Русская линия
<< Полная сводка новостей от 15 апреля 2000 >>

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ ВТОРОЙ НАМЕРЕН В МАЕ ЭТОГО ГОДА СОВЕРШИТЬ ПОЕЗДКУ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй намерен посетить Владивосток 10−12 мая этого года. Это первый визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Приморский край за всю историю России.
В течение двух дней Патриарх Алексий совершит ряд поездок по храмам Владивостока, проведет торжественное богослужение, встретится с верующими, представителями местной власти и военнослужащими Тихоокеанского флота.
Из Владивостока Святейший Патриарх направится с официальным визитом в Токио, где 14 мая совершит возведение в сан Митрополита Токийского и Всея Японии епископа Йокогамского Петра (Арихара), который 4 марта 2000 года Чрезвычайным Поместным Собором Японской Автономной Церкви был избран своим предстоятелем. Согласно каноническим нормам, новый предстоятель вступит в должность сразу после утверждения Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Ожидается, что во время визита в Японию у Патриарха «будут и политические, и общественные, и межрелигиозные контакты». Не исключена возможность встречи Алексия II с императором Японии Акихито и премьер-министром Иосиро Мори.
Составляемая сейчас программа визита Патриарха включает также его поездку в известную своими многочисленными храмами древнюю японскую столицу Киото. Возможны его контакты с представителями традиционных японских религий.
В Японской Православной Церкви, которой Московский Патриархат даровал автономию в 1970 году, насчитывается примерно 30 тыс. верующих и около 150 православных храмов и молитвенных домов. Кроме того в Токио действует подворье Московского Патриарха, и в настоящее время ведется сбор пожертвований на строительство в японской столице нового православного храма.
СПРАВКА: Владивостокско-Приморская епархия основана в 1899 году и просуществовала до начала двадцатых годов. После длительного перерыва деятельность Владивостокской епархии в Приморском крае была возобновлена 3 января 1991 года постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода.
Сейчас в Приморском крае действует около семидесяти приходов. Большинство из храмов восстанавливаются от фундамента, так как все церкви на территории Приморья были закрыты и разрушены кроме одной в Уссурийске. Возрождены два известных дореволюционных монастыря — мужской Свято-Троицкий в поселке Горные Ключи и женский, Рождество-Богородицкий в селе Линевичи Уссурийского района. Основано два новых женских монастыря. Открыто Владивостокское Духовное Училище, ректором и ведущим преподавателем которого является епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Открыта православная гимназия, множество воскресных школ и, с сентября 1999 года открылось новое отделение теологии и религиоведения.
ИТАР-ТАСС

ЗАСЕДАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО И ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТОВ ПО ИЗДАНИЮ «ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»

3 апреля в Патриашей Синодальной резиденции Московского Свято-Данилова монастыря состоялось совместное заседание Наблюдательного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии», на котором были обсуждены актуальные вопросы осуществления этого проекта, а также проблемы его долговременного развития.
В заседании, которое проходило под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и мэра Москвы Ю.М.Лужкова, приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, архиепископ Истринский Арсений, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ В.И.Зоркальцев, начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам внутренней политики, представитель Президента РФ в Наблюдательном совете А.А.Попов, представители высшей государственной власти и регионов России.
Открывая заседание, Святейший Патриарх рассказал о современном положении дел с изданием «Православной энциклопедии», о достигнутых результатах, а также о трудностях, препятствующих выполнению намеченных планов. На сегодня сдан в печать обзорный том, посвященный Русской Православной Церкви. Это богато иллюстрированное научное издание, которое включает в себя более 700 иллюстраций научно-информационного характера. Торжественная презентация, этого тома, как ожидается, состоится в начале мая в Храме Христа Спасителя.
В настоящее время научный и редакторский коллектив центра «Православная энциклопедия» готовится к сдаче в типографию второго по счету, но первого в алфавитном ряду тома, вобравшего в себя около двух с половиной тысяч статей, из которых около 600 посвящено Православным Церквам грекоязычного мира, как древним, так и современным, более 500 словарных статей — Русской Православной Церкви, остальные Поместным Православным Церквам, Римско-Католической Церкви, протестантизму и другим темам. Выход в свет первого алфавитного тома запланирован на середину октября к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Сегодня наряду со столичным центром «Православная энциклопедия» в проекте активно участвуют 10 представительств в разных регионах России и Белоруссии, а также 15 научно-редакционных групп в братских Поместных Православных Церквах. По мнению Святейшего Патриарха, «это открывает новые возможности и дает уверенность в качестве материала».
Предстоятель Русской Православной Церкви высоко оценил помощь, оказываемую проекту со стороны столичного руководства. Благодаря личной поддержке Ю.М.Лужкова и Правительства Москвы, центр переехал в новое просторное помещение", торжественное освящение которого состоится по окончании Великого поста. Тем не менее, одной из основных проблем, стоящих на повестке дня, является проблема планового финансирования полиграфических материалов и работ. График работ уже задержан на два месяца, и типография вынужденно печатает ограниченный тираж, частью в кредит, частью за свой счет, чтобы не сорвать запланированную на май презентацию.
В этой связи Святейший Патриарх указал на необходимость принятия мер, стабилизирующих положение «уникального по научной и культурной глубине и масштабам проекта». По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви, путь к стабильной работе лежит через объединение усилий центра и регионов.
Как сообщил собравшимся начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам внутренней политики, представитель Президента РФ в Наблюдательном совете А.А.Попов, на финансирование полиграфических работ и материалов по изданию «Православной энциклопедии» из бюджетных средств в 2000 году планируется направить 18 миллионов рублей. «Мы готовы к дальнейшему взаимодействию с Русской Православной Церковью, другими заинтересованными сторонами в реализации этого важнейшего проекта,» — подчеркнул А.А.Попов.
В свою очередь Юрий Лужков, учитывая финансовые трудности, заявил, что «правительство Москвы выделяет 2 миллиона рублей на поддержку полиграфических работ». Кроме того, правительство уже обратилось в Благотворительный совет города с просьбой рассмотреть вопрос о придании статуса благотворительности работам по выпуску «Православной энциклопедии». Мэр Москвы также подчеркнул важность решения проблемы с выделением хранилищ для размещения бумаги и готовой продукции и обещал поддержку в данном вопросе. Однако он обратил особое внимание членов советов на необходимость принятия энергичных мер для привлечения спонсоров. «Без целенаправленного финансирования издание может оказаться в трудном положении», — подчеркнул Юрий Лужков.
О работе Церковного научного центра «Православная энциклопедия» участников заседания проинформировал главный редактор центра С.Л.Кравец. Он, в частности, отметил, что по целому ряду разделов центр вынужден инициировать полномасштабные научные исследования. Это вызвано отсутствием материалов должного уровня, которые могли бы быть включены в энциклопедию. Кроме того, в связи с однобокостью развития религиоведения за прошедшие десятилетия ощущается нехватка специалистов по отдельным областям богословской науки. «Однако мы стараемся не допускать провалов, держать определенный уровень,» — сказал С.Л.Кравец.
Этому способствует и работа по улучшению инфраструктуры центра. Сегодня каждая редакция имеет выход в Интернет и свои редакционные адреса, что качественно улучшило взаимодействие с авторами, особенно зарубежными.
Одним из ключевых направлений деятельности центра является организация сотрудничества с Российской Академией Наук. 20−23 июня центр совместно министерством культуры РФ и РАН проведет конференцию, посвященную актуальным проблемам церковно-исторической науки, в том числе проблемам взаимодействия Церкви и государства, соотношения церковного Предания и современных научных знаний. В октябре, в связи с выходом первого алфавитного тома, в Государственном историческом музее при участии Православной Церкви откроется выставка, посвященная 2000-летию христианства.
Наиболее важным проектом центра на 2000 год, по мнению С.Л.Кравца, является подготовка к печати второго алфавитного тома.
В связи со все возрастающим интересом к изданию участники заседания обсудили перспективы перевода Православной энциклопедии на другие языки и распространения ее в России и за рубежом, а также другие планы, связанные с выпуском уникального многотомного издания.
ОВЦС МП

ВЛАДИМИР ПУТИН И ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ТЕПЛО ПОЗДРАВИЛИ ДУХОВНИКА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

С 90-летием сердечно поздравил сегодня избранный президентом России Владимир Путин духовника Псково-Печерской Лавры архимандрита Иоанна (Крестьянкина). «Вас знает и любит вся православная Русь, ведь во многом благодаря таким пастырям, как вы, Россия возвращается сегодня к своим духовным и нравственным корням», — говорится в поздравительной телеграмме. Глава государства высоко оценил подвиг известного старца, который, по его словам, «пережил многое — приходское служение, тяготы репрессий, подвиг старчества в древнейшей обители России». Жизнь архимандрита, считает Владимир Путин, является «примером подлинного подвижничества и истинного служения Русской Православной Церкви».
От души пожелал имениннику крепости сил, здоровья и долгоденствия и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В поздравительной телеграмме предстоятель Церкви подчеркнул: «Вы нужны очень и очень многим, которые приходят к вам за духовной поддержкой на свой жизненный путь. И этой поддержкой живут и переносят трудности и испытания. Многие после 70 лет господства безбожия слабы в вере и нуждаются в укреплении».
ИТАР-ТАСС

ЗАСЕДАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ПОДГОТОВКЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ УСТАВА ОБ УПРАВЛЕНИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

11 апреля в Отделе внешних церковных сношений под руководством его председателя — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла — прошло заседание рабочей группы по подготовке новой редакции Устава об управлении Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие первый заместитель председателя ОВЦС МП архиепископ Калужский и Боровский Климент, заместитель председателя ОВЦС МП игумен Марк (Головков), секретари Отдела архимандрит Елисей (Ганаба) и протоиерей Всеволод Чаплин, юрисконсульт Отдела М.В.Ильичев.
Обсуждались общие вопросы внесения в Устав, принятый в 1988 году, изменений и дополнений, вызванных возрождением и развитием церковной жизни, а также кардинальными изменениями в статусе и законодательной базе государств.
ОВЦС МП

СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ ОРГКОМИТЕТА ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЕЙ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

13 апреля в конференц-зале Отдела внешних церковных сношений состоялось заседание Оргкомитета по подготовке и проведению празднования Дней славянской письменности и культуры, которые пройдут в Москве с 24 мая по 1 июня.
В работе Оргкомитета приняли участие помощник заведующего канцелярией Московской Патриархии протоиерей Александр Абрамов, председатель епархиальной комиссии по воскресным школам протоиерей Георгий Гончаров, президент Славянского фонда России Г. В.Боголюбова, представители комитетов и департаментов Правительства Москвы, административных округов столицы и общественных организаций.
На заседании были рассмотрены рабочие вопросы, связанные с подготовкой к торжествам, а также план мероприятий, включенных в программу праздника.
Официальное открытие Дней славянской письменности и культуры намечено на 24 мая. В этот день Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиереев Русской Православной Церкви. По окончании литургии духовенство и верующие пройдут крестным ходом на Славянскую площадь, где будет совершен молебен, и состоится церемония вручения Премий Кирилла и Мефодия у памятника учителям Словенским.
Международный симпозиум «Славянский мир на пороге третьего тысячелетия», который пройдет 25 мая, рассмотрит перспективы развития взаимоотношений славянских государств в области культуры, образования, науки, экономики и политики. Основная цель симпозиума — определить контуры понимания современными общественными и научными кругами будущего славянского мира, а также внести свой вклад в преодоление розни, препятствующей добрососедству и сотрудничеству между народами.
Программа праздника включает также проведение фестиваля телевизионных православных фильмов «Православие на телевидении», научно-педагогической конференции «Проблемы религиозного образования в современной российской школе», выставку в Государственной детской библиотеке, посвященную 2000-летию Рождества Христова, паломнические поездки и экскурсии по монастырям Москвы и Подмосковья. На протяжении последней недели мая благотворительные концерты и выставки, конкурсы и народные гуляния пройдут в парках, домах культуры, клубах, выставочных залах и библиотеках столицы.
ОВЦС МП

В ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ ВНОВЬ ВОЗРОЖДАЕТСЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

В одном из знаменитых в прошлом святых мест Руси — Зосимовой пустыни вновь возрождается духовная жизнь. Сегодня на территории, принадлежавшей в свое время обители, которая расположена в Наро-Фоминском районе Подмосковья, состоялось торжественное открытие женского монастыря. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вручил игуменский жезл монахине Елене Коньковой, воспитаннице московского Новодевичьего монастыря.
Лишь название железнодорожной станции, рядом с которой в советское время выросло множество пионерских лагерей, сохранило память об одной из самых почитавшихся русских святынь. Здесь в глухих болотистых лесах в 1812 году крестьяне скрывали от войск Наполеона Смоленскую икону Божией Матери Одигитрия. На этом месте по благословению митрополита Филарета (Дроздова) старец Зосима (Верховский) основал женскую обитель. Прежде старец подвизался в Коневском монастыре, а затем в Сибири. Несмотря на то, что обитель именуется Троице-Одигитриевой, во всем мире она известна как Зосимова пустынь. Прославление старца Зосимы в лике святых ожидается на предстоящем Архиерейском соборе.
Монастырь просуществовал до 1931 года. Тогда здесь насчитывалось 200 сестер, вынужденных основать в 20-е годы сельскохозяйственную артель. Последняя настоятельница обители — монахиня Афанасия скончалась в заключении. Ее подвиг комиссия по канонизации также считает основанием для прославления.
Возрождать Зосимову пустынь начали всего пять месяцев назад, приписав к Новодевичьему монастырю. Сегодня, когда подворье получило статус самостоятельного монастыря, словом благодарности вспоминали недавно почившую первую игуменью Новодевичьего Серафиму (Чичагову-Черную), которая в свои 85 лет лично участвовала в благоустройстве Зосимовой пустыни. ИТАР-ТАСС

«ШКОЛА ПРАВОСЛАВНОЙ ХОЗЯЙКИ» В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

В престольный праздник Федоровской иконы Божией Матери 27 марта 2000 года в Царском Селе при Федоровском Государевом Соборе открылась «Школа православной хозяйки». Инициатором этого благого начинания выступил ктитор Федоровского Государева Собора Валерий Викторович Гусев — человек известный своими богоугодными делами.
Подобное учебное заведение существовало в Царском Селе с 1843 года. Оно было основано дочерью Николая I великой княжной Ольгой Николаевной и называлось «Царскосельское женское епархиальное училище». Училище ставило своей задачей воспитание добропорядочных жен, рачительных хозяек и попечительных матерей. Устав училища был очень строгим, девушки воспитывались в благочестии, постоянном труде, сами пекли хлебы и шили себе одежду. Много внимания уделялось изучению богословских дисциплин, церковному пению, различным рукоделиям. Мудрое духовное руководство давало единство мировоззрения, а именно: строгого христианского и глубоко патриотического.
Расположилась школа в одном из павильонов Федоровского городка. Здесь с Божией помощью и по молитвам Святых Царственных Мучеников небольшой коллектив преподавателей «Школы православной хозяйки» во главе с директором Верой Григорьевной Ждан старается возродить и продолжить лучшие традиции «Царскосельского женского епархиального училища». За основу курса взяты те же предметы, что и в прошлом: Закон Божий, церковное пение, различные рукоделия, изучение православной кухни, садоводство, огородничество, курс сестры милосердия с практикой.
Большое внимание будет уделяться воспитанию детей в духе православия, в любви к Богу и родителям. Радует то, что в школу записалось много молодых девушек, в том числе и воспитанниц детских домов. Это говорит о том, что как бы ни пытались русским женщинам пересадить «чужое сердце», заражая их духом стяжательства, карьеризма, эмансипации, но происходит отторжение всего чуждого и они тянутся к своим истокам, предначертанным Господом. Вера Григорьевна надеется, что ее воспитанницы «создадут семьи, где всегда будет гореть свет веры Христовой, где будет царить любовь, милосердие и мудрое православное воспитание».
Русская линия

АРХИЕПИСКОП КАЗАНСКИЙ СЧИТАЕТ, ЧТО НЕТ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ МУСУЛЬМАНАМИ И ПРАВОСЛАВНЫМИ. У ВЕРУЮЩИХ — ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий отверг предположение первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Татарстана Валиуллы-хазрята о том, что «Православие, возможно, станет государственной религией» в России. «В нашей многонациональной, многоконфессиональной стране невозможно дать приоритет только одной религии», — подчеркнул владыка Анастасий. Архиепископ Анастасий привел Татарстан, где, по его словам, веками существуют полное взаимопонимание и терпимость между верующими и священнослужителями разных религий. В настоящее время, по мнению владыки, это в первую очередь исходит от взвешенной политики президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Однако неофициальная точка зрения православных верующих Татарстана на проблему сосуществования с мусульманами весьма отличается от высказанной архиепископом Анастасием. Из многих населенных пунктов Татарстана поступает информация о том, что власти республики в гораздо большей степени симпатизируют мусульманам, чем православным, которые подвергаются скрытой дискриминации. Как пример можно привести многонациональный город Набережные Челны, где на два с половиной десятка мечетей приходится всего лишь четыре православных храма, а власти чинят препятствия в возведении новых церквей.
РАДОНЕЖ

ОЧЕРЕДНАЯ БОГОХУЛЬНАЯ ВЫХОДКА

По свидетельству очевидцев — прихожан московского храма святителя Николая на Берсеневке, на днях в пределах церковной ограды, где располагается также Российский институт культурологии, на Т-образном кресте был реально, с использованием гвоздей, распят молодой человек с надписью на спине: «Я не Сын Божий». Когда исполнители этого кощунственного действа поняли, что пригвожденный впал в полуобморочное состояние, они сняли его с креста и увели, скорее всего, в больницу.
Сам выбор места (возле храма) и времени (в канун Крестопоклонной недели Великого поста) для проведения оскорбляющей чувства верующих акции не оставляет сомнений, что ее организаторы действовали вполне сознательно. Доказательством тому служило и присутствие на месте события тележурналистов. Здесь также работал кинооператор. То, что происходило на Берсеневке, заставляет вспомнить событие полуторагодовалой давности в Манеже, когда художник Авдей Тер-Оганян, на глазах у публики рубил топором православные иконы.
Очевидцы новой глумливой выходки говорят, что во время творимого святотатства его участники обращались к находившимся возле храма детишкам, родители которых в это время были на вечернем богослужении, с просьбой поделиться «впечатлениями и ощущениями» при виде распятого на кресте человека. Кроме того, на доске объявлений христоненавистники разместили богохульные рисунки, пародирующие распятие Спасителя. На одной из листовок значилось: «Олег Мавроматти начинает серию радикальных и подчас кровавых акций. Акция N 1 — Распятие». Все это, по мнению прихожан Никольского храма, было рассчитано на то, чтобы спровоцировать православных на резкое противодействие сборищу, названному верующими людьми «сатанинским».
Неясно, какое отношение к происшедшему имел Российский институт культурологии, но именно в это здание заранее принесли все свои атрибуты участники неблаговидного шоу. Главный инженер института Наталья Крюкова, отбиваясь от вопросов верующих, сказала, что это она разрешила «киношникам» подключиться к электросети института, а что касается распятия живого человека, то, по ее словам, «это была просто хохма». Однако у общины храма святителя Николая на Берсеневке другое мнение — верующие убеждены, что случившееся — очередной факт открытого издевательства над православными духовными ценностями. Община настаивает на привлечении совершителей этой антихристианской выходки к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ
«Труд» (6−12 апреля 2000 года) / РАДОНЕЖ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ ПРИНЯЛ ДУХОВНИКА ОБЩИНЫ СВЯТОГО ЭГИДИО

11 апреля 2000 года в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял духовника влиятельной католической организации «Община святого Эгидия» епископа Винченцо Палью.
В ходе состоявшейся беседы епископ В. Палья особо подчеркнул тот факт, что визит в Москву является его первой зарубежной поездкой после рукоположения в епископский сан, что, по его словам, демонстрирует ту важность, которую «Община святого Эгидия» традиционно придает роли России и Русской Православной Церкви в современной международной жизни.
В свете этого на встрече были затронуты вопросы совместной миротворческой деятельности Русской Православной и Римско-Католической Церквей по урегулированию межэтнического конфликта в Косово, что, по единодушному мнению сторон, является прекрасной возможностью продемонстрировать действенность межхристианского сотрудничества перед лицом общих проблем.
Во встрече также принимали участие: А. Рокуччи, член Президентского совета «Общины Святого Эгидия», и И.Е. Выжанов, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям.
ОВЦС МП

ПЕРВЫЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВИЗИТ РУКОВОДСТВА КАЙЗЕРСВЕРТСКОЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В РОССИЮ

С 1 по 6 апреля с официальным визитом в России находились генеральный секретарь Кайзерсвертской Генеральной Конференции (КГК) д-р Райнхольд Ланц (Германия), президент КГК и секретарь Европейской Федерации Диаконии — ЕВРОДИАКОНИИ Ханс-Иорген Торкелунд (Дания), а также представительница копенгагенского диаконического дома сестра Гуни Петерсен (Дания). Кайзерсвертская Генеральная Конференция существует около 140 лет и объединяет более 100 диаконических домов и сестричеств в 17 европейских странах. Нынешний визит — первый официальный визит руководства КГК в Россию — был посвящен знакомству с диаконической деятельностью братств и сестричеств Русской Православной Церкви. За время своего пребывания в России гости познакомились с работой Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, Свято-Димитриевского сестричества и медицинского училища, братства во имя Всемилостивого Спаса, Морозовской детской больницы. 4 апреля делегацию принял посол королевства Дании.
5 апреля с гостями встретился председатель ОВЦС МП Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В ходе беседы был затронут ряд вопросов, касающихся возрождения диаконического служения в Русской Православной Церкви, возможности установления более тесных контактов между российскими православными диаконическими инициативами и КГК. Во время беседы отмечалось, что социальное служение в различных христианских церквах имеет много общего, оно может служить основанием для межхристианского диалога и нуждается в интенсивном обмене профессиональным и духовным опытом.
ОВЦС МП

С 30 АПРЕЛЯ ПО 2 МАЯ В САРАТОВЕ СОСТОИТСЯ ЮБИЛЕЙНАЯ ВСТРЕЧА КАТОЛИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВСЕЙ РОССИИ

Организаторами этой конференции выступают католические епископы России, а так же Комиссия епископов по делам мирян, молодежи и религиозных движений. В программе конференции запланированы встречи с епископами, беседы в тематических группах по таким актуальным для молодежи вопросам как призвание, супружество, наркотики, секты и ряду других. Также будут проходить вечерние концерты и показы кинофильмов.
Очень важной частью католического молодежного форума будет размышление над «Посланием Папы Римского Иоанна Павла II для молодежи». Глава Римско-католической церкви готовит пасторское письмо для Всемирной встречи молодежи в Риме. Но организаторы конференции решили особо обратить внимание на это послание уже на Всероссийской встрече католической молодежи. Несмотря на свой пожилой возраст, Папа Римский является для католической молодежи огромным авторитетом, он умеет находить подход к молодым людям и возбуждать в них энтузиазм служить Богу. Скорее всего, это происходит потому что Иоанн Павел II в душе остается молодым человеком.
Поскольку дата проведения конференции совпадает с днем празднования православной Пасхи, в одном из пунктов программы конференции запланирована встреча представителей католической молодежи с православным архиепископом Саратова и поздравление православных братьев и сестер с праздником Воскресения Христова. Кроме того, также совершить крестный ход по улицам города, но губернатор Саратовской области не дал разрешения на его проведение.
Конечно, главным моментом этой молодежной конференции будет молитва, причем молитва не только в ее классической форме, но и молитва медитативная. Как пояснил один из организаторов конференции священник Владимир Сек, в отличии от медитаций восточных религий, где большое внимание уделяется технике, католическая медитация представляет собой прежде всего глубокое размышление, душевное стремление к Богу и тихая атмосфера, где центром молитвы является Христос.
На молодежную конференцию в Саратов приедут представители всех католических епархий России, а также и все епископы. В течении трех дней молодые люди будут общаться, делиться своим христианским опытом хождения в вере, а так же узнавать как развиваются христианские католические общины по всей России.
«Радиоцерковь»

ИСТОРИЯ КАТОЛИЧЕСКОГО ПРОЗЕЛИТИЗМА В СИБИРИ

13 апреля исполняется ровно 9 лет со дня образования католической апостольской администратуры азиатской части России. В течение восьми лет это была самая большая по территории епархия в мире. Она объединяла в себе 12 миллионов квадратных километров и включала в себя пять больших регионов. В прошлом году епархия разделилась на 2 части.
История католической Апостольской Администратуры азиатской части России — это славная история возрождения российского католичества. В конце 18 века, когда Россия присоединила к себе часть Польши, была основана большая Могилевская метрополия, куда входила и Сибирь. Первыми миссионерами, которые в начале XIX века приехали в эти края, были доминиканцы и иезуиты. К началу советского периода территория Сибири подразделялась на две отдельных части: епархию во Владивостоке и апостольский викариат на остальной части Сибири, подчинявшиеся напрямую Римскому Папе. Епископом во Владивостоке еще являлся Кароль Сливовский. А Апостольский Администратор викариата францисканец Герард Петровский к этому времени уже был изгнан из Сибири и жил в Маньчжурии, о чем свидетельствуют документы. В 1925 году викариат делился на три деканата: Омский, Томский и Иркутский. В них официально числился 31 приход со священниками, которые, однако, уже подвергались репрессиям.
В 1926 году Папа Пий ХI на территории от Белоруссии до Сибири декретом «Quo aptius» назначил пять Апостольских Администраторов: в Могилеве, Ленинграде, Москве, Харькове и Казани-Самаре-Симбирске, которые были рукоположены подпольно и вскоре репрессированы.
В 1991 году в результате переустройства иерархии латинского обряда в Белоруссии, принадлежавшая до тех пор к Могилевской архидиоцезии территория Сибири была возведена в Апостольскую Администратуру под названием «Новосибирская Апостольская Администратура латинского обряда». Ее резиденция была назначена в Новосибирске, а границами ее юрисдикции Ватикан определил нынешние границы Сибири, куда также вошла территория бывшей Владивостокской диоцезии. Тогда же полнотой своей власти Папа Павел Иоанн II назначил священника Иосифа Верта, тогдашнего настоятеля католического прихода в г. Марксе, Апостольским Администратором епархии. 16 июня 1991 года он был хиротонисан в храме св. Людовика в Москве, а 21 июня того же года поставлен в епископское служение Нунцием Архиепископом Франческо Коласуонно.
В епархии работают священники из Общества Иисуса, Братства Священников Миссионеров св. Карла Борромео, Ордена Братьев Меньших, Общества Божественного Спасителя, Ордена Редемптористов, Салезианцев Дона Боско, Конгрегации Миссионеров Кларетинов и других конгрегаций, а также епархиальные священники. Местных священников слишком мало, поэтому для миссионерской деятельности сюда приехали священники и монашествующие из Польши, Украины, Германии, Италии, США, Словакии, Ирландии, Кореи, Испании. Им помогают монахини из различных орденов и конгрегаций: Конгрегация Сестер Св. Елизаветы, Миссионерки Любви Божией (Сестры Матери Терезы), Конгрегация Сестер Служительниц Иисуса в Евхаристии, Служительницы Матери Божией Непорочного Зачатия, Сестры Миссионерки Святейшего Сердца Иисуса, Конгрегация Сестер св. Доминика, Сестры Марии Соспасительницы, Сестры Адораторки Крови Христовой, Сестры Миссионерки Христа, Сестры Святой Агнессы, Сестры Енглише Фройлайн, Сестры Милосердия Святого Карла Борромео, Дом Мадонны, Меморес Домини.
Жизнь епархии получала и получает отражение в Сибирской католической газете и в видеопродукции Сибирской католической киностудии «Кана». В различных городах действует Благотворительная Католическая Организация «Каритас». Высшая Духовная Семинария готовит первые местные кадры российских священников. При Центре Духовного развития «Иниго» отцов-иезуитов открылся филиал московского Богословского колледжа имени Фомы Аквинского и городская библиотека духовной литературы. Появились католическая школа Рождества Христова и приют для детей «Дом святого Николая». 10 августа 1997 года был освящен Кафедральный Собор Преображения Господня в Новосибирске.
В мае 1999 года в структуре Апостольской Администратуры азиатской части России произошли изменения: декретом от 18 мая Папа Иоанн Павел II разделил ее на 2 самостоятельных части. Апостольским Администратором епархии Восточной Сибири с центром в Иркутске отныне стал епископ Ежи Мазур, который получил рукоположение в 1998 году в новосибирском Кафедральном Соборе. А на торжественном Богослужении 8-го августа 1999 года по поводу двухлетней годовщины освящения Кафедрального Собора епископ Иосиф Верт официально объявил новое название образовавшейся епархии: Апостольская Администратура Западной Сибири для католиков латинского обряда. Однако теперь Богослужения в этом храме не ограничены только латинским обрядом: пару месяцев спустя в этом храме отец Олег Кривобочек стал служить мессы восточного обряда. В настоящее время в епархии работает около сорока священников и более трех десятков сестер-монахинь из девяти конгрегаций.
«Радиоцерковь» / Русская линия

ИУДЕИ ГОТОВЯТСЯ К ПЕСАХУ

Более 100 тонн мацы выпекут на иудейскую пасху мастера пекарни знаменитой Филипповской булочной в Москве. Национальный еврейский хлеб, приготовленный только на основе муки и воды без соли и дрожжей, употребляется в течение восьми дней празднования Песаха (так на иврите произносится слово Пасха).
В этом году она отмечается 20 апреля.
Мацу уже начали поставлять из Москвы в еврейские общины других городов России. Договор о ее производстве, заключенный между городской булочной и Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений, действует около пяти лет.
Пресный еврейский хлеб пекут и в домашних условиях. Его употребляют в память о том, что последователям Моисея, взалкавшим в пустыне, была ниспослана манна небесная.
Недавно в московской синагоге прошел семинар, на котором раввины знакомят с правилами празднования Песаха.
ИТАР-ТАСС


В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПОЯВИЛАСЬ СТРАНИЦА ПОЛТАВСКОГО ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА УПЦ

По благословению митрополита Полтавского и Кременчугского в сети интернет появилась страница Полтавского духовного училища УПЦ, которое было организовано несколько лет назад в г. Комсомольске архимандритом Филиппом (Осадченко), который и является ректором этого учебного заведения. На странице представлена информация о духовном училище, электронные версии епархиальной газеты «Кременчуг православный» и студенческой «Глагол времен», библиотека православной литературы и подборка новостей. Редактирует сайт и.о. инспектора иерей Георгий Луценко. Адрес: http://www.komsomolsk.poltava.ua/sobor/
Православие в Украине

В РАЗДЕЛЕ «АНАЛИТИКА» СЕРВЕРА «ПРАВОСЛАВИЕ В УКРАИНЕ» ПОЯВИЛАСЬ АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ СВЯТОСЛАВА РЕЧИНСКОГО «ИНЦИДЕНТ В ДАРНИЦЕ И НАШИ БОЛЕЗНИ»

Статья посвящена анализу причин конфликта вокруг православного храма в Дарнице в январе этого года, когда староста храма Владимир Макарчиков попытался передать храм филаретовскому Киевскому патриархату. Как на одну из основных причин подобных случаев, автор указывает на размытость экклезиологического сознания многих наших современников. Кроме того, одну из причин случившейся трагедии Святослав Речинский видит в том, что многие из новообращенных христиан подчас мнят себя спасателями (или спасителями) Церкви, забывая евангельскую притчу о пшенице и плевелах и то, что Спаситель у нас один. Как журналист, который вот уже 10 лет пишет в светских СМИ о проблемах Церкви, автор предостерегает современную пишущую братию от вынесение на суд нецерковных (часно антицерковных) людей наших церковных проблем, напоминая слова апостола Павла: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых..А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор. 6. 1−7).
Православие в Украине

УСУГУБЛЕНИЕМ РАСКОЛА НА УКРАИНЕ МОГУТ ОБЕРНУТЬСЯ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА

Осложнением религиозной ситуации на Украине и усугублением продолжающегося там раскола в Православии могут обернуться действия представителей Константинопольского Патриархата из числа украинской диаспоры в США. Повод для тревоги дает опубликованное в официальной хронике раскольничьей т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ) послание митрополита Константина — управляющего приходами части украинской диаспоры в США, которые в 1995 году были приняты в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Послание адресовано лжеархиепископу Игорю (Исиченко), на которого после кончины главы УАПЦ лжепатриарха Димитрия Яремы возложено временное управление делами УАПЦ.
Митрополит Константин благословил раскольников упоминать за литургией свое имя в качестве предстоятеля УАПЦ, утверждая, что этот шаг приведет к признанию УАПЦ Вселенским Православием. В послании указывается время проведения в Киеве так называемого «Всеукраинского православного собора», на котором должны пройти выборы нового главы УАПЦ. Сборище раскольников запланировано на июнь 2000 года. Несмотря на то, что представители части американской диаспоры УАПЦ в 1995 году были приняты в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, Русская Православная Церковь (РПЦ) не имеет евхаристического общения с этой структурой. Димитрий Ярема оставил завещание, в котором призвал свою паству признать своим первоиерархом митрполита Константина из юрисдикции Константинопольского Патриархата, хотя официально Константинополь, как и другие Поместные Православные Церкви, считает структуру УАПЦ на Украине раскольничьей. В ходе недавних переговоров в Женеве между делегациями Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата стороны договорились о необходимости координации совместных действий в целях достижения мира и канонического единства в церковной жизни на Украине. Однако сдержит ли Фанар свое обещание?
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ

ПАТРИАРХИЯ ГРУЗИИ СЧИТАЕТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ ПЕРЕНЕСТИ ДАТУ ИНАУГУРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ

Патриархия Грузии считает целесообразным перенести дату инаугурации президента Грузии, которая в этом году совпадет с праздником Пасхи. Согласно Конституции Грузии, инаугурация должна состоятся через три недели после выборов, то есть 30 апреля. Пока Патриархия Грузии не делала официального заявления по этому вопросу, однако выражает надежду на то, что день инаугурации будет перенесен и церемония вступления в должность Эдуарда Шеварднадзе состоится после празднования Пасхи. Напомним, что на выборах президента Грузии 9 апреля Э. Шеварднадзе набрал более 80% голосов избирателей.
РБК

ГЛАВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ УКРАИНЫ ОБРАТИЛИСЬ К НАРОДУ ПО СЛУЧАЮ ВСЕУКРАИНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА 16 АПРЕЛЯ

Главы религиозных конфессий Украины, членов Всеукраинского совета церквей приняли совместное заявление по случаю назначенного на 16 апреля 2000 года.
«Дорогие братья и сестры, соотечественники
Основываясь на величественных идеалах наших Вероучений и религиозных традициях, осознавая долг перед своими верными, перед настоящим и будущим нашей Родины, мы обращаемся к вам накануне Всеукраинского референдума по народной инициативе 16 апреля с призывом не упустить шанс, который дает нам ныне история.
Мы все устали от пустых лозунгов, откровенного цинизма и игнорирования воли человека труда; мы не хотим и в дальнейшем наблюдать за бесконечной политической полемикой и сведением счетов, за все более ощутимым отчуждением власти от своего народа. Истины, завещанные нам Самим Богом, неотделимы от безоговорочного уважения к человеческому достоинству и свободе человеческого выбора, от глубокой ответственности за собственную душу, за свои семьи, за свою страну. Эта ответственность не позволяет нам перекладывать выбор на кого-то — 16 апреля мы должны сделать его сами.
Это должен быть выбор свободного человека, который видит Божью правду, выбор патриота, желающего богатой, справедливой и духовно наполненной жизни для Украины. Мы — народ, и выбор за нами Поэтому призываем наших верных, всех граждан Украины прийти на избирательные участки и сказать твердое „да“ политике здравого смысла, динамичной поступи и решительных действий.
Пусть благословит нас всех Господь на доброе дело».
Для справки:
1. Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций — совещательно-консультативный орган, в состав которого входят руководители 17 крупнейших религиозных организаций Украины, представляющих около 95 процентов религиозной сети государства. Созданный в 1996 году в целях координации межцерковного диалога, решения общих для религиозных организаций вопросов, связанных с их взаимоотношениями с государственными органами и участием в общественной жизни Украины, осуществления совместных проектов благотворительного характера.
2. На Всеукраинский референдум вынесены 4 вопроса: о двухпалатном парламенте, сокращении численности депутатов, снятие депутатской неприкосновенности и возможности роспуска Верховной Рады в случае невозможности сформировать парламентское большинство или длительное непринятие бюджета.
ДИНАУ/Православие в Украине

КАРДИНАЛ ПРИКАЗАЛ ПРЕЛАТУ ИГНОРИРОВАТЬ РАСПОРЯЖЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ВЛАСТЕЙ

Католическими средствами массовой информации раздувается очередной скандал вокруг действий польских католиков в западной Белоруссии. Недавно белорусские власти, справедливо указывая на дестабилизирующую роль зарубежных католических эмиссаров, признали, что польский прелат Збигнев Кароляк должен покинуть страну в связи с наступившим в марте окончанием срока действия въездной визы. В ходе судебного заседания отказавшийся своевременно покинуть территорию Белоруссии прелат был в соответствии с законом оштрафован, а в его паспорт была поставлена специальная пометка. Судом был назначен крайний срок выезда — минувшая пятница. Однако вместо того, чтобы подчиниться решению суда, прелат созвал пресс-конференцию и за час до истечения указанного срока заявил, что его епископ, кардинал Казимир Свиятек приказал проигнорировать решение государственных органов и ни при каких обстоятельствах не оставлять свой приход в Бресте.
Адвокат прелата Игорь Кабалик при этом указал, что инструкция кардинала важнее государственных приказов. При этом он не исключил возможности, что власти, раз срок пребывания прелата на территории Белоруссии истек, попытаются выслать его насильно. В связи с этим, по словам адвоката, около десяти прихожан постоянно дежурят у дома прелата. Они также остаются на всю ночь в приходской церкви.
CWN / Русская линия

ИТАЛЬЯНСКИЙ ВЕРХОВНЫЙ СУД ПРИЗНАЛ ГОМОСЕКСУАЛИЗМ СЕРЬЕЗНЫМ ОТКЛОНЕНИЕМ

Итальянский Верховный Суд на минувшей неделе признал, что гомосексуализм является «психиатрической болезнью или отклонением». Это признание прозвучало в ходе рассмотрения бракоразводного дела женщины, которая подала в суд с целью взыскания алиментов с бывшего мужа, который открыто признал себя гомосексуалистом.
Верховный Суд подтвердил решение Церковного суда объявить брак и сам факт его заключения недействительным, так как муж и до свадьбы являлся тайным гомосексуалистом. В решении суда, в частности, присутствует такая фраза: гомосексуалисты «психологически неспособны исполнять свои супружеские обязательства».
При этом, впрочем, возник некий казус, так как, используя церковное судебное решение, Итальянский Верховный Суд отказал истцу в праве на получение алиментов, поскольку церковный брак признан «не бывшим».
CWN / Русская линия

МНЕНИЕ ПАПСКОГО ЛЕГАТА ПО ПРОБЛЕМАМ ПРЕСТУПНОСТИ

Реакция мирового сообщества на действия международных организованных преступных группировок, прежде всего, должна заключаться в восстановлении моральных принципов. Об этом заявил папский легат, выступивший на венской конференции ООН по проблемам преступности.
Монсеньор Доминик Резо, представлявший в Вене Святой Престол, указал, что помимо строгого соблюдения законов необходимо зафиксировать моральные основы общества. Без того, чтобы четко определить, что плохо, а что хорошо, любая борьба с преступностью будет бессмысленной. В своем выступлении монсеньор рекомендовал развивать «культуру морали и законности» с помощью народного просвещения. Он также предложил неустанно проводить в жизнь энергичные меры, направленные на повсеместное устранение безработицы и нищеты.
CWN / Русская линия

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ ПОТЕРЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС

Англиканская церковь может быть отделена от государства, а будущие британские коронации не должны быть исключительно англиканской и даже просто христианской церемонией. Об этом говорят новые предложения британского правительства, опубликованные на этой неделе. В преданных огласке документах, в частности, содержится отчет министерства внутренних дел, в котором говорится о том, что сохранившаяся до сегодняшнего дня связь между Англиканской Церковью и государством противоречит принципу равенства религий. В нем также заявляется, что проводимая архиепископом Кентерберийским церемония коронации, в ходе которой монарх клянется защищать христианскую веру, не может больше соответствовать современному состоянию британского общества.
Представитель Министерства внутренних дел, впрочем, сразу после опубликования документов, сообщил газете «Дейли Телеграф», что опубликованный отчет, конечно, «очень внимательно рассматривается министерством», но до сих пор ни одно его положение не было официально рассмотрено, поэтому вся информация носит сугубо неофициальный характер.
Одновременно архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри в минувшее воскресенье заявил, что он с сожалением сознает, что в скором будущем у англиканской церкви, вероятно, не будет государственного статуса.
CWN / Русская линия

ИЕРАРХИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ЛИТВЫ ОБРАТИЛИСЬ К НАСЕЛЕНИЮ СТРАНЫ С ПИСЬМОМ ПОКАЯНИЯ И ИЗВИНЕНИЯ ЗА СОВЕРШЕННЫЕ В ПРОШЛОМ ОШИБКИ

Иерархи Католической церкви Литвы обратились сегодня к населению страны, ко всем верующим с письмом покаяния и извинения за совершенные в прошлом ошибки. Письмо подписал председатель Конференции епископов Литвы, архиепископ Сигитас Тамкявичюс. Этот документ приурочен ко Дню покаяния и извинения, который, решением иерархов Католической церкви балтийской республики, назначен на завтра.
«Выражаем покаяние и извиняемся за то, что Католическая церковь Литвы в годы Второй мировой войны не оказывала необходимой помощи преследуемым евреям, не использовала всех возможных способов для их защиты и не приложила необходимых усилий, чтобы повлиять на тех, кто оказывал в этом содействие нацистам», — говорится в письме епископов.
Иерархи Католической церкви покаялись и извинились еще и за то, что из-за человеческой слабости, страха, личной выгоды служители культа «не только приспособились к преступным оккупационным режимам, но и оказывали помощь поработителям».
Завтра во всех католических костелах Литвы пройдут мессы покаяния и извинения, будет зачитываться письмо Конференции епископов страны.
ИТАР-ТАСС / ОРК

ДРАГОЦЕННАЯ РЕЛИКВИЯ ВПЕРВЫЕ ЗА СЕМНАДЦАТЬ СТОЛЕТИЙ ПОКИНУЛА СТЕНЫ КИПРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Фрагмент Креста, на котором был распят Иисус Христос, семнадцать веков хранившийся в одном из первых христианских монастырей Кипра Ставровуни, впервые в эти дни вывезен из его стен и представлен для поклонения в церкви Св. Георгия Кондоса в южном кипрском городе Ларнака. Решение вынести реликвию за пределы монастыря связано с празднованием 2000-летия христианства, с той значимостью, которой придают на Кипре Православию. Частица креста Господня в серебряном окладе в торжественной обстановке была доставлена накануне крестопоклонной недели в Ларнаку
Всю неделю в церковь Св. Георгия, чтобы приложиться к частице креста, шел нескончаемый поток православных греков-киприотов и паломников. Особенно много было женщин, ведь частица креста хранится в мужском монастыре, куда доступ женщинам запрещен.
Чудом сохранившаяся частица Креста, пережившая нашествие мамлюков в 1426 году, в ходе которого монастырь был практически разрушен, подарена монастырю Св. Еленой — матерью императора Константина I Великого. Именно по ее приказу в 327 году, когда Кипр уже входил в состав Византийской Империи и христианам была предоставлена свобода вероисповедания, и был основан на месте языческого храма Афродиты на горе высотой 750 метров монастырь. Это одна из первых христианских мужских обителей на Кипре.
Подаренный святой Еленой после ее паломничества на Святую землю кусочек Креста дал и имя монастырю — Ставровуни, что в переводе означает гора Креста.
ИТАР-ТАСС

В КОСОВО ОБРАЗОВАН МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ СОВЕТ МУСУЛЬМАНСКОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИН КРАЯ

Духовные лидеры мусульманской и православной общин Косово учредили Межрелигиозный совет. Они осудили все нарушения прав человека в этом югославском Крае.
Со-председателями Совета стали православный епископ Артемий, епископ Рашко-Призренский, и муфтий Рексхеп Божа, глава исламской общины Края. Задача этого органа заключается в содействии сотрудничеству между двумя общинами и восстановлении разрушенных культовых строений.
Об учреждении этого Совета было сообщено по завершении в Приштину визита духовных глав Боснии и Герцеговины, которые поделились со своими местными коллегами опытом послевоенного восстановления доверия между верующими этих исповеданий.
«Мы единодушно еще раз сурово осуждаем все акты насилия и нарушения основных прав человека», — говорится в первом коммюнике Межрелигиозного совета.
«Прошлые и все еще продолжающиеся акты насилия против невинных людей отвратительны, и ни в какой мере не могут быть одобрены нашими религиозными традициями», — говорится далее в тексте.
С момента вывода из Косово югославской армии и ввода сюда в июне 1999 года миротворческих сил ООН сербы и другие неалбанцы подвергались нападкам со стороны албанцев в ответ на репрессии, ранее осуществлявшиеся Белградом против албанского населения Края.
Межрелигиозный совет призвал руководителей мирового сообщества «напрячь свои усилия и решить проблему всех пленных, пропавших без вести и похищенных людей, судьба которых остается незатихающей болью и глубочайшей раной пережитых нами недавно трагических событий».
Албанцы заявляют, что тысячи их соплеменников до си пор томятся в сербских тюрьмах; сербы, в свою очередь, обвиняют членов албанских вооруженных формирований в захвате в плен и уничтожении сотен сербов уже в послевоенный период.
ФРАНС ПРЕСС

ПРАВОСЛАВНЫЕ НЕ ПРИЕМЛЮТ ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

Священный синод Греческой Православной Церкви строго осудил гомосексуализм и однополые браки. Архиепископ Христодоулос Афин и Всей Греции сделал заявление по этому поводу в воскресной проповеди.
Было заявлено, что «гомосексуализм не является естественным для человека, как творения Божьего. Греческая Православная Церковь рассматривает гомосексуалистов как грешников, которые, конечно, могут быть прощены, если они раскаиваются, точно так же как все раскаивающиеся грешники могут получить прощение Господа». Кроме того, Священный синод осудил предложение Европейского парламента уравнять в правах гомосексуальный «брак» с естественным браком.
Русская линия

ЕЖЕГОДНАЯ ВСТРЕЧА МЕЖДУ КОНФЕРЕНЦИЕЙ ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕРКВЕЙ И НАЦИОНАЛЬНЫМИ СОВЕТАМИ ЦЕРКВЕЙ ЕВРОПЫ

29 марта — 2 апреля 2000 года в Ново-Валаамском монастыре (Финляндия) проходила встреча Конференции Европейских Церквей и Национальных Советов Церквей Европы. Среди более 30 участников из различных стран Европейского континента были Генеральный секретарь КЕЦ д-р Кийт Клементс, генеральные секретари Национальных советов Церквей, руководители межхристианских организаций, представители от КЕЦ и Всемирного Совета Церквей. От Русской Православной Церкви участие принял А.В.Елисеев, сотрудник секретариата по межхристианским связям ОВЦС МП. Главной задачей таких встреч, которые проходят ежегодно уже в течение 12 лет по инициативе КЕЦ, является обмен новостями и опытом межхристианского сотрудничества в контексте отдельных стран и Евросоюза.
30 марта заседание открыл генеральный секретарь Финского экуменического совета пастор Ян Эдстром. Он поприветствовал участников и ознакомил их с деятельностью Совета, членом которого является также Православная Церковь Финляндии.
Каждый из участников представил отчет о деятельности их организаций за прошлый год. А.В.Елисеев рассказал об истории и работе Христианского межконфессионального консультативного комитета и о конференции ХМКК, которая имела место в ноябре 1999 года, после чего ответил на вопросы о проблемах и перспективах межхристианских контактов Русской Православной Церкви.
Консультант Всемирного Совета Церквей протопресвитер Георгий Цецис (Константинопольский Патриархат) прочел доклад об отношениях между протестантами и Православными Церквами.
На встрече также обсуждались различные вопросы внутреннего устройства советов и ход работы над редакцией Экуменической хартии, которая призвана регулировать межконфессиональные отношения в Европе.
Архиепископ Иоанн принял участников встречи в настоятельском доме Ново-Валаамского монастыря и рассказал о жизни и межхристианских контактах Православной Церкви в Финляндии.
ОВЦС МП

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИСПАНИИ НАЧАЛА ПРОЦЕСС КАНОНИЗАЦИИ КАТАЛОНСКОГО АРХИТЕКТОРА АНТОНИ ГАУДИ

Каталонский архитектор Антони Гауди, создавший один из величайших храмов — собор Святого Семейства в Барселоне, вероятно будет объявлен святым.
Антони Гауди скончался в 1926 году. Он попал под трамвай, и его тело несколько дней пролежало в морге никем не опознанное.
Одна из главных задач церковной комиссии — доказать, что Антони Гауди за свои 72 года жизни совершил чудо. У Церкви свои законы, хотя для многочисленных поклонников его творчества в этом нет никаких сомнений, ведь собор Святого Семейства иначе как чудом, воплощенным в камне, не назовешь.
Любопытно, что многие из современников Гауди вспоминали, что в облике великого мастера было нечто мистическое. Например, в глазах его горел какой-то неземной огонь, поэтому никто из окружавших его людей был не в состоянии вынести пристальный взгляд архитектора. Как бы то ни было, Церковь, безусловно, во всем разберется и вполне возможно, что не далек тот час, когда создатель фантастических по своей красоте архитектурных жемчужин будет объявлен святым.
ИТАР-ТАСС / ОРК

АНГЛИКАНСКИЙ АРХИЕПИСКОП ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ ИНТЕРНЕТ

Один из видных деятелей Англиканской Церкви архиепископ Йоркский Хоуп выступил с предостережением против «колдовского действия» сети Интернет, которая может в конечном счете «поглотить» человечество, если разумно не управлять технологиями.
В интервью, опубликованном в одном консервативном христианском журнале, на который ссылается субботний выпуск «Таймс», Дэвид Хоуп считает, что всемирная информационная сеть может когда-то породить «бездушное общество» интернетовцев, «пришитых» к своим компьютерам.
«Опасность этой бесовщины в домах состоит в том, что люди безвылазно сидят у себя, и, таким образом, прекращается всякое человеческое общение», выражает он беспокойство в одном из последних номеров журнала «Консерватизм».
"Подобная технология может в конце-концов всех нас поглотить", — добавляет архиепископ.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК

СОГЛАСНО ОБНАРОДОВАННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ЕЖЕГОДНОГО ОТЧЕТА, АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИМЕЕТ БАСНОСЛОВНЫЕ ДОХОДЫ

По результатам обнародованного в четверг ежегодного отчета за 1999 год, Англиканская Церковь получила самый большой за свою историю доход, который оценивается в 4,4 миллиарда фунтов (7 миллиардов долларов или евро), благодаря искусным капиталовложениям главным образом в высокие технологии.
Трейдеры, на которых возложена обязанность увеличивать благосостояние Англиканской Церкви, хорошо поработали: закрывая 31 декабря 1999 год, они порадовались результатам проделанной работы: доходы выросли на 22,7% или на 140,7 миллионов фунтов (225 млн евро).
Средства вкладывались в высокие технологии иностранных компаний- Маннесман, Нокия, Майкрософт. Церковь также широко инвестировала и на британском рынке в телекоммуникационные системы Orange, BT или Vodafone.
Обнародованные цифры вызвали скрежет зубовный у множества прихожан, которых все чаще призывают самим финансировать свои епархии. В прошлом году их пожертвования достигали порой 40%, говорится в газете консерваторов «Дейли Телеграф».
В ответ на подобную критику Англиканская Церковь заявляет, что большая часть ее доходов поглощается пенсионным фондом. Бюджет последнего оценивался в истекшем году суммой в 100 миллионов фунтов (160 млн евро), и эта цифра еще возрастет, поскольку клириков пенсионеров отныне станет еще больше (примерно 10 500) против нынешнего их числа (10 000).
Несмотря на то, что Англиканская Церковь имеет статус государственной Церкви, она независима в финансовом отношении, и с 1948 года за ее портфелем ценных бумаг неусыпно следят около десятка трейдеров.
Время от времени ее завидное финансовое положение подвергают критике пацифистские и экологические организации, которые с возмущением говорят об ее инвестициях в сферу вооружения или индустриальные проекты, наносящие ущерб окружающей среде.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК

В КОЛУМБИИ ВЗОРВАНЫ БОМБЫ В ЦЕРКВЯХ МОРМОНОВ

В колумбийском городе Кали во вторник террористы взорвали бомбы в трех церквях мормонов и на автомобильной стоянке. Самодельное взрывное устройство было дезактивировано полицией еще в одном храме. Помещения церквей получили серьезные повреждения. Человеческих жертв нет.
Ни одна из террористических группировок пока не взяла на себя ответственность за эту акцию. Власти считают, что теракт совершен городскими отрядами повстанческой Армии национального освобождения. Мотивы взрывов в мормонских церквях остаются неясными.
ИТАР-ТАСС / ОРК

МУСУЛЬМАНЕ ПРЕСЛЕДУЮТ РУШДИ

Всеиндийская исламская конференция (ВИК) издала «фатву» (религиозный указ) в отношении известного писателя Салмана Рушди в связи с его возможным приездом в Индию.
От имени 150 млн индийских мусульман ВИК потребовала не допустить запланированного визита в Дели автора нашумевшего романа «Сатанинские стихи», признанного в мусульманских кругах оскорбительным для ислама. Эта религиозно-общественная организация заявила, что считает остающимся в силе смертный приговор, вынесенный почти двадцать лет назад Рушди по инициативе иранского лидера и религиозного вождя шиитов Хомейни. ВИК также призвала индийских мусульман бойкотировать посещение республики Рушди и выступить с протестом против его пребывания в Индии.
Между тем, несмотря на уже полученную от индийских властей въездную визу, проживающий в Лондоне писатель до сих пор не подтвердил намерения появиться на своей родине. Рушди покинул Индию в начале 60-х годов и с тех пор ни разу не бывал в республике, где написанные им «Сатанинские стихи» до сих пор находятся под запретом. Это однако не препятствует изданию в стране других произведений этого автора. За свои последние книги Рушди был удостоен престижной межународной награды «Региональный приз Содружества», который и предполагалось вручить ему сейчас в Дели.
ИТАР-ТАСС

МУСУЛЬМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ АМЕРИКИ ОБЕСПОКОЕНЫ РАЗВИТИЕМ ВАХХАБИЗМА

Поддержку действий федеральных российских властей, ведущих антитеррористическую операцию на Северном Кавказе выразил председатель Исламского верховного совета Америки (ИВСА) шейх Мухаммад Хишам Каббани. Он подчеркнул, что «любые проявления терроризма в любых точках мира должны подавляться». В то же время лидер ИВСА призвал более осмотрительно подходить к решению подобных задач. «Прежде всего, необходимо четко определить, что является проявлением терроризма, а что — нет», — сказал он.
Во вторник лидер ИВСА выступил на научной конференции на тему «Зарождение религиозного экстремизма в Центральной Азии и на Кавказе», которая состоялась в Вашингтоне. В своем выступлении он предостерег, что проблема распространения ваххабизма и иных радикальных исламских течений в Центральной Азии и на Кавказе в настоящее время вызывает возрастающую обеспокоенность и не исключено, что данная угроза может в ближайшее время стать актуальной даже для США. Исламский духовный лидер особо отметил, что по сути представители радикальных религиозных течений не могут считаться мусульманами, поскольку искажают «божественную сущность учения».
Представительный академический форум на тему «Зарождение религиозного экстремизма в Центральной Азии и на Кавказе» был организован Институтом Центральной Азии и Кавказа при столичном Университете Джонса Гопкинса. В его работе приняли участие ведущие ученые-востоковеды, дипломаты и эксперты из США, России, Израиля, Узбекистана и ряда других стран.
ИТАР-ТАСС

САМЫЙ ОСТРЫЙ МЕЖОБЩИННЫЙ КОНФЛИКТ В ИЕРУСАЛИМЕ — НЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ, А МЕЖДУ УЛЬТРАОРТОДОКСАЛЬНЫМИ И СВЕТСКИМИ ЕВРЕЯМИ, ЗАЯВИЛ МЭР ГОРОДА ЭХУД ОЛЬМЕРТ

Арабо-израильский конфликт — не самый острый в Иерусалиме вопреки тому, что считают за рубежом. Самые сильные противоречия в городе существуют между евреями, придерживающимися светского образа жизни, и «харедим» — общинами ультраортодоксальных евреев. Об этом заявил мэр Иерусалима Эхуд Ольмерт, выступая перед участниками традиционной Иерусалимской международной конференции мэров городов.
Противоречия между светскими и религиозными евреями неоднократно приводили к серьезным конфликтным ситуациям, подчеркнул Ольмерт. Он отметил, что эти противоречия распространяются на многие стороны городской жизни, в том числе на систему образования.
Известно, что вопрос об ассигнованиях на сеть религиозных школ, принадлежащих ультраортодоксальной партии евреев-сефардов (выходцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока) ШАС привели нынешнюю правительственную коалицию к серьезному кризису. Министр образования Йоси Сарид (светская партия «Мерец») отказывает выделять на функционирование этих школ требуемые ШАС суммы, а также предоставить особые полномочия своему заместителю — представителю ортодоксальных кругов.
В Иерусалиме неоднократно происходили и открытые столкновения светских и ультрарелигиозных горожан. Последних, в частности, возмущает то, что многие магазины города открыты по субботам. Нередки также случаи, когда ультраортодоксы забрасывают камнями автомашины, пересекающие по субботам населенные ими кварталы. По требованию религиозных общин и во избежание конфликтов, полиция перекрывает для автомобильного движения в «шаббат» ряд улиц города.
ИТАР-ТАСС / ОРК

В 2001 ГОДУ ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ИЗРАИЛЬТЯНЕ БУДУТ ПРОХОДИТЬ ВОИНСКУЮ СЛУЖБУ ПО СОКРАЩЕННОЙ ПРОГРАММЕ

По сообщению общественного радио, в четверг комиссия, назаченная израильским премьер-министром Ехудом Бараком, выступила с предложением о том, чтобы ультра-ортодоксальные израильтяне, до сих пор освобождавшиеся от воинской повинности, проходили военную подготовку, если, конечно, пожелают, по сокращенной программе, всего за 4 месяца.
Указанная комиссия была учреждена Бараком в августе прошлого года после того, как Верховный Суд счел противозаконным систематическое освобождение от военной службы ультра-ортодоксов по религиозным мотивам в результате договоренности, достигнутой еще в 50-е годы между правительством и общиной ультра-ортодоксов.
В Израиле воинская повинность обязательна: для мужчин срок службы 3 года, для женщин- 19 месяцев. Кроме того, до 49-летнего возраста мужчины являются резервистами и месяц в году должны проходить военную подготовку.
Комиссия, возглавляемая бывшим судьей Верховного Суда Цви Талом, заявила, что студентам талмудических семинарий (йешивот) будет предоставлена отсрочка до 23-летнего возраста.
С будущего года учащимся йешивот разрешается уйти из учебного заведения и искать работу либо обучаться какой-либо профессии. В настоящее время, пока они учатся в йешивот, им это не разрешается вплоть до достижения ими 41 года.
В будущем году ультра-ортодоксы по выбору могут либо вернуться в йешиву, либо легально искать занятость на рынке труда после четырехмесячного отбывания воинской повинности в специально созданных для них частях или прохождения гражданской службы.
Предложения комиссии должны быть одобрены Е. Бараком, который является также министром обороны, и затем представлены в Кнессет.
По ныне действующим правилам, более 3000 учащихся йешивот ежегодно освобождались от военной службы. Эти льготы вызывали справедливое возмущение светской общественности Израиля.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК

ВИЗИТ В ЯПОНИЮ ДАЛАЙ-ЛАМЫ

Проигнорировав в очередной раз предупреждение со стороны официального Пекина, японское правительство выдало въездную визу духовному лидеру Тибета, лауреату Нобелевской премии мира далай-ламе. Впервые за последние два года он прибыл с визитом в Японию по приглашению одного из частных университетов.
Нынешняя поездка проживающего в изгнании на территории Индии 65-летнего духовного лидера тибетцев как и в прошлые годы вызвала резкие протесты с китайской стороны, предупредившей, что она может подорвать отношения между Пекином и Токио. Согласно официальной позиции КНР, далай- лама является сепаратистом, вся деятельность которого направлена на «расчленение родины и мешает утверждению принципов национального единства под религиозными предлогами». Однако японское правительство традиционно исходит из того, что поездки далай-ламы носят частный характер, а потому Токио имеет полное право выдавать ему визу при условии, что он не будет принимать участие в мероприятиях политического характера.
В ходе нынешнего визита, который продлится до 20 апреля, далай-лама посетит несколько городов Японии, где примет участие в ряде религиозных мероприятий и выступит с лекциями. В Токио, как ожидается, его примет губернатор столичной префектуры Синтаро Исихара, известный своими резко националистическими взглядами. Буквально накануне японское правительство вынуждено было извиняться за его скандальные призывы к армии готовиться к подавлению бунтов среди проживающих в стране иностранцев.
ИТАР-ТАСС

ОБЪЯВЛЕН РОЗЫСК РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕКТЫ

У секты самоубийц из Уганды, возможно, есть приверженцы в Европе. Угандийская секта «Движение за возвращение к десяти божьим заповедям», возможно, поддерживала контакты с приверженцами своих идей в ряде европейских стран. В настоящее время следственными органами прорабатываются возможные следы, ведущие в Германию, Австрию и Италию, сообщил еженедельник The East African. Лидер секты, по всей видимости, начал уничтожение своих «учеников» еще в январе текущего года, после того как обещанный конец света так и не наступил. На сегодняшний день в Уганде обнаружено около 1000 трупов жертв секты.
Полиция Уганды объявила о вознаграждении в $ 1300 за информацию о лидерах религиозной секты. На прошлой неделе прокуратура выдала ордер на арест шестерых лидеров секты. Они обвиняются по десяти пунктам, главный из которых — умышленное убийство людей. Информация о них передана в Интерпол. Основными виновниками считаются двое: официальный глава 64-летний Джозеф Кибветере и фактический руководитель культа Кредония Мверинде. Ранее сообщалось, что один из шестерки, бывший католический священник Доминик Катарибабо сгорел вместе с сотнями членов секты в церкви. Однако полиция считает, что факт гибели не доказан, так как останки сильно обгорели и идентифицировать их невозможно.

ПЕКИНСКАЯ ПОЛИЦИЯ ПРЕСЕКЛА ПОПЫТКУ ЧЛЕНОВ СЕКТЫ «ФАЛУНЬГУН» УСТРОИТЬ ДЕМОНСТРАЦИЮ

Полиция китайской столицы пресекла сегодня попытку около 200 членов запрещенной законом секты «Фалуньгун» устроить демонстрацию протеста против политики центрального правительства КНР в отношении различных сектантских организаций и группировок полурелигиозного характера.
Как сообщили представители правозащитной организации, проведение демонстрации с флагами секты и антиправительственными транспарантами было приурочено к первой годовщины манифестации 10 тыс членов «Фалуньгун» вокруг Чжуннаньхая в центре Пекина, где размещены высшие партийные и правительственные учреждения Китая.
Со ссылкой на очевидцев, представители правозащитной организации сообщили также о задержании полицией Пекина большой группы участников демонстрации.
Секта «Фалуньгун» в минувшем году в соответствии с решением Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей была объявлена вне закона.
ИТАР-ТАСС / ОРК

КРАСНЫЙ БРИЛЛИАНТ ВМЕСТО КРАСНОГО КРЕСТА

У Международного Красного креста, возможно, скоро появится новая эмблема. У Международного общества Красного креста и Красного полумесяца, возможно, скоро появится новая эмблема. Этот вопрос обсуждается на официальной рабочей группе в Женеве. Проблема заключается в том, чтобы создать универсальную эмблему, подходящую для всех религий. В настоящее время эмблема представляет символы христианства и ислама — крест и полумесяц, Израиль же, например, настаивает на включение в эмблему звезды Давида. Среди предложенных компромиссных решений, наиболее приемлемым является изображение красного бриллианта, передает радиостанция «Эхо Москвы».
РБК

<< Полная сводка новостей от 15 апреля 2000 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика