Протоиерей Владимир Вигилянский: Никаких VIP-пропусков к Поясу Пресвятой Богородицы не было и нет!
Глава Пресс-службы Московской Патриархии опроверг грязные слухи, распускаемые скандально известной поп-дивой Собчак
«Действительно, Патриархия отпечатывала какое-то количество этих пропусков для детских домов, для домов инвалидов. Но никаких пропусков „для VIP-персон“ не было и нет!» — заявил в пятницу протоиерей Владимир Вигилянский.
Тем временем, священник сообщил, что изначально в Храме Христа Спасителя пропуска у их первоначальных обладателей не изымались при выходе и могли попасть к «каким-то людям, которых мы называем VIP».
«Это не специально для них было сделано, и если „особо важные персоны“ туда попали, то путями, которые нам неведомы. А так были заявки, мне сегодня показали кипы бумаг от детских домов, от домов инвалидов, от обществ ветеранов. Как должны были их пропускать? Вот тогда были придуманы эти пропуска. А как дальше они распространялись — сколько людей, столько идей для распространения», — подчеркнул собеседник агентства.
Он также коснулся информации о том, что в течение недели после того, как Пояс Божьей Матери покинет Россию, в Храме Христа Спасителя будут раздавать пояски, освященные на ковчеге со святыней. На вопрос о том, хватит ли поясков для всех желающих, отец Владимир заявил, что «если будут миллионы людей, то, конечно, не хватит, а если десятки тысяч, то хватит».
«Их изготавливают женские монастыри Москвы, которые прилагают просто какие-то фантастические усилия, связанные с этими поясками. Но если будут такие очереди, как сейчас, то, конечно, же не хватит, а если ажиотаж поубавится, то хватит, сейчас трудно сказать», — добавил священник.
Он также подтвердил, что сейчас очередь в храм Христа Спасителя стала сокращаться, «потому что теперь проходят по несколько человек в секунду под аркой, где установлен ковчег с поясом: именно из-за большой пропускной способности этого метода очередь очень сильно сократилась».
Русская линия
Протоиерей Максим Козлов: «Не дай Бог, чтобы кто-то запретил нам просить или подавать милостыню!»
Запрет подавать милостыню на улицах Вильнюса — это проявление типичного протестантизма, считает священник
Отныне жители Вильнюса неимущим смогут подавать только в костелах и во время специальных мероприятий, а милостыня на улице будут считаться нарушением общественного порядка.
Такое решение вильнюсские политики объяснили тем, что нищие, просящие милостыню на улицах, портят имидж города, вызывают недовольство жителей. Кроме этого, большинство нищих тратят полученные деньги на алкоголь.
«Как объяснить такой запрет? Насколько он соответствует христианскому мировоззрению, и не приведет ли вообще к отказу от милосердия как такового?», — с такими вопросами мы обратились к профессору Московской духовной академии настоятелю храма мч. Татианы при МГУ протоиерею Максиму Козлову:
«Здесь мы видим два разных религиозных менталитета. Может быть, они сейчас не прямо религиозно проявляются, но основа у них религиозная. Могу напомнить, что в свое время Жан Кальвин, основатель реформатской ветви протестантизма, с одной стороны идеально организовал в Женеве социальную поддержку бедных, а с другой — очень жестко запретил нахождение в городе нищих, высылая тех, кто выбирал нищенствование, как род жизни, за территорию Женевы. И это довольно типично для протестантских стран, такое понимание социального служения. Если мы посмотрим на страны православного мира и в значительной мере на страны католические, то здесь отношение не просто к бедным, а к нищим всегда было несколько иным. Мы как-то по-другому понимаем слова Христа о том, что можно в нищем встретить Бога Живаго, и слова Иоанна Златоуста о том, что „дающий нищему взаим даёт Богу“. Здесь нет идеи социальной справедливости — ну чем я его так поддержу, какой-то незначительной суммой денег? На то есть благотворительные, социальные, милосердные инициативы, институты, но, подавая нищему, я приобрету нечто для своей души, не взирая слишком на лицо человека, возьму да и пожертвую. И думаю, что вот эта в века уже уходящая разность, она и проявилась в действиях вильнюсских властей.
Я не знаю ситуацию конкретно в Прибалтике, и тут справедливости ради нужно сказать, что в странах с преимущественно протестантским населением, в Германии, в Скандинавских странах, в той же Швейцарии, дело социальной поддержки бедных организовано так, что есть чему поучиться. Существуют многочисленные, отнюдь негосударственные фонды, институции, вроде как церковного служения тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, поэтому я бы так жестко это не формулировал, что это убивает милосердие, но оно как бы другого типа — оно более рационалистичное. Как бы просчитать, продумать: мол, что я там дам человеку немножко, когда лучше мы соберем это немножко в отдельный фондик, и этот фондик будет помогать каким-то группам людей, меньшинствам разного рода, в том числе этническим, социальным. Но это, мне кажется, не наше. То есть у нас это есть и будет, и дай Бог, чтобы стало лучше организовано, но как бы не уйти от того, что человек видит бабушку, стоящую в метро, и из милости подаёт. Не дай Бог, чтобы кто-то нам запретил просить или подавать милостыню!
Конечно, в этом вопросе нужно разумение. Зачем кормить профессионалов? Ясно, что когда речь идёт о молодом мужике, неважно какого — местного или не местного генотипа, который приходит и говорит: „дай мне 100 рублей“, а даешь ему 10, так ему мало, вместо того, чтобы работу себе найти, то это сродни безумию — заниматься поддержкой сей прослойки. Или когда видишь женщин с псевдомладенцами или, еще хуже, с настоящими младенцами, которые собирают в метро, это понятно, что это род профессиональной и довольно отвратительной спекуляции на жалости к детям. Но всегда можно увидеть и вычленить и отозваться на тех, кому действительно нужно, ведь та же старушка не от хорошей жизни стоит в переходе, ну пусть ей какая-нибудь десятая часть достанется от того, что ты дашь, но хоть немножко легче будет».
Русская линия
Протоиерей Андрей Постернак: «Суррогатное материнство, по сути, легализует ненормальную ситуацию в обществе»
Священнослужители РПЦ критикуют некоторые положения нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон одобрил введение «недели тишины» для женщин, собирающихся сделать аборт, но резко осудил легализацию суррогатного материнства: «Мне кажется, что оно приведет к дальнейшему разрушению семьи, которая как никогда нуждается сейчас в поддержке и заботе. Будет все больше детей, которые не будут знать своего отца. Ведь право иметь ребенка с использованием этих технологий получают и одинокие женщины. У нас и так много мальчиков, у которых нет отца, а мальчику, чтобы стать настоящим мужчиной, он необходим.
С другой стороны, закон сделает более циничным отношение к рождению детей. Будут разрушаться естественные чувства у матери, которая вынашивает детей на продажу. Этим законом попирается святость материнства. Понятно, что нужда иногда заставляет людей совершать безнравственные поступки, но законодательно закреплять их право на это неверно. Вот почему этот закон, как мне кажется, может иметь самые гибельные последствия для общества и для семьи».
Он считает, что причина принятия подобных норм — не чья-то злая воля, а дезориентированное сознание нашего общества. «Церковь, заботясь о сохранении института семьи, стремится не допустить того, чтобы наше общество превратилось в атомизированные личности, между которыми нет никакой подлинной глубокой связи. Но, к сожалению, законодательство подчас способствует развитию этого разрушительного процесса», — констатировал владыка.
Портал Regions.Ru попросил священнослужителей РПЦ прокомментировать новый закон.
Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, полностью поддержал оценку закона, данную владыкой Пантелеимоном. «Законодательное закрепление суррогатного материнства действительно может привести к самым печальным последствиям. Фактически оно ведет к распаду семьи, что в свою очередь неизбежно приведет к распаду и самого общества. Суррогатное материнство может быть допустимо только в исключительных случаях и только по обоюдному согласию супругов, отчаявшихся в ожидании появления полноценного собственного ребенка. По крайней мере, этот пункт обязательно должен присутствовать в законе. А в данном случае фактически узаконивается то, чего быть не должно. И это неизбежно скажется на жизни общества самым негативным образом», — добавил отец Сергий.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает, что в части, касающейся суррогатного материнства, фактически узаконивается особый вид проституции, более страшный, чем тот, что мы имели до сих пор. «Здесь женщина продает не только себя, но продает себя вместе с ребенком. И это еще хуже. Это еще больше подрывает устои общества. Под видом услуги зарождения человека на самом деле уничтожается семья. Зачатые подобным образом дети становятся безличными существами, фактически не только без отца, но и без матери, и могут подвергаться насилию или служить для извлечения коммерческой выгоды злонамеренными лицами. А полноценной семьи у такого ребенка никогда не будет. Фактически открывается возможность производства биологических существ, лишенных не только семьи, но и самого понятия о семье. И это уже касается соблюдения прав человека — не говоря уже о том, что это в корне противоречит христианскому вероучению. Деформируются правильные представления не только о семье, но и о государстве. С распада традиционной семьи начнется и распад самого государства. Ведь само государство это, по сути, своеобразная большая семья. Благополучие народа и государства напрямую зависит от благополучия семьи. А у нас нет государственной концепции семьи. Вместо того, чтобы законодательно запретить суррогатное материнство, оно легализуется, производится намеренное истребление связи семьи с государством. Общество должно бороться за отмену этого антинародного и антигосударственного закона», — заключил священнослужитель.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук протоиерей Андрей Постернак считает, что принимать этот закон следовало бы после более глубоких консультаций с представителями Православной Церкви. «Закон обязательно должен отражать позицию той части общества, которая отстаивает традиционные нравственные ценности. В России эти ценности все-таки, слава Богу, еще сохраняют свое влияние. Не считаться с этим нельзя. Владыка совершенно прав. Хорошо, что законодательно вводится время ожидания перед принятием женщиной решения об аборте — хотя, на мой взгляд, это должен быть более долгий срок. Одной недели все-таки мало. И суррогатное материнство действительно связано с распадом традиционных ценностей, в первую очередь, с распадом традиционной семьи. Но это также связано с желанием использовать, по сути, противоестественные средства для того, чтобы иметь детей. Суррогатное материнство, по сути, легализует ненормальную ситуацию в обществе, свидетельствующую об упадке нравственности. То, что является противоестественным и ненормальным, возводится в ранг закона. Это неправильно и несправедливо. Игнорировать мнение Русской Православной Церкви по этому вопросу недопустимо», — заключил отец Андрей.
Русская линия
Очередь к Поясу Пресвятой Богородицы движется намного быстрее
Ковчег с Поясом Богородицы был установлен на специальную арку в Храме Христа Спасителя — теперь паломники проходят под ковчегом, а не прикладываются к нему
Такое решение было принято по благословению священноначалия, чтобы как можно больше народу смогло помолиться перед святыней. Это не уменьшило очереди, но в несколько раз сократило время пребывания в ней. Минувшей ночью оно составляло не более 5−6 часов.
Доступ к Поясу Пресвятой Богородицы будет открыт до девяти вечера 27 ноября.
«Думаю, тем, кто не успеет подойти и прикоснуться к святыне, не стоит воспринимать это как некое препятствие в общении с Богом, как какую-то ущербность, духовную проблему. Главное -искреннее человеческое чувство и молитва, которые, верю, у Бога никогда не останутся без милости», — сказал РИА Новости глава информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда.
В свою очередь, организационный штаб объявил о том, что пояски, освященные на Поясе Богородицы, будут раздавать в храме Христа Спасителя еще неделю после того, как святыня покинет Россию.
В настоящее время также обсуждается возможность того, чтобы облететь российскую столицу на вертолете с Поясом Пресвятой Богородицы, которая сейчас находится в Храме Христа Спасителя.
«Учитывая колоссальный ажиотаж, который вызвало пребывание в Москве Пояса Божией Матери, и тот факт, что не все желающие успеют к нему приложиться, не исключено, что организаторы примут решение облететь город на вертолете со святыней», — рассказал «Интерфаксу» один из представителей штаба по организации пребывания ковчега с Поясом в Москве.
Собеседник агентства напомнил, что широко распространена практика Крестных ходов по воздуху, когда тот или иной населенный пункт облетают на вертолете с иконами.
Русская линия
Сербы нас обличают
В пригороде Белграда одна из главных улиц стала носить имя преп. Серафима Саровского, ранее в сербской столице появилась улица Царя Николая II
По инициативе одной благочестивой женщины было предложено дать этой улице в Батайнице имя святого Серафима Саровского. Комиссия по перемене названий улиц единогласно приняла это предложение, и с тех пор Белград может гордиться тем, что в нем есть улица, носящая имя всеми любимого русского святого.
Особую роль в распространении почитания преподобного Серафима в Сербии во первой половине XX века сыграли русские изгнанники, которых Сербия приютила после событий 1917 года.
В сербской столице есть и другие улицы, связанные с именами русских святых. Так в центральной части города сейчас есть улица Царя Николая II.
В российской же столице всё иначе — большинство улиц носят советские названия. Более того, в Москве до сих пор есть метро и улицы, названные в честь изверга Войкова, принимавшего участие в убийстве Царской семьи.
Русская линия
Протоиерей Всеволод Чаплин: Традиционные ценности принижаются в обществе по воле «элиты»
Председатель Синодального отдела выступил на заседании попечительского совета программы «Святость материнства»
Отец Всеволод отметил, что программа оказывает поддержку становлению и жизненному обустройству молодых семей, которые, по его словам, являются не только основой современных православных приходов, но и «надеждой Церкви и России». В выступлении также была подчеркнута важность доабортного консультирования — данная практика, осуществленная в рамках программы, теперь закреплена в законодательстве и стала частью общенациональной демографической политики. Священнослужитель также высоко оценил вовлечение в работу программы множества простых людей через конкурсы и волонтерство.
Руководитель Синодального отдела особо остановился на работе в рамках программы со средствами массовой информации, в том числе на основе заключенных с руководителями СМИ меморандумов о формировании семейных ценностей. «Нам иногда говорят, — заявил отец Всеволод, — что общество навсегда ушло от традиционных ценностей, от семьи в ее христианском понимании, от идеалов верности, чистоты, святости материнства и отцовства. Если данные ценности и принижаются в обществе, то это происходит не по воле большинства людей, а по воле узких элит, навязывающих народам „ценности“ эгоизма, потребительства, распутства. Вернуть истинные ценности в общество, сделать морально неприемлемыми аборты, разврат, супружеские измены очень просто. Нужно, чтобы настоящие и неизменные ценности по крайней мере один час в сутки пропагандировались в СМИ — через правдивый рассказ о счастливых и несчастных людях, через фильмы, стихи и песни, через социальную рекламу».
В заключение выступавший пожелал успехов в реализации будущих проектов, осуществляемых в рамках программы «Святость материнства».
Русская линия
Выборы президента России пройдут 4 марта 2012 года
К концу января все партии должны определиться с кандидатами
Таким образом, выборы главы государства пройдут ровно через три месяца после думских выборов. В принципе Совет Федерации по закону был вправе назначить дату выборов во временной промежуток с 24 ноября до 4 декабря. Проявленная верхней палатой парламента оперативность, позволяет потенциальным участникам раньше вступить в избирательную кампанию.
Постановление Совфеда имеет ключевое значение, поскольку дата его публикации в «Российской газете» дает официальный старт президентской избирательной кампании. По предварительным данным, наиболее вероятный срок такой публикации — 26 ноября. В тот же день ЦИК России планирует окончательно принять календарный план подготовки и проведения президентских выборов, проект которого был утвержден в начале октября.
Как явствует из этого документа, сразу после официальной публикации постановления Совфеда, то есть еще до окончания думской избирательной кампании, начнется выдвижение кандидатов на главный пост государства. С 14 декабря до 18 января претенденты должны передать в ЦИК документы для регистрации. На рассмотрение этого вопроса закон отводит десять дней.
Таким образом, уже в конце января станет известно, кто будет бороться за президентское кресло. Впрочем, главная политическая интрига последних лет была разрешена на съезде «Единой России» еще 24 сентября, где премьер правительства Владимир Путин сообщил, что будет баллотироваться на президентских выборах. Его выдвижение от правящей партии, лидером которой Путин является, пройдет на съезде «Единой России» 27 ноября.
Уже подтвердил свои президентские амбиции и бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Дата предвыборного съезда либерал-демократов — 13 декабря — была озвучена еще в сентябре. По предварительным данным, 17 декабря пройдет съезд КПРФ с аналогичной повесткой. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов пока не дал однозначного ответа о своем участии в президентских выборах. Однако ранее ряд региональных отделений КПРФ выступили с инициативой его выдвижения.
Сергей Миронов не однажды подчеркивал, что целиком полагается на решение съезда «Справедливой России», который пройдет после думских выборов. Неясна ситуация на правом фланге. Однако, практически нет надежды на то, что на этих выборах «Яблоко» и «Правое дело» смогут, наконец, выдвинуть единого кандидата от «демократической оппозиции».
При этом, как не представленным в парламенте партиям, им придется собирать в поддержку своего кандидата более 2 миллионов подписей. А это значительно больше тех 150 тысяч, которые требовались для регистрации партийных списков на думских выборах.
На этот раз глава государства будет избираться на шесть лет. Сроки полномочий депутатов Госдумы увеличились до пяти лет. Таким образом, в последний раз федеральные кампании проходят «внахлест», превращаясь в полугодовой марафон.
В перспективе, думские и президентские выборы будут разведены по годам. Следует напомнить, что в законе день голосования на президентских выборах обозначен как второе воскресенье марта, то есть в данном случае — 11 марта. Однако из-за Международного женского дня еще летом вышло постановление правительства о переносе выходных с 11 на 9 марта. Из-за этого перенесен на неделю вперед и срок выборов.
Напомним, что пост Президента России, избираемого всенародным голосованием, был учрежден по итогам всенародного референдума 17 марта 1991 года. В соответствии с законом, для победы на выборах, зарегистрированному кандидату необходимо получить более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если же ни один из кандидатов не наберет такого количества голосов, через 21 день будет проведен второй тур выборов. В нем будут участвовать два кандидата, получившие наилучший результат, а победитель определится простым большинством голосов. Главой государства может быть избран гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Русская линия
Дмитрий Рогозин: Россия не допустит новой гонки вооружений
Постпред России в НАТО подчеркнул, что отношениям России и США нужна не «перезагрузка», а новое «программное обеспечение»
Он подчеркнул, что Президент России Дмитрий Медведев поручил продолжать переговоры с США по ПРО до тех пор, пока не будет пройдена «точка невозврата», и такой точкой, по мнению Д. Рогозина, станет саммит НАТО в Чикаго в мае 2012 г., когда будет окончательно сформирована структура ЕвроПРО.
Постпред подчеркнул, что отношениям России и США нужна не «перезагрузка», а новое программное обеспечение. «Нельзя постоянно перезагружать одну и ту же программу, пора разработать что-то новое», — сказал Д.Рогозин.
По его словам, американские ракеты-перехватчики в Польше призваны ограничить ядерный потенциал России. Постпред напомнил, что в Северной Европе только Россия обладает межконтинентальными стратегическими ракетами.
«Было очевидно, что данный план связан с подрывом стратегического баланса между США и Россией, который держал мир в безопасности на протяжении всего послевоенного времени», — сказал Д.Рогозин.
Речь идет о подписанном в 2008 г. соглашении о противоракетной обороне (с дополнительным протоколом, заключенным в 2010 г.) между США и Польшей, предусматривающем размещение на польской территории к 2018 г. базы американских ракет-перехватчиков SM-3, а к 2020 г. — самих ракет.
По словам Д. Рогозина, решение Д. Медведева выступить с заявлением по ЕвроПРО связано с итогами встречи с президентом США Бараком Обамой на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества в Гонолулу. «Заявление президента было сделано сразу после того, как состоялась встреча глав двух стран, когда Россия в очередной раз получила представление о том, что юридические гарантии в вопросе ПРО ей предоставлены не будут», — указал постпред.
Напомним, ранее сегодня Д. Медведев поручил Минобороны незамедлительно ввести в строй радиолокационную станцию раннего предупреждения о ракетном нападении в Калининграде в качестве реакции на отказ США от планов ЕвроПРО.
Кроме того, глава российского государства сообщил, что «в рамках создания системы воздушно-космической обороны России в первоочередном порядке будет усилено прикрытие объектов стратегических ядерных сил».
В случае, если этих мер будет недостаточно, Россия разместит на западе и юге страны современные ударные системы вооружения, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО. Одним из таких шагов, по словам Д. Медведева, может стать развертывание ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области.
Русская линия
Халед Машааль: «Мы открыли новую страницу взаимопонимания»
Крупнейшие палестинские политдвижения «Фатх» и «Хамас» объявили о снятии всех разногласий
В свою очередь, Машааль выразил надежду, что в самое ближайшее время примирение сделает шаг вперед. «Хочу заверить наш народ как на палестинских территориях, так и за рубежом, что этой встречей мы открыли новую страницу взаимопонимания и общей ответственности, — цитирует его ИТАР-ТАСС. — Вскоре вы станете свидетелями реальных шагов, а не просто слов».
На встрече в четверг лидеры обоих движений согласовали позиции по ряду ключевых вопросов, и, в первую очередь, сошлись на том, что «переговоры с Израилем зашли в тупик», передает «Интерфакс», ссылаясь на копию одобренного в ходе переговоров документа, попавшего в распоряжение западных СМИ.
Также стороны согласились в том, что будущее палестинское государство должно быть создано в границах 1967 года. Его столицей должен стать Иерусалим.
На встрече также договорились в ближайшие дни решить вопрос об обмене пленными между движениями, и обязались до мая 2012 года провести выборы на палестинских территориях. Подготовку к ним должно курировать правительство, которое не будет поддерживать ни «Фатх», ни «Хамас». Сразу после голосования на палестинских территориях должно быть сформировано правительство национального единства, отмечается в документе.
Стороны также обсудили политическую программу единого переходного правительства ПНА, назначение главы и членов этого кабинета из независимых кандидатов, президентские, парламентские выборы и выборы в Палестинский национальный совет, сообщает РИА «Новости».
Речь также шла о реформе Организации освобождения Палестины, которая является единственным законным представителем палестинцев на международной арене. В этот высший орган, объединяющий всех палестинцев на Западном берегу Иордана, в секторе Газа и за рубежом, не входит движение «Хамас».
Рабочая встреча Аббаса и Машааля по вопросу создания палестинского государства стала первой с 2007 года. Напомним, исламисты радикального движения «Хамас» совершили переворот в секторе Газа в середине 2007 года, вытеснив из этого палестинского анклава структуры, лояльные умеренному «Фатху» и ПНА, на Западный берег Иордана.
В начале мая нынешнего года «Фатх» и «Хамас» парафировали в Каире соглашение, открывающее путь к преодолению раскола. Это было сделано в присутствие представителей обоих движений и еще 13 палестинских группировок.
Принципиальным моментом этого соглашения стало положение о формировании временного переходного правительства и установления даты всеобщих выборов, которые первоначально должны были пройти еще в 2009 году. Однако с мая и до сих пор на пути создания совместного правительство не было достигнуто серьезного прогресса.
Впрочем, и теперь между движениями нет единства даже в вопросе о том, где будет располагаться это правительство. «Хамас» настаивает, что заседания правительства должны проходить в Газе, «Фатх» предлагает не менять существующего положения и проводить заседания кабинета в Рамалле. Вероятно, обе стороны согласятся на ротацию мест заседаний правительства, но как это будет реализовано на практике, неясно.
По данным зарубежных наблюдателей, если бы выборы в Палестинской автономии проводились сейчас, «Хамас» одержал бы победу не только в секторе Газа, но и во многих регионах Западного берега. Менее очевидно преимущество той или иной стороны на президентских выборах, которые должны состояться вскоре после парламентских.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем выдающихся русских мыслителей А.И.Кошелева и К.Н.Леонтьева
Некоторое время Кошелев находился на государственной службе. Успешно занимался сельским хозяйством и финансами. В 1848 подал в Министерство финансов записку о вреде откупов.
С 1840-х годов Кошелев вошел в кружок славянофилов, куда его влекли давняя близость к Хомякову и братьям Киреевским, настойчивое стремление славянофилов к освобождению крестьян, верность православной традиции, тяга к философии и патристике. В 1851−52 гг. он выступил издателем славянофильского «Московского сборника», а также поместил в нем в нем свою статью. Продолжая деятельность журналиста, Кошелев издавал и редактировал в 1856−60 гг. журнал «Русская беседа» и прибавление к нему — журнал «Сельское благоустройство», составляемый из исторических, сельскохозяйственных и статических статей по вопросу об улучшении быта крестьян в России. Позже Кошелев подготовил и выпустил собрание сочинений И. Киреевского и составил программу издания многотомного сочинений Хомякова.
В предреформенную эпоху Кошелев стал видным общественным деятелем по крестьянскому вопросу. В 1855 г., он подал Императору Александру II записку, в которой обосновал необходимость созыва Земской думы, а чуть позже предложил вниманию Царя «Записки по уничтожению крепостного состояния в России».
В 1862 г. в полулегальном и консервативно-оппозиционном памфлете «Конституция, самодержавие и Земская дума» публицист выдвинул ряд идей, направленных на защиту монархии как таковой, сословных дворянских привилегий и упрекал русскую бюрократию в ее неспособности справиться с революционным движением. Свое отношение к двум другим составляющим уваровской триады Кошелев выразил в следующих словах: «Без Православия наша народность — дрянь. С Православием наша народность имеет мировое значение».
В последние годы жизни Кошелев создал наиболее значительное свое произведение — «Записки. (1812−83)», являющиеся ценнейшим документом для истории общественной мысли России в 1820−70 гг. XIX в.
И.С.Аксаков в некрологе Кошелеву отметил: «Кошелев — это последний из друзей-сверстников Киреевского и Хомякова, этот живой, рьяный, просвещенный и талантливый общественный деятель и публицист, сильный и цельный духом, необычайно выразительно-искренний в своей внешности, и в речах, и в поступках, — не знавший ни угомона, ни отдыха, ни усталости, бодрствовавший на работе до самого последнего часа своей жизни». Скончался Кошелев 12 ноября 1883 года.
Сегодня также день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма К.Н.Леонтьева.
Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 г. в с. Кудиново Калужской губернии в небогатой дворянской семье. В 1849 г. окончил Калужскую гимназию с отличными отметками по всем предметам, кроме физики и математики, и некоторое время проучившись в ярославском Демидовском лицее, поступил на медицинский факультет Московского университета. Начал сочинять, его комедия «Женитьба по любви» была высоко оценена И.С.Тургеневым, который стал литературным наставником Леонтьева и ввёл его в литературный салон графини Е.В.Салиас, где Леонтьев познакомился с Т.Н.Грановским, М.Н.Катковым, поэтами Е.П.Ростопчиной, Н.Ф.Щербиной. В 1854 г., вскоре после начала Крымской войны, изъявил желание поступить на военно-медицинскую службу и, не окончив пятого курса, был назначен младшим ординатором Керчь-Еникальского военного госпиталя. Уволившись из армии в 1857 г., служил домашним врачом, в 1863 г. поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел и за 8 лет службы на Балканах и в Турции прошёл путь от секретаря и драгомана (переводчика) до консула в Салониках. В этот период жизни Леонтьев придерживался сугубо материалистических воззрений, которые сам позднее охарактеризовал как «естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки».
В 1871 г. он пережил духовный кризис, сопровождавшийся тяжелой болезнью и чудесным исцелением. Оправившись от болезни, Леонтьев всей душой обратился к Богу. Он отрекся от некоторых прежних, «в высшей степени безнравственных» сочинений, сжег некоторые свои рукописи. Предвестием духовного переворота стала статья «Грамотность и народность» (1870), вызвавшая бурю негодования либералов и прогрессистов. В ней речь шла о пагубности западноевропейского просвещения для духовного и культурного своеобразия народа и для его нравственного развития. Леонтьев оставил службу и провёл около года в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, намереваясь принять постриг, но не получил благословения от старцев. В это время он написал работу «Византизм и славянство», в которой выступил против славянофильства («мечтательное и неясное учение») и панславизма, который считал политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России. Он противопоставлял идее славянского единства идею национальной самобытности русского этноса. Вернулся в Россию весной 1874 г., в ноябре поступил послушником в Николо-Угрешский монастырь на Москве-реке, где прожил зиму, но затем вернулся в своё имение Кудиново. Катков отказался печатать в своем «Русском вестнике» «Византизм и славянство», слишком необычными были идеи Леонтьева даже для консервативного лагеря. Трактат был опубликован ничтожным тиражом как выпуск «Чтений в Обществе Истории и древностей российских» в 1875 г., и не мог оказать должного воздействия на общественное мнение.
В январе-апреле 1880 г. Леонтьев стал заместителем главного редактора газеты «Варшавский дневник», где смог проповедовать свои уже выкристаллизовавшиеся взгляды. В декабре он вернулся в Москву, где получил место члена Московского цензурного комитета. Здесь сблизился с преподавателем Лицея Цесаревича Николая и коллегой по цензурному комитету П.Е.Астафьевым, у которого на литературно-музыкальных пятницах познакомился с группой студентов, ставших его почитателями. Так возник кружок молодежи, в который входили в будущем видные деятели правого движения (А.А.Александров, В.А.Грингмут, Л.А.Тихомиров, Ю.Н.Говоруха-Отрок, о. И. Фудель, о.И.Соловьев и др.). Леонтьев в это время активно печатался в изданиях консервативного и славянофильского направления «Русский вестник», «Гражданин», «Московские ведомости», опубликовал сборник статей «Восток, Россия и славянство» (т. 1−2, 1885−86), в который вошел трактат «Византизм и славянство», цикл статей «Записки отшельника» («Гражданин», 1887−91). Достойным завершением критико-публицистического творчества Леонтьева явились его полемические заметки о творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого «Наши новые христиане» (1882) и «Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н.Толстого» (1890). Своего рода политическим завещанием стали поздние работы «Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889) и «Славянофильство теории и славянофильство жизни» (1891).
Культурно-исторические взгляды Леонтьева, сложившиеся под влиянием Н.Я.Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклического развития — первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения». Европа уже вступила в третью стадию, она стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит заразить Россию «либерально-эгалитарным прогрессом». Противопоставить Европе мы можем только старые культурные элементы, заимствованные из Византии. Россия должна обособиться от Европы, считал Леонтьев, и положить в основу своего бытия «триаду»: Православие, т. е. строго церковное и монашеское христианство («Церковь должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее»); Самодержавие, т. е. незыблемую монархическую государственность, как можно более сословную, жесткую и даже деспотическую («сурово, иногда и до свирепости»); и Народность, т. е. самобытные национальные формы жизни («быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от запада, единстве»). Леонтьев провозгласил знаменитую формулу: «Россию надо подморозить», предлагая при этом совершенно отрешиться не только от Европы, но и от «растленного славянства». Только так Россия может обрести будущность. Развивая учение Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте России: цветет ли она? И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска европейского либерального эгалитаризма, считал он.
В 1887 г. Леонтьев вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни. 18 августа 1891 г. он принял тайный монашеский постриг. Вскоре, заболев пневмонией, переехал в Троице-Сергиеву Лавру, где и умер.
В этот день 12 ноября 1472 г. Великий Князь Иоанн III Васильевич обвенчался с греческой царевной Софией Палеолог.
В этот день в 1905 г. была создана Астраханская народная монархическая партия, которую возглавил купец Нестор Николаевич Тиханович-Савицкий, ставший одним из лидеров патриотического движения в России.
Русская линия
Пребывание Пояса Пресвятой Богородицы в Москве продлено ещё на один день
«Планировалось, что святыня пробудет в Москве — в последнем пункте ее путешествия по России — до 27 ноября. Но решено продлить ее пребывания на нашей земле еще на день», — заявил представитель штаба по организации пребывания ковчега с поясом в храме Христа Спасителя Москвы.
Русская линия
Архиепископ Симон: Русская Православная Церковь выражает духовную общность Русского мира
Представители Русской Православной Церкви приняли участие в работе V Европейского русского форума в Брюсселе
Форум был учрежден по инициативе Европейского русского альянса в качестве многосторонней площадки для неправительственного диалога между Россией и Европейским Союзом. Мероприятие было организовано в партнерстве с фракцией Европейского Парламента «Зеленые / Европейский свободный альянс» и Фондом «Русский мир».
От Русской Православной Церкви в мероприятии приняли участие: архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон; заместитель председателя Европейского русского альянса, ответственный секретарь Европейского русского форума, и.о. представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях протоиерей Антоний Ильин; представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) и секретарь Бельгийской епархии, секретарь Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях священник Андрей Елисеев.
В своем приветственном слове к участникам форума архиепископ Симон, в частности, отметил: «Лейтмотивом всех форумов является четкое понимание того, что будущее континента? только в диалоге и сотрудничестве разных ветвей единой европейской, христианской в своей основе, цивилизации, прежде всего, речь идет о сотрудничестве ЕС и России, не просто Российской Федерации, но „исторической России“, по выражению Святейшего Патриарха. Теперь это культурное, духовное и экономическое пространство Русского мира, пронизанное ощущением общей истории и общей судьбы, приобретает название Евразийского Союза. Хочется сказать, что одним из основных институтов который выражает эту духовную общность, является Русская Православная Церковь. И Русская Церковь также связывает своих верующих, живущих здесь, с их исторической Родиной. Вот почему особо значимо, что с момента основания Форума священнослужители принимают участие не только как гости, но вносят свой активный вклад в работу Форума, а Святейший Патриарх Кирилл поддержал этот проект с самого начала, будучи еще главой Отдела внешних церковных связей».
В ходе дискуссии обсуждались вопросы нарушения прав человека в ряде стран Евросоюза, признания русского языка в качестве официального в некоторых странах и институтах ЕС, упрощения процедуры получения российского гражданства соотечественниками, проживающими вне России, и детьми российских граждан, состоящих в браке с иностранцами. Были отмечены сложности, с которыми сталкиваются воспользовавшиеся программой репатриации в связи с недавними изменениями, внесенными в закон о гражданстве. Полезной и важной была признана работа департамента МИД РФ по работе с соотечественниками, проведение страновых конференций и создание координационных советов.
Особое внимание было уделено опасности усиления правового экстремизма и неофашистских движений в Европе. Отмечалось, что идеи национальной, расовой и религиозной нетерпимости приобретают все большую популярность в молодежной среде.
Было принято обращение с рядом рекомендаций к участникам саммита «Россия-ЕС», который состоится в декабре 2011 года. В частности, было предложено отменить визовые требования для молодых людей в возрасте до 28 лет на обоюдной основе и приступить к разработке «дорожной карты» по введению безвизового режима между Россией и ЕС.
Участники Форума поздравили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 65-летием со дня рождения. В приветственном адресе Его Святейшеству, в частности, говорится: «Ваш глубокий и живой интерес к европейской тематике, готовность к конструктивному диалогу, горячее стремление отстаивать основополагающие нравственные ценности сделали Вас известным и незаменимым участником процесса строительства общеевропейского дома, хранителем европейской души».
Русская линия
В храме Святителя Николая на Трех Горах будет находиться чудотворная икона Божией Матери
Теперь возможность поклониться чудотворному образу, созданному по просьбе блаженной Матроны Московской, появляется у верующих Москвы и Подмосковья. У иконы будут совершаться молебны.
Храм открыт ежедневно с 09:00 до 18:00 или до окончания вечернего богослужения.
Русская линия
В Новодевичьем монастыре состоялось Епархиальное собрание Московской епархии
В собрании приняли участие: викарии Московской епархии, члены епархиального совета, благочинные, председатели и секретари епархиальных отделов, секретари епархиальных комиссий, настоятели и настоятельницы монастырей, настоятели приходов, духовники Московской епархии.
Открывая собрание, митрополит Ювеналий передал всем присутствующим благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и совершил литию по почившим в 2011 году священнослужителям Московской епархии.
Владыка Ювеналий выступил с итоговым докладом о жизни и деятельности епархии в 2011 году и стоящих перед духовенством задачах.
В связи с истечением срока полномочий был избран новый состав епархиального суда.
Согласно «Положению о церковном суде Русской Православной Церкви» состав епархиального суда должен включать не менее пяти судей, имеющих епископский или священнический сан, при этом «председателя, заместителя председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей, остальные судьи епархиального суда избираются Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея» (2, ст. 25, пп. 1, 2).
При формировании нового состава епархиального суда было учтено разъяснение норм «Положения о Церковном суде Русской Православной Церкви», данное в циркулярном письме Управления делами Московской Патриархии от 24.03.2011 г., в котором говорится: «невозможно совмещение должностей епархиальных судьей с руководящими должностями в епархии (епархиальный секретарь, благочинные и т. п.) и нежелательно — совмещение с должностью епархиального духовника».
Указом управляющего митрополита Ювеналия от 21 ноября с.г., в состав епархиального суда назначены:
– протоиерей Вячеслав Тулупов, настоятель Михаило-Архангельского храма г. Сергиева Посада Московской обл. — председатель;
– протоиерей Алексий Михаленя, настоятель Троицкого храма д. Павлино Балашихинского р-на Московской обл., технический референт Московского епархиального управления — заместитель председателя;
– священник Василий Лосев, настоятель храма Вячеслава Чешского п. Новь Одинцовского р-на Московской обл., референт Московского епархиального управления — секретарь.
Епархиальным собранием в епархиальный суд были избраны:
– протоиерей Владимир Шафоростов, помощник благочинного Красногорского церковного округа, настоятель Знаменского храма г. Красногорска Московской обл.;
– протоиерей Дионисий Басов, настоятель Христорождественского храма с. Гололобово Коломенского р-на Московской обл.
После завершения епархиального собрания новые члены епархиального суда были приведены к присяге митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
Русская линия