяти генерала Каппеля», — отметил вице-президент Скобелевского комитета.

Русская линия


Порошенко ждёт от Константинополя поддержки украинского раскола
Глава Украины использовал День крещения Руси, чтобы вновь попытаться спровоцировать церковные нестроения в мировом Православии

Патриарх Варфоломей и Пётр ПорошенкоУкраинские власти с упорством, заслуживающим лучшего применения, продолжают грубо вмешиваться в церковные дела, используя любой повод, чтобы вновь призвать главу Константинопольского Патриархата Патриарха Варфоломея признать украинских раскольников во главе с лже-патриархом Филаретом Денисенко и вопреки церковным канонам провозгласить церковную автокефалию на Украине.

На сей раз поводом к этому стали торжества в честь святого князя Владимира, во время которых президент Украины Петр Порошенко заявил, что официальный Киев ждёт от Константинополя признания автокефалии Украинской Церкви. Причём его не смутило даже то, что в этом году каноническая Украинская Православная Церковь широко отмечает 25-летие Харьковского Собора, который осудил действия митрополита Филарета, решившегося на раскол, и восстановил каноническое единство с Русской Православной Церковью.

По этому случаю в Киев накануне съехались многие представители Поместных Православных Церквей, которые в очередной раз публично заявили, что никакого иного пути уврачевания церковного раскола на Украине, кроме покаяния раскольников и возвращения их в УПЦ, нет и быть не может. Вопрос же автокефалии Украинской Православной Церкви, в первую очередь, необходимо обсуждать с Русской Православной Церковью, как Матерью-Церковью для Украины, после уврачевания раскола.

Тем не менее, украинские власти продолжают гнуть свою линию.

«Владимир Великий 1029 лет назад принял судьбоносное решение — окрестить Русь-Украину. Он принял христианскую веру от Константинопольской Церкви, которая для нас и поныне является Церковью-Матерью. Именно от неё мы ожидаем признания автокефалии Украинской Церкви — равной другим Поместным Православным Церквам. И, разумеется, духовно и административно независимой от Москвы, от страны-агрессора», — написал президент Порошенко в своём Facebook.

Однако, уже в самом высказывании украинского президента содержится откровенная ложь и противоречие. Ведь даже, если представить, что на Украине когда-то будет уврачёван церковный раскол и встанет вопрос об автокефалии единой Украинской Православной Церкви, она всё равно будет состоять в духовном (евхаристическом) общении с Русской Православной Церковью и Москвой, как состоят в духовном единстве все Поместные Православные Церкви.

Таким образом, призыв к административной независимости Киевской митрополии от Московской Патриархии можно было бы ещё понять, но заявление Порошенко о духовной независимости, свидетельствует лишь о том, что украинский президент ничего не понимает в церковных делах и судит о них сугубо с политической точки зрения.

Но напрасны надежды украинских политиков, автокефалия Украинской Православной Церкви ничего им не даст и не изменит. Она уж точно не сделает УПЦ духовно независимой от Русской Православной Церкви. Напротив, духовные отношения лишь выйдут на ещё более высокий уровень. Так что для духовной независимости Украины Порошенко нужно было бы призывать украинцев принять какую-то иную веру, а не поздравлять их с Крещением. Что же касается административных вопросов, то каноническая Церковь на Украине и так имеет статус самоуправляемой и совершенно независима от Москвы.

Однако, людям, ничего не смыслящим в церковных делах, это сложно понять. Гораздо проще своими безумными политизированными заявлениями провоцировать церковные нестроения в каноническом Православии.

Русская линия


МИД России объявил об ответе на санкции США
Москва арестовала дипсобственность Вашингтона в Москве и потребовала сократить число американских дипломатов в России до 455 человек

МИД РоссииРоссийские власти до последнего надеялись, что с приходом Дональда Трампа к власти в США им удастся если не нормализовать российско-американские отношения, то хотя бы не допустить их дальнейшей деградации. Однако, этого не случилось — отношения двух стран катятся под откос.

После многочисленных призывов снять незаконный арест с российской дипломатической собственности в США, наложенной американскими властями в связи с так называемым вмешательством России в американские выборы, Кремль вынужден был ввести зеркальные меры и арестовать дипсобственность Вашингтона в Москве.

Решение об этом было опубликовано на официальном сайте МИД России.

«В США принимаются решения о незаконных санкциях в отношении Российской Федерации, изымается российская дипломатическая собственность, оформленная в юридически обязывающих двусторонних документах, высылаются из страны российские дипломаты. Это явно нарушает Венскую конвенцию о дипломатических сношениях и общепризнанную дипломатическую практику», — говорится в документе.

«Принятие нового закона о санкциях со всей очевидностью показало, что отношения с Россией стали заложником внутриполитической борьбы в самих США. Кроме того, новый закон ставит цель, используя политические инструменты, создать недобросовестные конкурентные преимущества для США в глобальной экономике. Подобный шантаж, нацеленный на ограничение взаимодействия зарубежных партнеров с Россией, несёт в себе угрозу для многих стран и международного бизнеса», — подчеркнули в МИД РФ.

В российском внешнеполитическом ведомстве отметили, что Москва долго терпела эти провокации, однако «последние события свидетельствуют о том, что в известных кругах Соединенных Штатов закрепились русофобия и курс на открытую конфронтацию с нашей страной».

В связи с этим МИД России потребовал от американского представительства в Москве «до 1 сентября с.г. привести количество дипломатических и технических сотрудников, работающих в посольстве США в Москве, в генеральных консульствах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, в точное соответствие с числом российских дипломатов и сотрудников технического персонала, которые находятся в США».

«Это означает, что общее количество персонала, занятого в американских дипломатических и консульских учреждениях в Российской Федерации, сокращается до 455 человек. В случае новых односторонних действий американских властей по сокращению численности наших дипломатов в США за этим последует зеркальный ответ», — предупредили в ведомстве.

Помимо этого, российские власти приняли решение «приостановить с 1 августа использование посольством США в России всех складских помещений на Дорожной улице в Москве и дачи в Серебряном бору». «Оставляем за собой право в порядке взаимности и на другие меры, которые могут затронуть интересы США», — заключили в МИД РФ.

Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков уже подтвердил, что Владимир Путин одобрил заявление МИДа. В Совфеде российский ответ назвали «закономерным и адекватным».

Тем временем посол США в Москве Джон Теффт выразил свой протест по поводу принятых решений. Информация о действиях российских властей передана в Вашингтон.

Русская линия


«Партия войны» в Европе требует жертв
Бывший генсек НАТО Расмуссен призвал европейских политиков не противиться новым санкциям США, а согласиться на новые жертвы ради борьбы с Москвой

Андерс Фог РасмуссенПоднявшаяся волна возмущения в Европе по поводу новых санкций США против России, затронувших интересы, в то числе, и европейских энергетических компаний, серьёзно обеспокоила представителей европейской «партии войны», которые продолжают винить во всех бедах Россию и считают, что ЕС следовало бы не противиться, а поддерживать новые меры США.

Так, бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в отличие от целого ряда ведущих европейских политиков заявил, что действия Вашингтона правильные, и Европе необходимо смириться с экономическими потерями, которые последуют вслед за введениями новых санкций, сообщает газета «Взгляд».

Как написал Расмуссен в статье для издания Financial Times, Россия сегодня якобы ведёт против Запада «холодную войну на износ» и если сейчас европейские политики откажутся поддержать США, то победа в этой войне достанется Путину.

«Пару недель назад я начал опасаться, что президент России Владимир Путин одержит победу в этой войне. Если так и случится, нас ждут трагические последствия», — передает RT слова Расмуссена.

Рассмусен заявил также, что вместо того, чтобы подрывать эффективность санкций, Европа должна усилить их. «У Америки и Европы общие цели в Восточной Европе — установление безопасности. Нельзя приносить эти цели в жертву коммерческим интересам», — написал экс-генсек НАТО.

Впрочем, европейцы никак не могут понять, почему же в этой «холодной войне» все жертвы должны нести только они, в то время как американцы будут лишь усиливать свои позиции на энергетическом рынке Европы и вместо «Газпрома» торговать газом, предлагая его по более высокой, чем русские, цене.

Русская линия


Ситуация вокруг Храмовой горы продолжает оставаться крайне напряжённой
Еврейские власти вновь ограничили проход к мечети Аль-Акса — в Иерусалиме возобновились столкновения мусульман с полицией

Храмовая гораНа Храмовой горе в Иерусалиме произошли новые столкновения между израильскими полицейскими и палестинцами, которые пришли к мечети Аль-Акса. По данным «Красного полумесяца», пострадали 56 человек, сообщает Интерфакс со ссылкой на The Jerusalem Post.

По данным еврейской полиции, пришедшие днём 27 июля мусульмане начали бросать камни в сотрудников правоохранительных органов. Столкновения, как пишет издание, произошли из-за закрытия одного из проходов на территорию Храмовой горы.

The Independent пишет, что при разгоне полиция применила слезоточивый газ, светошумовые гранаты и резиновые пули. По данным издания, которое также ссылается на палестинский «Красный полумесяц», в результате столкновения пострадали 37 человек.

В связи с очередным витком обострения ситуации власти Израиля вновь ввели возрастные ограничения на доступ мусульман на пятничные молитвы в историческом центре Иерусалима и усилили присутствие в городе полиции, опасаясь продолжения арабских беспорядков.

Правоохранительные органы объявили, что располагают данными о планах «экстремистских элементов насильственным образом нарушить общественный порядок» в день, когда в мечети Храмовой горы традиционно стекаются десятки тысяч верующих из числа палестинцев и израильских арабов.

«Вход на Храмовую гору будет разрешен только мужчинам 50 лет и старше, а также женщинам без возрастных ограничений», — передает телеканал со ссылкой на полицию.

Тысячи сотрудников правоохранительных органов стянуты в наиболее проблемные районы Иерусалима, включая исторический центр и подступы к нему, которые местами закрыты для движения автотранспорта.

Вспышка насилия в центре Иерусалима фактически сорвала решение арабо-мусульманской общины по поводу возобновления молитв в мечетях Храмовой горы. Вернуться туда арабы согласились после двух недель протестов, сорвавших попытку Израиля ввести полицейский досмотр при входе на территорию третьей по значимости святыни ислама.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память св. Равноапостольного Великого Князя Владимира, вспоминаем поэта Ф.И.Тютчева, министра внутренних дел В.К.Плеве и журналиста К.П.Степанова

Святой равноапостольный князь ВладимирВсем православным русским людям святой равноапостольный князь Владимир очень дорог, поскольку через него русские люди тысячелетие назад были обращены к Истинному Богу, его трудами было укреплено и обустроено государство Российское. Он был сыном князя Святослава, покорителя Хазарии, и внуком Св. равноапостольной княгини Ольги — первой на Руси христианки княжеской крови. Мать Св. Владимира была незнатного происхождения — ключница по имени Малуша, из-за чего в молодости он испытал немало унижений. Великим Князем Киевским Владимир стал в 980 г. после княжеской междоусобицы и убийства своего брата Ярополка, который, в свою очередь, сгубил другого Святославовича — Олега в 977 г. Первые шесть лет своего правления Владимир провел в походах, при нем произошло объединение русских земель. Предание рисует князя Владимира, до принятия им крещения, ярым язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров. В начале своего княжения в Киеве Владимир установил языческих идолов, которым приносились даже человеческие жертвы. Из летописи известно, что у него было несколько жен и около 800 наложниц в разных городах. Как пишет летописец «Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение».

После крещения Руси, которое по преданию произошло 1 августа 988 г., князь Владимир, духовно переродившись, стал ревностно следовать заповедям Христовым. Он способствовал распространению христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви, оказывал помощь больным и бедным по всей стране. Известен даже случай, когда святой князь, боясь греха, отказывался казнить преступников, что потребовало вмешательства духовенства. Народ еще при жизни прозвал Святого Владимира Красным Солнышком. Преставился святой князь Владимир в 1015 г. Прославлен он был при святом благоверном князе Александре Невском, после победы над шведами, одержанной при заступничестве святого князя. Среди его двенадцати сыновей — любимейшие русским народом страстотерпцы князья Борис и Глеб, и прославленный недавно Церковью знаменитый правитель Ярослав Мудрый.

Невская битваВ день памяти Крестителя Руси Святого князя Владимира в 1240 г. его потомок cвятой благоверный князь Александр Ярославич на берегу Невы, в устье ее притока Ижоры, наголову разгромил численно превосходящее шведское войско. За эту победу князь получил прозвание Невский. Перед битвой князь отправился в собор Св. Софии, где получил благословение новгородского епископа Спиридона. Выйдя к своей немногочисленной дружине Святой Александр произнес, ставшие знаменитыми, слова: «Братья! Не в силе Бог, а в правде! Не убоимся множества ратныя, яко с нами Бог!» Слова эти вызвали необычайное одушевление среди русских воинов. Накануне сражения старейшина племени ижоров, которому была поручена стража Финского побережья, по имени Пелгусий, находясь в дозоре, увидел ладью, на ней стояли свв. князья Борис и Глеб, направлявшиеся на помощь своему сроднику князю Александру. Русская дружина внезапно напала на кичливых крестоносцев и после кровопролитного сражения обратила их в бегство. Шведы оставили на поле брани множество трупов. Наши потери были удивительно малы — всего двадцать человек.

Федор Иванович ТютчевСегодня также день памяти великого русского поэта и мыслителя Федора Ивановича Тютчева, скончавшегося в 1873 г.

Он родился 23 ноября 1803 г. в имении Овстуг под Брянском в тогдашней Орловской губернии, происходил из старинного дворянского рода, находившегося в родстве со многими знатными русскими фамилиями. Получил прекрасное домашнее образование: его учителем словесности был поэт и литературный критик С.Е.Раич. Учился на словесном отделении Московского университета, по окончании которого был определен на дипломатическую службу. С 1822 по 1844 гг. состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене и Турине. В 1844 г. вернулся в Россию, жил в основном в Петербурге, с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры. Скромный до застенчивости и лишенный всякого честолюбия, Тютчев долгое время отказывался печатать свои стихотворения. Лишь в середине 1830-х гг. тетрадь с его стихами попала к А.С.Пушкину, который сразу их напечатал. Тютчева называют поэтом-философом. И.С.Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начинается мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления». Один из главных мотивов философско-поэтического миросозерцания Тютчева — непоколебимая вера в Россию и ее историческую миссию.

В 1843−50 гг. Тютчев выступает со статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад». Еще в 1830 г., потрясенный июльскими событиями во Франции, он предрекал начало новой, революционной, эры и предчувствовал приближение грандиозных социальных катаклизмов. Революцию 1848 г. поэт рассматривал как начало неизбежной гибели европейской культуры и цивилизации. Единственной силой, способной противостоять революционной стихии, Тютчев считал Россию. «В мире есть только две силы: Революция и Россия», — писал он. Развивая основные идеи славянофилов, Тютчев говорил о необходимости противопоставить Западной Европе Европу Восточную — союз славянских земель во главе с Россией. Его идеи были в дальнейшем развиты Н.Я.Данилевским, В.И.Ламанским и другими русскими мыслителями-геополитиками. Тютчева нередко называют первым русским геополитиком.

Мыслитель обосновывал особую мессианскую роль России соображениями религиозно-нравственного характера, в т. ч. такими качествами русского народа, как смирение, готовность к самопожертвованию. Качествами, диаметрально противоположными «гордости», самоутверждению личности — характерным чертам западного мира. Вдумываясь в судьбы России, Тютчев пришел к убеждению, что ее история, быт, религиозно-нравственный уклад Русского народа создали из России самобытный и в высшей степени своеобразный организм, не похожий на западный шаблон, поскольку русское самосознание росло и крепло под влиянием Православия и Царского Самодержавия. В то время, как на Западе веками шла ожесточенная распря между Церковью и светской жизнью, в России Царь и Патриарх, восполняя один другого, при единодушном одобрении народа, медленно, но верно строили «мощную державу», «разумную ту Русь».

Тютчев формально не примыкал ни к какому лагерю, но по мировоззрению ближе всего стоял к славянофилам. Его дочь Анна была женой идейного лидера поздних славянофилов И.С.Аксакова. Его сын И.Ф.Тютчев и внук Ф.И.Тютчев были в 1905 г. в числе учредителей одной из крупнейших монархических организаций — Союза Русских Людей.

Тютчев написал много прекрасных лирических и философских стихов, вошедших в сокровищницу русской поэзии. Впрочем, если бы он не написал ничего, кроме одного знаменитого четверостишия, он бы остался в благодарной памяти потомков. Это четверостишие известно каждому русскому человеку со школьной скамьи: «Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить:/ У ней особенная стать -/ В Россию можно только верить».

В.К.ПлевеВ этот же день мы вспоминаем видного государственного деятеля Царской России, министра внутренних дел Вячеслава Константиновича Плеве, убитого террористами в 1904 г.

Он родился 8 апреля 1846 г. в городке Мещовск Калужской губернии в семье скромного учителя гимназии, обрусевшего немца. Всего в своей жизни Вячеслав Плеве добился сам, не имея ни титула, ни денег, ни протекции. Он получил образование на юридическом факультете Московского университета, который закончил в 1867 г. Прошел все ступени карьеры государственного чиновника, служил товарищем прокурора во Владимирском и Тульском окружных судах, прокурором в Вологде, товарищем прокурора Варшавской судебной палаты, прокурором Петербургской судебной палаты. На последнем посту он оказался в момент острого кризиса рубежа 1870−80-х гг., когда на фоне народовольческого террора либеральная интеллигенция требовала «увенчания здания» Империи конституцией. Плеве без колебаний принял сторону православно-монархической России. Во время расследования взрыва в Зимнем дворце 1880 г. произошло его знакомство с Наследником, будущим Александром III. На Цесаревича произвели благоприятное впечатление деловитость, собранность и феноменальная память Плеве.

Сразу после цареубийства 1 марта 1881 г. Плеве возглавил Департамент полиции Министерства внутренних дел. Ему предстояло создать из нескольких разрозненных ведомств единую структуру для борьбы с революционным движением, и Плеве блестяще справился с возложенной на него задачей, разгромив к 1884 г. народовольцев. В 1884 г. он стал сенатором и товарищем министра внутренних дел, а в 1894 г. занял пост Государственного секретаря в ранге министра, на котором пробыл 8 лет. Признанием заслуг Плеве был тот факт, что именно он делал юбилейный доклад на торжественном заседании Государственного Совета 7 мая 1901 г., запечатленном на известной картине И.Е.Репина.

В 1902 г., после убийства министра внутренних дел Д.С.Сипягина, Плеве был назначен на этот пост. Он возглавил МВД в в трудное время, начались крестьянские и студенческие беспорядки, развернула свою террористическую деятельность партия эсеров. В 1902 г. Плеве усмирил крестьянские волнения в южных губерниях, но настоял на вынесении мягких приговоров бунтовщикам, поскольку не считал возможным наказывать голодных, озлобившихся людей. В «рабочем вопросе» Плеве также стремился, подавляя открытые выступления, проводить политику сглаживания социальных конфликтов под эгидой Самодержавия. Плеве крепко «держал в руках» большинство революционных организаций, во главе которых стояли осведомители Охранного отделения. Он был готов к борьбе с революцией, но 15 июля 1904 г. Плеве погиб в результате теракта, совершенного эсером Созоновым на мосту через Обводный канал в Петербурге.

Сегодня также день памяти видного деятеля русского монархического движения, живописца, журналиста Клавдия Петровича Степанова.

Он родился в 1854 г. близ Москвы в дворянской семье, славной своим верным служением престолу. Один его брат Михаил стал генералом, был близок к великому князю Сергею Александровичу, другой — Филипп служил по ведомству Св. Синода, возглавляя Московскую контору, получил известность как один из первых публикаторов знаменитых «Протоколов Сионских мудрецов». Клавдий Степанов учился на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета, но уже будучи студентом, начал посещать Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. По окончании университета на волне патриотического подъема, вызванного помощью братьям-славянам в их борьбе против турецкого ига, добровольцем принял участие в русско-турецкой войне 1877−78 гг., служил в лейб-гвардии Преображенском полку. После окончания войны два года прослужил чиновником особых поручений в Министерстве финансов.

Но тяга к живописи взяла свое, в 1880 г. Степанов вышел в отставку и уехал во Флоренцию, где прожил около 20 лет. В 1888 г. он получил от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. За эти годы написал ряд картин, лучшие из которых «Посольство Чемоданова во Флоренции, во времена царя Алексея Михайловича» (1887) и «Дон Кихот после сражения с мельницами» (1888) находятся в Третьяковской галерее. В начале XX в. он вернулся в Россию, сблизился с кружком московских славянофилов. В 1903 г. начал сотрудничать в ведущей консервативной газете «Московские ведомости», в своих статьях и выступлениях проявил себя горячим врагом «беспочвенного русского западничества». В 1906−07 гг. был редактором-издателем славянофильской газеты «Московский голос».

В монархическом движении принимал активное участие со времени его возникновения, был членом Кружка москвичей. В январе 1906 г. в числе видных московских монархистов Степанов подписал Отзыв на «Обращение Русского Собрания к единомышленным партиям, союзам и Русскому Народу по поводу Манифеста 17 октября», имевший широкий резонанс в монархических кругах. Участвовал в работе 4-го Всероссийского монархического съезда (1907), а также Съезда Русских Людей (1909), которые проходили в Москве. На последнем съезде он был председателем отдела по вопросам земельного благоустройства и членом исполнительной редакционной комиссии. Кроме того, Степанов до 1908 г. был одним из вице-председателей Аксаковского литературного и политического общества в Москве. В последние годы жизни основал при Донском монастыре иконописную школу. Им создана вся стенная живопись в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича при Чудовом монастыре в Московском Кремле. Эта роспись стала его лучшим художественным произведением. Он скончался летом 1910 г. в Ялте, где лечил подорванное напряженной работой здоровье. В одном из некрологов отмечалось, что он до конца дней оставался «типичным представителем кристально-чистого консервативного идеализма».

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 28 июля 2017 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика