Русская линия
Благовест-инфо Юлия Зайцева16.10.2007 

Взаимоотношения Церкви и культуры в современной России стали предметом дискуссии на круглом столе православных журналистов

Сложные взаимоотношения Церкви и культуры оказались темой дискуссии на круглом столе, который был посвящен 5-летию православной газеты «Кифа"—издания Преображенского содружества малых православных братств. Вечер состоялся 12 октября в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье».

Тему дискуссии задал публицист Борис Колымагин, который в кратком докладе отметил, что «большинство культурного сообщества» по-прежнему «не на стороне Церкви». Одним из проявлений снижения авторитета Церкви является конфликтная ситуация с музеями в Костроме, Рязани, на Соловках. Эти конфликты, главным предметом которых стала «борьба за собственность», оказывают «негативное влияние на образ Церкви», считает Б.Колымагин. Он убежден, что у Церкви есть почва для диалога с учреждениями культуры, в частности, с музеями, которые «своими средствами тоже могут выполнять сегодня миссионерские задачи».

Докладчику возразил ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. Он считает, что конфликты «музей-церковь» имеют разную подоплеку и говорить о них «в целом» нельзя. Так, на Соловках противоборствуют не монастырь и музей; на архипелаг наступает «архангельская мафия», которая хочет «получить в свою собственность лакомый центр развлекательного бизнеса». Что касается конфликта вокруг музея-заповедника «Рязанский кремль», то С. Чапнин полагает, что все дело в «финансовых мотивах некоторых организаций, разместивших на территории Кремля свои объекты, превратившиеся в часть бизнеса некоторых музейных работников». Эти конфликты — «не повод для того, чтобы защищать культуру от Церкви», считает церковный журналист. Кроме того, он обратил внимание на более общую проблему: многие музейные ценности — это некогда «ворованное у Церкви», и необходимо дать этому нравственную оценку. Это является условием успешного диалога между Церковью и музейщиками, подчеркнул С.Чапнин.

Заместитель главного редактора газеты «Кифа» Александр Буров добавил, что тема взаимоотношений музеев и Церкви крайне сложна. На примере Соловков он показал, как монастырь не проявляет должного внимания к увековечиванию памяти узников СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения): на Секирной горе полным ходом идет ремонт, уничтожаются следы лагерного карцера. Все это журналист связывает с тенденцией «стереть память о репрессиях». «Мне больно, если это делается от имени Церкви»,—завершил он.
Далее в дискуссии возникла тема современного искусства. Обозреватель газеты «Культура» Борис Фаликов напомнил о возмущении, которое вызывала у министра культуры РФ выставка «Соц-арт» и, главным образом, о том контексте, в котором было сделано публичное заявление А. Соколова: он устыдился показывать «порнографические» произведения в Европе после недавнего визита туда Патриарха Алексия II. По мнению Б. Фаликова, это свидетельствует о том, что отношения между Церковью и культурой стали носить «учрежденческий характер»: глава одного учреждения откликается на действия главы другого. Задача Церкви — «суметь наладить диалог с современным культурой во всех ее противоречиях», учитывая, что «поиски смысла современными художниками уже по определению носят религиозный характер», считает Б.Фаликов.

Его поддержала Светлана Солодовник, журналист «Ежедневного журнала», которая считает, что «нынешний накат» на современное искусство — это результат запрета на него в прошлом и возврат к прежней «дикости и необразованности».

Им возразил Сергей Чапнин. По его мнению, работы, которые предполагалось экспонировать в Париже в рамках выставки «Соц-арт"—это «гадость, провокация, это отвратительно», и вовсе не «репрезентативно для России». Он призвал «прекратить сюсюканья вокруг религиозных поисков» и признать, что речь идет исключительно об арт-бизнесе, двигателем которого является скандал. Сегодня подлинное современное русское искусство под напором рынка «ушло в подполье», считает С.Чапнин. Он поддержал позицию министра культуры, отметив, что в данном случае необходимо «обострить конфликт».

Редактора «Церковного вестника», в свою очередь, поддержал сотрудник Миссионерского отдела Русской Православной Церкви (РПЦ), редактор журнала «Новый ковчег» священник Дмитрий Карпенко. Он убежден, что церковные журналисты должны называть вещи своими именами: эксплуатация религиозных символов присутствует везде, но она остается «кощунством, богохульством». Покритиковав также низкое качество подобных произведений, в частности, книги и фильма «Код да Винчи», о. Дмитрий призвал не уподобляться тем, кто сжигает книги о Гарри Потере (имеется в виду недавнее аутодафе, устроенное «Союзом православных хоругвеносцев"—прим. авт.). По мнению священника, нетрудно разобраться в мотивации того или иного автора: эпатаж ради денег или подлинные «поиски смысла».

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=16 449


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика