Русская линия
Русская линия25.09.2020 

Священномученик Иоанн Прудентов

Священномученик Иоанн Прудентов

Священномученик Иоанн родился 22 апреля 1868 г. в селе Большие Дорки Палехской волости Вязниковского уезда Владимирской губернии и происходил из древнего священнического рода, восходящего своими корнями ко времени правления Царя Алексея Михайловича Романова. Его прадед, дед, отец и сам он окончили Владимирскую семинарию. В семинарии была дана им и фамилия — Прудентов (от лат. разумный). Прадед — отец Павел Прудентов был преподавателем Владимирской Духовной семинарии. Во время пожара 1855 года, он, как духовник Успенского женского монастыря, «поспешил в монастырь, чтобы вынести из загоревшейся церкви мощи св. Авраамия, что и успел сделать с большою для себя опасностию. В это самое время его собственный дом со всем имуществом сгорел». Отец Павел — местночтимый Владимирский святой.

Отец будущего мученика, Александр Иосифович Прудентов, и мать, Мария Ивановна, дочь священника Иоанна Дмитриевича Богословского, поселились в Больших Дорках в 60-х годах XIX века. В 1868 г. они купили дом, который был построен в 1840 г. и принадлежал семье предыдущего священника, и перестроили его для себя. В 1891 г. Иван Александрович окончил Владимирскую Духовную семинарию, и поступил учителем в школу в селе Луконино Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1892 г. он женился на девице Клавдии, дочери священника Порфирия Никифоровича Смирнова, служившего в Преображенском храме в селе Доронино Пелгусовской волости Шуйского уезда Владимирской губернии. В их семье родилось восемь детей, которых он безмерно любил, но воспитывал строго.

В 1894 г. Иван Александрович был рукоположен во священника к Преображенскому храму на место своего тестя и прослужил здесь шесть лет. В это время умер его брат-священник, служивший в Больших Дорках, на месте ушедшего за штат отца, и отец Иоанн перешл служить в храм в Большие Дорки. Здесь он прослужил всю жизнь до своего ареста.

В приходе стараниями его отца, брата и его самого была открыта и успешно действовала церковно-приходская школа, имевшая большую библиоте­ку. Первоначально школа была открыта в 1887 г. как школа грамоты, в 1893 она была преобразована в церковно-приходскую школу. Одна их дочерей свя­щенника Иоанна Прудентова, Анна, окончив епархиальное училище во Вла­димире, стала в этой школе учительницей. Стараниями отца Иоанна при шко­ле были выстроены квартиры для учителей и общежитие на десять человек для учащихся из дальних деревень, где они оставались на ночлег в непогоду. В храме был один из лучших церковных хоров, не уступавший церковным хорам в Шуе и Палехе. Отец Иоанн много времени уделял обучению школьников пению, устраивая с ними регулярные спевки. С братом Василием они организовали в селе и детский хор, считавшийся лучшим в Вязниковском уезде.

Во время служения отца Иоанна для храма был приобретён большой ко­локол, средства для этого собирались всеми прихожанами, а недостающие отец Иоанн собирал у знакомых и незнакомых благодетелей. Колокол был отлит в Ярославле и стал достойным украшением храма. На Рождественские праздники отец Иоанн всегда устраивал для детей в школе ёлку, где они читали стихи и пели песни. Не оставлял своим попечением батюшка и взрослых: в селе регулярно проводились воскресные чтения, на которых собиралось всё взрослое население Дорков. Во время чтений отец Иоанн рассказывал обо всех, заслуживавших с его точки зрения внимания, событиях, происшедших в течение недели, для чего регулярно выписывал православные и патриотические газеты и журналы.

Благодаря своей ревностной пастырской деятельности, заботе о храме и благоговейному совершению богослужений, отец Иоанна заслужил большой авторитет не только в своем родном селе, но и в округе. Обращая внимание паствы на происходящее в духовной жизни человека, в жизни церковной, отец Иоанн уделял также много внимания и воспитанию в детях любви к отечеству. В тяжёлые годы Первой мировой войны ученики его школы связали для воинов двадцать три пары варежек, которые отец Иоанн передал через отца благочинного на фронт.

Отец Иоанн немало усилий прилагал для борьбы с пьянством. Дорковский помещик Оболдуев устроил в селе «питейное заведение», которое приносило ему большой доход. Крестьяне не устояли, потянулись в кабак. Батюшка ходил по деревням с проповедью, убеждая сельские общины вынести решение о закрытии кабака. Отец Иоанн обличал помещика перед уездными и губернскими властями, но Оболдуев имел «свою руку» при владимирском губернаторе. Тогда батюшка написал письмо с просьбой о молитвенной помощи отцу Иоанну Кронштадскому и вскоре получил от него утешительное письмо и резолюцию о содействии от председателя Совета министров С.Ю.Витте. Письмо Кронштадского пастыря хранилось в семье как святыня. Все советские годы оно висело в красном углу под иконами и пропало во время ограбления вместе с большей частью икон в 1978 году.

Духовная дружба связывала отца Иоанна Прудентова со священниками Павлом Светозаровым и Иоанном Рождественским, принявшими мученическую кончину в 1922 году. Сохранился молитвослов, подаренный отцу Иоанну отцом Павлом Светозаровым с дарственной надписью: «Для молитвенного назидания». Этот молитвослов был с батюшкой и в ссылке. Частыми гостями в доме Прудентовых были отец Василий Капацинский из-под Палеха, отец Михаил Аретинский, настоятель Преображенского храма в селе Пустошь, отец Василий Альбицкий, священник Троицкого храма селе Семёново-Высоково, отец Николай Смирнов (брат Клавдии Порфирьевны), священник Преображенского храма села М. Дорки, иерей Константин, священник села Афанасьевское. Все они были арестованы и отправлены в ссылку за исповедание своей веры и приняли мученическую кончину.

Протоиерей Иоанн Прудентов (1868-1937) с матушкой Клавдией Порфирьевной

Протоиерей Иоанн Прудентов с матушкой Клавдией Порфирьевной

После запрещения в 1917 г. преподавания Закона Божия в школе отец Иоанн стал вести уроки в домах прихожан. Часто ходил к детям за несколько километров в деревни Плешково и Киверниково. Но вскоре эти уроки запретили власти. В 1924 г. отец Иоанн был возведён в сан протоиерея.

Летом 1920 года в соседнем селе Пустошь произошло событие, косвенно послужившее поводом к первому аресту отца Иоанна.

В это время большевики проводили так называемую «продразвёрстку», в действительности — насильственно отнимали большую часть урожая у крестьян, которые и без того с трудом могли прокормить свои многочисленные семьи. Сказать, что в народе росло недовольство, значит, не сказать ничего, — крестьяне были измучены и озлоблены.

В жаркий июльский день 1920 года два большевика-агитатора ехали на велосипедах из Палеха в Шую. В соседнем с Дорками селе Пустошь они остановились, чтобы напиться воды из колодца. Было время сенокоса, с поля возвращались женщины с граблями и вилами, и большевики начали с ними разговор о достоинствах Советской власти. Убедить пустошенских крестьянок большевикам не удалось — спор скоро перешёл в брань, кончившуюся тем, что одного большевика разъярённые женщины вилами забили до смерти. Ударили в набат.

Из соседних сёл сбежались крестьяне, вооружённые сельскохозяйственными орудиями. Сын батюшки Александр, услышав зов колокола, тоже пошёл в Пустошь. Стал уговаривать народ не убивать второго большевика, а отпустить его с миром. Его послушали, большевика отпустили. Тот без оглядки умчал на своём велосипеде в Шую, но вскоре вернулся… с карательным отрядом. Красноармейцы расстреляли несколько безоружных людей, случайно встретившихся им на дороге и рапортовали о подавлении контрреволюционного мятежа в селе Пустошь.

Студенческую фуражку и пенсне Александра большевик хорошо запомнил; выяснили к тому же, что он — сын священника. Переодевшись и сняв фуражку, Александр ушёл в село Южа, к своему знакомому. К вечеру к дому отца Иоанна нагрянули верховые, допрашивали. Обыскав дом и окрестности, они уехали ни с чем. А Александр, прожив в Юже несколько дней, благополучно вернулся домой. Но оставаться в отеческом доме было уже небезопасно, и он поехал в Москву.

Этот случай, как и следовало ожидать, не остался для отца Иоанна без последствий. В 1930 году его пытались обвинить в участии в контрреволюционном мятеже в селе Пустошь, подстрекательстве и антисоветской агитации. Обвиняли в том, что это он ударил в набат.

20 октября 1930 года о. Иоанн был арестован. Из документов, хранящихся в архиве УФСБ города Иваново видно, что виновным в организации контрреволюционного мятежа отец Иоанн себя не признал, но комиссия посчитала крайне опасным его влияние на население. В обвинительном заключении есть ссылки на высказывания отца Иоанна и обвинителей: «В 1921 г. в момент изъятия церковных ценностей выступал в церкви перед верующими с призывом не отдавать советской власти ценности», «в церковной сторожке, где каждый праздник между обеднями собиралось много верующих, каждый раз он заводил разговоры о тяжёлой жизни крестьян в настоящее время, говорил, что советская власть развращает народ, а главное, юношество, и призывал верующих не слушать безбожников».

25 декабря 1930 года «тройка» Шуйского ОГПУ вынесла постановление: «Прудентова Ивана Александровича по статье 58/10 выслать в северный край на 3 года..», и он был отправлен в деревню Коломино Кривошеинского района Томской области. В ссылку к отцу Иоанну ездил с пере­дачами его младший сын Иван, который и рассказал родным в каких условиях голода и холода пришлось жить батюшке. Власти предлагали освобо­ждение взамен снятия с себя сана. Отец Иоанн не согласился, сказав: «Служу Богу моему, дондеже есмь!»

В сентябре 1932 г. жена отца Иоанна Клавдия Порфирьевна обратилась в Красный Крест к Е.П.Пешковой с ходатайством о досрочном освобождении мужа, в котором писала о его болезненным состоянии: «Он совершенно неспособен ни к какому труду, сам нуждается в посторонней помощи, страдает катаром желудка и болеет пороком сердца». Судьба прошения неизвестна.

В 1933 г. по окончании срока ссылки отец Иоанн вернулся домой. Ему шёл седьмой десяток, здоровье было полностью расстроено в ссылке. Средств к существованию — никаких. Ещё в 1929 году местный «Совет бедноты» вынес постановление о закрытии храмов и прекращении служб. Из священнического дома вынесли практически всё, хозяйственные постройки разобрали. Но местные власти не оставляли «бывшего служителя культа». Одно за другим посылали извещения о выполнении обязательств по поставке мяса и с/х продуктов государству. Двум старикам-инвалидам, всё хозяйство которых состояло из двух грядок в огороде и одной козы, предлагалось: «..в обязательном порядке выполнить твёрдое задание по заготовкам с 19 декабря 1934 года в трёхдневный срок: рожь — 192 кг, овёс — 320 кг, картофель — 1000 кг, сена — 40 пуд, шерсти — 2 кг. Кроме того, ежегодно мяса должно быть поставлено государству — 45 кг и 23 рубля — денежный налог». За недовыполнение «твёрдых заданий» в указанный срок власти грозили новым судом. На все прошения отца Иоанна отвечали крайне цинично. Унижения и издевательства, хождения по инстанциям продолжались вплоть до ареста в 1937 году.

Во ходе массовых гонений на верующих в конце тридцатых годов чекисты не забыли и о исповеднике Христовом из Больших Дорков, 15 сентября 1937 г. отец Иоанн был вновь арестован и заключён в тюрьму в городе Шуе. На допросе он подтвердил свои слова, что «пусть советская власть и чинит гонения на православную веру, мы в свою очередь должны бороться с этим гонением, вера существовала, существует и будет существовать. Если советская власть и закрывает храмы и требует уплаты непосильных налогов с нас, мы всё же должны бороться до конца своей жизни и разъяснять массам, что без рели­гии не будет житья не только священнослужителям, но и всем трудящимся. Раз мы созданы Богом, то и должны за Него бороться».

За такое твёрдое стояние в вере Особая тройка при УНКВД по Ивановской области приговорила исповедника к расстрелу. 22 сентября 1937 г. отец Иоанн был приговорён к расстрелу, и через три дня, 25 сентября расстрелян. По словам сотрудников УФСБ приговор был приведён в исполнение на пустыре деревни Балино близ города Иваново (ныне кладбище «Балино») 25 сентября 1937 года в 23:00.

Священномученик Иоанн прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 26 декабря 2002 г.

Сайт храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине

Сайт Палехского благочиния Кинешемской епархии

https://rusk.ru/st.php?idar=88190

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика