«Величаем Тя, Живодавче Христе!»
Сегодня Русская Православная Церковь празднует Обрезание Господне
Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира. Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». Для нас, христиан, обрезание заменяется Святым Крещением. Через обрезание умирает плотской человек, а Крещением мы возрождаемся во Христе. И теперь, по словам Апостола Павла, мы называемся Новым Израилем, богоизбранным народом. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.
В том же IV веке (около 330 года) в Кесарии (административном центре Каппадокии, где чеканились римские монеты) родился будущий архиепископ Василий Великий. Он происходил из знатного рода и получил блестящее образование. Но, раздав свое имущество бедным, Василий поселился на берегу реки и собрал вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили без кровли, без очага, много трудясь и скудно питаясь.
Когда распространилось лжеучение Ария, Церковь призвала Василия вернуться в Кесарию. После смерти епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, Василий был возведен на его кафедру. Ему были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций.
Последователь арианской ереси император Валент угрожал святому Василию разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью, но святой проявил такую твердость духа, что изумленный правитель не поддержал ариан, которые требовали ссылки Василия.
Святитель преставился ко Господу, не прожив и пятидесяти лет, 1 января 379 года в великий праздник Церкви Обрезания Господня. Сразу после смерти святого Василия Церковь стала отмечать день его памяти.
С сегодняшнего дня, 1 января по юлианскому календарю, которым руководствуется Русская Православная Церковь, также начинается Новый год. В этот день в русских храмах после Литургии совершается молебен о новолетии, которое началось с того времени, как Император Петр I повелел считать начало года с 1 января (1700). До 1700 г. Новолетие в России праздновалось 1 сентября старого стиля. (Исчисление церковного года и поныне начинается с 1 сентября). По указу Императора Петра I Новый год в России стал начинаться с 1 января. По традиции в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением.
Русская линияМитрополит Даниил: Распространение сектантских идей иногда происходит под видом бизнеса
Секта сайентологов отказались от иска к Архангельской епархии
Как уже сообщала РЛ, «Праксис-Карьера» в октябре 2011 года подала иск в Арбитражный суд на Архангельскую епархию в связи с републикацией на епархиальном сайте статьи корреспондента информационного агентства «Православие на Северной земле» Александра Иванова «Праксис-Карьера» на службе саентологии. Как архангельский бизнес вовлекают в тоталитарную секту". Истец требовал удалить статью, опубликовать опровержение и взыскать с епархии ущерб в размере 500 тысяч рублей.
По словам митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, в случае дальнейшего рассмотрения дела у «Праксис-Карьеры» практически не было шансов выиграть. «Все факты, упомянутые в статье, соответствуют действительности, и мы могли бы это доказать». Однако, считает Его Высокопреосвященство, это не единственная причина отказа от иска: «Они побоялись огласки, судебное разбирательство привлекло бы слишком много внимания».
Как отметил владыка, епархия будет и дальше информировать общество о подобных организациях: «Под видом бизнеса происходит распространение сектантских идей, людей вводят в заблуждение. Таких случаев много, не все религиозные организации прямо говорят о себе и своем учении. Это обман — надо называть все своими именами».
Ранее ситуацию прокомментировал также крупнейший российский эксперт в области сект профессор Александр Дворкин, который посетил Архангельск в ноябре 2011 года. По его словам, «Праксис-Карьера» несомненно принадлежит к международной секте сайентологов. Александр Леонидович подчеркнул, что деятельность сайентологов в России вызывает серьезные опасения: «Если в двух словах сказать, что такое сайентология, то, по мнению многих экспертов, это международная спецслужба, — подчеркнул Александр Леонидович. — В 1993 году она подписала договор с налоговой службой Соединенных Штатов, к нему договору был также приложен секретный протокол. Как можно предположить с большой долей вероятности, часть собранной информации сайентологи поставляют в Центральное разведывательное управление США».
Русская линияАлександр Авдеев: «Библиотека Шнеерсона является неотчуждаемой собственностью России»
Министр культуры ещё раз подтвердил, что пердавать хасидам древние рукописи никто не собирается
«Библиотека входит в библиотечный фонд России, она неотчуждаема. История с ее истребованием американскими истцами нам кажется провокационной», — сказал А. Авдеев в пятницу на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса».
По его словам, запрос со стороны американских истцов «направлен на то, чтобы испортить двусторонние отношения между нашими странами, подложить мину под политическую перезагрузку».
А.Авдеев добавил, что диалог с американской религиозной организацией будет возможен только тогда, «когда будет аннулировано решение американского суда и отозван иск, а выставочный обмен с США возобновится только тогда, когда нам будут даны стопроцентные гарантии возврата».
«Мы не позволим себе стать в юридическом плане статистами в области международного права, предусматривающего неподсудность государства», — подчеркнул министр.
Как сообщалось, 6 августа 2010 года федеральный судья в Вашингтоне Ройс Ламберт постановил, что хасиды доказали правомерность своих претензий на древнееврейские книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве «незаконно».
По данным МИД, библиотека Шнеерсона никогда американской организации «ХАБАД» не принадлежала. Она была национализирована, поскольку в семье Шнеерсонов не осталось законных наследников. Напротив, говорилось в заявлении российского внешнеполитического ведомства, именно американские хасиды «должны вернуть в Россию семь книг из этой же коллекции, которые они в 1994 г. получили из Российской государственной библиотеки через библиотеку Конгресса США по международному межбиблиотечному абонементу».
«Библиотека Шнеерсона» представляет собой коллекцию древнееврейских книг и рукописей, собранных раввинами еврейской организации «ХАБАД» в конце XVIII века на территории современной Белоруссии.
Часть коллекции, собранной любавичским раввином Йосефом Ицхаком Шнеерсоном, была национализирована большевиками в 1918 году и в итоге оказалась в фондах РГБ. Другую часть Шнеерсон вывез из Советского Союза, эмигрировав в 1930-е годы. Около 25 тыс. страниц рукописей попали в руки нацистов, затем оказались в распоряжении Красной армии и были переданы в Российский государственный военный архив.
Любавичские хасиды добиваются возвращения «коллекции Шнеерсона» с конца 1980-х годов. По некоторым данным, первый президент России Борис Ельцин в свое время обещал Джеймсу Бейкеру, госсекретарю в администрации Джорджа Буша-старшего, вернуть коллекцию хасидам.
Русская линияПрохоров стал первым кандидатом в президенты, которому хватило ресурсов собрать 2 миллиона подписей
Олигарх уже предлагает всем «демократическим и либеральным силам» объединиться на базе своей предвыборной программы
В настоящее время, по его словам, идет брошюровка подписных листов, этим занимаются около 170 человек. «Этот процесс длительный, днями и ночами брошюруют», — сказал олигарх.
В пресс-службе избирательного штаба уточнили, что намерены собрать 2 миллиона 100 тысяч подписей. Это делается для того, чтобы подстраховаться от возможного отклонения ЦИК ряда листов.
Прохоров предложил всем демократическим и либеральным силам объединиться на базе своей предвыборной программы, которую собирается представить уже на следующей неделе. «Я готов к объединению всех демократических сил. Хочу одну вещь уточнить: объединяться надо вокруг конкретной программы», — сказал Прохоров.
По слухам из новой программы Прохорова исчезнут абсурдные тезисы о том, что Россия должна отказаться от рубля, и перейти на евро, о чём он говорил ранее. Вместо этого олигарх предлагает создать евразийский союз, валютой которого будет рубль, и освободить от налогов всех граждан этого союза. Налоги будут платить только предприятия. Михаил Дмитриевич также обещает распустить Госдуму, сделать День Конституции (12 декабря) снова выходным и назначить его единым днем голосования.
Напомним, что Михаил Прохоров достаточно скандально ворвался в российскую политику в прошлом году, возглавив партию «Правое дело». В период своего председательства в партии один из самых богатых людей России нередко озвучивал странные политические идеи, а также привлекал в свои ряды российских знаменитостей, например, Аллу Пугачеву и Александра Любимова.
Однако после того, как Прохоров решил включить в ряды «Правого дела» нижнетагильского «борца с наркоторговлей» Евгения Ройзмана, который имел судимость, и был связан с местными криминальными авторитетами, в партии возник раскол. Вскоре оппоненты олигарха внутри партии в лице Богданова, Дунаева и некоторых других функционеров перехватили инициативу и сместили Прохорова с председательствующего поста.
Напомним, в качестве кандидатов в президенты России ЦИК зарегистрировал премьер-министра России Владимира Путина, лидера ЛДПР Владимира Жириновского, главу КПРФ Геннадия Зюганова и лидера «Справедливой России» Сергея Миронова.
Также были зарегистрированы пять групп избирателей, созданных для поддержки кандидатов-самовыдвиженцев. Помимо Прохорова, это губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, экс-мэр Владивостока Виктор Черепков, общественный деятель из Оренбурга Ринат Хамиев и лидер незарегистрированной партии «Воля» Светлана Пеунова.
Русская линияТитаник 21 века
Гигантский лайнер Costa Concordia затонул в Средиземном море
Как сообщает «Интерфакс», лайнер сел на мель недалеко от итальянского острова Джильо у побережья региона Тоскана. Всего на борту находилось более 4 тысяч человек. Эвакуация людей с лайнера проходила при помощи судов береговой охраны и спасательных шлюпок, кроме того, для спасения пассажиров был задействован вертолет.
Как сообщает РИА «Новости», погибшие выпали за борт, когда судно внезапно село на мель. Один 70-летний мужчина скончался от сердечного приступа после падения с палубы судна в холодную воду. По последним данным, из воды поднято три тела, судьба остальных упавших за борт пока неизвестна.
Инцидент произошел около полуночи московского времени близ итальянского острова Джильо у побережья региона Тоскана. Крупный круизный лайнер Costa Concordia длиной 290 метров зацепил днищем песчаную отмель и накренился примерно на 20 градусов. В момент аварии на борту судна находились 3200 пассажиров и 1023 члена экипажа.
Как сообщил глава администрации острова Джильо Серджо Ортелли, множество пассажиров ранены, некоторые из них тяжело. По словам Ортелли, число погибших в результате инцидента может возрасти. «Мы пытаемся размещать (пострадавших) где бы то ни было: в школах, детских садах, гостиницах — везде, где только есть крыша», — заявил Ортелли.
Управляющая судном компания Costa Criuses начала расследование причин инцидента. Concordia — один из крупнейших лайнеров компании.
На борту итальянского круизного лайнера Costa Concordia находились 108 граждан России, сообщает «Радио Маяк» со ссылкой на посольство России в Италии. По словам сотрудника российского диппредставительства, эту информацию им предоставила туристическая фирма, которая продавала билеты на круиз.
Пока неясно, все ли россияне эвакуированы. Официальной информации от итальянских властей пока нет, так как спасательная операция еще продолжается. Ранее в посольстве сообщили, что примерно 50−60 наших соотечественников с лайнера уже доставлены в одну из гостиниц Рима.
Русская линияЭтот день в Русской истории
Сегодня день памяти святителя Василия Великого, писателя С.А.Нилуса и генерала М.Г.Дроздовского
Он родился 28 августа 1862 года в Москве в помещичьей семье. Воспитанный в семье, проникнутой идеями материализма и крайнего либерализма, в юности будущий поборник идеалов Святой Руси был равнодушен к вере и Церкви. Нилус окончил юридический факультет Московского университета (1886), служил чиновником на Кавказе и в Симбирске. Оставив службу, в 1888—1905 гг. занимался хозяйствованием в родовом имении Золотарево Мценского уезда Орловской губернии.
В 1890-е годы в мировоззрении Нилуса произошел глубокий внутренний перелом. «Обращение православного (по крещению) в православную веру» совершилось благодаря чудесному видению прп. Сергия Радонежского у раки с его мощами в Троице-Сергиевой Лавре, встречам со св. прав. Иоанном Кронштадтским (впоследствии называвшим сочинения Нилуса «чистым алмазом»), паломничествам в Саровский и Дивеевский монастыри (где он познакомился с известными подвижницами — игуменией Марией и блаженной Пашей Саровской). После женитьбы на фрейлине Е.А.Озеровой, С.А.Нилус намеривался принять священство и стать сельским пастырем, однако этим планам не суждено было сбыться.
Рассказы о встречах с подвижниками благочестия, впечатления от поездок по святым местам России, написанные живо и увлекательно пером талантливого художника, составили первую книгу Нилуса «Великое в малом» (1903), выдержавшую 5 изданий при жизни автора. Во 2-м издании книги «Великое в малом» в 1905 г. Нилус опубликовал попавшую к нему рукопись под названием «Протоколы сионских мудрецов», в которой шла речь о способах скорейшего достижения мирового господства. Хотя Нилус не был первым публикатором «Протоколов», именно его издание оказалось наиболее известным благодаря развернутым комментариям писателя. Рассматривая «Протоколы» в русле русской религиозной традиции, Нилус ставил замыслы «мудрецов» в прямую связь с «тайной беззакония» — с библейскими пророчествами о воплощении «сына погибели» и наступающем перед концом истории «царстве антихриста» (пришествие которого, по Нилусу, стало «ближайшей политической возможностью»). Единственным средством, которое может предотвратить порабощение России мировым злом, он считал возвращение к вере отцов — Святому Православию. Размышлениями о великом предназначении России в судьбах мира проникнуты и последующие сочинения Нилуса.
Центральное место в жизни и творчестве Нилуса занимает знаменитая Оптина пустынь. С благословения оптинских старцев Нилус с супругой в 1907—1912 гг. жил в Оптиной пустыни, в доме, где прежде жил выдающийся русский консервативный мыслитель К.Н.Леонтьев (в монашестве Климент). Духовником и руководителем Нилуса стал старец Варсонофий (Плиханков). Творческим плодом этого периода жизни Нилуса стала книга «Сила Божия и немощь человеческая» (1908), построенная на материалах богатейшего оптинского архива и запечатлевающая облик многих подвижников, прозорливых старцев, знамения и происшествия, в которых явно видно действие Промысла Божия. В основу следующей книги «Святыня под спудом» (1911) были положены записки оптинского иеромонаха Евфимия (Трунова), которые Нилус подверг художественной переработке.
С 1909 г. Нилус сам становится летописцем оптинской жизни, записывая различные знаменательные факты, беседы со старцами, в которых содержатся глубокие суждения и пророчества о приближающихся исторических потрясениях в жизни народа и государства. Последняя прижизненная книга Нилуса «Близ есть, при дверех: О том, чему не желают верить и что так близко», проникнутая апокалипсическими мотивами, вышла в январе 1917 года. По приказанию А.Ф.Керенского тираж ее был уничтожен. В первые послеоктябрьские годы за чтение и хранение книг Нилуса расстреливали, затем на протяжении более чем полувека имя писателя было под строжайшим запретом.
Живший с 1912 в Валдае, Нилус после революции переехал в имение князя В.Д.Жевахова (будущий сщмч. епископа Иоасафа) Линовица Полтавской губернии. В 1923−26 гг. он неоднократно подвергался обыскам и тюремному заключению (в Киеве, в Москве на Лубянке), чудом избежал расстрела. В 1926—1928 жил в Чернигове, затем переехал в с. Крутец Владимирской губернии, где и наступила его кончина накануне дня памяти столь любимого им старца Серафима Саровского.
Сегодня также день памяти генерала Михаила Гордеевича Дроздовского, участника Русско-японской и Первой мировой (Великой) войн, Георгиевского кавалера, одного из наиболее известных участников Белого движения.
М.Г.Дроздовский родился в Киеве, 7 (19) октября 1881 г., в семье генерала Гордея Ивановича Дроздовского (1835−1908), одного из участников обороны Севастополя (1855). Получил образование в Полоцком кадетском корпусе и Павловском военном училище (1901). Поступив в 1904 г. Николаевскую академию Генерального штаба, Дроздовский, не начав обучения, отправился на фронт Русско-японской войны, где отличился в боях. В 1908 г. закончил свое обучение в Академии, служил в Лейб-гвардии Волынском полку. Во время Первой мировой войны служил на разных штабных и строевых должностях, за отличия в боях был награжден рядом боевых наград, в том числе Георгиевским оружием и орденом Святого Георгия 4-й степени. Отречение Государя Николая II произвело на Дроздовского — убежденного монархиста — очень тяжелое впечатление. На протяжении 1917 г. он выступал против вмешательства солдатских комитетов в оперативные распоряжения командного состава и пытался остановить развал вверенных ему воинских частей. Войну М.Д. Дроздовский заканчивал командуя 60-м Замосцким пехотным полком, а затем и.д. начальника 15-й пехотной дивизии.
Дроздовский стал единственным из командиров Русской армии, сумевшим сформировать добровольческий отряд и привести его организованной группой с фронта мировой войны на соединение с Добровольческой армией. Он стал организатором и руководителем 1200-верстного перехода отряда добровольцев из Ясс в Новочеркасск в феврале-апреле 1918 года. После соединения с частями Добровольческой армии, Дроздовский стал во главе 3-й стрелковой дивизии.
В октябре 1918 г. во время упорных боев под Ставрополем, Дроздовский был ранен 31 октября (13 ноября) в ступню ноги. Был отправлен в госпиталь в Екатеринодар, где его рана загноилась (началась гангрена). В ноябре был произведен в генерал-майоры. 26 декабря 1918 г. (8 января 1919 г.) в полубессознательном состоянии был переведен в клинику в Ростове-на-Дону, где скончался. Имя генерала Дроздовского, ставшего одним из символов Белого движения, в годы Гражданской войны носили полки стрелковой дивизии, получившие его именное шефство, артиллерийская бригада, инженерная рота и конный полк.
Завтра мы празднуем память преподобного Серафима Саровского. Отец Серафим — один из самых любимых и почитаемых в русском народе святых. Он родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. С юных лет Прохор (такое имя преподобный получил при рождении) отличался большой тягой к духовной жизни. В 17-ти летнем мать благословила его на монашеский подвиг, и Прохор обратился за советом к старцу Киево-Печерской лавры Досифею. Подвижник благословил его идти в Саровский монастырь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний. После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его.
18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа Иисуса Христа.
В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства в лесной келье, на берегу реки Саровки. Вскоре преподобный возложил на себя подвиг столпничества — тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его.
По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, затворился в монастырской келье. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое».
Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери.
19 июля 1903 года в царствование святого Царя-мученика Николая II через 70 лет после его кончины совершилось прославление угодника Божия. Обретение честных мощей святого сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в то время в Саров.
Русская линияДелегация Ватопедского монастыря встретилась с Константинопольским Патриархом
В состав делегации вошли монах Нифон, ответственный за ватопедское подворье Порто-Лагос, и иеромонахи Евдоким и Георгий. В Стамбуле они встретились с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Подробности встречи пока не оглашаются, однако известно, что целью их визита является обсуждение ситуации связанной с т.н. «ватопедским делом» и арестом игумена монастыря — архимандрита Ефрема.
Русская линияВ Екатеринбургской митрополии объявлен сбор подписей в поддержку архимандрита Ефрема
Арест архимандрита Ефрема, произведенный 24 декабря 2011 года, вызвал отклик во всем православном мире. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, многие видные деятели Русской Православной Церкви, греческие иерархи, различные общественные организации обратились к правительству Греции с просьбой освободить из-под стражи старца-молитвенника.
«За время пребывания в России великой христианской святыни к поясу Пресвятой Богородицы приложились 3 миллиона человек. Безусловно, такого еще не было. И русский народ благодарен афонскому старцу. Благодаря именно его решению святыня, никогда не покидавшая пределы Греции, была доставлена в нашу страну», — говорится в сообщении.
Русская линия