Русская линия
Русский вестникПротоиерей Олег Стеняев27.04.2007 

«Альфа-курс» и его душевредная практика
К вопросу об ангельских и иных языках

В «Русском Вестнике» (N 8, 2007) была опубликована статья священника Николая Чистова «Новые харизматики в русской церкви». Статья составлена отцом Николаем из разных экспертных заключений о деятельности печально известного «Альфа-Курса», причем почему-то без кавычек дан отрывок из моей экспертизы и даже без упоминания моего имени. Восполняя данный пробел, я и составил настоящую статью.

По поводу участия Миссионерского отдела в проекте «Альфа-Курс», я специально созвонился с Высокопреосвященнейшим Иоанном, архиепископом Белгородским и Старооскольским. На заданный мною вопрос: участвует ли Миссионерский отдел РПЦ МП в «Альфа-Курсе», владыка ответил, что данная программа им закрыта и на настоящий момент Миссионерский отдел никакого отношения к данной программе не имеет. Владыка Иоанн решительно осудил практику «Альфа-Курса». Особенно его поразило то, как часто альфа-курсисты всуе упоминали его имя и сам Миссионерский отдел. Я разделяю негодование его Высокопреосвященства.

К сожалению, мне не удалось созвониться по телефону с Отделом по взаимодействию с ВС РФ и другими отделами и учебными заведениями, проявлявшими интерес к данному более чем сомнительному неопятидесятническому курсу. Но мне представляется крайне сомнительным прямое участие церковных учреждений в программах «Альфа-Курса», скорее всего активность проявили отдельно взятые чиновники-функционеры имеющие прямое или косвенное отношение к церковным отделам.

Но поражает то, как быстро в наше время ради временных благ христиане прельщаются и отказываются от чистоты веры, пленяясь всякими новинами (нововведениями) и духом неообновленчества! Поманит ли какой-нибудь англиканин или католик или, хуже того, харизматик (неопятидесятник), предложит фунты стерлингов или доллары — и куда девается Православие у тех, которые вчера били себя в грудь и говорили: «Мы православные»! Поистине любое отступление от веры есть скандал коррупционный (!), так и слышится звон сребреников Иуды-предателя! Ересь и сектантство не есть процесс духовных метаний и исканий, Библия называет ереси делом плоти. Сказано: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси» (Гал. 5, 19−20). Почему такие явления, как волшебство (колдовство) и ереси (казалось бы, заблуждения сугубо религиозные, «духовные»), поставлены в один ряд с такими грубыми грехами плоти, как: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство… вражда, ссоры, зависть, гнев, распри»? Ответ очевиден: именно чрез вожделения плоти уловляются в ереси и магизм нравственно неустойчивые люди. Бывали в истории Церкви случаи, когда и епископы прельщались денежной наживой и отступали от чистоты веры. Так в южнорусских землях Малороссии возникла уния с римо-католиками. Прельщение нашло на некоторых архиереев, и, прельстившись папским золотом, отправились в Рим присягать на верность римскому папе от лица всей Русской Земли.

Св. Феодор Студит учил: «И епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а только следовать постановлениям и держаться прежнего… Не позволительно ни нашей церкви, ни другой, делать что-либо вопреки постановленным законам и правилам, потому что, если это будет дозволено, то тщетно евангелие, напрасны правила, и каждый во время своего епископства, если бы ему было дозволено делать то, что угодно ему со своими, будет новым евангелистом, иным апостолом, другим законодателем. Но нет"(1).

Сказано: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1, 8−9). — Эти слова означают, что в вопросах догматических не может быть никаких внутренних и тем более внешних авторитетов. Так эти слова истолковал и блаж. Феофилакт. Он пишет: «Итак, подвергая анафеме и себя, он (т. е. ап. Павел. — О. С.) отвергает всякий авторитет (то есть апостол, Павел считает единственным для себя авторитетом Самого Христа) и содружество в деле веры (т. е. согласие Отцов. — О. С.). Не говори мне, что твои апостолы проповедуют другое; я самого себя не пощажу, если не буду благовествовать (т. е. истинно. — О. С.). И говорит он это не в уничтожение апостолов, а желая заградить уста обольстителям и показать, что не признает авторитета, когда заходит речь о догматах».

Итак, нам необходимо оберегать «поле» нашей веры, где, как сказано в притче, зарыто сокровище (Мф. 13, 14). Тем более странно искать сокровище веры там, где ни Христос, ни апостолы не сеяли, т. е. в других верах, конфессиях и сектах. И те, которые дерзают так поступать, есть суть отступники от веры Отцов и лицемеры. Свят. Иоанн Златоуст писал: «Когда случится тебе видеть кого, который от своих замыслов побуждаемый, начнет противоречите божественному писанию; ты его отвратися яко от обезумленнаго: или паче не отвращайся, но милосердствуя о его невежестве, приведи ему от божественного писания"(2). Проявим и мы милосердие к заблудшим и коснемся вопроса, связанного напрямую с «Альфа-Курсом».

Рассмотрим вопрос о иных и ангельских языках, о которых говорится в новозаветных текстах и которые пытаются имитировать псевдо-православные харизматы.

Прежде всего надо обратить внимание на то, что ангельские языки как таковые ничего общего не имеют с т. н. глоссолалиями.

«Глоссолалия — практика необычного речевого поведения, характеризующаяся автоматизмом, экспрессией, эмоциональной насыщенностью, пограничными состояниями психики (транс, экстаз, галлюцинации и т. д.) и выражающаяся в форме непонятных для окружающих слов и словосочетаний, странных звуков. Сохраняющих фонетические и речевые признаки языка (структура, темп, ритм, частота и др.). Фонетически глоссолалии имеет сходство с лепетом, бормотанием"(3).

Глоссолалии — достаточно древнее явление, которое проявляется у шаманов, чревовещателей и спиритов. У спиритов глоссолалии называются языками мертвых. Шаманы Африки, Дальнего Востока и Северной Америки практикуют глоссолалии, употребляя дурманящие напитки, кружась на одном месте, куря травы наркотического действия или ощущая на себе некоего духа-«имплантата», который вселяется в них и начинает говорить на своем бесовском языке. Сохранилось свидетельство об экстатическом проявлении глоссолалий во время языческих мистерий в Египте 2 века до Рождества Христова. В мире эллинистического язычества этим странным психическим феноменом обладали дельфийские жрицы-прорицательницы, и прорицательницы-сивиллы в состояние экстаза от вселения в них демона тоже говорили невнятными языками. Входили глоссолалии и в дионисийские обряды пьяных оргий в эллинском мире. Многие маги и колдуны проявляли схожий дар чревовещания, о чем рассказывается в Книге Деяний 16-я глава с 16-го по 18-й стихи. Фригиец Монтан провозгласил себя во второй половине 2 века сосудом Духа Святаго, полагая, что его миссия заключается в подготовке Церкви ко Второму Пришествию. В прошлом Монтан был жрецом Кибелы, похоже, что там он и научился технике глоссолалий. В общинах монтанистов глоссолалии считали обязательным даром, сопутствующим т. н. «крещению Духом Святым». «Это движение, — как пишет проф. Болотов, — распространилось с значительною быстротою и охватило всю Фригию». Церковь осудила монтанистов и на Соборе Иконийском (вторая четверть 3 века) постановила обращающихся из монтанизма принимать в Церковь не иначе как через перекрещивание.

Далее проф. Болотов, пишет: «Есть даже известие, что они удерживались до 8 века, именно в 724-м году Лев Исаврийский издал закон, принуждавший монтанистов принимать православие. Применение этого закона пробудило такой фанатизм в сектантах, что некоторые из них сожгли себя заживо с своими молитвенными домами"(4). Так бесславно, актом массового самоубийства (страшнейшего из грехов) закончилась история древних харизматиков. Техник духовных возбуждений у монтанистов было много, так, например, сам Монтан рекомендовал для духовного всплеска чувств теребить свой нос большим пальцем правой руки и широко открывать рот. Причащались монтанисты, как пишет проф. Болотов, хлебом и сыром. Сам Монтан, не сумев обуздать свои сексуальные восторги и чувства, кастрировал сам себя (5).

Наблюдая вблизи одного из лидеров современных харизматиков, я обратил внимание на то, что он во время всего разговора показывал мне руками на фоне своего лица масонские знаки (жест циркуля) и теребил свой нос.

Глоссолалии были широко распространены среди катаров, хлыстов и духоборцев.

Оккультно-языческое происхождение глоссолалий, ничего общего не имеющих с апостольским даром языков, есть установленный факт, не вызывающий никакого сомнения.

Харизматики и пятидесятники называют такое бессвязное бормотание «ангельскими языками». Но что об этом говорит Библия?

Сказано: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). Итак! Молитва ангельскими языками, или молитва Духом Святым, есть именно воздыхания неизреченные. Т. е. такое молитвенное состояние, при котором речь как таковая отсутствует. Когда душа верующего, пораженная величием Создателя, замолкает и человек погружается в состояние т. н. умной молитвы, которая по сути своей есть именно созерцание величия Бога (воздыхания неизреченные).

Если говорить о так называемых иных, или человеческих, языках, то они суть явление конкретное и имели только временное значение.

Получение сего особого дара описывается в Книге Деяний святых апостолов. Сказано: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2, 4−11).

Как мы видим из прочитанного отрывка, иные, или человеческие, языки — это возможность говорить о великих делах Божьих на чужом (иностранном) языке, не уча его. Этот дар имел именно временное значение и назначение и прекратился, когда возникли национальные поместные общины. О том, что этот дар имел значение для работы с внешними (т. е. с неверующими иностранцами), говорит и сам ап. Павел. Он пишет: «Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих…» (1 Кор. 14, 22) Т. е. это знамение имело строго функциональное назначение — проповедь Святого Евангелия на языках других народов. И проблема коринфских христиан, о чем мы читаем в 1-м Послании к Коринфянам, 14-я глава, заключалась в том, что, имея этот дар, они демонстрировали его друг другу, но не использовали по назначению.

О временном назначении этого дара блаж. Августин писал: «В ранние времена Святой Дух изливался на верующих, и они говорили на языках, которых не учили, ибо Дух давал им дар речи. Это были знаки, приуроченные к времени. Потому что подобало, чтобы являлся этот знак Святого Духа на всех языках, чтобы засвидетельствовать, что Господне Евангелие будет проповедано на всех языках и во всех концах земли. Это было сделано для знамения, и это миновало. Ожидаем ли мы теперь, чтобы те, на кого будут возложены руки (во время конфирмации. — О. С.), заговорили на языках? Или когда мы возлагали свою руку на этих детей, ожидал ли каждый из нас, что они начнут говорить на языках? И, увидев, что они не говорят на языках (т. е. после конфирмации — О. С.), оказался ли кто из нас так развращен в своем сердце, чтобы сказать: «Они не получили Святого Духа»?"(6).

О даре иных языков в послеапостольскую эпоху о. Серафим (Роуз) писал: «После первого или, возможно, второго века в православных источниках о нем не упоминается, и он не засвидетельствован даже у великих Святых Отцов из египетских пустынь, которые были настолько преисполнены Духа Божия, что совершали многие поразительные чудеса, вплоть до воскрешения мертвых"(7).

Многочисленные лингвистические исследования т. н. «иных языков» у харизматиков и пятидесятников никогда не обнаруживали во время сеансов глоссолалий реальных иностранных, современных нам, и древних языков. Глоссолалия — именно несвязанные в слова звуки, визги, крики и бормотания.

В экспертном заключении катехизатора Андрея Киреленкова приводятся такие описания харизматических сеансов во время проведения так называемого «Альфа-Курса». Пережившие т. н. «крещение духом» описывают это состояние следующими словами: «Дух сошел на них… этих простых солдат; их трясло и бросало… Словно молния ударила в комнату и прошибла этих ребят»; еще одно свидетельство: «Дух… сошел на нас обоих с такой силой, что нас буквально затрясло»; «Дух вошел в меня… Моя грудь наполнилась воздухом, возникло ощущение, что я взлетаю. Воздействие было очень мощным. Я тяжело и прерывисто дышал. Потом начал кашлять… Кажется, и спустя час я все еще кашлял и задыхался. Не знаю, сколько это длилось. Наконец, я стал говорить себе 'Хватит уже'. Сила была так велика, что я больше не мог ее вмещать».

Само говорение т. н. «языками» описывается следующим образом: «Комната была наполнена звуками, напоминающими то ли джунгли, то ли фермерский двор. Там было много рычащих львов и мычащих быков; были там и ослы, и петухи, и птицы… Можно было услышать все, что можно только себе представить, любое животное».

Из этих свидетельств пострадавших от харизматических сеансов «Альфа-Курса» прежде всего обращает на себя внимание то, что люди испытывают вселение в себя некоего духовного «имплантата» и не могут сопротивляться его действию. Что является явным свидетельством бесовского происхождения этого духа. Ибо об истинном общении в Духе Святом сказано: «И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1 Кор. 14, 32−33). Здесь же мы наблюдаем именно пленение духом людей, подавление их воли, то, что не проявляет Дух Божий, оберегающий свободную волю человека.

Один мужчина, об этом тоже говорится в экспертном заключении А. Кириленко, пережил следующее пленение неким духом: «Я не мог понять, что происходит… Я не мог этого остановить… Пока они молились о дарах Духа, мою левую руку покалывало… Становилось все больней. Это было настоящее мучение… Я не знал, как это остановить, и это продолжалось весь вечер».

Такое состояние — невозможности контролировать духовные движения в своем теле — называется одержимостью. Когда человек, одержимый злым духом, оказывается под его полным контролем и властью.

Один из альфа-курсистов, беседуя с о. Даниилом Сысоевым, сказал ему: «Как же я могу получить злого духа, если я обращаюсь к Духу Святому». Несчастный юноша, наверное, никогда не читал следующих слов из Священного Писания: «Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали…» (2 Кор. 11, 4); и еще: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11, 13−15).

Беседуя с одним курсистом-харизматиком, я услышал от него следующее заявление: «Я совершенно не чувствую своего греха, я освободился от него».

Святые Отцы учат, что нечувствие и не видение собственных грехов — есть первый признак прелести.

Итак, несчастные харизматики даже не догадываются, какого духа они получили, что за демон имплантирован в их тело.

Как же некоторые православные оказались падкими на подобные бесовские поползновения? Ответ очевиден. Сказано: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1, 28).

Шаманы от НЛП (нейро-лингвистического программирования) на «Альфа-Курсе» требуют, чтобы молящийся «отключил разум, и молился бы только сердцем». Отключая разум и раскрывая свою душу навстречу неведомому духу, человек сам отдается во власть нечистым духам, полностью порабощающим его волю, разум и чувства. Предвидя такую опасность, ап. Павел предупреждал коринфских христиан: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14, 15).

Серьезное разочарование могут пережить современные нам харизматики в день Страшного Суда. Сказано: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22−23).

Сторонники «Альфа-Курса», почитайте в Интернете, какой восторг вызвал у пятидесятников и неопятидесятников факт проникновения харизматического движения в некоторые православные общины. Приведу всего лишь один из восторженных отзывов:

«Нет слов, просто — нет слов.

Главный Альфа-офис в России — у Союза Христиан Веры Евангельской (они же — главный куратор Альфа-проекта в России).

Статья в «КИФЕ» — просто прелесть: «крещения Духом и рождения свыше», молитва — таинство, крещение — «знак, а не реальность», «Это пространство, где каждый меньший больше самого лучшего из рожденных женами. От этого альфа-курс только выиграет. Более того, станет действительно не узко конфессиональным"…"огонь Пятидесятницы уникален и беспрецедентен» «глоссолалии"…

Ну, просто нет слов, как милостиво… теперь и у православных есть свое пятидесятничество. Достойный финал 15-и годам ничегонеделанья».

Проблема принявших в себя иного духа людей из числа ранее крещенных в православии заключается и в том, что, дав согласие на новое «нисхождение духа» (эпиклезу), они отказались от печатей Духа Святаго, преподаваемые каждому православному христианину после Святого Крещения в Таинстве Миропомазания. Т. е. совершили грех отречения от Духа Божия, о чем и сказано: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф. 12, 31). Посему их, как явно повреждающих учение о Третьем Лице Святой Троице и выдающих действия злых духов за действие Святаго Духа, должно воспринимать как еретиков 1-го чина.


(1) Письма к разным лицам. Печ. Спб. 1867 г. Стр. 185.
(2) Свят. Иоанн Златоуст. Спб. 1898 г. 4-й том, стр. 11.
(3) Религиоведение, энциклопедический словарь, стр. 239.
(4) Проф. Болотов, т. 3, стр. 381−384.
(5) Там же.
(6) Проповеди на Иоанна, 6, 10.
(7) ''Православие и религия будущего'', 7-я глава, 3-й подпункт.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика